МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ
КАБИДУЛЛИНОВА ВИКТОРИЯ
ВИТАЛЬЕВНА
СТУДЕНСТКА 1 КУРСА
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РЕФЕРАТ
РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ
ПРОВЕРИЛ: МИНАЕВ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ
2015
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ 3
2. Реализм. Реалистический социально-психологический
роман
Стендаль. Роман "Красное и черное"
4
3. Романтизм. Романтический герой в
западноевропейской литературе
Квазимодо, Клод Фролло. Характеристика
персонажей романа Гюго "Собор
Парижской Богоматери"
8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10
5. СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
11
1.ВВЕДДЕНИЕ
В странах с мощным
национально-освободительным движением
(Ирландия, Италия) романтизм долгие годы
сохранял ведущее место! Именно в романтических
жанрах находил отражение пафос освободительной
борьбы. В Ирландии даже создалась парадоксальная
ситуация: когда в 60-х годах XIX века появились
первые реалистические произведения,
ирландская критика сразу отвергла их
как измену национальной традиции. В литературе
США почти весь XIX век прошел под знаком
романтизма.
Таким образом, на
определенном этапе общественного развития
именно романтический метод отвечал духовным
чаяниям и исканиям многих художников
и поэтов. Искусствоведы приводят такой
факт. Три дня Июльской революции 1830 года
явили много примеров беззаветного мужества
и самоотверженности. Так, восставшие
не могли прорваться через один мост, и
тогда юноша, назвавший себя Арколем, бросился
вперед под огнем королевской гвардии,
увлек за собой весь отряд через мост,
и вскоре над ратушей взвился флаг победителей.
Э. Делакруа, узнав об этом, сделал выразительный
реалистический рисунок. И все же он не
превратил этот рисунок в картину, а написал
романтическую «Свободу на баррикадах»
— именно этот условно-обобщенный образ,
а не эпизод с Арколем лучше всего выражал
по его замыслу пафос революции.
Но в те же 30-е годы
XIX века в европейских литературах, прежде
всего в России, Франции и Англии, утверждались
принципы реализма. Реализм не просто
сменил романтизм. Во Франции битвы романтиков
с классицистами и появление первых романов
Стендаля и Бальзака были отделены всего
2—3 годами. Романтизм и реализм сосуществовали.
(Вспомним даты: 1830 год—«Красное И черное»
Стендаля, 1831 год — «Собор Парижской богоматери»
Гюго и «Шагреневая кожа» Бальзака.) При
этом Гюго пережил Бальзака на 35 лет и
опубликовал свой последний романтический
роман «93 год» в 1874 году!
Романтические произведения
появляются во второй половине века и
в других странах. Можно вспомнить раннего
Ибсена (60-е гиды) или роман бельгийского
писателя Шарля де Костера «Легенда об
Уленшпигеле» (1867).
В Германии в 30—40-е
годы шла ожесточенная полемика с романтизмом,
эпоха расцвета которого (первые 30 лет
века) была уже позади. Но, казалось бы,
поверженный и окончательно разоблаченный
романтизм вновь заявил о себе во второй
половине иска в драматургии Р. Вагнера,
а в известной мере и в новеллистике 50—60-х
годов.
2.Реализм. Реалистический
социально-психологический роман
Стендаль. Роман "Красное
и черное"
Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль,
1783–1842 гг.) принадлежал к первому этапу
французского реализма. Его творчество
— прямое связующее звено между Просвещением
и реализмом XIX века. Печататься он начал
в 1815 году, когда жил в Италии в качестве
отставного офицера наполеоновской армии,
и в двадцатые годы, вернувшись во Францию,
опубликовал трактаты "О любви" (1822
г.), "Расин и Шекспир" (1823–1825 гг.),
в которых ратовал за "истинный романтизм",
то есть реализм. Стендаль — уникальный
пример писателя, разработавшего творческую
лабораторию еще до создания своих главных
романов, которые последовали в тридцатые
годы: "Красное и черное" (1830 г.), "Красное
и белое, или Люсьен Левен" (1837 г.) — не
завершен и при жизни не опубликован, "Пармская
обитель" (1839 г.). Эти романы настолько
обогнали свое время, что не были по достоинству
оценены современниками, и история полностью
подтвердила правоту Стендаля, считавшего,
что признание придет к нему только в ХХ
веке.
История реализма XIX столетия
начинается с публикации сразу после Июльской
революции 1830 года романа "Красное и
черное". Подзаголовок романа — "Хроника
XIX столетия", и это "хроника" прежде
всего в смысле принципов организации
повествования, которое развивается стремительно,
без ретроспективных сцен, при почти полном
отсутствии описаний. Кроме того, что,
подобно средневековой хронике, Стендаль
сосредоточивается лишь на важнейших
событиях в жизни своих героев, термин
"хроника" подчеркивает и документальную
основу романа. Сюжет его автор заимствовал
из действительности. Во французских газетах
двадцатых годов широко освещались скандальные
судебные процессы молодых людей низкого
происхождения, которые пытались войти
в общество, женившись на богатых невестах.
Так, сын крестьянина Антуан Берте стал
воспитателем детей состоятельного господина
Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре
ему пришлось покинуть это место, и в другом
доме ему удалось стать женихом дочери
дворянина. Когда отец невесты запросил
рекомендации от его прежних хозяев, госпожа
Мишу написала письмо, следствием которого
стало изгнание Берте, за что он и выстрелил
в свою прежнюю возлюбленную в церкви.
Аналогичная история произошла с краснодеревщиком
Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль,
разумеется, не рисует портретов этих
злосчастных молодых людей, сюжет романа
типизирует события действительности.
Эпиграфом к роману стоят слова
деятеля Французской революции Ж. Дантона:
"Правда, горькая правда". Стендаль
подчеркивает этим эпиграфом и новую,
небывалую прежде степень правдивости,
нелицеприятности своего произведения,
и связь его проблематики с революционной
эпохой.
Очень показательно для реалистического
романа XIX века начало "Красного и черного".
Стендаль как будто не спешит ввести читателя
в гущу изображаемых событий, сразу познакомить
с героями романа. Неспешно, постепенно
автор ткет основу реалистического повествования,
сочетая общеизвестные географические,
экономические факты с вымышленными. На
карте Франции нет городка Верьер, где
начинается действие романа, но неотразима
его убедительность у Стендаля. На первой
же странице автор рисует красоту окрестных
мест, к которой слепы жители Верьера,
зачумленного атмосферой мелкого барышничества.
Никогда раньше предметом художественной
литературы не становилось описание промышленного
производства; Стендаль же называет источники
доходов жителей городка: лесопилки, производство
популярных тканей, "мюлузских набоек"
и гвоздильная фабрика, принадлежащая
мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера
руководит один принцип — "приносить
доход", и в этом городке чужим для всех
кажется главный герой романа Жюльен Сорель.
Жюльен Сорель, сын плотника,
начинает подниматься по ступеням социальной
лестницы: сначала он становится гувернером
в доме г-на де Реналя, затем семинаристом,
затем секретарем могущественного маркиза
де ля Моля и, наконец, женихом его дочери,
блестящим гвардейским офицером г-ном
де ля Верне — вот ступени стремительной
карьеры Жюльена, завершающейся трагическим
концом, его казнью.
Жизнь Жюльена наполнена и яркими
внешними событиями, и нравственными,
психологическими приключениями. По складу
личности он близок романтическому герою:
он наделен огромной энергией, феноменальными
способностями, гордым характером, железной
волей, пылким воображением. В любом обществе
Жюльен оказывается выше всех окружающих.
В нем — романтически предельное развитие
всех черт и качеств, но изображен он не
как романтический герой. Эта концентрация
природных способностей в образе Жюльена
объяснена бытовыми, историческими и политическими
обстоятельствами. У Стендаля, в отличие
от романтиков, чисто аналитический подход
к чувствам, и в образе Жюльена он показывает,
какая огромная энергия была высвобождена
в "низших" классах Французской революцией:
"он был сделан из того же материала,
что титаны 93 года". Все остальные герои
смотрят на него как на потенциального
революционера: г-жа де Реналь умоляет
его не оставить в случае революции ее
детей, чувство Матильды пробуждается
вопросом "уж не Дантон ли это", и
она мечтает играть при Жюльене роль г-жи
Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен
ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон,
сын революции, воплощение его честолюбивых
грез. Но действие романа разворачивается
во Франции эпохи Реставрации; для человека
с происхождением Жюльена возможности
карьеры наполеоновских маршалов закрыты,
и, остро ощущая несоответствие между
своими способностями и своим положением,
он решает проложить себе дорогу наверх
любой ценой. Он верит, что один против
всего враждебного мира он добьется высокого
положения в обществе.
Честолюбие становится руководящей
страстью Жюльена; само по себе честолюбие
— качество, в котором проявляется живость,
пыл души, но герой поставлен в такие условия,
что честолюбие толкает его на низкие
поступки. Презирая свое окружение, он
заставляет себя поступать в угоду ему,
выполняет все, что ожидают от него сильные
мира сего: в семинарии он, неверующий,
разыгрывает набожность, у маркиза де
ла Моля он, республиканец, выполняет поручения
ультрамонархической партии. День за днем
он убивает в себе честность, великодушие
и воспитывает те качества, которые необходимы,
чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм,
лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить
их своим интересам. Вот основное противоречие
в образе героя и основной психологический
конфликт романа — борьба природного
благородства с чертами, обусловленными
временем, с тем, что ему диктует в существующих
условиях честолюбие.
Честолюбие толкает его на путь
лицемерия и подлости; своим учителем
Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он
вслух произносит только то, во что сам
не верит, и запрещает себе высказывать
свои истинные мысли. Он последовательно
вытравляет в себе все лучшее, возвышенное,
на каждом шагу изменяет самому себе.
Таков он и в любви. Он вступает
в связь с г-жой де Реналь исключительно
по честолюбивым соображениям, чтобы доказать
самому себе возможность победы над аристократкой.
Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии
военной схватки, боя, и далеко не сразу
начинает отвечать на искреннее чувство
Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль
дает иллюстрацию своей концепции истинной
страсти; на короткое время истинная страсть
покоряет Жюльена. Но эта возвышенная
страсть не имеет силы в особняке де ла
Моль, где в истории Жюльена и Матильды
Стендаль описывает любовь-тщеславие.
Здесь у обоих любящих любовь идет от головы,
она построена на расчете, и их взаимоотношения
строятся на том, чтобы как можно глубже
уязвить гордость друг друга и тем самым
привязать друг друга к себе покрепче.
По мере того, как Жюльен успешно
делает карьеру, все выше поднимается
по социальной лестнице, все больше черствеет
его душа. Когда неблагоприятное письмо,
написанное г-жой де Реналь по указке ее
духовника, лишает его возможности жениться
на Матильде, он в холодной ярости скачет
в Верьер и в церкви стреляет в женщину,
которая разрушила его карьеру.
Этот святотатственный выстрел
в церкви возвращает Жюльену способность
морального суждения о себе самом. В безансонской
тюрьме он переживает духовное очищение,
просветление, возвращение к самому себе.
Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем
с новой силой, и время накануне казни,
когда во время свиданий с ней он вспоминает
их любовь, — самое спокойное и счастливое
время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается
от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям.
Он не пытается оправдаться, он теперь
прямо высказывает свои взгляды: в нем
судят плебея, посмевшего взбунтоваться
против установленного общественного
порядка, и после такого политического
заявления все усилия Матильды, направленные
на спасение Жюльена, пропадают втуне.
Жюльен мужественно ведет себя на процессе
и спокойно принимает смертный приговор:
та жизнь, которая для него возможна в
качестве мужа Матильды, утратила для
него всякую привлекательность, он уже
сполна доказал себе свои возможности
и пришел к признанию собственных границ.
Смерть для него — и искупление собственной
вины, и отказ от дальнейшего участия в
схватке амбиций, признание своей непримиримости
с законами этого мира.
История Жюльена Сореля могла
произойти только во Франции эпохи Реставрации;
специфика его столкновения со своим обществом,
временем целиком обусловлена эпохой.
Политика пронизывает всю концепцию, все
сцены романа. В "Красном и черном"
три основных места действия — дом г-на
де Реналя, безансонская семинария и парижский
особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной
буржуазии, католическая церковь и родовая
знать — три социальные силы, составлявшие
опору режима Реставрации. Если бы Жюльен
действовал только в одной из них, картина
французского общества эпохи Реставрации
была бы неполной. "Красное и черное"
вбирает в себя все социальное пространство
Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры
героя проводят его через все основные
социальные слои и дают автору возможность
обрисовать панораму общества.