Серебряный век в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:44, реферат

Описание работы

Русская литература, как и любая другая, в своем развитии прошла несколько этапов: древнерусская литература, литература в период 15- 16 веков, «золотой век» и т.д. Каждый период имеет свои определенные черты и особенности, но одной, наверное, из самых ярких страниц русской литературы является «серебряный век», воспитавший целое поколение великих людей, которые оставили незабываемый след в русской истории.

Содержание работы

1) Введение …………………………………………………………………………….с.2
2) Черты «Cеребряного века» для культуры России ……………………………… с.3-4
3) Символизм:
а) В.Я. Брюсов;
б) Д.С. Мережковский;
в) З.Н. Гиппиус. ……………………………………………………………………….с.5-16
4) Акмеизм:
а) Н.С. Гумилев;
б) А.А. Ахматова. ……………………………………………………………………...с.17-21
5) Футуризм:
а) В.В. Маяковский;
б) В.В. Хлебников. ……………………………………………………………………..с.22-28
6) Заключение. ………………………………………………………………………….с.29
7) Список использованной литературы. ……………………………………………....с.30

Файлы: 1 файл

экзаменационный реферат.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РТ

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Серебряный век  в русской литературе».

 

 

                                    

 

 

 

 

                                                                                                    Работу выполнила

                                                                                                    ученица 11 класса 

                                                                          МОУ СОШ № 2  

                                                                              Толстогузова О.В.

                                                                                                 Руководитель: Садриева С.А.

 

 

 

 

 

 

                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ:

1) Введение …………………………………………………………………………….с.2

2) Черты «Cеребряного века» для культуры России ……………………………… с.3-4

3) Символизм:

а) В.Я. Брюсов;

б) Д.С. Мережковский;

в) З.Н. Гиппиус. ……………………………………………………………………….с.5-16

4) Акмеизм: 

а) Н.С. Гумилев;

б) А.А. Ахматова. ……………………………………………………………………...с.17-21

5) Футуризм:

а) В.В. Маяковский;

б) В.В. Хлебников. ……………………………………………………………………..с.22-28

6) Заключение. ………………………………………………………………………….с.29

7) Список использованной литературы. ……………………………………………....с.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             ВВЕДЕНИЕ

Русская литература, как и любая другая, в своем развитии прошла несколько этапов: древнерусская литература, литература в период 15- 16 веков, «золотой век» и т.д. Каждый период имеет свои определенные черты и особенности, но одной, наверное,  из самых ярких страниц русской литературы является «серебряный век», воспитавший целое поколение великих людей, которые оставили незабываемый след в русской истории. Данная тема очень актуальна, так как в информационном обществе в период информационных технологий мало кто вспоминает великолепные произведения классиков, и просто необходимо как можно чаще  выводить литературные темы на публичное обсуждение.

Современное поколение особенно подвержено влиянию телевидения, и поэтому моей целью является необходимость в воспитании людей к их литературному прошлому. Конечно же, мне хочется познакомить как можно больше людей с «серебряным веком», чтобы люди могли различать течения «серебряного века», писателей и поэтов, и т.д. Выдающиеся произведения писателей и поэтов направлений символизма, акмеизма, футуризма останутся навсегда с нами и мы не в праве вычеркивать их из нашей духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                                 «Серебряный век»

    Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века в поэме древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»). В России из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 в. в широкое употребление вошло выражение «Золотой век», а затем, в качестве оппозиции, для обозначения современной пишущим эпохи — «Железный век» (Е. А. Баратынский). В конце 19 – начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева («Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова («Ив. С. Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературу после пушкинского Золотого века в 1840-1880 гг., и в своей эстетической программе следовал его традициям (А. А. Фет, К. К. Случевский, Ф. И. Тютчев, Я. П. Полонский и др.) В том же значении использовал эту формулу историк литературы Д. Святополк-Мирский. «Переадресация» произошла в 1920-х гг. Сами современники предпочитали называть свою эпоху общеевропейским термином «fin de siecle» («конец века»). Период рубежа веков получил это название уже после своего завершения. Оно возникло одновременно в метрополии и в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшую эпоху как второй расцвет русской культуры после Пушкинского периода. В 1925 историк литературы и общественной мысли, критик Иванов-Разумник в статье-памфлете «Взгляд и нечто» под грибоедовским псевдонимом Ипполит Удушьев, описывая литературу первой четверти 20 в., выделил в ней две эпохи — «Золотой» и «Серебряный» век. К писателям Золотого века он отнес поколение символистов, а также крупнейших реалистов 1890-1900-х гг. (А. П. Чехов, И. А. Бунин, М. Горький и др.), к Серебряному — пришедших в литературу в 1910-1920-гг. (постсимволисты, а также такие прозаики, как И. Г. Эренбург, Вс. В. Иванов, «Серапионовы братья » и др.). Поэт и критик В. А. Пяст (В. А. Пестовский) в мемуарной книге «Встречи» (1929) предложил собственную гипотетическую эволюционную схему смены поколений в культуре: каждая культурная эпоха проходит два этапа своего развития: Золотой и Серебряный века, которые отделены друг от друга приблизительно двумя десятилетиями. В 19 в. поэты «Золотого века» родились в 1800-1810 гг., поэты «Серебряного века» — в 1817-1824 гг. Среди своих современников — поэтов рубежа веков — Пяст выделяет тех, кто родился в 1860-е и тех, кто родился в 1880-е гг., называя это поколение представителями Серебряного века. А. А. Ахматова в «Поэме без героя» (1940-1962) применила это название ко времени 1913 года («И серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл»).

В эмиграции одним  из первых использовал эту формулу  в применении к эпохе рубежа веков  поэт и критик Н. А. Оцуп в статье «Серебряный век» (1933; расширенный вариант – «Серебряный век» русской поэзии», 1961), вслед за ним — критик Вл. Вейдле (статья «Три России», 1937) и художественный критик, бывший редактор журнала «Аполлон» С. К. Маковский, выпустивший в 1962 мемуары «На Парнасе Серебряного века». С этого времени формула становится общеупотребительной в западном литературоведении, а с середины 1980-х гг. — в российской науке и критике.

  «Серебряный век» - проявление духовного и художественного, знаменующего взлёт русской культуры конца XIX – начала XX веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, художников, композиторов определяют значение этого феномена, как будто призванного 
предвосхитить колоссальный рывок России, её прорыв к этому, о чём издавна 
мечтало человечество. Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской культуры конца XIX – начала XX веков; оно стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX 
века в России. Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или даже десятку значительных художников – он характеризует «дух эпохи»: ярких 
индивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческую 
личность на художественное своемыслие. Это была эпоха пограничная, 
переходная, кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся по стране 
революции, участие России в первой мировой войне… Эпоха рубежа веков стала временем фундаментальных открытий, произведений искусств. Искусство и литература становятся всё более неоднородными, расколотыми на течения и группировки. Другая особенность искусства этой поры – усиление контактов с мировой культурой, более активное обращение к опыту не только отечественного, но и 
европейского искусства. Русское искусство начала XX века гораздо более 
свободно в обращении с опытом мировой культуры, что даёт предпосылки к 
использованию более многоцветной палитры художественных приёмов. Русская культура всё более и более являет миру себя и открывает мир для 
себя. Искусство рубежа веков объединяет и возрождает к жизни самые разные 
стили, включает в себя и элитарное, и низкое искусство, всему даёт свою 
эстетическую нишу. Одновременно сосуществуют разные художественные системы, 
сама эпоха эстетически полифонична. В процессе развития «Серебряного века» выделились 3 наиболее ярких течения: символизм, акмеизм и футуризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символизм.

Символизм был  первым течением модернизма, возникшим  на русской почве, сложился на рубеже Х1Х и ХХ вв. 
Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. «Недосказанность», «утаённость смысла» - символ – главное средство передачи созерцаемого тайного смысла. Символ – вот центральная эстетическая категория нового течения. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении»,- считал теоретик символизма Вячеслав Иванов. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.                                                         Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы” (1904 - 1909).“Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, - писал Эллис, - нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума - внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам”.

Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих создателей - Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать “своими” Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым “испуганным соглядатаем жизни”, Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал “предчувствием символа символов - Вечной Женственности” в.

С этими установками  связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время  как поэты-реалисты, - пишет К. Бальмонт, - рассматривают мир наивно, как  простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии”'. Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями”, - утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн”, которые помогают человеку выйти к свободе'.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.- это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов - А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, 'А. Блок и др.

В основе платформы “младших”  символистов лежит идеалистическая  философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства - “...создание вселенского духовного организма”, что художественное произведение это - изображение предмета и явления “в свете будущего мира”, с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, “соединение вершин символизма как искусства с мистикой”. (9, стр.15-27)

Поэзия символистов - это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ - это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символисты стремятся  к созданию сложной, ассоциативной  метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина”  у В. Брюсова, “И светлых глаз темна  мятежность” у Вяч. Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День - жемчуг матовый - слеза - течет с восхода до заката”. Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея”.

На всех явлениях лежит  печать.

Одно с другим как  будто слито.

Приняв одно - стараюсь угадать 

За ним другое, - то, что скрыто.

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тонко-звонкого стекла

Ты к светлой чаше подставляла

И пену сладкую лила,

Лила, лила, лила, качала

Два темно-алые стекла.

Белей, лилей, алее дала

Бела была ты и ала... '

Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов. С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им “грядущего хама”. Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.

К десятым годам ХХ века символизм  нуждался в обновлении. “В недрах самого символизма,- писал В. Брюсов в статье “Смысл современной поэзии”,- возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным”.

Последнее предоктябрьское десятилетие  было отмечено исканиями в модернистском  искусстве. Происходившая в 1910 г. в  среде художественной интеллигенции  полемика вокруг символизма выявила  его кризис. Как выразился в  одной из своих статей Н. С. Гумилев, “символизм закончил свой круг развития и теперь падает”.

Информация о работе Серебряный век в русской литературе