Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:09, шпаргалка
Революции (1789 – 1794) Соц- эконом предпосылки – распад старых феодальных отношений и развитие капитализма. Политич. – приход к власти буржуазии, которая лишила дворянство крупных привилегий. И это крушение сословно иерархических отношений вызвало иллюзию свободы, индивидуализм со всеми его последствиями.
Романтизм опирался на традиции всей предыдущей литературы, а в 30-годы наряду с романтизмом стал развиваться и реализм. Невосполнимый разрыв между творчеством и мечтой.
Романтизм
Границы две франц. Революции (1789 – 1794) Соц- эконом предпосылки – распад старых феодальных отношений и развитие капитализма. Политич. – приход к власти буржуазии, которая лишила дворянство крупных привилегий. И это крушение сословно иерархических отношений вызвало иллюзию свободы, индивидуализм со всеми его последствиями.
Романтизм опирался на традиции всей предыдущей литературы, а в 30-годы наряду с романтизмом стал развиваться и реализм. Невосполнимый разрыв между творчеством и мечтой.
Характерная черта ром.мировоззрения – это резко выраженное субъективное осмысление автором явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что романтический поэт хотел бы видеть в жизни. Это часто приводит к неправильному пониманию, а порой и к искажению объективных законов действительности.
Ром-ки ищут ответа на вопрос как устранить зло и пороки общества, где найти идеал, к которому надо стремиться. Основная черта ром-ма – преобладание субъективного в осмыслении явлений и процессов действительности и как неизбежное следствие - разрыв между идеалом и действительностью. Реакционные романтики призывали к восстановлению прошлого, хотели бы остановить общ.развитие, вернуться назад. Осуществление идеала для них было возможно только при условии попятного исторического движения. По этому «сущее» и «должное» находилось у них в неразрешимом противоречии. Прогрессивные романтики часто исходили из утопий, в чем обнаруживалась их историческая ограниченность. Противоречие между мечтой и реальностью у них обнаруживается в стремлении превосходить то, что будет, но чего еще нет сегодня. Идеалы рогр.ром-ов опережали действительное развитие. Но их мировоззрение далеко не было свободно от противоречий и иллюзий. Субъективизм в понимании исторического процесса толкал их порой к совершенно произвольному созданию собственной историч.концепции.
Немецкий романтизм
Широкие отклики вызвала французская революция 1798г. именно с этого времени начинает разрабатываться философская система, оказавшая наибольшее влияние на становление европейского романтизма(кант, Фихте) именно они обосновали романтический конфликт. Позже работы Шеллинга давали объяснение романтическому двоемирию и утверждали превосходство искусства над наукой.
Этапы: 1) 1795 -1808 йенская школа, 2) 1808 – 1815 Гейдельбергская школа, 3) 1815 – 1848 связан с творчеством Гофмана. С другой стороны, немецкие романтики в своём большинстве являлись первыми апологетами «прусского пути» развития капитализма в Германии, проповедниками компромисса с феодализмом, защитниками патриархальности. Иногда противоположные тенденции сочетались в творчестве одного и того же писателя. Так, у Г. Клейста (1777 – 1811) реалистические элементы уживаются с реакционным прославлением монархии и рыцарства, духом герм. шовинизма. Так, выразитель позднего немецкого Романтизма – Э. Т. А. Гофман (1776 – 1822), соединяет мистическую тематику с острой критикой дворянско-буржуазного общества, нем. филистерства и разлагающегося абсолютизма. В русле романтической поэзии находились патриотические песни Т. Кернера (1791 – 1813) и Э. М. Арндта, относящиеся к периоду наполеоновских войн. Развитие немецкого Романтизма завершила так называемая «швабская школа» [Л. Уланд (1787 – 1862), Ю. Кернер (1786 – 1862), Г. Шваб (1792 – 1850) и др.], существовавшая до самой революции 1848 и подготовившая идейно ограниченное движение т.н. «областничества»в нем, литературе. Стоявший у заката нем. романтизма Г. Гейне (1797 – 1856) показал, что Романтизм в его немецкой разновидности ведёт к полному разладу с действительностью. Гейне стал на позиции реализма и революционного демократизма («Германия. Зимняя сказка» и др.).
Берлинская школа романтиков
Не имела ни своего журнала, ни теоретических обоснований. Это условное производное. 1810г. – Гофман и другие писатели приезжают в Берлин. Берлинская школа связана с формированием университета в Берлине. Лектор – Фихте. Профессор – Брентано. У Гофмана – изначальная ром.антитеза художника и общества. Ром.герой Г. живет в реальном мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое проиворечие между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип романтической иронии.
Иенская школа ром-ма.
Основатели – братья Шлегели (Фридрих и Август Вельгельм).
В Иенском унив-те братья Ш., Фихте, Новалис, Людовик Тик – центр идеологической оппозиции. Приветствовали революцию, но не были ни реакционерами, ни консерваторами, пытались идеализировать прошлое, как правило, средневековье, кот.всегда стремились соотнести с совр.обществ.развитием. Приверженцы т.н. незаинтересованного ис-ва, не имеющего задач вне самого себя. Они пришли к сознательному отрыву ис-ва от обществ. – политич. Жижни вообще. Эстетическая сторона – субъективное видение мира, стемление уйти от изображения конкретной истор.реальности. Их субъективный психологизм подготовил последующую реалистичекую разработку характеров. Философия – в основном Кант, т.к. он подчеркнул первенствующее значение личности. Еще Фихте – абсолютное философское «я», меняют на конкретное импирическое «я» отдельной личности. Утверждали: первостепенная роль ис-ва в жизни чел-ка и мироздании в целом.
Распались вскоре после смерти Новалиса(1801).
Гейдельбергская школа нем. ром-ма
Романтики любовно собирают, изучают и издают памятники нар. Твор-ва – нар.книги, песни и сказки. Сборник «Чудесный рог мальчика», составленный Арнимом и Брентано. Эти писатели вместе с Герресом составили Гейдельбургский кружок. Наряду с народными песнями они включали в сборник образцы мейстерзанга и произведения книжной лит-ры 18в. Не воспроизводили народ.песен точно, а произвольно редактировали, сокращая и дополняя, исправляя диалектизмы и архаизмы, меняя рифмы и размеры, что вызывало раздражения современников (Якова Гримма). Но эти сбоники имели огромное влияние на многих поэтов-романтиков, напр. Генриха Гейне.
Другой сборник «Детские и семейные сказки» составленный братьями Гримм, имел огромный успех. Гриммы не позволяли себе так свободно обращаться с текстом, как Арним и Брентано, а старались воспроизвести первоначальный текст. Заложили основы научной германистики: изучали герм.мифологию.
Романтики рассматривают народ недифферинцированно, как нечто целое, и подчеркивать в быте народа его патриархальность, смирение, религиозность, т.е. идеализировать консервативное и отсталое в народе.
Эрнст Теодор
Амадей Гофман(1776-1822)-. немецкий писатель, композитор
и художник, в чьих фантастических рассказах
и романах воплотился дух немецкого романтизма
Блистательная фантазия в сочетании со
строгим и прозрачным стилем обеспечили
Гофману особое место в немецкой литературе.
Действие его произведений почти никогда
не происходило в далеких краях – как
правило, он помещал своих невероятных
героев в повседневную обстановку. Гофман
оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых
французских писателей; несколько его
рассказов послужили основой для либретто
знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870)
Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана
свидетельствуют о его талантах музыканта
и художника. Многие свои творения он иллюстрировал
сам. Сборник”Фантазии в манере Карло”центр.произв.новелла”
Сатира и утопия в поэме Гейне «Германия. Зимняя сказка»
Поэма – плод глубоких раздумий автора о путях развития Германии. Здесь выразилось стремление автора видеть родину единым демократическим гос-вом. Это путевой дневник: поэт едет из Франции в Германию, где не был 13лет навестить мать. Проезжает Аахен, Кельн, Гаген, Тевтобургский лес (сломалась карета), Минден (крепость), Ганновер, Гамбург. Главный объект полит.сатиры – столпы полит.реакции. Автор говорит о 2 возможных путях развития родины: либо гильотина (разговор с Фридрихом Барбароссой), либо тот страшный вонючий горшок, кот. Гейне увидел в комнатушке Гаммонии. Подъезжая к родине поэт слышит как девочка-нищенка под аккомпанемент арфы фальшиво поет песню об отречении от земных благ и о райском блаженстве на небе. Словами этой песни говорит та старая убогая Германия. Сатира юнкерства и трусливой нем.буржуазии. Образ старого императора явл.в поэме одним из острейших приемов сатиры на сторонников империи. Сам Гейне за революцию, за герм.республику. Худ.метод – соединение ром. и реалист.начал, органическое сочетание острой публицистичности, памфлетного сарказма с поэт.пафосом с лирической искренностью. Утопичность образа Гаммонии – «богини и покровительницы Гамбурга», на самом деле проститутка.
42.Генрих Гейне(1797-1856) многие его стихи были положены на музыку, был редактором мюнхенской газеты
«Германия.Зимняя
сказка»Наиболее яркое
Композиция стр. по ассоциат.принципу,Интоннацион.
ЛИРИЧ.ГЕР.новый образ поэта,глашатая великих соц.измен-й.Он созн.силу своего облич.слова. В кажд.строке бьется жив.сердце п.-единство лич.и общ.,слиян.мыслей о род.с душевн.пережив. Эпическое,лир.и публицистич.начала слив.воед,образуя новое жанровое целое Генрих Гейне нем.л.функц. пейзажа поэтич.цикл «Северное море» ставит героя лицом к л-у с величавой морской стихией. Обр.то спок. То бур. Моря то пламенеющ. заката.то ночного усып.звезд.неба. Цель:созд.образец высокой философ. лирики .в кот.пр. соотносится с чел.и ч.жизнь измер. масштабами мироздания. Ст-я напис. своб. ритмом, как бы перед-им вольное движ.пр.Созерц-е пр.уводит П.от субъект-го самоуглубл.-я и ставит перед ним «загадку жизни»: «Что так.чел.? Откуда он пришел? Кто там живет наверху?»(Вопросы) Иронический прозаизм в конце делает загадку жизни не такой страшной и всеобъемлющей.
Особенности романтической школы во Франции
Во Франции, как и в Англии ром-м не был единым направлением: в самом начале 19 в. выступили реакционные ром-ки, объявившие поход против революции и просветителей; позже, перед Июльской рев-ей, в лит. борьбу вступили представители прогрессивного ром-ма, нанесшие сокрушительный удар по ис-ву Реставрации. Главная особенность – ром-м как мировоззренческая и художественная система обрел законченные формы позже, чем в др. крупных европейских странах. Общенациональным явлением он становится только в 20-е годы. Во Ф. главной идеи ром-ма (идея всесилия личности) предшествовала мысль о власти необходимости судьбы на свободной волей, о тщете индивидуальных поступков (Шатобриан, Сенакур, ранний Ламартин).
В первые же годы 19в. начинают
свою деят-ть ряд публицистов, философов,
задачи которых сводились к
ШАТОБРИАН, ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ (Chateaubriand, Fran ois Ren de) (1768–1848), французский писатель и государственный деятель, которого называют «отцом романтизма» во французской литературе. Отказавшись от карьеры флотского офицера, а затем и клирика, в 1768 Шатобриан стал младшим лейтенантом Наваррского полка. Воодушевленный рассказами о великих путешественниках, он отплыл в Америку, где провел пять месяцев – с июля по декабрь 1791. Эта поездка впоследствии вдохновила его на создание главных своих произведений. Известия об аресте Людовика XVI побудили Шатобриана вернуться во Францию. Выгодно женившись на девушке своего круга, он присоединился к армии принцев в Кобленце и принял участие в осаде Тионвиля. Оправляясь после ранения, добрался до Англии, где провел семь лет, с 1793 по 1800. Там он опубликовал свой первый труд «Опыт о революциях»,1797). Вернувшись в 1800 во Францию под чужим именем, Шатобриан уже в следующем году завоевал признание публики повестью «Атала, или Любовь двух дикарей в пустыне» 1801), которая выделяется своим гармоничным и живописным стилем, а также новаторским изображением страсти на фоне экзотической жизни коренных обитателей Америки. Первоначально Шатобриан намеревался включить этот роман в трактат «Гений христианства»1802), квинтэссенцию его творчества, поскольку в позднейших работах он либо развивает, либо комментирует намеченные здесь сюжеты. Основная мысль трактата состоит в том, что из всех религий христианство – самая поэтическая и человечная, более других благоприятствующая свободам, искусству и литературе. Трудно переоценить значение этой книги для романтического движения: целое поколение писателей обрело в Гении христианства неисчерпаемый источник литературных идей и вдохновения. Повесть «Рене»1802), призванная иллюстрировать «смутность страстей», в течение полувека служила моделью для меланхолических героев, которые терзаются недугом, названным впоследствии «болезнью века».