Романтизм и реализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 13:26, реферат

Описание работы

В странах с мощным национально-освободительным движением (Ирландия, Италия) романтизм долгие годы сохранял ведущее место! Именно в романтических жанрах находил отражение пафос освободительной борьбы. В Ирландии даже создалась парадоксальная ситуация: когда в 60-х годах XIX века появились первые реалистические произведения, ирландская критика сразу отвергла их как измену национальной традиции. В литературе США почти весь XIX век прошел под знаком романтизма.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ 3
2. Реализм. Реалистический социально-психологический роман
Стендаль. Роман "Красное и черное" 4
3. Романтизм. Романтический герой в западноевропейской литературе
Квазимодо, Клод Фролло. Характеристика персонажей романа Гюго "Собор Парижской Богоматери" 8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.93 Кб (Скачать файл)

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией "всеведающего автора", при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.

Если у Стендаля рассказана карьера исключительного героя, не удавшаяся именно в силу его исключительности, то вклад Бальзака в "роман карьеры" в обращении к более типичным случаям, в более универсальной постановке проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Романтизм. Романтический герой в западноевропейской литературе

Квазимодо, Клод Фролло. Характеристика персонажей романа Гюго "Собор Парижской Богоматери".

 

 

Из народной толпы вокруг собора выходят главные герои романа. В основе сюжета — традиционный любовный треугольник, любовная мелодрама. Образы всех главных героев созданы в соответствии с теорией романтического гротеска Гюго, то есть основаны на гиперболе, преувеличении, концентрации черт; автор не только контрастно противопоставляет персонажей друг другу, но и образ каждого персонажа строится на контрасте внешних черт и внутренних душевных свойств. Первым читатель знакомится с Квазимодо, звонарем собора Богоматери. В начале романа происходят выборы короля уродов, "папы шутов", и в соревновании со всеми, кто корчит страшные рожи, побеждает природное лицо Квазимодо — неестественная, застывшая гротесковая маска. Поначалу его внешности соответствует его полуживотное мировосприятие. Квазимодо дает голос собору, "вливает жизнь в это необъятное здание".

Собор для Квазимодо — родной дом, ведь он подкидыш, найденный в яслях для подкидышей собора. Архидьякон собора Клод Фролло воспитал маленького глухого уродца и сделал его звонарем, и в этом занятии проявляется талант Квазимодо. Для него звон колоколов выливается в симфонию звуков, с его помощью собор разговаривает с горожанами. Но горожане видят в на редкость отвратительном звонаре только ошибку природы. Для всех он "чертов" звонарь, который будит людей по ночам, а те, кто видел его карабкающимся, как обезьяна, по отвесным башням собора, и вовсе считают его дьяволом либо ожившей химерой с башен собора. Внешность Квазимодо пробуждает в людях отвращение, и от человеческой враждебности он прячется за высокими стенами своего отчего дома — собора. Собор в средневековой культуре — символическое воплощение целого мира, заменяющий собой целый внешний мир для Квазимодо. Одновременно его надежные стены становятся для Квазимодо крепостью, в которой он томится одиночеством. Стены собора и редкостное уродство надежно отделяют его от людей. В невнятной, непроясненной душе Квазимодо прекрасное пробуждается под влиянием вспыхнувшей в нем любви к Эсмеральде. В романтизме любовь — движущая сила человеческой души, и Квазимодо становится человечным, возвышенно-благородным под ее воздействием. Образ Квазимодо построен на контрасте безобразной внешности (романтики первыми в мировой литературе проявили интерес к безобразному, в этом сказалось расширение сферы эстетически значимого в искусстве романтизма) и альтруистичной, прекрасной души. Он воплощает в романе душу собора и шире – дух народного средневековья.

Соперник Квазимодо в страсти к Эсмеральде — его воспитатель, Клод Фролло. Этот образ — одно из интереснейших созданий Гюго-романтика. Это самый современный по типу личности из всех героев романа. С одной стороны, Клод Фролло — суровый религиозный фанатик, аскет, деспот, последовательно вытравляющий из себя все человеческое; в этом проявляется его средневековый, мрачный фанатизм. С другой стороны, ценой постоянной работы над собой он стал самым ученым человеком среди своих современников, он постиг все науки, но нигде не нашел истины и успокоения, и его беспокойный душевный разлад с самим собой – черта человека Нового времени, черта романтического героя. По гордости и силе характера священник Клод Фролло не уступит пирату Конраду, ему свойственно то же презрение к жалким людям, составляющим человечество, это еще один вариант романтического героя-индивидуалиста. Как и корсар, Клод Фролло бежит от людского общества, он замыкается в своей келье в соборе. Он с подозрением относится к плотской природе человека, но автор заставляет этого ученого-схоласта испытать настоящую страсть к Эсмеральде. Огонь этой страсти он воспринимает как пожирающий его адский, греховный огонь; его унижает, что предметом его необоримой страсти стала уличная плясунья. Полюбив, Клод Фролло переосмысляет всю свою прошлую жизнь. Он разочаровывается в своих занятиях наукой, начинает сомневаться в своей вере. Но он открывает, что любовь, в душе обычного, нормального человека рождающая ответное чувство, в душе священника порождает что-то чудовищное. Искаженная, уродливая любовь Клода Фролло выливается в чистую ненависть, в беспредельную злобу. Священник превращается в демона. Автор полемизирует с одним из основных положений католицизма о необходимости подавления естественных влечений человека. Злодеяния Клода Фролло оказываются его несчастьем: "Ученый — я надругался над наукой; дворянин — я опозорил свое имя; священнослужитель — я превратил требник в подушку для похотливых грез; я плюнул в лицо своему богу!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно говорить о преемственности от романтизма к реализму, ибо главные его художественные открытия были сделаны в первой четверти века (байроническая поэма, исторический роман В. Скотта, новеллы-сказки немецких романтиков, в том числе Гофмана, необычайный взлет романтической лирики в ряде стран).

Глубокое проникновение в сложный духовный мир человека: преодоление того метафизического противопоставления добра и яла, которое было характерно для многих просветителей; историзм; пристальное внимание к колориту — национальному, географическому — все эти завоевания романтизма обогащали художественное зрение реалистов. Можно сказать, что реализм XIX века не мог быть простым возвращением к реализму XVIII века уже потому, что между ними пролегла эпоха новаторства романтиков. В данном случае несущественно, что сами реалисты могли резко отмежевываться от романтиков: «Даже когда опыт предшественников в острой полемике отвергается, писатель, часто даже не сознавай этого, впитывает в себя какую-то часть этого опыта. Так, завоевания психологического реализма XIX века (Стендаля, Толстого, Достоевского) были, несомненно, подготовлены романтиками, их пристальным вниманием к личности, к душевным переживаниям» .

Не следует забывать, что романтизм и критический реализм XIX века исходили из одной общей посылки: неприятия буржуазного общества. И если Ф.Энгельс, перечитывая Бальзака, воскликнул: «И какая смелость!  Какая революционная диалектика в  его поэтическом правосудии!» , то эти слова, конечно, в первую очередь относятся к критическому реализму XIX века.

Но «поэтическое правосудие» по-своему осуществляли и романтики. Какие обличительные строки мы находим у Шелли в его «Песне людям Англии», в его «Королеве Маб»! Сколько глубокого прозрения в истории гофмановского Цахеса, обладающего тремя золотыми полосками и потому нагло присваивающего достоинства  других! Золото Рейна — источник неисчислимых бедствий, прочима гибели героя; золото, порождающее цепь преступлений,— разве не поднимается Р. Вагнер до высочайшего обобщения?

Но, конечно, реалисты сделали огромный шаг в сравнении с романтиками: они не мистифицировали буржуазное общество, они сорвали с него маски. Потребовался известный общественный опыт, чтобы реально оценить причины и следствия, «и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения» —как сказано в «Манифесте Коммунистической партии».

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.

2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994.– 384 с.

3.  Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г.

4.  Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.

5.  Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. - С.86-97

6.   Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с.

 

 

 


Информация о работе Романтизм и реализм