Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:57, курсовая работа
В последнее десятилетие количество лингвистических работ, обращающихся к теме чувственного восприятия, возросло ( М.В. Одинцова 2008, Ю.Н. Молодкина 2009, Л.Б. Крюкова 2004, Е.В. Свинцицкая 2004, К.Ю. Дроздовский 2009, Н.С. Павлова 2006, С.А. Моисеева 2005). Описание картины мира складывается из отдельных ее составляющих, основываясь на зрительных образах, слухе, осязании и обонянии.
Введение
3
1 Структура семантического поля запаха.
2 Связь поля «Запах» с оппозициями и его место в системе семантических полей.
Заключение
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Литература
Но запах можно связать и с музыкой. « Хлеще! Хлеще! Рассыпай. Нижи хроматические гаммы лжи!», и также запах хлещет вроде бы «духом сытости», а на самом деле «смрадом чистоты». Улавливается приземленное понятие духа, слово носит не божественный характер, а относится к сытости, к естественным потребностям человека, связывающим его с животным. Можно увидеть и отождествление со звуком. Музыка, на самом деле, не только спасает город от полчища крыс, она уводит на гибель детей. И запах уничтожает гаммельнцев, хоть медленнее, но результат тот же – смерть. Происходит как бы трансформация его в другую лексему. Получается выход на главную тему – жизнь и смерть. Сначала музыка несет в себе избавление от напасти. Искусство идеально, и оно не может обмануть: «Лжет не музыка - инструмент», «Лжет не музыка - музыкант». Запах тоже обманывает, он еще в самом начале завлекает дочку бургомистра во снах. «Что же мнится? Что же снится дочке бургомистровой? Запахи, шепоты … Всё - и еще что-то!». Мы выходим на связь с подсознанием. С. Ельницкая пишет по этому поводу: « Дочери снятся иные сны - новые, тайные, невидные, неизвестные, нарушающие статус кво - зовущие, влекущие из дома, из Гаммельна,- к иному, неизведанному. Шепоты, которые ей снятся, - вероятно, любовные; запахи – или дурманящего – пьянящего свойства, или какого-то еще, но, нездешнего… » . Т.е. запах носит характер более интимный, и связан мечтами молодой девушки. Здесь еще видно и появление нового - неожиданного: Крысолова - Музыканта. Именно за него хотят выдать Грету бургомистрову. Кстати, стоит заметить, что у нее была душа. Об этом можно судить по ее снам, т.к. в отличии от остальных жителей Гаммельна, у которых сны идеальны , Грета не видит ,например, своих родителей, ей мнится томление по чему- то иному. И в концовке девушка уходит за музыкантом вместе с другими детьми-душами.
Семантические поля слуха (звука) и зрительного образа связаны с духовностью, могут быть определенным проводником духовности, для доказательства приведем следующие цитаты:
В мир арок, радуг, дуг
Флагштоком будет - звук.
…
Звук – штоком, флагом – дух.
…
Не в ушеса, а вслух
Вам протрубят к обедне
В день, когда сбросит дух
Тело: чехол последний.
Не в инструменте – в нас
Звук. Разбивайте дудки!
Зорче всего – без глаз
Видящий.
…
Звуки! Звуки! Как из лейки!
Как из тучи! как из глаз!
…
Рай – сути,
Рай – смысла,
Рай – слуха,
Рай – звука.
Звук выводит детей из быта, хотя и не к новой жизни духа, но все же ведет, не стоит на месте. А запах, он застойный. Высокое искусство выражается через звук и зрительные образы, в то время как через запах его выразить нельзя. Связь запаха с осязанием тоже устанавливается «Буки - Аз – В щелки глаз/ В ноздри, в нос». Во-первых, явно выражена агрессия, кстати, ранее она выражается за счет глагола «хлещет». Во-вторых, выражено тактильное восприятие – укусы ос. Осязание проявляется в отрывке про запахи «Замшею рук / По бархату красных / Перил…». С помощью этих фраз создается образ богатого дома, со своим собственным запахом. Видна связь с бездух
Исследование было посвящено изучению лексики со значением запах в поэме М. Цветаевой «Крысолов».
В работе установлено, что в тексте в основном представлены лексемы из периферийного слоя семантического поля, имеющие косвенное отношение к запаху, они часто связаны с этим семантическим полем определенными ассоциативными цепочками. Существительные и прилагательные имеют две деривационные группы:
1) аксиологической оценки и интенсивности запаха;
2) качество запаха.
Глаголы распределены по соответствующим моделям.
Установлена связь с оппозициями человеческое – животное, духовное – телесное, жизнь – смерть. А семантические поля запаха и вкуса связаны, во-первых, с телесностью, бытом и, во-вторых, с подсознанием, с низшей, животной, чувственной сферой.
Приложение № 1
Замка не взломав,
Ковра не закапав —
В богатых домах,
Что первое? запах.
Предельный, как вкус,
Нещадный, как тора,
Бесстыдный, как флюс
На роже актера.
Вся плоть вещества, —
(Счета в переплете
Шагреневом!) вся
Вещественность плоти
В нем: гниль до хрящей.
С проказой не шутят!
Не сущность вещей, —
Вещественность сути:
Букет ее — всей!
Есть запахи — хлещут!
Не сущность вещей:
Существенность вещи.
Не сущность вещей,
— О! и не дневала! —
Гнилых овощей
— Так пахнут подвалы —
Ему предпочту.
Дух сытости дивный!
Есть смрад чистоты.
Весь смрад чистоты в нем!
Не запах, а звук:
Мошны громогласной
Звук. Замшею рук
По бархату красных
Перил — а по мне
Смердит изобилье! —
Довольством — вполне.
А если и пылью —
Не нашей — с весной
Свезут, так уж што ж нам?
Не нищей: сквозной,
А бархатной — штофной —
Портьерной. Красот
Собранием, скопом
Красот и чистот,
А если и потом —
Добротным, с клеймом
Палаты пробирной,
Не нашим (козлом),
А банковским, жирным
Жилетным: не дам.
По самое небо
— О Ненависть! — храм
Стоглавый тебе бы —
За всех и за вся.
Приложение № 2
Потели
Истлели
козел
Пуды колбасы…(со шпеком)
жир
пот
Что же мнится? что же снится
Дочке бургомистровой?
Запахи, шепоты...
Всё — и еще что-то
3) «Напасть»
потел
4) «Увод»
потел
5) «В ратуше»
Краска – в нос
герры – в чох
нос
закись
6) «Детский рай»
о сальных балльниках
Сотней ос-
в ноздри, в нос.
пыль
сгнил
сгнил
сгнил
пропах
пыль
прокис
кошки мускусные
Приложение № 3
ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАХА
ЛСГ глаголов восприятия запаха: таких нет
Источники материалы
Цветаева - Цветаева М.И.поэма «Крысолов» // «Электронное энциклопедическое собрание сочинений» . http://all-ebooks.com
Научная и справочная
Дроздовский - Дроздовский К.Ю. Семантическое поле запаха в романе П. Зюскинда «Парфюмер», 2009
Миняева - Миняева С.А. Соматическая лексика в поэзии Цветаевой. СПб., 2007
Нарынская 2004 - Нарынская М.Ю. Структурно семантические особенности лексико-синтаксических окказионализмов в идиолекте М.Цветаевой. РнД., 2004
Павлова 2006 - Павлова Н.С. Лексика с семой запах в языке, речи, и тексте. Екатеринбург, 2006
Пастернак - Пастернак Б.Л. «Пастернак – Цветаева» //Переписка Бориса Пастернака. http://www.publicant.ru
Ревзина - Ревзина О.Г. «Кое что о крысолове // Безмерная Цветаева. М., 2009
Фуксман - Фуксман М.А. Об анализе музыкально-тематических процессов в поэтическом тексте: проблемы теории (на примере «Крысолов» М. Цветаевой). // Филологический вестник №1, 2000
Эткинд – Эткинд Э.Г. Флейтист и крысы ( Поэма М. Цветаевой «Крысолов» в контексте немецкой народной легенды и ее литературных обработок). http://novruslit.ru/library/
Информация о работе Семантическое поле запаха в поэме М. Цветаевой "Крысолов"