ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 316
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ФРУНЗЕНСКОГО
РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Реферат по литературе
Тема: «Сатира в творчестве
В. В. Маяковского»
Работа выполнена
Ученицей 10 Б класса
Алексеевой Анастасии
Учитель Смирнова И.О.
Санкт-Петербург
2012-2013
Содержание
- Введение
- Цели…………………………………………………………………...3
- Задачи…………………...…………………………………………….3
- Актуальность темы…………………………………………………..3
2. Обзор статей
………………………………………………….………...4
3. Особенности
сатиры В.В. Маяковского………………………….…5
4. Проблема поэта
и поэзии ………………………………………….….7
5. Сатира на Бога
в творчестве В.В. Маяковского…………………..11
6. Заключение……………………………………………………………..16
7. Список использованной
литературы……………………………....17
Введение
Для своего реферата я выбрала
тему: «Сатира в творчестве В.В.Маяковского».
По моему мнению, Владимир Владимирович
Маяковский был, есть и будет одним из
самых выдающихся русских сатириков. Он стал
связующим звеном между «серебряным веком»
русской поэзии и советской эпохой ее
развития. Фигура неоднозначная в мировой
литературе. Его любят и ненавидят. Им
восхищаются и его презирают. Он как никто
другой смог раскрыть всю «дрянь» советского
государства. Маяковский не побоялся писать
всё о чем он думает, он смог выйти за рамки
приличия, чтобы донести до народа всю
суть их ничтожного существования.
...Своими
быстрыми ногами Маяковский ушагал
далеко за нашу современность
и где-то, за каким-то поворотом,
долго еще нас будет ждать. (Из статьи «Эпос
и лирика современной России»)
Целью моей работы является:
- Рассказать, как восприняли В.В.Маяковского критики и читатели.
- Узнать особенности сатиры В.В.Маяковского.
- Проблема поэта и поэзии
- Узнать о сатирических произведениях В.В.Маяковского о Боге
Для достижения этой цели я
должна выполнить следующие задачи:
- Проанализировать критические статьи посвященные Владимиру Маяковскому.
- Проанализировать сатирические стихотворения В.В.Маяковского, чтобы выявить особенности его творчества.
- Проанализировать стихотворения, темой которых является «Проблема поэта и поэзии».
- Проанализировать стихотворения и поэмы, в которых высказывается отношение В.В.Маяковского к Богу
Обзор Статей
“Как-то
так получилось, что всю жизнь
я работал не над тем,
чтобы
делать красивые вещички и ласкать
человеческое ухо;
всё у
меня устраивалось так, что я неприятности
людям доставлял.”
В.В. Маяковский
Смысл сатиры можно определить
словами Маркса: “…чтобы человечество
весело расставалось со своими недостатками”. А
сам Маяковский так говорил: “Сатира - это взгляд
на мир через увеличительное стекло”. Один
из сборников своих стихов поэт назвал
так: “Маяковский улыбается,
Маяковский смеётся, Маяковский издевается”. В
своей работе поэт активно опирался на
сатирический опыт русской классической
литературы.
Сатирические стихотворения
в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно
высмеивал явления, которые, по его мнению,
мешали развитию молодого советского
государства. Силою своего искусства поэт
боролся яростно и страстно против всего,
что стояло на пути становления и совершенствования
Советского государства.
Уже на примере ранних стихов
Маяковского можно составить
представление о его жизненном
и творческом кредо, которому он остался
верен до самого конца:
Ненавижу
Всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
На эту «мертвечину», на
мнимое — с точки зрения поэта
— существование «ненужных» вещей
он и направляет оружие своей сатиры.
В дореволюционный период
творчества поэта основной целью
его сатиры было беспощадно обличение
существующего строя. После событий
1917 года она переросла в борьбу
за укрепление нового, социалистического
общества.
Политическая сатира, её
большевистская партийная направленность
входят в актив работы поэта. Пройдя
этап колебаний, типичный для мелкобуржуазного
гуманистически настроенного интеллигента,
Маяковский естественно пришёл к
теме, которая вплотную подвела его
к пролетарской поэзии. Уже в 1923—1924,
когда писалась поэма «Владимир
Ильич Ленин », Маяковский не только
декларировал — «всю свою звонкую силу
поэта, тебе отдаю атакующий класс», но
и подтвердил это всей поэмой «В. И.
Ленин». В поэме есть недостатки, искажающие
подлинный облик Ленина (представление
Маяковского о том, будто Ленин — практик,
Маркс — теоретик революции). И всё же
это одно из лучших произведений в советской
литературе, посвящённых изображению
Ленина.
(статья из Литературной
энциклопедии: В 11 т. — [М.] , 1929—1939.)
Через все творчество Маяковского,
сатира ли это или стихотворение другого
жанра, проходит общая тема: бунтарство,
противостояние обществу современников
поэта, предназначение поэта. Об этом
мы можем судить исходя из статьи «О поколении, растратившем
своих поэтов» Р. Якобсон, в котором он
говорит: «Поэтическое творчество
Маяковского от первых стихов в «Пощечине
общественному вкусу» до последних строк
едино и неделимо. Диалектическое развитие
единой темы. Необычайное единство символики.
<...> Я поэта — это таран, тарахтящий
в запретное Будущее; это «брошенная за
последний предел» воля к воплощению Будущего,
к абсолютной полноте бытия: «надо вырвать
радость у грядущих дней».
Особенности сатиры
В.В.Маяковского
Я железом поэзии
пистолета,
Выкорчевал родной язык изнутри!
Что бы всаживать
заряженные куплеты!
Свистящими рифмами,
Пронизывающими насквозь!
мироно покоящиеся,
мозги!
(с.)Дмитрий Пучков,
Владимиру Маяковскому
САТИРА — способ проявления комического
в искусстве, состоящий в уничтожающем
осмеянии явлений, которые представляются
автору порочными. Сила сатиры зависит
от социальной значимости занимаемой
сатириком позиции, от эффективности комических
средств. (Современный толковый словарь).
В творчестве
В.В. Маяковского особое место занимала
именно сатира. Люди воспринимали ее по
разному: кто-то был в восторге от
всей точности его описания, а кто-то
находил его сатиру жалкой и бессмысленной.
Всегда будут разногласия, кто же
такой Маяковский: гений сатиры или
просто шут? В.В. Маяковский впервые в советской
поэзии показал, что сатира - открытие
и познание новых видов пороков в самых
положительных, на первый взгляд, явлениях.
Во-вторых, именно сатира призвана пробудить
в читателе отвращение к притягательной
силе пороков.
Тематика
сатирических произведений Маяковского
многообразна. Она обусловлена двумя
центральными задачами – борьбой
с ненавистным поэту буржуазным
миром и обличением всех пережитков в
сознании людей. Эти направления тесно
связаны друг с другом.
Первая группа сатирических произведений
поэта разоблачает и высмеивает мещанство
(«О дряни», «Еще раз о дряни», «Ханжа»,
«Маруся отравилась» и др.).
Маркс со стенки
смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как
заорет:
«Опутали
революцию обывательщины нити.
Страшнее
Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам
сверните —
чтоб коммунизм
канарейками
не был побит!»
Стихотворение
«О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда
оказалось, что не всё так гладко
после революции как ожидалось.
Маяковский увидел тогда всю отвратительность
мещанского быта и обрисовал его
в этом стихотворении со свойственной
ему критичностью и иронией. Но стоит
заметить, что быт в стихотворении
– не предмет сатирического обличения,
а форма выражения политической
сущности мещанства.
Вторая
группа посвящена борьбе с бюрократизмом
и другими общественными недостатками
(«Прозаседавшиеся», «Бюрократизм», «Взяточники»,
«Протекция»).
Уже не вызывает сомнения:
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни –
самые важные! –
служащие расходятся на заседания.
В стихотворении
«Прозаседавшиеся» звучит сатира на «размножившуюся»
в стране бюрократию. Сатирический эффект
произведения нарастает постепенно. В
начале стихотворения мало что предвещает
сатирическое звучание: мы узнаем, что
каждое утро поэт видит, как «расходится
народ в учреждения».
Третья группа
разоблачает капитализм («Как работает
республика демократическая?», «Моя речь
на Генуэзской конференции», материалы
для Окон РОСТа).
Словно дети,
просящие с медом ковригу,
буржуи вымаливают:
"Паспорточек
бы!
В Р-и-и-и-гу!"
Поэтому,
думаю,
не лишнее
выслушать
очевидевшего благоустройства
заграничные.
«…»
Зря,
ребята,
на Россию
ропщем.
Маяковский наделяет своих
антигероев саморазоблачающими
высказываниями, которые обнажают
их фальшивую суть.
Таким образом, в сатире Маяковского всегда
ощущается общественный идеал, за который
борется поэт, и четко определено то зло,
против которого оно направлено. Это и
является своеобразием сатиры В.В. Маяковского.
Проблема поэта и поэзии
В.В.Маяковский часто сталкивался
с непониманием и негативным восприятиям
его творчества. Многие сатирические
произведения посвящены именно этой теме.
В знаменитом стихотворении
«Необычное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче» (1920) поэт
ассоциирует свое творчество с солнцем.
Подразумевая, по моему мнению, нечто столь
же пылкое и необъятное. Лирический герой,
разговорившись с Солнцем, жалуется на
жизнь, на свои трудности в творчестве,
но Солнце не только не приободрило поэта,
напротив, дало ему понять, что он не один
такой «страдающий» в этом мире: «А мне,
ты думаешь, светить легко?». В этом стихотворении
Маяковский ясно дает понять, что, сколько
бы препятствий, ненависти и неодобрения
ни стояло на пути поэта, он должен перебороть
все: ради искусства, ради поэзии, ради
себя:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
На самом же деле, я считаю, что Маяковский
был первым поэтом, кто развивал, необычное
отношение поэзии к мировым проблемам.
В отличие от других русских поэтов, которые
заявляли в своих стихах, что надо быть
патриотичным, что природа, люди, все живое
на Земле – превосходно. А если и затрагивали
насущные проблемы, то только России.
Маяковский же вышел на новый уровень:
он откликнулся на проблемы всего мира,
на то, что раньше не удавалось многим
поэтам. Он выступил как «поэт-иноватор».
Однако я думаю, самое главное его произведение,
посвященное теме «Поэта и Поэзии» – стихотворение
«Сергею Есенину». Стоит ли говорить
о том, сколько неприязни и борьбы было
между этими двумя великими поэтами. Сколько
оскорблений и дерзких слов слышали они
друг от друга в свой адрес. Но, так или
иначе, каждый из них, хоть и в глубине
души, но уважал своего «врага». Мне
сразу вспомнились строчки М.В.Котовской:
«Меня всесилием при рождении Господь
Бог отравил, А я страдаю как последний
дурак. Я жду тебя, о мой Единственный враг!».
Я считаю, что именно их соперничество,
их отчаянные попытки быть лучшего другого
– есть один из факторов того, какой высоты
они добились в своем творчестве. Ничто
не могло остановить их вечную вражду.
Кроме смерти. Смерть Сергея Есенина повергла
всех в грусть: ушел такой превосходный
поэт! Но самое главное, как к этому отнесся
В.В. Маяковский. Нет, у него не было той
радости победы, какая могла бы быть, узнав
о том, что его «враг» повержен. Напротив,
он выражает беспредельную скорбь.
Летите,
в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Нет, Есенин,
это
не насмешка.
В горле
горе комом -
не смешок.