Сатира в творчестве В.В. Маяковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Целью моей работы является:
Рассказать, как восприняли В.В.Маяковского критики и читатели.
Узнать особенности сатиры В.В.Маяковского.
Проблема поэта и поэзии
Узнать о сатирических произведениях В.В.Маяковского о Боге

Содержание работы

Введение
Цели…………………………………………………………………...3
Задачи…………………...…………………………………………….3
Актуальность темы…………………………………………………..3
2. Обзор статей ………………………………………………….………...4
3. Особенности сатиры В.В. Маяковского……………………………5
4. Проблема поэта и поэзии ………………………………………….….7
5. Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского…………………..11
6. Заключение……………………………………………………………..16
7. Список использованной литературы……………………………....17

Файлы: 1 файл

литра.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

В самом начале своего стихотворения, Маяковский говорит  о серьезности его намерений. Он не хочет оскорбить или унизить  Есенина, как делал это всю  жизнь, а напротив, высказать ему  свои истинные чувства. Когда читаешь  стих, то ощущается сбивчивая и  взволнованная речь. Как будто  поэт кричит, но его никто не слышит, будто еще секунда, и он не выдержит и сорвется с криками на человека просто «проходящего рядом» – настолько  сильны его чувства.

И несут 
стихов заупокойный лом, 
с прошлых 
с похорон 
не переделавши почти. 
В холм 
тупые рифмы 
загонять колом — 
разве так 
поэта 
надо бы почтить?

В.В. Маяковский недоумевает, разве так надо «почитать» поэтов? Тут же, в одно мгновение, стих, посвященный, Есенину становится стихом, посвященному всем поэтам. Так сказать проблема «Поэта и Поэзии». Неужели поэты  удостоены такому жалкому окончанию  жизни как наигранные переживания: «Ваше имя в платочки рассоплено, ваше слово слюнявит Собинов и выводит под березкой дохлой —«Ни слова, о дру-уг мой, ни вздо-о-о-о-ха». 

Но в то же время, Маяковский не может простить Есенина  за то, что он покончил с собой, сдался:

— Прекратите! 
Бросьте! 
Вы в своем уме ли? 
Дать, 
чтоб щеки 
заливал 
смертельный мел?! 
Вы ж 
такое 
загибать умели, 
что другой 
на свете 
не умел. 
Почему? 
Зачем?

Маяковский презирает  те пути, которые "протоптанней и  легче". Для него невозможна сама мысль о том, что можно бросить все, уйти. Маяковский не может, а Есенин смог. Тот великий поэт, талант которого Маяковский признает одним из лучших, перестает бороться за свое творчество, за свой талант, за свою жизнь. Ему легче умереть и перестать творить, а Маяковский даже в самых смелых мечтах не может представить себя без бумаги и чернил. В любой ситуации он стремится идти вперед, невзирая на трудности: без сомнений, без сожалений, без оглядки. И пусть жизнь трудна, но он вырвет "радость у грядущих дней". И зная о том, что случается с поэтом после смерти, он вкладывает фразу, которая может стать девизом жизни: «В этой жизни  помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». В противовес строкам Есенина: «В этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».

Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского

          Поэтического сознание Маяковского,  как и у многих поэтов футуристов, начало формироваться с желания  изменить мир.  В первую очередь  поэт  предъявляет претензии к  религиозным догмам, тем самым  начиная восстания против них.  Для творчества Маяковского характерно  критическое отношение к теории  божественного участия в создании  мира.

Отношение Маяковского  к религии имеет своеобразный характер. Мнения литературоведов, исследовавших  роль религиозного начала в творчестве поэта, разделились: одни видят его  атеистом и богоборцем; другие суеверным  поэтом, находящимся на грани между  верой и неверием; третьи поэтом христианской культуры, на которого повлияла религиозно-философская мысль конца  ХIХ – начала ХХ в.  В.В. Маяковский «взял религиозный образ, разрушая его» пишет В. Шкловский. Не смотря на основную идею произведений (идею борьбы с христианством), в стихотворениях можно отчетливо увидеть религиозные мотивы, пронизывающие все творчество поэта.  В этом заключается особенность религиозности Маяковского.

Религиозное начало, воплощенное в проявлениях  романтического нигилизма, наиболее характерно для раннего творчества поэта. В  этих стихотворениях он наделял своего героя чем-то особенным, чем-то таким, что поможет ему быть наравне  с Богом. Так же, в этих произведениях, герой может занять позицию Бога, так как герой, жертвующий собой  ради видимых улучшениях в жизни  других людей, способен дать людям больше, чем вымышленное существо. Хотя в  этом есть доля иронии, ведь тот же Иисус  умер за людей, за их грехи. По моему мнению, это и хотел донести Маяковский, что существует такие люди, готовые пожертвовать всем, даже собственной жизнью, ради человечества, ради светлого будущего людей. Но поклоняться им не имеет смысла. Уважать – да. Быть рабом своих иллюзий, что есть какое-то «высшее существо», которое  всегда поможет, если помолиться – нет. Поэт не настраивает людей против веры, он говорит людям очнуться:  «Сделали картинку, назвали — «бог» и ждут, чтоб этот бог помог. Глупые тоже — картинка им никак не поможет». Если люди хотят перемен, они должны сами этого добиваться, а не просить у Бога (которого, возможно, даже нет).

Самым, с  позволения сказать, главным достижением  в творчестве Маковского  по этой теме стала поэма «Облако в  штанах». Первоначальное название поэмы  – "Тринадцатый апостол" –  было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением  в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это  ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это  – вопрос о том, откуда взялось  заглавие. Меня спросили – как я  могу соединить лирику и большую  грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"».  В этом произведение затронуты многие темы волновавшие Маяковского, но самая  главная часть – последняя. В  ней он высказывает всё, что  думает о Боге, как разочарован в нем. В.В. Маяковский возносит себя равному  Богу, он обращается к Высшему на «ты», предъявляет претензии, обвиняет в бездействии. Хотя, можно даже сказать, что здесь Маяковский посмел поставить  Себя выше Бога.   

 Я думал  - ты всесильный божище,

а  ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я  нагибаюсь,

из-за голенища

       достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты!

Жмитесь в  раю!

Ерошьте перышки  в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

отсюда до Аляски!

«…»

Эй, вы! Небо!

      Снимите шляпу! Я иду!

Через пару лет была написана еще одна великая  поэма Маяковского «Человек». Она  являлась последним крупным дореволюционным  произведением поэта. «Это важнейший  религиозно-философский текст, своего рода новое «священное  писание»,  созданное  поэтом,  –  евангелие  Человекобога.  Главы  поэмы строятся по евангельской модели: Рождество, Страсти, Вознесение. Но не Христа, а лирического героя, выразившего мировоззрение и судьбу человека новой формации, который  окончательно  и  бесповоротно  порвал  с  христианством.»(с.)Д.Р. Пурэ.  В поэме «Человек» особенно ярко раскрылся внутренний мир Маяковского, его склонность  к высмеиванию всего вечного, в том числе и  Бога.

«Один отделился

и так любезно

дремотную немоту расторг:

"Ну, как  вам

Владимир  Владимирович,

нравится  бездна?"

И я отвечаю  так же любезно:

"Прелестная  бездна.

Бездна - восторг!»

             Для Маяковского незнаком страх  быть непонятым народом. Все  его стихотворения, так или  иначе, делились на «это гениально»  и «другим не понять». Ни  одно произведение не вызвало  у читателей однозначного мнения. Так же можно сказать и про  поэмы  «Облако в штанах»  и «Человек». Некоторые люди, например, Горький, очень высоко оценили  эти поэмы, считая  их протестом  против нынешнего мира.  В то  время как некоторые восстали  против наглости Маяковского  в данных поэмах. Люди считали  эти произведения слишком грубыми,  пессимистичными и богохульными. Но Маяковскому было все равно.  Он всегда размышлял о вечном: о жизни и смерти, любви и  ненависти. Обо всем, что, так  или иначе, затрагивало его  душевный покой. В свои  22 года(именно  тогда была закончена поэма  «Облако в штанах»,а в 24 «Человек»)  Маяковский, будучи еще совсем  юным,  уже рассуждал о смерти, о Своей смерти. Это играло  немалую роль во всем его  творчестве, придавая  поэту силы  писать произведения. По словам  Л. Брик: « Всегдашние разговоры  Маяковского о самоубийстве!.. Мысль  о самоубийстве была хронической  болезнью Маяковского, и, как  каждая хроническая болезнь, она  обострялась при неблагоприятных  условиях».  Как бы грубо это не звучало, но мысли о смерти подталкивали его к жизни. А жизнью для него являлось творчество. Поэт, не протестуя против своей грядущей смерти, принимает ее как нечто неизбежное. Для него смерть с самого начала есть не столько конец всему, сколько другая сторона жизни.

Заключение

В конце своего реферата, я бы хотела сказать, что сатира Маяковского  бессмертна. Это очень смелое заявление, но отнюдь не безрассудное. Во все времена  будут вещи и люди, над которыми человечество будет смеяться, лишь бы не плакать от отчаяния, при виде того, насколько их жизнь далека от совершенства.  Однако именно для  этого сатира и нужна народу –  посмеяться!  У каждого свое понимание  творчества Маяковского, литературы в  целом, моральных ценностей, да и  вообще жизни. Одни люди просто посмеются  над забавными словами в сатире В.В.Маяковского, не подозревая, что  именно с них писал образ великий  поэт, а другие  найдут в этих произведениях  себя, конечно, это будет неприятный жизненный опыт, но у человека будет  шанс изменить свою жизнь к лучшему, повернуть всё вспять. Именно к  этой цели, по моему мнению, стремился  сам поэт: не просто высмеять людей, а научить  их жить.

  

Список использованной литературы:

    1. Михайлова А. «В.В. Маяковский». М., «Правда», 1987.

    1. Иванов А. «Великие русские люди». М., «Молодая гвардия», 1984.

    1. http://www.kostyor.ru/student/?n=308

    1. Сергей Каптерев «Владимир Маяковский – герой «новой волны»».

    1. Банникова Н.В. «Серебряный век русской поэзии». М., «Просвещение», 1993.

    1. Михайлова А. «В.В. Маяковский». М., «Правда», 1987

    1. Иванов А. «Великие русские люди». М., «Молодая гвардия», 1984.

start="8"

 Владимиров С., Молдавский Д. «Вл. Маяковский: Биография писателя». Л., «Просвещение», 1974.

    1. http://www.kostyor.ru/poetry/mayak/?n=8

    1.  Л. Поляк и Н. Реформатская «Из забытого литературного наследия Маяковского»

    1. http://www.alleng.ru/d/lit/lit11-04_4.htm#_Toc173201839

 


Информация о работе Сатира в творчестве В.В. Маяковского