Шпаргалка по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по русскому языку.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_russkomu_yazyku_k_ekzamenu.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя

речей.

Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка.

Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи

и сделала слово лишь условным обозначением вещи. Таким образом, слово было

отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом.

Так постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики,

собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого

эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), Цицероном

(«Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых  ораторах»), Квинтилианом

(«Риторические  наставления») и другими античными  мыслителями.

Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в

том, чтобы говорить хорошо. В эпоху Средневековья риторика считалась

мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной.

Проповеди «отцов христианской церкви» Тертуллиана, Иоанна Златоуста,

Августина Аврелия, Фомы Аквинского легли в основу гомилетики - теории

церковного красноречия. В этот период европейские риторические идеи проникли

в Древнюю Русь. Встречается несколько видов древнерусского краснословия:

политическое (вечевая речь), дипломатическое, военное, торжественное,

духовное. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского

искусства датируется началом XV11 века. К этому времени относятся первые

работы - епископа Макария, М. И. Усачева, к более позднему - сочинения

Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Становление риторики как научной

дисциплины неотделимо от имени М. В. Ломоносова - автора «Краткого

руководства к красноречию» (1748). В этом труде представлен свод правил,

которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на

государственные, общественные и религиозно - философские темы.

Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к

ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы

связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего

человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения.

В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах.

Риторика (в узком смысле) - это обозначение филологической дисциплины,

изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех

областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных

жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введен

профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей

риторикой. Ее быстрое и продуктивное развитие вызвано появлением новых

языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории

речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей

практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке

языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики,

психологии.

Цель обновленной риторики - определение наилучших вариантов (оптимальных

алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы

порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом,

неориторика - это наука об убеждающей коммуникации. Риторика учила и учит,

как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли,

употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и

общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное

внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией,

актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи,

эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух».

Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А. Ф. Кони.

Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной

практики. Однако, по утверждению исследователей Е. А. Ножина, Н. Н. Кохтева,

Ю. В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических

способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике -

важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав,

единство.

 

11. Виды красноречия Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.

В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.

Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения.

Оратору, читающему текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном - - вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача - научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Судебное красноречие - род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 г., когда слушание дел стало гласным. На процессах могли присутствовать журналисты и просто любопытные.

Выдающиеся судебные ораторы прошлого - В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, А.И. Урусов, Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони.

Судебная речь должна формировать определенные нравственные позиции у суда и слушающих. Цель судебного процесса - законный обоснованный приговор. Выяснить, доказать, убедить - составляющие судебной речи. Особенности судебной речи - знание психологии, социальных проблем, полемичность, предварительная обусловленность содержания, официальность и итоговый характер речи.

В судебном красноречии выделяют речь защитника и обвинителя. Предметом спора является квалификация преступления, которая определяет вид и меру наказания. В судебных речах отражается общественно-политическое значение дела, дается характеристика личности подсудимого. Также раскрываются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Судебные речи должны быть интересны, ярки, написаны правильным литературным языком, логичны и доказательны.

 12. понятие риторического канона. Характеристика этапов риторического канона. Инвенция. Диспозиция. Риторический канон -

это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение. Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов: 

 

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) –  изобретение  содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.  

 

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. 

 

III  этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы. 

 

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.  

 

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

 

13. Понятие риторического канона. Элокуция. Мемориа. Акцио. это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение. Этот образец показывает, что для достижения цели оратору надо пройти 5 этапов: 

 

I этап – инве́нция (лат. – invention – изобретение) –  изобретение  содержание речи. На этом этапе говорящий создаёт общий план будущей речи, обдумывает предмет, о котором собирается говорить, вычленяет самое важное в теме, осуществляет подбор и систематизацию материалов, выбирает способы доказательств.  

 

II этап – диспози́ция (лат. dispositio – расположение) – расположение изобретённого в надлежащем порядке. На этом этапе говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. 

 

III  этап – элоку́ция (лат. elocutio – словесное выражение) – речевое оформление текста. Этап, на котором оратор выражает собственные мысли в конкретных словах и предложениях, заботится не только о правильности, ясности, уместности использования языковых единиц, но и украшает речь, используя фигуры и тропы. 

 

IV этап – мемо́рио (лат. memorio – запоминание) – запоминание речи и подготовка к её произнесению. На этом этапе оратор готовит текст к произнесению, подбирает вспомогательные приёмы, запоминает текст и репетирует.  

 

V этап – а́кцио (лат. actio – произнесение) – произнесение речи. На последнем этапе оратор вступает в контакт со слушателями, применяет все подготовленные приёмы, разыгрывает речь, используя мимику, жесты, телодвижения, устанавливает и поддерживает контакт со слушателями.

 

14. Понятие невербальной  коммуникации и её основные  средства. Национальные особенности невербального общения. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата[

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Информация о работе Шпаргалка по русскому языку