Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа
В последнее десятилетие количество лингвистических работ, обращающихся к теме чувственного восприятия, возросло ( М.В. Одинцова 2008, Ю.Н. Молодкина 2009, Л.Б. Крюкова 2004, Е.В. Свинцицкая 2004, К.Ю. Дроздовский 2009, Н.С. Павлова 2006, С.А. Моисеева 2005). Описание картины мира складывается из отдельных ее составляющих, основываясь на зрительных образах, слухе, осязании и обонянии.
Введение
3
1 Структура семантического поля запаха.
2 Связь поля «Запах» с оппозициями и его место в системе семантических полей.
Заключение
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»
факультет филологии и журналистики
кафедра общего и сравнительного языкознания
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ЗАПАХА
В ПОЭМЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ « КРЫСОЛОВ »
студ. 4 гр. 2 к. Передера Марии Сергеевны
Научный руководитель –
Введение |
3 |
1 Структура семантического поля запаха. 2 Связь поля «Запах» с оппозициями и его место в системе семантических полей. Заключение Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Литература
|
5 10 14 15 17 19 20
|
В последнее десятилетие количество лингвистических работ, обращающихся к теме чувственного восприятия, возросло ( М.В. Одинцова 2008, Ю.Н. Молодкина 2009, Л.Б. Крюкова 2004, Е.В. Свинцицкая 2004, К.Ю. Дроздовский 2009, Н.С. Павлова 2006, С.А. Моисеева 2005). Описание картины мира складывается из отдельных ее составляющих, основываясь на зрительных образах, слухе, осязании и обонянии. Этим обуславливается актуальность данного исследования. Также ,несмотря на то, что по поэтическому языку М.Цветаевой за последнее время сделано много работ и получены значительные результаты, все же, как отмечает Л.В.Зубова «тексты Марины Цветаевой ещё по-настоящему не прочитаны, и продолжение лингвистического исследования её произведений долго ещё будет актуальным и необходимым в попытках понять этого уникального поэта».
Объектом исследования являются слова семой «запах».
Предмет исследования – слова со значением «запах», лексико-семантическое поле, подполя, лексико-семантические группы; оппозиции, слова, относящиеся к другим чувствам восприятия ( зрение, осязание, слух).
Изучение построено на материале поэмы М.Цветаевой «Крысолов». Привлекались работы Н.С. Павловой, К.Ю. Дроздовского . Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе построена иерархия семы со значением запах, на втором этапе устанавливается семантическая связь с оппозициями в произведении.
Цель работы - рассмотреть запах в системе чувств, присутствующей в данном произведении, соотнесение слов с данным значением со зрением, звуком, вкусом и осязанием; также рассмотреть связь оппозиций в поэме с семой «запах». Для существительных этой группы используется обычно термин одороним, а для глаголов восприятия запаха - ольфакторные глаголы. Указанная цель предполагает несколько задач:
Структура работы
представляет собой две главы. В
первой описывается структура
Научная новизна состоит в том, что в поэме М.Цветаевой «Крысолов» определено ЛСП «Запах», определены его состав и структура ,определены модели ольфакторных глаголов, проведен анализ деривационных слов с семой «запах», запах связывается с системами других чувств.
Использовался описательный метод, метод контекстуального анализа и метод компонентного анализа.
Теоретическая значимость определяется тем, что разработка этой темы позволит внести определенный вклад в исследование семантических полей в идиолекте М. Цветаевой.
Практическая значимость состоит в возможности использовать результаты исследования в спецкурсах по языку художественной литературы, в частности по идиолекту М. Цветаевой.
Структура семантического поля запаха
Языку поэмы «Крысолов» посвящено достаточно много исследований. Особый интерес для нас представляют работы О.Г. Ревзиной, Е.Г. Эткинда, М.А. Фуксмана.
Это произведение является одной из вершин творчества М.Цветаевой. Здесь сосредоточено множество смыслов, как философских, так и связанных непосредственно с современностью. Автор использует мифологический сюжет. История Крысолова - один из самых популярных в мире сюжетов. В основу поэмы положена средневековая легенда о странствующем музыканте, избавившем в 1284 г. от крыс город Гаммельн. Увлекаемые чудесными звуками флейты музыканта, крысы вошли в реку Везер и утонули. Однако, не получив из-за жадности жителей города обещанную ему плату, музыкант жестоко отомстил: увел тем же способом детей горожан и утопил их в озере.
В качестве одной из композиционных и смысловых особенностей поэмы исследователи отмечают наличие а ней ряда амбивалентных оппозиций:
1) жизнь – смерть (смерть, кроме того, что является концом жизни, ведет к освобождению от власти плоти и быта и к обретению новой жизни в духе),
2) Оппозиция «быт – искусство»,
3) оппозиция «тело – душа»,
4) оппозиция «граница – окоем» и др.
В системе этих
оппозиций ключевую роль играют слова
семантических полей
Композиционной особенностью поэмы является также то, что в ней четко выделяются фрагменты, посвященные той или иной теме, например, фрагмент «окоем» или фрагмент «пуговица». И вот собственно запаху посвящен также отдельный фрагмент главы «Сны». Именно в этой части лексемы этого семантического поля находятся в наибольшей концентрации [см. : Приложение № 1]. В остальных главах они тоже присутствуют, но в значительно меньшем количестве
Лексемы семантического поля «запах» из разных частей произведения относятся к ядерному, приядерному и периферийному слоям, а также связанные ассоциативными цепочками с темой основного фрагмента – пыль, жир, козел [ см. : Приложение № 2].
Теперь обратимся
непосредственно к
Cуществует ядро поля, в которое входит лексико-семантическая группа (ЛСГ) существительных - одоронимов: запах, смрад, дух. Далее идет ядро подполя «Запах – свойство» и ядро подполя «Восприятие запаха». К первому относятся ЛСГ глаголов проявления запаха: пахнуть, смердеть; и ЛСГ прилагательных - одоронимов, таких в тексте поэмы нет. Ко второму подполю относятся глаголы восприятия запаха, в поэме таких нет. Далее следует приядерная часть поля, к которой в «Крысолове» относятся существительные, обозначающие органы восприятия запаха: нос, ноздри; существительные с дифференциальной семой запах, обозначающие названия животных: козел; прилагательные характеризующие запах: мускусный, гнилой; глаголы проявления свойства запаха: хлещут; глаголы пропитывания запахом объекта: пропахнуть. К этой же части поля относятся еще глаголы покрытия одного запаха другим, глаголы обладания запахом, глаголы распространения запаха, и глаголы распознавания запаха, но в данном произведении таковых нет. Следующая часть – периферия поля. Здесь располагаются прилагательные, характеризующие запах: предельный, нещадный, бесстыдный, жирный, сальный, бархатный, штофный, сквозной; существительные с периферийной семой (ПС) «запах»: подвалы, краска, овощи, пыль, гниль, изобилие, колбаса, чистоты, красоты довольство, пот. Существуют также в этой части глаголы распространения запаха, глаголы проявления запаха и глаголы общей перцептивной семантики, но опять – таки в поэме таких нет. Стоит заметить, что употреблено множество авторских лексем, относящихся к запаху (предельный, бесстыдный, сальный, жирный, изобилие, довольство и пр.) [см. : Приложение № 3].
Существительные и прилагательные делятся на две группы:
1) ДС аксиологической оценки и интенсивности запаха. Учитывая авторские характер этих одоронимов и синкретизм выражения обоих понятий в сочетаниях, мы объединили эти группы в одну:
-предельный, как вкус
-бесстыдный, как флюс
- нещадный, как тора
- в нем гниль до хрящей
- дух сытости дивной
- смрад чистоты
Например, слово «нещадный», означает очень сильный (о чем-то плохом) и в то же время имеет значение беспощадный, жестокий. Также и прилагательные предельный и бесстыдный обозначают высокую степень проявления запаха и одновременно его негативную характеристику. В выражении гниль до хрящей форма до хрящей характеризует последнюю, самую высокую степень разложения и – косвенно высокую степень проявления неприятного запаха. В выражении дух сытости дивной определение дивной вообще-то относится к сытости, но через это слово и к запаху. Положительная оценка этого определения в языке в авторском употреблении трансформируется иронией, превращаясь в противоположную.
Существительное смрад одновременно обозначает и сильный, и непирятный запах.
2) ДС качества запаха:
-гнилых овощей
-так пахнут подвалы
-дух сытости
-смердит изобилье
-[смердит] довольство
-[смердит ] пылью
-[смердит] красотами
-[смердит] чистотами. Заметим здесь, что формы множественного числа – красоты и чистоты зачеркивают положительную оценку этих поятий, внося иронию и издевку. Причем слово чистоты очень напоминает противоположное по смыслу слово нечистоты.
-[смердит] козлом
- [смердит] потом
Обратим внимание на то, что вместе с общеязыковыми моделями, в которых запах определяется через отношение к предметам, которые действительно пахнут (запах гнилых овощей, подвалов, пота, козла), Цветаева использует и абстрактные и абстрактные существительные, которые переводят определение запаха, его сути и того, что он воплощает, символизирует, в метафизический план: дух сытости, смрад изобилья, довольства, красот и чистот.
Что касается распределения глаголов, мы выделили три модели:
Связь поля «Запах» с оппозициями и его место
в системе семантических полей
Обратимся к тому, какую роль играет поле запах в поэме «Крысолов».Можно заметить, что большинство оппозиций связаны с телесным и духовным, материальным и идеальным, бытом и смыслом жизни. И в этих оппозициях запах выражает материальное, телесное, бездуховный быт и связан с соответствующими ключевыми словами запах равно тело, запах равно материальная жизнь, запах равно благополучный бюргерский быт. . Как указывает Е.Эткинд: «Запах только представляется «душой вещей», на самом деле он «дух сытости», «смрад чистоты» — высшая степень материальности, противоположная душе», и можно говорить об оппозиции животное – человеческое. С запахом связан именно первый член оппозиции – животное.
Если
посмотреть на слова, с
Информация о работе Семантическое поле запаха в поэме М. Цветаевой "Крысолов"