Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 13:26, реферат
В странах с мощным национально-освободительным движением (Ирландия, Италия) романтизм долгие годы сохранял ведущее место! Именно в романтических жанрах находил отражение пафос освободительной борьбы. В Ирландии даже создалась парадоксальная ситуация: когда в 60-х годах XIX века появились первые реалистические произведения, ирландская критика сразу отвергла их как измену национальной традиции. В литературе США почти весь XIX век прошел под знаком романтизма.
ВЕДЕНИЕ 3
2. Реализм. Реалистический социально-психологический роман
Стендаль. Роман "Красное и черное" 4
3. Романтизм. Романтический герой в западноевропейской литературе
Квазимодо, Клод Фролло. Характеристика персонажей романа Гюго "Собор Парижской Богоматери" 8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Можно говорить о преемственности от романтизма к реализму, ибо главные его художественные открытия были сделаны в первой четверти века (байроническая поэма, исторический роман В. Скотта, новеллы-сказки немецких романтиков, в том числе Гофмана, необычайный взлет романтической лирики в ряде стран).
Глубокое проникновение в сложный духовный мир человека: преодоление того метафизического противопоставления добра и яла, которое было характерно для многих просветителей; историзм; пристальное внимание к колориту — национальному, географическому — все эти завоевания романтизма обогащали художественное зрение реалистов. Можно сказать, что реализм XIX века не мог быть простым возвращением к реализму XVIII века уже потому, что между ними пролегла эпоха новаторства романтиков. В данном случае несущественно, что сами реалисты могли резко отмежевываться от романтиков: «Даже когда опыт предшественников в острой полемике отвергается, писатель, часто даже не сознавай этого, впитывает в себя какую-то часть этого опыта. Так, завоевания психологического реализма XIX века (Стендаля, Толстого, Достоевского) были, несомненно, подготовлены романтиками, их пристальным вниманием к личности, к душевным переживаниям» .
Не следует забывать, что романтизм и критический реализм XIX века исходили из одной общей посылки: неприятия буржуазного общества. И если Ф.Энгельс, перечитывая Бальзака, воскликнул: «И какая смелость! Какая революционная диалектика в его поэтическом правосудии!» , то эти слова, конечно, в первую очередь относятся к критическому реализму XIX века.
Но «поэтическое правосудие» по-своему осуществляли и романтики. Какие обличительные строки мы находим у Шелли в его «Песне людям Англии», в его «Королеве Маб»! Сколько глубокого прозрения в истории гофмановского Цахеса, обладающего тремя золотыми полосками и потому нагло присваивающего достоинства других! Золото Рейна — источник неисчислимых бедствий, прочима гибели героя; золото, порождающее цепь преступлений,— разве не поднимается Р. Вагнер до высочайшего обобщения?
Но, конечно, реалисты сделали огромный шаг в сравнении с романтиками: они не мистифицировали буржуазное общество, они сорвали с него маски. Потребовался известный общественный опыт, чтобы реально оценить причины и следствия, «и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения» —как сказано в «Манифесте Коммунистической партии».
1. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998 г.
2. Ерасов Б.С.Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994.– 384 с.
3. Культурология. Курс лекций под ред. А.А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998 г.
4. Культурология / Под ред. А.Н. Марковой М., 1998 г.
5. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. - С.86-97
6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997. - 344 с.