Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Русская литература, как и любая другая, в своем развитии прошла несколько этапов: древнерусская литература, литература в период 15- 16 веков, «золотой век» и т.д. Каждый период имеет свои определенные черты и особенности, но одной, наверное, из самых ярких страниц русской литературы является «серебряный век», воспитавший целое поколение великих людей, которые оставили незабываемый след в русской истории.
1) Введение …………………………………………………………………………….с.2
2) Черты «Cеребряного века» для культуры России ……………………………… с.3-4
3) Символизм:
а) В.Я. Брюсов;
б) Д.С. Мережковский;
в) З.Н. Гиппиус. ……………………………………………………………………….с.5-16
4) Акмеизм:
а) Н.С. Гумилев;
б) А.А. Ахматова. ……………………………………………………………………...с.17-21
5) Футуризм:
а) В.В. Маяковский;
б) В.В. Хлебников. ……………………………………………………………………..с.22-28
6) Заключение. ………………………………………………………………………….с.29
7) Список использованной литературы. ……………………………………………....с.30
Министерство образования и науки РТ
Реферат на тему:
«Серебряный век в русской литературе».
1) Введение …………………………………………………………………………….
2) Черты «Cеребряного века» для культуры России ……………………………… с.3-4
3) Символизм:
а) В.Я. Брюсов;
б) Д.С. Мережковский;
в) З.Н. Гиппиус. ……………………………………………………………………….с.
4) Акмеизм:
а) Н.С. Гумилев;
б) А.А. Ахматова. ……………………………………………………………………...
5) Футуризм:
а) В.В. Маяковский;
б) В.В. Хлебников. ……………………………………………………………………..с.
6) Заключение. ………………………………………………………………………….
7) Список использованной литературы. ……………………………………………....с.30
Русская литература, как и любая другая, в своем развитии прошла несколько этапов: древнерусская литература, литература в период 15- 16 веков, «золотой век» и т.д. Каждый период имеет свои определенные черты и особенности, но одной, наверное, из самых ярких страниц русской литературы является «серебряный век», воспитавший целое поколение великих людей, которые оставили незабываемый след в русской истории. Данная тема очень актуальна, так как в информационном обществе в период информационных технологий мало кто вспоминает великолепные произведения классиков, и просто необходимо как можно чаще выводить литературные темы на публичное обсуждение.
Современное поколение особенно подвержено влиянию телевидения, и поэтому моей целью является необходимость в воспитании людей к их литературному прошлому. Конечно же, мне хочется познакомить как можно больше людей с «серебряным веком», чтобы люди могли различать течения «серебряного века», писателей и поэтов, и т.д. Выдающиеся произведения писателей и поэтов направлений символизма, акмеизма, футуризма останутся навсегда с нами и мы не в праве вычеркивать их из нашей духовной культуры.
Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века в поэме древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»). В России из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 в. в широкое употребление вошло выражение «Золотой век», а затем, в качестве оппозиции, для обозначения современной пишущим эпохи — «Железный век» (Е. А. Баратынский). В конце 19 – начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева («Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова («Ив. С. Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературу после пушкинского Золотого века в 1840-1880 гг., и в своей эстетической программе следовал его традициям (А. А. Фет, К. К. Случевский, Ф. И. Тютчев, Я. П. Полонский и др.) В том же значении использовал эту формулу историк литературы Д. Святополк-Мирский. «Переадресация» произошла в 1920-х гг. Сами современники предпочитали называть свою эпоху общеевропейским термином «fin de siecle» («конец века»). Период рубежа веков получил это название уже после своего завершения. Оно возникло одновременно в метрополии и в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшую эпоху как второй расцвет русской культуры после Пушкинского периода. В 1925 историк литературы и общественной мысли, критик Иванов-Разумник в статье-памфлете «Взгляд и нечто» под грибоедовским псевдонимом Ипполит Удушьев, описывая литературу первой четверти 20 в., выделил в ней две эпохи — «Золотой» и «Серебряный» век. К писателям Золотого века он отнес поколение символистов, а также крупнейших реалистов 1890-1900-х гг. (А. П. Чехов, И. А. Бунин, М. Горький и др.), к Серебряному — пришедших в литературу в 1910-1920-гг. (постсимволисты, а также такие прозаики, как И. Г. Эренбург, Вс. В. Иванов, «Серапионовы братья » и др.). Поэт и критик В. А. Пяст (В. А. Пестовский) в мемуарной книге «Встречи» (1929) предложил собственную гипотетическую эволюционную схему смены поколений в культуре: каждая культурная эпоха проходит два этапа своего развития: Золотой и Серебряный века, которые отделены друг от друга приблизительно двумя десятилетиями. В 19 в. поэты «Золотого века» родились в 1800-1810 гг., поэты «Серебряного века» — в 1817-1824 гг. Среди своих современников — поэтов рубежа веков — Пяст выделяет тех, кто родился в 1860-е и тех, кто родился в 1880-е гг., называя это поколение представителями Серебряного века. А. А. Ахматова в «Поэме без героя» (1940-1962) применила это название ко времени 1913 года («И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл»).
В эмиграции одним из первых использовал эту формулу в применении к эпохе рубежа веков поэт и критик Н. А. Оцуп в статье «Серебряный век» (1933; расширенный вариант – «Серебряный век» русской поэзии», 1961), вслед за ним — критик Вл. Вейдле (статья «Три России», 1937) и художественный критик, бывший редактор журнала «Аполлон» С. К. Маковский, выпустивший в 1962 мемуары «На Парнасе Серебряного века». С этого времени формула становится общеупотребительной в западном литературоведении, а с середины 1980-х гг. — в российской науке и критике.
«Серебряный век» - проявление духовного
и художественного, знаменующего взлёт
русской культуры конца XIX – начала XX веков.
Величайшие достижения философской мысли,
науки, всех видов художественного творчества,
плеяда талантливейших поэтов, художников,
композиторов определяют значение этого
феномена, как будто призванного
предвосхитить колоссальный рывок России,
её прорыв к этому, о чём издавна
мечтало человечество. Словосочетание
«серебряный век» стало постоянным определением
русской культуры конца XIX – начала XX веков;
оно стало использоваться как обозначение
всей художественной и, шире, всей духовной
культуры начала XX
века в России. Понятие «серебряный век»
невозможно свести к творчеству одного
или даже десятку значительных художников
– он характеризует «дух эпохи»: ярких
индивидуальностей. Сама духовная атмосфера
времени провоцировала творческую
личность на художественное своемыслие.
Это была эпоха пограничная,
переходная, кризисная: развитие капитализма,
прокатившиеся по стране
революции, участие России в первой мировой
войне… Эпоха рубежа веков стала временем
фундаментальных открытий, произведений
искусств. Искусство и литература становятся
всё более неоднородными, расколотыми
на течения и группировки. Другая особенность
искусства этой поры – усиление контактов
с мировой культурой, более активное обращение
к опыту не только отечественного, но и
европейского искусства. Русское искусство
начала XX века гораздо более
свободно в обращении с опытом мировой
культуры, что даёт предпосылки к
использованию более многоцветной палитры
художественных приёмов. Русская культура
всё более и более являет миру себя и открывает
мир для
себя. Искусство рубежа веков объединяет
и возрождает к жизни самые разные
стили, включает в себя и элитарное, и низкое
искусство, всему даёт свою
эстетическую нишу. Одновременно сосуществуют
разные художественные системы,
сама эпоха эстетически полифонична. В
процессе развития «Серебряного века»
выделились 3 наиболее ярких течения: символизм,
акмеизм и футуризм.
Символизм.
Символизм был
первым течением модернизма, возникшим
на русской почве, сложился на рубеже
Х1Х и ХХ вв.
Традиционному познанию мира символисты
противопоставили идею конструирования
мира в процессе творчества. Творчество
в понимании символистов – подсознательно-интуитивное
созерцание тайных смыслов, доступных
лишь художнику – творцу. «Недосказанность»,
«утаённость смысла» - символ – главное
средство передачи созерцаемого тайного
смысла. Символ – вот центральная эстетическая
категория нового течения. «Символ только
тогда истинный символ, когда он неисчерпаем
в своём значении»,- считал теоретик символизма
Вячеслав Иванов. Теоретические, философские
и эстетические корни и источники творчества
писателей-символистов были весьма разнообразны.
Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным
направлением, Мережковский опирался
на христианское учение, Вяч. Иванов искал
теоретической опоры в философии и эстетике
античного мира, преломленных через философию
Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым,
Шопенгауэром, Кантом, Ницше.
Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих создателей - Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать “своими” Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым “испуганным соглядатаем жизни”, Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал “предчувствием символа символов - Вечной Женственности” в.
С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время как поэты-реалисты, - пишет К. Бальмонт, - рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”'. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями”, - утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн”, которые помогают человеку выйти к свободе'.
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.- это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов - А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, 'А. Блок и др.
В основе платформы “младших”
символистов лежит
Поэзия символистов - это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ - это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.
Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вяч. Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День - жемчуг матовый - слеза - течет с восхода до заката”. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”.
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно - стараюсь угадать
За ним другое, - то, что скрыто.
Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба:
И два глубокие бокала
Из тонко-звонкого стекла
Ты к светлой чаше подставляла
И пену сладкую лила,
Лила, лила, лила, качала
Два темно-алые стекла.
Белей, лилей, алее дала
Бела была ты и ала... '
Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов. С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им “грядущего хама”. Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.
К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. “В недрах самого символизма,- писал В. Брюсов в статье “Смысл современной поэзии”,- возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным”.
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, “символизм закончил свой круг развития и теперь падает”.