Синонимы.Антонимы.Многозначность слова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Сино́нимы— слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы). Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов, например: красный — алый — багряный — багровый. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.
Анто́нимы— это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.).

Файлы: 1 файл

RUS_RUBEZhKA.docx

— 33.47 Кб (Скачать файл)

 

2.Синонимы.Антонимы.Многозначность слова.

Сино́нимы— слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение (ср. антонимы). Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов, например: красный — алый — багряный — багровый. Синонимы служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.

Анто́нимы— это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы возможны у таких слов, значения которых заключают в себе противоположные качественные оттенки, но в основе значений всегда лежит общий признак (вес, рост, чувство, время суток и т. д.).

Многозначностью, или полисемией (гр. poly - много + s ma - знак), называется свойство слов употребляться в разных значениях. Например: модель - 1) образцовый экземпляр какого-л. изделия, а также образец для изготовления чего-л. (выставка моделей женского платья); 2 схема чего-л., обычно в уменьшенном виде (модель станка); 3) тип, марка, образец, конструкция (новая модель автомобиля); 4) то, что служит материалом, натурой для художественного изображения, воспроизведения; 5) образец, с которого снимается форма для отливки или для воспроизведения в другом материале.

 

3.Состав слова

Слово состоит  из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс.

Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный, подводный, водяной, водник — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень - вод-.

Слова с  одним и тем же корнем называются однокоренными. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (дом, домик, домишко, домовой) или к разным частям речи (свет, световой, светить, светло).

В слове  может быть один корень (земляной) или  два корня (землекоп, землемер).

  • Морфема, стоящая перед корнем, называется префикс (от лат. — приставленный впереди) или приставка.Приставка служит для образования новых слов или форм слов (ход — вход; добрый — предобрый).В слове могут быть не одна, а две и более приставки: выход, безвыходный.В русском языке большая часть приставок исконно русские (без-, от-, под-, над-, в-), но есть и иноязычные приставки; суб-, анти-, контр-, экс-, например: субъект, контракт, экс-президент.Некоторые приставки имеют несколько значений, например: приставка при- может обозначать приближение (приплыть), близость (прибрежный), неполное действие (прилег).
  • Морфема, стоящая после корня, называется суффиксом (от лат. — подставленный). Суффикс также служит для образования новых слов (школа — школьник) или новых форм (играть — играл).Многие суффиксы свойственны определенным частям речи, например, суффиксы -чик, -щик, -тель, -ниц свойственны именам существительным: резчик, летчик, сварщик, учитель, ученица.
  • Постфикс (от лат. post — после, fixus — прикреплённый) — часть слова, стоящая после окончания или формообразующего суффикса. В русском языке выделяется глагольный постфикс -ся(-сь) (у возвратных глаголов и глагольных форм): умывал_ся, умываясь,
  • Морфема, стоящая в конце слова и служащая для связи слов в словосочетании или предложении, называется окончанием или флексией (от лат.— сгибание).Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений — падеж и число; у прилагательных, причастий и некоторых местоимений — падеж, число, род: у глаголов — лицо и число.Окончание может быть нулевым, т.е. таким, которое не выражено звуками, например: нос, конь, мел.

 

4.Типы простых предложений  по цели высказывания. Субъектно – предикативные отношения.

По цели высказывания предложения делятся  на:

Повествовательные — это предложения, сообщающие об окружающей действительности

Вопросительные - предложения выражают вопрос

Побудительные - предложения выражают волеизъявление, побуждение к действию.

Восклицательными -  называются предложения, в которых выражение основного содержания сопровождается сильным чувством говорящего

Субъектно – предикативные отношения это отношение между подлежащим и сказуемым.

 

5.Распространенные и  не распространенные предложения

В зависимости  от того, есть в предложении второстепенные члены или нет, предложения делятся  на:

распространенные (второстепенные члены предложения есть): Летнее солнце ярко светило;

нераспространенные (второстепенных членов предложения нет): Солнце светило.

 

6.Подлежащее. Способы выражения  подлежашего.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).

Подлежащее  может быть выражено всеми частями  речи:

1 существительным: дождь идёт

2 глаголом - Учиться всегда пригодится

3 местоимением - МЫ ехали на дачу

4 прилагательным - во время детского чая ВЗРОСЛЫЕ сидели на балконе

5 числительным - Девять делится на три

6 междометием - далеко на площади грянуло УРА

7 Наречие - ЗАВТРА не будет таким,как сегодня

8 Причастием - ПРИСУТСТВУЮЩИЕ говорили о различных делах.

9 Подлежащим  может быть неделимое словосочетание - Дед с матерью шли впереди всех. Пятеро мальчиков играли в мяч

 

 

12.Двусоставные и односоставные  предложения

Грамматическая  основа двусоставных предложений состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.)

Грамматическая  основа односоставных предложений состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого.

Если  в предложении есть только подлежащее, такое предложение называется назывным. Например: Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. (А. Пушкин.) Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем.

Односоставные предложения, в которых главный  член предложения — сказуемое, делятся  на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.

Определенно-личными называются предложения с глаголом-сказуемым в форме 1-го и 2-го лица. Определенно-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям, так как конкретное лицо (предмет), выполняющее действие, легко восстановить по смыслу. Например: Вот уеду и не буду знать, чем завершатся твои старания. (А. Чехов.)

В неопределенно-личных предложениях лицо, выполняющее действие, не определяется. Глагол-сказуемое выражается формами 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме единственного числа в прошедшем времени. Например: За рекой косили. Оттуда несло запахом . свежескошенной травы.

В обобщенно-личных предложениях действие, обозначаемое глаголом-сказуемым, может быть отнесено к любому лицу, к группе лиц (т. е. к обобщенному лицу). Обычно глагол в таких предложениях употребляется в форме 2-го лица единственного числа. Например: Что посеешь, то и пожнешь. Обобщенное значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Например: После дела за советом не ходят. В форме таких предложений часто выступают пословицы.

Безличные предложения — это предложения с одним главным членом — сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Поздней осенью быстро смеркается. Сказуемое в таких предложениях выражается безличными глаголами или личными глаголами в значении безличных. Например: Ветром снесло крыши соседних домов. В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределенной форме: Строить не из чего, а также наречия на -о (-е): На улице светло и людно.

 

13. Безличные предложения

Безличные предложения — это предложения с одним главным членом — сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Поздней осенью быстро смеркается. Сказуемое в таких предложениях выражается безличными глаголами или личными глаголами в значении безличных. Например: Ветром снесло крыши соседних домов. В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределенной форме: Строить не из чего, а также наречия на -о (-е): На улице светло и людно.

 

14.Согласование подлежащего со сказуемым.

Нормой  русского языка является грамматическое согласование определяемого слова  с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех) и  сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал). Но в некоторых случаях  выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта  целого ряда условий.

Сказуемое должно стоять в той же форме, что  и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок.

При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе:Три книги лежат на столе;

При составных  числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе:Школу окончил сорок один ученик.

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде:Получена тысяча книг для школьной библиотеки;

При существительных лет, месяцев, дней, часов и т.п. сказуемое ставится в единственном числе:Прошло две недели;

Если  при счетном подлежащем имеются  слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе:Все три всадника ехали молча.

Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе:Гостей приходило только трое.

При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе:Много птиц, красных, желтых, зеленых, пело в ветвях;

При наличии  слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе:Брат вместе с сестрой уехал в деревню.

 

15.Главные и второстепенные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.

 

16. Функциональные стили  речи

Стилистика – наука, изучающая стили речи  и употребление  в них языковыхсредств.

СТИЛИ РЕЧИ.

Научный стиль. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.  Высказывание обычно бывает Точным,  Доказательным + термины, Обобщенным (о группе предметов).  Научное рассуждение часто встречается в научной   литературе,   где   раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?»  и   начинающиеся с научного определения.

Деловой (официально) стиль. Используется  обычно  в  различных   деловых   бумагах,   инструкциях,    законодательных документах. Задача речи:

Дать точные указания, рекомендации. Высказывание обычно бывает: Официальным Точным Бесстрастным (лишенным эмоций). Используются книжные, официальные слова и  выражения.

Публицистический стиль(Публицистика  – отрасль литературы,   освещающая   вопросы   политики   иобщественной жизни.). Используется в общественно-политической  сфере жизни:  газеты,  журналы,  радио, ТВ. Это речь агитаторов,  пропагандистов,  журналистов,  тех,  кто   обращается к народным массам. Задача речи: Сообщить информацию, Воздействовать на массы, Сформулировать определённое отношение к общественной  жизни,  гражданскую позицию. Высказывания бывают: Злободневными по теме, Яркими, страстными, призывными, Удачный заголовок. Жанры: Заметка (в газету), Репортаж  (живой рассказ очевидца  о каком-либо  событии общественной   жизни)., Статья – «объясняющий» жанр, Портретный очерк.

Художественная речь используется, если надо нарисовать  словами,  изобразитькартину, передать читателю свои чувства.Задача речи – воздействие.Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов  впереносном значении,  создающих образ;  эмоционально-оценочных   слов,   вкоторых  раскрывается  отношение автора   к   тому,   что   он   описывает,экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.

 

17. Научный стиль

Эта разновидность  литературного языка употребляется  в научных трудах ученых для выражения  результатов исследовательской  деятельности. Цель научного стиля  — сообщение, объяснение научных  результатов. Обычная форма реализации этого стиля — монолог.

В научном  стиле имеет место предварительный  отбор языковых средств.

Научный стиль реализуется в следующих  присущих ему жанрах:монографиястатьядиссертацияотзыврецензияаннотацияучебниклекция

Стилевые  черты научного стиля 

  • Научная тематика текстов.
  • Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
  • Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
  • Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
  • Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
  • Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
  • Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

 

18.Способы образования  видовых пар

суффиксальный:

оправдать — оправдывать

закончить — заканчивать

вырастить — выращивать

префиксальный:

рисовать → нарисовать

печь → испечь

строить → построить

префиксально-суффиксальный:

ронять — уронить

вешать — повесить

супплетивный:

брать — взять

Информация о работе Синонимы.Антонимы.Многозначность слова