Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:03, методичка
Литературные имена собственные представляют собой интереснейший объект изучения как с лингвистической, так и с литературоведческой точки зрения. Литература в этом плане является источником, богатым всеми разрядами онимической лексики: фиктонимами, культонимами, идеонимами, антропонимами, топонимами, зоонимами. теонимами и т.д. Имена собственные сопровождают нас всю жизнь, представить лексический запас языка без онимической лексики невозможно, так как она составляет важную часть, “сердцевину” любого языка. Поэтому имена собственные вызывали и вызывают интерес к себе языковедов.
2.2. Имена героев произведений
других авторов как средство
характеристики главных героев
романа в стихах “Евгений
Исследование 4. Установить, какую аналогию, проводимую Пушкиным, можно считать наиболее значимой для создания образа Евгения. (Аналогию, проводимую с заглавным героем поэмы Джона Гордона Байрона “Паломничество Чайль-Гарольда”).
– Что делает Онегина первым “байроническим”
героем русской литературы? (Утрата
связи с окружающим миром и
интереса к жизни (“Ни сплетни
света, ни бостон, /Ни милый взгляд, ни вздох
нескромный, /Ничто не трогало его его/Не
замечал он ничего”, “к жизни вовсе
охладел”), отсутствие идеалов и привязанностей (“Друзья
и дружба надоели”, “Приготовляясь, денег
ради/ На вздохи, скуку и обман”), душевная
холодность и пустота (“Сердца жар угас”,
“Томясь душевной пустотой”), порочность
и дурные поступки (“Как
рано мог он лицемерить...”, “Убив на поединке
друга”), наконец, несчастье в любви).
– С какими еще литературными персонажами сравнивает Пушкин Онегина, и кому он его иронически противопоставляет? (Гораздо менее значимым, но также создающим “литературный фон” романа в стихах и хорошо понятным современному Пушкину читателю является сравнение Онегина с Чацким. И если с Чайльд-Гарольдом автор Онегина сравнивает, то герою романа английского писателя Сэмюэля Ричардсона, Чарльзу Грандисону – умному, красивому, добродетельному, являвшегося идеалом воспитанных на сентиментальных романах дворянок, – противопоставляет.)
2.3. Имена реальных исторических
лиц (литераторов) как
Исследование 5. Установить типичный прием, используемый Пушкиным для характеристики героев романа в стихах – их уровня образования, психологического склада, душевного настроя, интересов. Докажите свой ответ контекстуальным анализом. (Указание на их круг чтения и литературные пристрастия. Описание уровня образования Онегина: “Потолковать об Ювенале /В конце письма поставить vale,/Да помнил, хоть не без греха,/Из Энеиды два стиха”; не увлекался античной литературой, но интересовался экономикой: “Бранил Гомера, Феокрита; /3ато читал Адама Смита...”; смятенное душевное состояние Евгения в конце произведения показано также через круг его чтения: “Стал вновь читать он без разбора. /Прочел он Гиббона, Руссо, /Манзони, Гердера, Шамфора,/Madame de Stael, Биша, Тиссо, /Прочел скептического Беля, /Прочел творенья Фонтенеля ,/Прочел из наших кой-кого /Не отвергая ничего...”; образование, полученное Ленским в Германии, определило романтическую направленность личности героя: “Красавец, в полном цвете лет, /Поклонник Канта и поэт”, “Он с лирой странствовал на свете; /Под небомШиллера и Гете /Их поэтическим огнем /Душа воспламенилась в нем”; увлечение Татьяны произведениями сентименталистов Ричардсона и Руссо, ранней мадам де Сталь, во-первых, относило ее в категории литературно образованных дворянских девушек, во-вторых, указывало современникам на то, что стержнем образа являлось непосредственное чувство – в его противопоставлении условностям высшего света и рационализму: “Ей рано нравились романы; /Они ей заменяли все; /Она влюблялася в обманы /И Ричардсона и Руссо...”, “Воображаясь героиней/Своих возлюбленных творцов, /Кларисой, Юлией, Дельфино ...”; старшая Ларина, как и старшая дочь, увлекается Ричардсоном: “Жена ж – его была сама /От Ричардсона без ума...”; литературных вкусов Ольги автор не определяет вовсе, лишь вскользь замечая: “Владимир и писал бы оды, /Да Ольга не читала их”.)
2.4.Топонимы как средства характеристики главных героев.
Как отмечает Ю.М. Лотман, “место действия играет в пушкинском романе большую и совершенно специфическую роль.
Исследование 6. Что является “своим” пространством для главных героев романа в стихах: Евгения и Татьяны. (В такой же мере, в какой Петербург является “своим” пространством для Онегина: “Вот, окружен своей дубравой. /Петровский замок...”, “...вот уж по Тверской /Возок несется чрез ухабы.../Проходит час-другой, и вот /У Харитонья в переулке /Возок пред домом у ворот /Остановился...”; деревня – органичный мир Татьяны, и как Онегин в деревне остается временным гостем, заезжим посетителем, проникнувшим в чужое пространство, так Татьяна чужая в Москве – в доме тетки и в зале Благородного собрания – ив Петербурге в собственном доме: “Не замечаема никем /Татьяна смотрит и не видитУВолненье света ненавидит; /Ей душно здесь...она мечтой /Стремится к жизни полевой,/В деревню, к бедным поселенцам, /В уединенный уголок /Где льется светлый ручеек , /К своим цветам, к своим романам /И в сумрак липовых аллей...”)
– Какова функция топонимов? (Одной
из функций топонимов в
2.5. Онимы как атрибут жанра “романа в стихах”.
Пушкинское повествование
и реальностью, исторической правдой и вымыслом. В рамках единой фабулы легко уживаются современники автора, вымышленные герои и даже действующие лица других литературных произведений.
Исследование 7. Доказать сказанное выше. (Сам автор оказывается хорошо знакомым со своим героем и приходится двоюродным братом персонажу поэмы своего дядюшки; “К Talon помчался: он уверен /Что там уж ждет его Каверин...”; “У скучной тетки Таню встретя /К ней как-то Вяземский подсел /И душу ей занять успел”; “Их читает / Он вслух, в лирическом жару /Как Дельвиг пьяный на пиру”; “Второй Чадаев, мой Евгений /Боясь ревнивых осуждений /В своей одежде был педант /И то, что мы назвали франт”); и др.
2.6 Онимы как средство создания хронотопического образа эпохи.
Г.А. Гуковский писал о Пушкине: “Его роман наполнен до краев бытовыми деталями, чертами эпохи в ее каждодневности. Он дает картину России 1820-х годов, ее нравов, уклада жизни, культуры, привычек и т.п. с невиданным до тех пор ни в стихах, ни в прозе изобилием”. Иными словами, Пушкин не просто обеспечивает узнаваемость конкретного исторического времени и места, но создает хронотопический образ эпохи – живой, яркий и многоплановый.
Средствами создания образа эпохи в “Евгении Онегине” разнообразны, но одним из основных, безусловно, является художественная онимия. Выше было сказано о роли в романе имен литературных героев (Чайльд-Гарольд, Грандисон и пр.), имен современников автора (Байрон. Каверин. Вяземский и пр.) и топонимов (Санкт-Петербург, Москва).
Исследование 8. Дополните список онимов, воссоздающих в совокупности картину пушкинского времени. (“Я знаю: дам хотят заставить/Читать по-русски. Право, страх.'/Могу ли их себе представить/С "Благонамеренным" в руках!”; “А вижу я, винюсь пред вами/Что уж и так мой бедный слог/Пестреть гораздо б меньше мог /Иноплеменными словами /Хоть и заглядывал я встарь/В Академический словарь”; “Толпою нимф окружена/Стоит Истомина...”; “Он слуге велит /Лепажа стволы роковые/Нести за ним...”; “Вдовы Клико или Моэта /Благословенное вино...”; “И я Бордо благоразумный/Уж нынче предпочел ему. /КАи я больше не способе...”; и др.)
IV. Выводы урока-исследования (
исторических личностей, мифологических
персонажей и героев литературных произведений,
реальные и вымышленные топонимы, а также
наименования современных автору реалий.
Анализ текста позволяет сделать вывод о том. что все имена собственные в рамках художественного текста приобретают дополнительные смыслы и выполняют специфические функции. В частности, было установлено, что различные типы онимов используются автором для раскрытия образа главных героев, создания хронотопического образа эпохи, в качестве “строительного материала” нового творческого метода.
Таким образом, получает подтверждение тезис Ю.Н.Тынянова о принципиальной невозможности существования в художественном произведении “неговорящих” имен: все онимы несут определенную функциональную нагрузку и так или иначе способствуют выражению авторского замысла.