Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 22:27, реферат
Серебряный век – период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.
Серебряный век продолжает привлекать внимание современных ученых, как отечественных, так и зарубежных. Основным стремлением исследователей на данном этапе изучения эпохи Серебряного века является анализ природы этого феномена, предпринимаются попытки целостного восприятия периода и определения характерных черт культуры рубежа XIX – XX вв.
Введение
3
Глава 1. Мировоззренческие аспекты Серебряного века
1.1. Основы мировоззрения Серебряного века
1.2. Понятие индивидуализма
1.2.1 Внешний индивидуализм
1.2.2 Внутренний индивидуализм
6
6
7
7
10
Глава 2. Реализация мировоззренческих идей на практике
2.1. Новая концепция искусства
2.2. Литература, музыка, театр Серебряного века
13
15
18
Заключение
22
Список используемой литературы
Глава 2. Реализация мировоззренческих идей на практике
Восприятие жизни как творчества, по мнению исследователей Серебряного века, привело к тому, что характерной чертой данной эпохи стала своего рода «игра с действительностью»18. Художники в широком смысле слова предлагали и испытывали разнообразные способы восприятия и понимания действительности. Наиболее интересными, по мнению исследователей, были эксперименты, касающиеся субъективного восприятия действительности. Подобные эксперименты имели четкую цель. Утверждение силы творческой личности породило стремление изменить мир посредством творчества
Подобное желание гармонии постепенно привело к эстетизму. Мечтой деятелей культуры рубежа веков был, образно говоря, всеобщий эстетизм, окружающий человечество. Они утверждали: все и везде должно быть прекрасно и гармонично, начиная от интерьера дома и заканчивая одеждой хозяев.19 В поисках красоты и гармонии творческие личности пришли к осознанию необходимости преобразования всех видов человеческой деятельности параллельно и одновременно. Достижение цели было возможно при условии синтезирования многообразия видов человеческой деятельности в один.
Стремление синтезировать знания и умения из разных областей не только искусства, но и всей человеческой деятельности исследователи считают одной из характерных черт культуры Серебряного века. Практически все ученые обращают внимание на тот факт, что синтез, предложенный данной эпохой, подразумевал переплетение различных элементов жизни.
Идея синтеза, безусловно, не нова. Зачастую исследователи называют синтетическим сознание человека в так называемый «мифологический период». Рихард Вагнер, будучи представителем романтического XIX века, представил и отчасти реализовал идею синтеза искусств на основе музыки, то есть синтеза «панмузыкального». Это означало, что в художественном произведении, к какому бы виду или жанру оно ни относилось, ценили прежде всего музыкальность – олицетворение гармонии и непосредственности неизреченных чувств. При этом границы, разделяющие искусства, как бы не замечались.20
Серебряный век попытался окончательно разрушить эти границы, трактуя культурные области и виды деятельности предельно свободно.21 Одним из результатов подобного стремления к синтезу стал тот факт, что художники в широком смысле слова стали все чаще выступать в качестве мыслителей – философов, публицистов и критиков. По мнению исследователей, их идеи были ярки и оригинальны, непривычны с точки зрения профессиональной русской критики. Творческие люди продемонстрировали новизну подходов к искусству и действительности. Они воспринимали жизнь категориями культуры в целом, сочетали в своем творчестве мысль и образ, философию и искусство, эстетическую теорию и практику.22
В концепциях таких
мыслителей, как А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов,
А. Скрябин, синтез искусств был представлен
не как обогащение одних видов художественного
творчества средствами других видов, а
как проблема мировоззрения, как выражение
универсальной природы человеческого
творчества.23
Безусловно, синтезировать все многообразие
видов человеческой деятельности, не взяв
некий вид в основу, не представлялось
возможным для творческих людям данного
периода. По мнению И. В. Кондакова, «три
основных компонента образовывали новый
культурный синтез, специфический для
русского культурного ренессанса: искусство,
трактуемое предельно широко (как индивидуальное
творчество); философия (как способ жизни,
существования творческого разума и духа)
и общественность (религиозная, культурная,
политическая элита и т. д.)».24
Эти три вида человеческой деятельности
обусловили своеобразие Серебряного века
как периода, представившего достижения
в первую очередь в философии и творчестве,
усиленно распространяемые среди остальных
людей.
2.1 Новая концепция искусства
Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв. В течение нескольких десятилетий после своего заката (уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям) искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие. Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс.
Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь. Средствами искусства преобразить мир – такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни». Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей25.
Серебряный век в русской культуре – Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». Это стиль эпохи, образ жизни.
Сделать из своей жизни поэму – сверхзадача, которую ставили перед собой герои Серебряного века. Так, символисты, прежде всего, не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только литературным течением, но порывался стать жизненно творческим методом. Это был ряд попыток найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства.
Были в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм – на грани веков все это носило признаки избранности и порождало своеобразный снобизм.
Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов.
В России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения «шестидесятников» не только творческими интересами; разительны были и внешние различия.
Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия Серебряный век, был действительно универсальным, ибо – пусть на короткий срок – он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль.26
Эстетика Серебряного века русской культуры в совокупности своих самых разных, часто диаметрально противоположных направлений, движений, ярких авторских находок подвела итоги многим исканиям классической эстетической мысли, особенно в выявлении метафизической сущности эстетического и художественности искусства. Наряду с этим, многие мыслители, писатели, художники, теоретики искусства того времени в атмосфере хорошо ощущавшегося ими кризиса Культуры и искусства более или менее единодушно пришли к выводу о необходимости существенного расширения сферы эстетического опыта за рамки, ограничивавшие его в классической эстетике. Осознали, что искусство в его новоевропейском понимании автономного "изящного искусства" завершает свое бытие, и художник должен выйти за его пределы в реальную жизнь и там активно работать по эстетическим законам над ее преобразованием. Сегодня очевидно, что эстетика Серебряного века - это эстетика великих утопий, маньеристского эстетизма, смелых и радикальных экспериментов и серьезных открытий. Эстетический опыт и эстетические теории того времени стоят у истоков многих современных радикальных процессов в сфере художественной практики и знаменуют этап формирования неклассической и постнеклассической эстетик, которые активно выходят на эксплицитный уровень в начале нового тысячелетия.27
2.2. Литература, музыка, театр Серебряного века
Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.
А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.
Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").
В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.28
Вместе с тем начал звучать голос, предъявляющий свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.
Основоположники нового направления в искусстве поэты-символисты, объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие "серебряный век".
Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова А формалисты ясно и четко заявляли, что их морфологический метод анализа искусства возник для изучения художественности искусства, т.е. для выявления его эстетических качеств. Они были убеждены, что "литературность", "поэзию", т.е. художественную сущность произведения искусства можно выявить только путем морфологического анализа самого произведения искусства, а не того, "отражением" чего оно является, кто и при каких условиях его создал, как оно воздействует на реципиента, какое имеет социальное, культурное и т.п. значение. Главными в их категориальном аппарате стали термины материал (к нему относилось все, из чего художник делает произведение: слово, сам язык в его обыденном употреблении, мысли, чувства, события и т.п.) и форма (то, что придает материалу художник в процессе творчества). Само произведение называлось вещью, ибо оно в понимании формалистов не творилось или создавалось, как полагала классическая эстетика, но делалось с помощью системы приемов.
Русская художественная культура начала XX в. испытывала также влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея"- В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых,
В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.
Начало XX в. - это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы.