Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 22:27, реферат
Серебряный век – период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.
Серебряный век продолжает привлекать внимание современных ученых, как отечественных, так и зарубежных. Основным стремлением исследователей на данном этапе изучения эпохи Серебряного века является анализ природы этого феномена, предпринимаются попытки целостного восприятия периода и определения характерных черт культуры рубежа XIX – XX вв.
Введение
3
Глава 1. Мировоззренческие аспекты Серебряного века
1.1. Основы мировоззрения Серебряного века
1.2. Понятие индивидуализма
1.2.1 Внешний индивидуализм
1.2.2 Внутренний индивидуализм
6
6
7
7
10
Глава 2. Реализация мировоззренческих идей на практике
2.1. Новая концепция искусства
2.2. Литература, музыка, театр Серебряного века
13
15
18
Заключение
22
Список используемой литературы
Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха. Русская балетная школа "серебряного века" дала миру плеяду блестящих танцоров - А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.
Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К. С. Станиславский, основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения. В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.
В начале XX в. все отчетливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности. Во главе этого процесса стоял "Мир искусства", объединявший в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908-1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы "Русские сезоны", представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.
Заключение
Творцы искусства, философы, мыслители, которых сегодня относят к Серебряному веку, незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности.
На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. Порой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давало простор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новое искусство, прихотливое, загадочное и противоречивое, жаждало то философской глубины, то мистических откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества.
Искусство в контексте «Серебряного века» осмыслено как результат боговдохновенного творчества, а художник - как Богом избранный проводник духовных образов, выражаемых исключительно в художественной форме, действиями которого руководят божественные силы. Художественное творчество представлялось в русле этой эстетики идеальной основой, на которой должна не только строиться человеческая жизнь и культура будущего, но и завершаться процесс творения мира усилиями художников-творцов-теургов. По своему существу искусство здесь представляло собой новаторское развитие традиционных христианских эстетических ценностей в аспекте приближения их к peaлиям современной жизни и с ориентацией на духовные, научные, художественные поиски и устремления человека XX столетия.
Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи,философии определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной – необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни, смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема была отражением религиозных чувств, для других - воплощением восторга и трепета перед вечной красой Творения.
Однако блистательный Серебряный век завершился массовым исходом его творцов из России. После революции за бортом отечества оказались многие деятели «русского культурного Ренессанса». Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин (всего 160 человек). Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В. Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И. Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим по сути выбором «между Соловками и Парижем».
Сегодня из «зоны забвения» возвращаются имена "потерянных россиян". Этот процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные библиотеки. Однако распавшаяся связь времен не разрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые, порой взаимоисключающие тенденции истории XX и XXI веков. Идеи Серебряного века не потеряли актуальности и в наши дни в контексте проблематики развития искусства, его роли в общественной жизни, взаимосвязи художника и социальной среды.
Список использованной литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки / Л. Е. Кертман. – М.: Высшая школа, 1987. – 304 с.
2 Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. – М.: Аспект-пресс, 1997. – 687 с.; Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века / Ю. Р. Кричевская. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. – 93 с.; Русакова А. Л. На повороте столетий / А. Л. Русакова // Искусство Ленинграда. – 1991. – № 3. – С. 48-63; Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / Л. А. Рапацкая. – М.: Просвещение, 1996. – 191 с.
3 Борисова Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. – М.: Галарт: АСТ, 1998. – 360 с.; Пайман А. История русского символизма / А. Пайман. – М.: Республика, 1998. – 512 с.; Кириченко Е. И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность / Е. И. Кириченко. – М.: Галарт: АСТ, 1997. – 432 с.
4 Титаренко С. Д. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания / С. Д. Титаренко. – Кемерово: Изд-во Кемер. ун-та, 1996 – 238 с.; Емельянов Б. В. Русская философия серебряного века / Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. – 312 с.
5 Титаренко С. Д. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания / С. Д. Титаренко. – Кемерово: Изд-во Кемер. ун-та, 1996.
6 Гершензон М. О. Творческое самосознание // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – С. 77-78.
7 Бойков В. Э. Герой серебряного века / В. Э. Бойков // Наше наследие. – 1991. – №4. – С. 52-54.; Борисова Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. – М.: Галарт: АСТ, 1998. – С. 254-257; Кириченко Е. И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность / Е. И. Кириченко. – М.: Галарт: АСТ, 1997. – С. 113-115.
8 Сугай Л. А. «… И блещущие чертит арабески» // Белый Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – С. 12-13.
9 Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни / А. И. Муравьева. – СПб.: Пушкинский фонд, 2001. – С. 6.
10 Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни / А. И. Муравьева. – СПб.: Пушкинский фонд, 2001. – С. 6.; Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / Л. А. Рапацкая. – М.: Просвещение, 1996. – С. 52; Русакова А. Л. На повороте столетий / А. Л. Русакова // Искусство Ленинграда. – 1991. – № 3. – С. 60-61.
11 Пискунов В. М. Воспоминания об Андрее Белом / В. М. Пискунов. – М.: Художественная литература, 1995. – С. 100.
12 Белый Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – С. 152.
13 Там же. – С. 153.
14 Сугай Л. А. «… И блещущие чертит арабески» // Белый Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – С.4.
15 Колганова А. А. Театр и музыка в журнале «Аполлон» / А. А. Колганова, Левина Л. Р. // Мир библиографии. – 2001. – №5. – С. 44.
16 Сугай Л. А. «… И блещущие чертит арабески» // Белый Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый. – М.: Республика, 1994. – С. 5.
17 Кириченко Е. И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность / Е. И. Кириченко. – М.: Галарт: АСТ, 1997. – С. 176.
18 Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века / Ю. Р. Кричевская. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. – С. 3.
19 Баженов А. К. «Там флейты фебовой серебряные звуки, там и проклятых сребреников звон…»: Серебряный век как отражение революции / А. К. Баженов // Москва. – 2001. – № 2. – С. 222.
20 Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / Л. А. Рапацкая. – М.: Просвещение, 1996. – С. 4.
21 Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. – М.: Аспект-пресс, 1997. – С. 332.
22 Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. – М.: Аспект-пресс, 1997. – С. 337.
23 Культурология. ХХ век. Энциклопедия: В 2 т. / Ред. С. Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 425.
24 Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. – М.: Аспект-пресс, 1997. – С. 333.
25 Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,2003. –68 с.
26 Серебряный век» русской поэзии. //Сост. В.Дорожкина, Т.Курносова. – Тамбов: Изд-во МИНЦ, 2004. –43 с.
27 Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991. –116с.
28 «Серебряный век» русской поэзии. //Сост. В.Дорожкина, Т.Курносова. – Тамбов: Изд-во МИНЦ, 2004. –75с.