Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:57, реферат
Описание работы
Целью моей работы является: Рассказать, как восприняли В.В.Маяковского критики и читатели. Узнать особенности сатиры В.В.Маяковского. Проблема поэта и поэзии Узнать о сатирических произведениях В.В.Маяковского о Боге
Содержание работы
Введение Цели…………………………………………………………………...3 Задачи…………………...…………………………………………….3 Актуальность темы…………………………………………………..3 2. Обзор статей ………………………………………………….………...4 3. Особенности сатиры В.В. Маяковского……………………………5 4. Проблема поэта и поэзии ………………………………………….….7 5. Сатира на Бога в творчестве В.В. Маяковского…………………..11 6. Заключение……………………………………………………………..16 7. Список использованной литературы……………………………....17
В самом начале своего
стихотворения, Маяковский говорит
о серьезности его намерений.
Он не хочет оскорбить или унизить
Есенина, как делал это всю
жизнь, а напротив, высказать ему
свои истинные чувства. Когда читаешь
стих, то ощущается сбивчивая и
взволнованная речь. Как будто
поэт кричит, но его никто не слышит,
будто еще секунда, и он не выдержит
и сорвется с криками на человека
просто «проходящего рядом» – настолько
сильны его чувства.
И несут
стихов заупокойный лом,
с прошлых
с похорон
не переделавши почти.
В холм
тупые рифмы
загонять колом —
разве так
поэта
надо бы почтить?
В.В. Маяковский недоумевает,
разве так надо «почитать» поэтов?
Тут же, в одно мгновение, стих, посвященный,
Есенину становится стихом, посвященному
всем поэтам. Так сказать проблема
«Поэта и Поэзии». Неужели поэты
удостоены такому жалкому окончанию
жизни как наигранные переживания:
«Ваше имя в платочки рассоплено,
ваше слово слюнявит Собинов и выводит
под березкой дохлой —«Ни слова, о дру-уг
мой, ни вздо-о-о-о-ха».
Но в то же время,
Маяковский не может простить Есенина
за то, что он покончил с собой, сдался:
— Прекратите!
Бросьте!
Вы в своем уме ли?
Дать,
чтоб щеки
заливал
смертельный мел?!
Вы ж
такое
загибать умели,
что другой
на свете
не умел.
Почему?
Зачем?
Маяковский презирает
те пути, которые "протоптанней и
легче". Для него невозможна сама
мысль о том, что можно бросить
все, уйти. Маяковский не может, а Есенин
смог. Тот великий поэт, талант которого
Маяковский признает одним из лучших,
перестает бороться за свое творчество,
за свой талант, за свою жизнь. Ему легче
умереть и перестать творить, а Маяковский
даже в самых смелых мечтах не может представить
себя без бумаги и чернил. В любой ситуации
он стремится идти вперед, невзирая на
трудности: без сомнений, без сожалений,
без оглядки. И пусть жизнь трудна, но он
вырвет "радость у грядущих дней".
И зная о том, что случается с поэтом после
смерти, он вкладывает фразу, которая может
стать девизом жизни: «В этой жизни
помереть не трудно. Сделать жизнь значительно
трудней». В противовес строкам Есенина: «В этой жизни умирать не
ново, но и жить, конечно, не новей».
Сатира на Бога в творчестве В.В.
Маяковского
Поэтического сознание Маяковского,
как и у многих поэтов футуристов,
начало формироваться с желания
изменить мир. В первую очередь
поэт предъявляет претензии к
религиозным догмам, тем самым
начиная восстания против них.
Для творчества Маяковского характерно
критическое отношение к теории
божественного участия в создании
мира.
Отношение Маяковского
к религии имеет своеобразный
характер. Мнения литературоведов, исследовавших
роль религиозного начала в творчестве
поэта, разделились: одни видят его
атеистом и богоборцем; другие суеверным
поэтом, находящимся на грани между
верой и неверием; третьи поэтом
христианской культуры, на которого повлияла
религиозно-философская мысль конца
ХIХ – начала ХХ в. В.В. Маяковский
«взял религиозный образ, разрушая его»
пишет В. Шкловский. Не смотря на основную
идею произведений (идею борьбы с христианством),
в стихотворениях можно отчетливо увидеть
религиозные мотивы, пронизывающие все
творчество поэта. В этом заключается
особенность религиозности Маяковского.
Религиозное
начало, воплощенное в проявлениях
романтического нигилизма, наиболее характерно
для раннего творчества поэта. В
этих стихотворениях он наделял своего
героя чем-то особенным, чем-то таким,
что поможет ему быть наравне
с Богом. Так же, в этих произведениях,
герой может занять позицию Бога,
так как герой, жертвующий собой
ради видимых улучшениях в жизни
других людей, способен дать людям больше,
чем вымышленное существо. Хотя в
этом есть доля иронии, ведь тот же Иисус
умер за людей, за их грехи. По моему мнению,
это и хотел донести Маяковский, что существует
такие люди, готовые пожертвовать всем,
даже собственной жизнью, ради человечества,
ради светлого будущего людей. Но поклоняться
им не имеет смысла. Уважать – да. Быть
рабом своих иллюзий, что есть какое-то
«высшее существо», которое всегда
поможет, если помолиться – нет. Поэт не
настраивает людей против веры, он говорит
людям очнуться: «Сделали картинку,
назвали — «бог» и ждут, чтоб этот бог
помог. Глупые тоже — картинка им никак
не поможет». Если люди хотят перемен,
они должны сами этого добиваться, а не
просить у Бога (которого, возможно, даже
нет).
Самым, с
позволения сказать, главным достижением
в творчестве Маковского по этой
теме стала поэма «Облако в
штанах». Первоначальное название поэмы
– "Тринадцатый апостол" –
было заменено цензурой. Маяковский рассказывал:
«Когда я пришел с этим произведением
в цензуру, то меня спросили: “Что вы,
на каторгу захотели?” Я сказал,
что ни в каком случае, что это
ни в коем случае меня не устраивает.
Тогда мне вычеркнули шесть страниц,
в том числе и заглавие. Это
– вопрос о том, откуда взялось
заглавие. Меня спросили – как я
могу соединить лирику и большую
грубость. Тогда я сказал: "Хорошо,
я буду, если хотите, как бешеный,
если хотите, буду самым нежным, не мужчина,
а облако в штанах"». В этом
произведение затронуты многие темы
волновавшие Маяковского, но самая
главная часть – последняя. В
ней он высказывает всё, что думает
о Боге, как разочарован в нем.
В.В. Маяковский возносит себя равному
Богу, он обращается к Высшему на
«ты», предъявляет претензии, обвиняет
в бездействии. Хотя, можно даже сказать,
что здесь Маяковский посмел поставить
Себя выше Бога.
Я думал
- ты всесильный божище,
а ты недоучка,
крохотный божик.
Видишь, я
нагибаюсь,
из-за голенища
достаю сапожный ножик.
Крыластые
прохвосты!
Жмитесь в
раю!
Ерошьте перышки
в испуганной тряске!
Я тебя, пропахшего
ладаном, раскрою
отсюда до
Аляски!
«…»
Эй, вы! Небо!
Снимите шляпу! Я иду!
Через пару
лет была написана еще одна великая
поэма Маяковского «Человек». Она
являлась последним крупным дореволюционным
произведением поэта. «Это важнейший
религиозно-философский текст, своего
рода новое «священное писание», созданное
поэтом, – евангелие Человекобога. Главы
поэмы строятся по евангельской модели:
Рождество, Страсти, Вознесение. Но не
Христа, а лирического героя, выразившего
мировоззрение и судьбу человека новой
формации, который окончательно и бесповоротно
порвал с христианством.»(с.)Д.Р. Пурэ.
В поэме «Человек» особенно ярко раскрылся
внутренний мир Маяковского, его склонность
к высмеиванию всего вечного, в том числе
и Бога.
«Один отделился
и так любезно
дремотную
немоту расторг:
"Ну, как
вам
Владимир
Владимирович,
нравится
бездна?"
И я отвечаю
так же любезно:
"Прелестная
бездна.
Бездна - восторг!»
Для Маяковского незнаком страх
быть непонятым народом. Все
его стихотворения, так или
иначе, делились на «это гениально»
и «другим не понять». Ни
одно произведение не вызвало
у читателей однозначного мнения.
Так же можно сказать и про
поэмы «Облако в штанах»
и «Человек». Некоторые люди, например,
Горький, очень высоко оценили
эти поэмы, считая их протестом
против нынешнего мира. В то
время как некоторые восстали
против наглости Маяковского
в данных поэмах. Люди считали
эти произведения слишком грубыми,
пессимистичными и богохульными.
Но Маяковскому было все равно.
Он всегда размышлял о вечном:
о жизни и смерти, любви и
ненависти. Обо всем, что, так
или иначе, затрагивало его
душевный покой. В свои 22 года(именно
тогда была закончена поэма
«Облако в штанах»,а в 24 «Человек»)
Маяковский, будучи еще совсем
юным, уже рассуждал о смерти,
о Своей смерти. Это играло
немалую роль во всем его
творчестве, придавая поэту силы
писать произведения. По словам
Л. Брик: « Всегдашние разговоры
Маяковского о самоубийстве!.. Мысль
о самоубийстве была хронической
болезнью Маяковского, и, как
каждая хроническая болезнь, она
обострялась при неблагоприятных
условиях». Как бы грубо это не звучало,
но мысли о смерти подталкивали его к жизни.
А жизнью для него являлось творчество.
Поэт, не протестуя против своей грядущей
смерти, принимает ее как нечто неизбежное.
Для него смерть с самого начала есть не
столько конец всему, сколько другая сторона
жизни.
Заключение
В конце своего реферата,
я бы хотела сказать, что сатира Маяковского
бессмертна. Это очень смелое заявление,
но отнюдь не безрассудное. Во все времена
будут вещи и люди, над которыми
человечество будет смеяться, лишь
бы не плакать от отчаяния, при виде
того, насколько их жизнь далека
от совершенства. Однако именно для
этого сатира и нужна народу –
посмеяться! У каждого свое понимание
творчества Маяковского, литературы в
целом, моральных ценностей, да и
вообще жизни. Одни люди просто посмеются
над забавными словами в сатире
В.В.Маяковского, не подозревая, что
именно с них писал образ великий
поэт, а другие найдут в этих произведениях
себя, конечно, это будет неприятный
жизненный опыт, но у человека будет
шанс изменить свою жизнь к лучшему,
повернуть всё вспять. Именно к
этой цели, по моему мнению, стремился
сам поэт: не просто высмеять людей,
а научить их жить.
Список использованной литературы:
Михайлова А. «В.В. Маяковский». М., «Правда», 1987.
Иванов А. «Великие русские люди». М., «Молодая гвардия», 1984.
http://www.kostyor.ru/student/?n=308
Сергей Каптерев «Владимир Маяковский – герой «новой волны»».
Банникова Н.В. «Серебряный век русской поэзии». М., «Просвещение», 1993.
Михайлова А. «В.В. Маяковский». М., «Правда», 1987
Иванов А. «Великие русские люди». М., «Молодая гвардия», 1984.