Серебряный век в поэзии в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.

Содержание работы

Введение. _____________________________________________________3.
Основная часть. ________________________________________________5.
Список литературы_____________________________________________16.

Файлы: 1 файл

Лит-ра.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Введение. _____________________________________________________3.
  2. Основная часть. ________________________________________________5.
  3. Список литературы_____________________________________________16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920-х — 1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временные рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Конец XIX –начало XX века стал переломным и в детской литературе. Этот период характеризуется появлением совершенно нового подхода к детской поэзии. Сивоконь С. И. в своих очерках пишет: «До революции детская литература у нас была, по меткому суждению Маршака, «глухим переулком», задворками «большой» литературы, хотя книг для детей выпускалось много. Причину этого запустения некоторые усматривают в том, что для детей тогда писали главным образом бесталанные дельцы и халтурщики, благо, производство детских книг было делом весьма доходным. Нет, для детей писали порой и большие мастера, но из них лишь немногие добивались истинного успеха.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

 

В круг детского чтения вошли такие русские поэты, как А. Блок, С. Есенин, К. Бальмонт, Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, И. А. Бунин, В. В. Маяковский и др. Эти поэты писали в основном для взрослой аудитории. Тем не менее, многие их произведения были написаны для детей. Были и поэты, полностью посвятившие свое творчество детям. Среди них С. Я. Маршак, К. И. Чуковский (Н. Корнейчуков), А. Л. Барто.

В своих произведениях поэты затрагивают темы природы, природные явления, смену времен года, их особенности, пишут поэты и о животных. Затрагиваются темы труда, семьи.

Одной из ярко выраженных тем является тема природы. С тонким пониманием детства написаны стихотворения Блока о природе, например, «На лугу», «Полный месяц встал над лугом…». Поэт пробуждает в детях эмоциональное восприятие ночных и утренних картин природы. В его стихах встречается прямое обращение к маленькому читателю, помогающее ребенку ощутить себя героем стихотворения: Солнце выйдет из тумана, поле озарит, и тогда пройдешь тропинкой, где под каждою былинкой жизнь кипит. («Полный месяц встал над лугом…».)

Есть еще у Есенина замечательное стихотворение «Черемуха»

 

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

 

Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом" Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

 

Стихотворение «Поет зима – аукает»

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

 

Русский по натуре, Сергей Есенин любит и понимает красоту зимы. В деревьях, покрытых инеем, он видит не меньше красоты, чем в цветах. Эпитеты: "мохнатый лес", "седые облака", "ковром шелковым", «"с рёвом бешеным", "пташки нежные", "вихри снежные" и метафоры: стозвон сосняка, плывут облака, метелица стелется, в улыбках солнца – помогают передать восхищение и любование зимней природой. Олицетворения: зима поёт, аукает, лес баюкает, вьюга стучит и злится – делают изображаемое живым, чувствующим, звучащим.

В стихотворениях С.А. Есенина природа дышит, действует, живёт. Она звенит голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв. Природа может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, она чувствует, переживает, злится. Поэт с помощью олицетворений изображает её живой, очеловеченной. Яркие эпитеты и метафоры делают пейзаж красочным, насыщенным, одухотворённым. Читая стихи Есенина, мы чувствуем его любовь и восхищение простой русской природой.

Природа для него – тот друг, чьё настроение совпадает с его собственным, он передаёт глубокие человеческие чувства через картины природы.

И конечно же нельзя не сказать про его стихотворение «Пороша»:

 

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

 

У каждого свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более. Насколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну.

Что же это за "невидимка", заколдовавшая лес, погрузившая его в "сказку сна"? Конечно же, зима. Это она превратила "бесконечную дорогу" в звенящую под копытами белую ленту, это она повязала на обычную сосну "белую косынку", сделав ее похожей на старушку. Простор и свобода не угнетают поэта, не заставляют его погрузиться в себя, почувствовать себя одиноким. Напротив, глубокое ощущение сопричастности любому изменению в природе делают его чуткое сердце еще более восприимчивым, наполняют его чувством радости и счастья. Разнообразие звуков зимы делает дорогу для поэта интересной и веселой. В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг "тихо", однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь: "серые вороны расшумелись", "долбит дятел", "слышны звоны копыт". Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.

Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Здорово, что поэты так по-разному восприняли зимнюю дорогу и сумели очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями. И мне бы хотелось, укутавшись в пушистую теплую шубу, прокатиться на тройке со звенящими бубенцами вдоль лесов, полей, замерзших рек, послушать песни ямщика и звон копыт на укатанной санями дороге.

У Блока великолепны поэтические зарисовки лохматой вороны, маленького зайчика. В них не только воспроизводятся внешний облик и повадки животных, но и очерчены характеры, подмечены переживания: А уж в воздухе - вешние звоны, даже дух занялся у вороны… Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, вниз на землю глядит она боком: Что белеет под нежною травкой? («Ворона».). Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен, страшно в лапы волку серому попасть… («Зайчик».)

Нельзя не упомянуть А. Л. Барто с ее проницательным отношением к детским вопросам, которые возникают при общении с животными. Примером может служить произведение «Думают ли звери?»: «Я у бабушки спросила, думают ли звери? Вот, шевельнув хвостом, котенок входит в двери. Он думает о том, что будет с ним потом?» Не обходит вниманием Агния Львовна такие простые наблюдения, как игра с котом в стихотворении «Грузовик»: «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине. Кот кататься не привык, опрокинул грузовик.» Здесь мы снова можем наблюдать «живые, действенные образы, согретые чувством.» (А. Л. Барто)

Удивительными и не привычными на фоне «взрослой поэтической классики» Блока и Есенина выглядят стихи Корнея Чуковского, его знаменитый «Айболит», «Муха-Цокотуха». Здесь мы можем проследить близость этих сказок к русской стиховой, и особенно фольклорной, традиции:

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

                            («Муха-Цокотуха»)

У Маяковского отмечаем динамичность в изображении событий, широкое использование звукописи при создании поэтической картины и некоторые другие особенности, присущие детским стихам Маяковского. Следует сказать также и о ряде других специфических особенностей, характерных для его поэзии. Так, «создание  самых  фантастических  событий - фактов, подчеркнутых гиперболой», Маяковский считал обязательным средством художественного выражения в поэзии. Гипербола - излюбленный прием в его стихах для детей: слоны у него «двух- и трехэтажного» роста, Петин папа «сам себе… сто пакетов нес с трудом», а за ним «сто корзин несет прислуга».

Нужно подчеркнуть и особую роль сравнений и сопоставлений. Например, сравнения часто носят комический характер: зебра - «полосатее матраца», у слонов - «с блюдо оба уха».

 

 

Интересны стихи, в которых каждая сточка учит детей трудолюбию, воспитывает любовь и уважение к труду.

Примером могут служить произведения А. Л. Барто, где труд превращен в увлекательное занятие.

«Маляр»

Мы с дедом красили сарай,

Мы встали с ним чуть свет.

— Сначала стену вытирай, —

Учил меня мой дед. 

 

— Ты ототри её, очисть,

Тогда смелей берись за кисть.  

 

Так и летала кисть моя!

Гремел на небе гром,

А мне казалось — это я

Гремлю своим ведром. 

 

Ну, наконец, сарай готов.

Мой дедушка так рад!

Эх, взять бы краски всех цветов

И красить всё подряд! 

 

Немного краски есть в ведре,

На донышке, чуть-чуть, —

Я завтра встану на заре,

Покрашу что-нибудь!

 

Автор: Агния Барто

 

Во всех произведениях Маяковского для детей центральной темой всегда была тема труда, тема человека-труженика.

Поэма для детей «Кем быть?» (1928) как бы завершает развитие этой темы в детских стихах поэта. Он ведет серьезный разговор с детьми, которым «будет и семнадцать», о том каждодневном, огромном труде, которым заняты взрослые. Поэт стремится ввести ребенка в большой мир трудовой жизни, показать ему, что «все работы хороши - выбирай на вкус!» Но построению «Кем быть?» представляет собой серию поэтических зарисовок различных профессий и людей - представителей этих профессий - столяров, плотников, инженеров, врачей, летчиком, кондукторов и т. д. Не боясь специальной терминологии (а ее очень много в поэме!), Маяковский знакомит ребенка со спецификой труда, со значением той или иной профессии. Центральное место в стихотворении занимает описание большого завода, где «работа всякого нужна одинаково». Сам Маяковский придавал этому описанию особое значение и старался увлечь им ребенка. Так, шутливо-разговорная интонация предыдущей картины («и тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет») сменяется призывной, лозунговой:

  • Вставай!
  • Иди!
  • Гудок зовет…

Он знакомит читателя с этапами работы, с машинами, которые пришли на помощь человеку.

Информация о работе Серебряный век в поэзии в начале XX века