Сатира в творчестве В.В. Маяковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Целью моей работы является:
Рассказать, как восприняли В.В.Маяковского критики и читатели.
Узнать особенности сатиры В.В.Маяковского.
Проблема поэта и поэзии
Узнать о сатирических произведениях В.В.Маяковского о Боге

Содержание работы

Введение
Цели…………………………………………………………………...3
Задачи…………………...…………………………………………….3
Актуальность темы…………………………………………………..3
2. Обзор статей ………………………………………………….………...4
3. Особенности сатиры В.В. Маяковского……………………………5
4. Проблема поэта и поэзии ………………………………………….….7
5. Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского…………………..11
6. Заключение……………………………………………………………..16
7. Список использованной литературы……………………………....17

Файлы: 1 файл

литра.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 316

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

 

 

 

Реферат по литературе

Тема: «Сатира в творчестве В. В. Маяковского»

 

 

 

 

 

Работа выполнена 

Ученицей 10 Б класса

Алексеевой Анастасии

Учитель Смирнова И.О.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012-2013

 

Содержание

 

  1. Введение
    • Цели…………………………………………………………………...3
    • Задачи…………………...…………………………………………….3
    • Актуальность темы…………………………………………………..3

2. Обзор статей ………………………………………………….………...4

3. Особенности  сатиры В.В. Маяковского………………………….…5

4. Проблема поэта  и поэзии ………………………………………….….7

     5. Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского…………………..11

     6. Заключение……………………………………………………………..16

    7. Список использованной литературы……………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для своего реферата я выбрала тему: «Сатира в творчестве В.В.Маяковского». По моему мнению, Владимир Владимирович Маяковский был, есть и будет одним из самых выдающихся русских сатириков. Он стал связующим звеном между «серебряным веком» русской поэзии и советской эпохой ее развития. Фигура неоднозначная в мировой литературе. Его любят и ненавидят. Им восхищаются и его презирают. Он как никто другой смог раскрыть всю «дрянь» советского государства. Маяковский не побоялся писать всё о чем он думает, он смог выйти за рамки приличия, чтобы донести до народа всю суть их ничтожного существования.

...Своими  быстрыми ногами Маяковский ушагал  далеко за нашу современность  и где-то, за каким-то поворотом,  долго еще нас будет ждать. (Из статьи «Эпос и лирика современной России»)

Целью моей работы является:

  1. Рассказать,  как восприняли В.В.Маяковского критики и читатели.
  2. Узнать особенности сатиры В.В.Маяковского.
  3. Проблема поэта и поэзии
  4. Узнать о сатирических произведениях В.В.Маяковского о Боге

Для достижения этой цели я  должна выполнить следующие задачи:

  1. Проанализировать критические статьи посвященные Владимиру Маяковскому.
  2. Проанализировать сатирические стихотворения В.В.Маяковского, чтобы выявить особенности его творчества.
  3. Проанализировать стихотворения, темой которых является «Проблема поэта и поэзии».
  4. Проанализировать стихотворения и поэмы, в которых высказывается отношение В.В.Маяковского к Богу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор Статей

 

“Как-то так получилось, что всю жизнь  я работал не над тем,

чтобы делать красивые вещички и ласкать  человеческое ухо;

всё у  меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял.”

В.В. Маяковский

 

Смысл сатиры можно определить словами Маркса: “…чтобы человечество весело расставалось со своими недостатками”. А сам Маяковский так говорил: “Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло”. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.

Сатирические стихотворения  в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.

Уже на примере ранних стихов Маяковского можно составить  представление о его жизненном  и творческом кредо, которому он остался  верен до самого конца:

 

Ненавижу

Всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь! 

 

На эту «мертвечину», на мнимое — с точки зрения поэта  — существование «ненужных» вещей  он и направляет оружие своей сатиры.  

В дореволюционный период творчества поэта основной целью  его сатиры было беспощадно обличение  существующего строя. После событий 1917 года она переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического  общества.

Политическая сатира, её большевистская партийная направленность входят в актив работы поэта. Пройдя этап колебаний, типичный для мелкобуржуазного гуманистически настроенного интеллигента, Маяковский естественно пришёл к  теме, которая вплотную подвела его  к пролетарской поэзии. Уже в 1923—1924, когда писалась поэма «Владимир Ильич Ленин », Маяковский не только декларировал — «всю свою звонкую силу поэта, тебе отдаю атакующий класс», но и подтвердил это всей поэмой «В. И. Ленин». В поэме есть недостатки, искажающие подлинный облик Ленина (представление Маяковского о том, будто Ленин — практик, Маркс — теоретик революции). И всё же это одно из лучших произведений в советской литературе, посвящённых изображению Ленина.

(статья  из Литературной энциклопедии: В 11 т. — [М.] , 1929—1939.) 

Через все творчество Маяковского,  сатира ли это или стихотворение другого жанра, проходит общая тема: бунтарство, противостояние обществу современников поэта, предназначение поэта.  Об этом мы можем судить исходя из статьи  «О поколении, растратившем своих поэтов» Р. Якобсон, в котором он говорит: «Поэтическое творчество Маяковского от первых стихов в «Пощечине общественному вкусу» до последних строк едино и неделимо. Диалектическое развитие единой темы. Необычайное единство символики. <...> Я поэта — это таран, тарахтящий в запретное Будущее; это «брошенная за последний предел» воля к воплощению Будущего, к абсолютной полноте бытия: «надо вырвать радость у грядущих дней».

 

Особенности сатиры В.В.Маяковского

Я железом поэзии пистолета, 
Выкорчевал родной язык изнутри! 
Что бы всаживать 
заряженные куплеты! 
Свистящими рифмами, 
Пронизывающими насквозь! 
мироно покоящиеся,  
мозги!

(с.)Дмитрий Пучков,

Владимиру Маяковскому

САТИРА — способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности комических средств. (Современный толковый словарь).

В творчестве В.В. Маяковского особое место занимала именно сатира. Люди воспринимали ее по разному: кто-то был в восторге от всей точности его описания, а кто-то находил его сатиру жалкой и бессмысленной. Всегда будут разногласия, кто же такой Маяковский: гений сатиры или  просто шут? В.В. Маяковский впервые в советской поэзии показал, что сатира - открытие и познание новых видов пороков в самых положительных, на первый взгляд, явлениях. Во-вторых, именно сатира призвана пробудить в читателе отвращение к притягательной силе пороков.

Тематика  сатирических произведений Маяковского  многообразна. Она обусловлена двумя  центральными задачами – борьбой  с ненавистным поэту буржуазным миром и обличением всех пережитков в сознании людей. Эти направления тесно связаны друг с другом. 
     
     Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство («О дряни», «Еще раз о дряни», «Ханжа», «Маруся отравилась» и др.).

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

разинул рот,

да как  заорет:

«Опутали  революцию обывательщины нити.

Страшнее  Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните —

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»

Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда  оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его  в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит  заметить, что быт в стихотворении  – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.

Вторая  группа посвящена борьбе с бюрократизмом и другими общественными недостатками («Прозаседавшиеся», «Бюрократизм», «Взяточники», «Протекция»).

Уже не вызывает сомнения: 
     
     Обдают дождем дела бумажные, 
     
     чуть войдешь в здание: 
     
     отобрав с полсотни –  
     
     самые важные! – 
     
     служащие расходятся на заседания.

  В стихотворении «Прозаседавшиеся» звучит сатира на «размножившуюся» в стране бюрократию. Сатирический эффект произведения нарастает постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает сатирическое звучание: мы узнаем, что каждое утро поэт видит, как «расходится народ в учреждения».

Третья группа разоблачает капитализм («Как работает республика демократическая?», «Моя речь на Генуэзской конференции», материалы для Окон РОСТа).

Словно дети, просящие с медом ковригу,

буржуи вымаливают:

"Паспорточек  бы!

В Р-и-и-и-гу!"

Поэтому,

думаю,

не лишнее

выслушать очевидевшего благоустройства

заграничные. 
         
«…»

   Зря,

ребята,

  на Россию  ропщем.

 
     Маяковский наделяет своих  антигероев саморазоблачающими  высказываниями, которые обнажают  их фальшивую суть.  
Таким образом, в сатире Маяковского всегда ощущается общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого оно направлено. Это и является своеобразием сатиры В.В. Маяковского. 

Проблема поэта и поэзии

В.В.Маяковский часто сталкивался с непониманием и  негативным восприятиям его творчества. Многие сатирические  произведения посвящены именно этой теме.

В знаменитом стихотворении  «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) поэт ассоциирует свое творчество с солнцем. Подразумевая, по моему мнению, нечто столь же пылкое и необъятное. Лирический герой, разговорившись с Солнцем, жалуется на жизнь, на свои трудности в творчестве, но Солнце не только не приободрило поэта, напротив, дало ему понять, что он не один такой «страдающий» в этом мире: «А мне, ты думаешь, светить легко?». В этом стихотворении Маяковский ясно дает понять, что, сколько бы препятствий, ненависти и неодобрения ни стояло на пути поэта, он должен перебороть все: ради искусства, ради поэзии, ради себя: 
 
Светить всегда, 
светить везде, 
до дней последних донца, 
светить — 
и никаких гвоздей! 
Вот лозунг мой — 
и солнца! 
 
 На самом же деле, я считаю, что Маяковский был первым поэтом, кто развивал, необычное отношение поэзии к мировым проблемам. В отличие от других русских поэтов, которые заявляли в своих стихах, что надо быть патриотичным, что природа, люди, все живое на Земле – превосходно. А если и затрагивали насущные  проблемы, то только России. Маяковский же вышел на новый уровень: он откликнулся на проблемы всего мира, на то, что раньше не удавалось многим поэтам. Он выступил как «поэт-иноватор». 
 
 Однако я думаю, самое главное его произведение, посвященное теме «Поэта и Поэзии» – стихотворение  «Сергею Есенину».  Стоит ли говорить о том, сколько неприязни и борьбы было между этими двумя великими поэтами. Сколько оскорблений и дерзких слов слышали они друг от друга в свой адрес. Но, так или иначе, каждый из них, хоть и  в глубине души, но уважал  своего «врага». Мне сразу вспомнились строчки М.В.Котовской: «Меня всесилием при рождении Господь Бог отравил, А я страдаю как последний дурак. Я жду тебя, о мой Единственный враг!». Я считаю, что именно их соперничество, их отчаянные попытки быть лучшего другого – есть один из факторов того, какой высоты они добились в своем творчестве. Ничто не могло остановить их вечную вражду. Кроме смерти. Смерть Сергея Есенина повергла всех в грусть: ушел такой превосходный поэт! Но самое главное, как к этому отнесся В.В. Маяковский. Нет, у него не было той радости победы, какая могла бы быть, узнав о том, что его «враг» повержен.  Напротив, он выражает беспредельную скорбь.

Летите, 
в звезды врезываясь. 
Ни тебе аванса, 
ни пивной. 
Трезвость. 
Нет, Есенин, 
это 
не насмешка. 
В горле 
горе комом - 
не смешок.

Информация о работе Сатира в творчестве В.В. Маяковского