Романтизм и реализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 13:26, реферат

Описание работы

В странах с мощным национально-освободительным движением (Ирландия, Италия) романтизм долгие годы сохранял ведущее место! Именно в романтических жанрах находил отражение пафос освободительной борьбы. В Ирландии даже создалась парадоксальная ситуация: когда в 60-х годах XIX века появились первые реалистические произведения, ирландская критика сразу отвергла их как измену национальной традиции. В литературе США почти весь XIX век прошел под знаком романтизма.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ 3
2. Реализм. Реалистический социально-психологический роман
Стендаль. Роман "Красное и черное" 4
3. Романтизм. Романтический герой в западноевропейской литературе
Квазимодо, Клод Фролло. Характеристика персонажей романа Гюго "Собор Парижской Богоматери" 8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

 

 

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАБИДУЛЛИНОВА ВИКТОРИЯ ВИТАЛЬЕВНА

СТУДЕНСТКА 1 КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               ПРОВЕРИЛ: МИНАЕВ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ

 

 

 

 

2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                    3

        2.    Реализм. Реалистический социально-психологический роман     

             Стендаль. Роман "Красное и черное"                                                                           4

       3.  Романтизм. Романтический герой в западноевропейской литературе

       Квазимодо, Клод Фролло. Характеристика персонажей романа  Гюго "Собор                                                     Парижской Богоматери"                                                                                                             8

     4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                10

     5. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                              11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДДЕНИЕ

 

 

В странах с мощным национально-освободительным движением (Ирландия, Италия) романтизм долгие годы сохранял ведущее место! Именно в романтических жанрах находил отражение пафос освободительной борьбы. В Ирландии даже создалась парадоксальная ситуация: когда в 60-х годах XIX века появились первые реалистические произведения, ирландская критика сразу отвергла их как измену национальной традиции. В литературе США почти весь XIX век прошел под знаком романтизма.

Таким образом, на определенном этапе общественного развития именно романтический метод отвечал духовным чаяниям и исканиям многих художников и поэтов. Искусствоведы приводят такой факт. Три дня Июльской революции 1830 года явили много примеров беззаветного мужества и самоотверженности. Так, восставшие не могли прорваться через один мост, и тогда юноша, назвавший себя Арколем, бросился вперед под огнем королевской гвардии, увлек за собой весь отряд через мост, и вскоре над ратушей взвился флаг победителей. Э. Делакруа, узнав об этом, сделал выразительный реалистический рисунок. И все же он не превратил этот рисунок в картину, а написал романтическую «Свободу на баррикадах» — именно этот условно-обобщенный образ, а не эпизод с Арколем лучше всего выражал по его замыслу пафос революции.

Но в те же 30-е годы XIX века в европейских литературах, прежде всего в России, Франции и Англии, утверждались принципы реализма. Реализм не просто сменил романтизм. Во Франции битвы романтиков с классицистами и появление первых романов Стендаля и Бальзака были отделены всего 2—3 годами. Романтизм и реализм сосуществовали. (Вспомним даты: 1830 год—«Красное И черное» Стендаля, 1831 год — «Собор Парижской богоматери» Гюго и «Шагреневая кожа» Бальзака.) При этом Гюго пережил Бальзака на 35 лет и опубликовал свой последний романтический роман «93 год» в 1874 году!

Романтические произведения появляются во второй половине века и в других странах. Можно вспомнить раннего Ибсена (60-е гиды) или роман бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1867).

В Германии в 30—40-е годы шла ожесточенная полемика с романтизмом, эпоха расцвета которого (первые 30 лет века) была уже позади. Но, казалось бы, поверженный и окончательно разоблаченный романтизм вновь заявил о себе во второй половине иска в драматургии Р. Вагнера, а в известной мере и в новеллистике 50—60-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Реализм. Реалистический социально-психологический роман

Стендаль. Роман "Красное и черное"

Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783–1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века. Печататься он начал в 1815 году, когда жил в Италии в качестве отставного офицера наполеоновской армии, и в двадцатые годы, вернувшись во Францию, опубликовал трактаты "О любви" (1822 г.), "Расин и Шекспир" (1823–1825 гг.), в которых ратовал за "истинный романтизм", то есть реализм. Стендаль — уникальный пример писателя, разработавшего творческую лабораторию еще до создания своих главных романов, которые последовали в тридцатые годы: "Красное и черное" (1830 г.), "Красное и белое, или Люсьен Левен" (1837 г.) — не завершен и при жизни не опубликован, "Пармская обитель" (1839 г.). Эти романы настолько обогнали свое время, что не были по достоинству оценены современниками, и история полностью подтвердила правоту Стендаля, считавшего, что признание придет к нему только в ХХ веке.

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное". Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах. Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: "Правда, горькая правда". Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Очень показательно для реалистического романа XIX века начало "Красного и черного". Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа. Неспешно, постепенно автор ткет основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля. На первой же странице автор рисует красоту окрестных мест, к которой слепы жители Верьера, зачумленного атмосферой мелкого барышничества. Никогда раньше предметом художественной литературы не становилось описание промышленного производства; Стендаль же называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, "мюлузских набоек" и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера руководит один принцип — "приносить доход", и в этом городке чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель.

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами. У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в "низших" классах Французской революцией: "он был сделан из того же материала, что титаны 93 года". Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера: г-жа де Реналь умоляет его не оставить в случае революции ее детей, чувство Матильды пробуждается вопросом "уж не Дантон ли это", и она мечтает играть при Жюльене роль г-жи Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе.

Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки. Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего: в семинарии он, неверующий, разыгрывает набожность, у маркиза де ла Моля он, республиканец, выполняет поручения ультрамонархической партии. День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам. Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Информация о работе Романтизм и реализм