Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:59, реферат
Одна из основных задач культуры речи - сохранение и совершенствование литературного языка. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. Прежде всего нужно научиться правильно говорить, то есть соблюдать нормы языка.
Введение……………………………………………………………………………..3
§1. Основные синтаксические ошибки и пути их преодоления………………….5
1.1 Синтаксические нормы в простом предложении…………………………….5
1.2 Синтаксические нормы в сложном предложении……………………………11
§2. Синтаксические особенности выступления………………………………….14
Заключение………………………………………………………………….……..17
Список использованной литературы…………………………………………….19
Предлоги о + предложный падеж, относительно + родительный падеж, про + винительный падеж имеют объектное значение, т.е. указывают на объект речи или мысли. Однако первый из них носит нейтральней характер, второй - книжный, третий - разговорный: В прессе неоднократно высказывались соображения о роли (относительно роли) России в современной Европе. Мы наслышались в детстве сказок про волшебников.
Предлоги на + винительный падеж (на что?) или предложный (на чём?) употребляются при указании на транспорт как средство передвижения. Однако, если указывается не на вид транспорта, а только направление внутрь чего-либо или местонахождение внутри чего-либо, употребляется по общему правилу предлог в + соответственно винительный падеж (во что?) и предложный (в чем?): Туристы сели в автобус, а в автобусе им был не страшен ни дождь, ни ветер».
Отличаются конструкция с предлогом с + творительный падеж и конструкция с творительным падежом без предлога. Первая может обозначать действие, сопровождающее другое действие: С принятием поправок оппозиции не осталось оснований заблокировать закон в Думе. Вторая конструкция обозначает действие, с помощью которого осуществляется основное действие: Принятием поправок оппозиции было снято последнее препятствие к принятию закона в Думе.
При изменении прямого порядка слов чаще всего переносится составное сказуемое в начало предложения. Этим достигается и перенос логического ударения на сказуемое: Чудесна, проникновенна была эта песня гор. Стилистический эффект достигается говорящим и при употреблении определений после определяемого слова: Эта встреча чудесная до сих пор хранится в моей памяти.
Определенно-личные предложения со сказуемым-глаголом 1-го или 2-го лица распространены в разговорной речи: Иду по знакомой тропинке. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
Деепричастия всегда обозначают действие того же лица, которое совершает главное действие.
Нарушение этого правила приводит к нарушению логики изложения. Как избавиться от такой ситуации?
Исправлять ошибку, заменяя деепричастный оборот придаточным предложением или существительным. Например: Закончив экскурсию в ресторане, нас ждал обед (непр.). - По окончании экскурсии в ресторане нас ждал обед (пр.).
Причастие - это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы.
Недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь).
1.2 Синтаксические нормы в сложном предложении
Изъяснительное придаточное предложение может присоединяться к главному при помощи союзов что, будто (как будто), чтобы и ли. Союз что используется при сообщении о достоверном факте (Передавали, что завтра будет солнечно), будто - при недостоверном (Передавали, будто (как будто) завтра будет солнечно), чтобы - при волеизъявлении (Передавали, чтобы были приняты меры от засухи), ли - при выражении вопроса, неуверенности (Скажите, будут ли передавать прогноз погоды?).
При передаче информации в форме косвенной речи изменяется лицо местоимения и глагола. События при этом рассматриваются с точки зрения говорящего. Ср.: Я сказал, что (я) приду поздно. Ты сказал, что (ты) придешь поздно. Он сказал, что (он) придет поздно.
Как видно из примеров, если в главном и придаточном предложении говорится об одном и том же действующем лице, в придаточном его можно не называть.
Существуют некоторые смысловые различия в употреблении союзов перед тем как и прежде чем в придаточных предложениях времени. Первый употребляется, когда действия главного и придаточного предложений весьма близки по времени и тесно связаны между собой: Перед тем как идти на экзамены, повторите хотя бы лекционный материал. Союз прежде чем употребляется при желании обратить внимание, что действие придаточного предложения непосредственно обусловлено действием главного: Прежде чем идти на экзамены, повторите лекционный материал.
Многие союзы, используемые для обозначения причины, имеют дополнительный смысловой оттенок.
Так, союз благодаря тому, что указывает чаще всего на причину, способствующую совершению какого-либо действия: Благодаря тому, что пострадавшим была оказана своевременная помощь, никто из них не был госпитализирован. Союз из-за того, что указывает на причину, мешающую совершению действия: Из-за того, что пострадавшим не была оказана своевременная помощь, некоторые из них были госпитализированы. Союзы ибо, поскольку указывают на обоснование причины: Поскольку пострадавшим была оказана своевременная помощь, никто из них не был госпитализирован.
Никто из пострадавших не был госпитализирован, ибо им была оказана своевременная помощь.
Если надо выделить причину или цель, первая часть составного союза остается в главном предложении, а вторая часть переносится в придаточное. Ср.: Большинство депутатов Госдумы не проголосовало за предложенный законопроект, потому что посчитало его противоречащим Конституции. - Большинство депутатов Госдумы не проголосовало за предложенный законопроект потому, что посчитало его противоречащим Конституции. Законопроект был направлен в согласительную комиссию, для того чтобы устранить в нем противоречащие Конституции статьи. - Законопроект был направлен в согласительную комиссию для того, чтобы устранить в нем противоречащие Конституции статьи.
Смысловые различия существуют между союзами и союзными словами, употребляемыми в придаточных предложениях образа действия, меры и степени.
Так, сложные предложения, части которых соединяются соотносительными парами слов столько…что, столько…сколько содержат указание на меру действия, имеют оттенок количества: Эксперименты по проверке полученных данных ставили столько раз, что развеялись сомнения в их достоверности. - Эксперименты по проверке полученных данных ставили столько раз, сколько надо для полной убедительности. Союз чтобы привносит оттенок желательности, необходимости: Поставьте эксперименты так, чтобы было убедительно. Союз будто привносит оттенок сравнения: Поставьте эксперименты по проверке полученных данных так, будто впервые столкнулись с этой проблемой.
Для выражения условия с противительным оттенком (уступки) в сложноподчиненном предложении употребляются союзы хотя; несмотря на то, что; между тем как; в то время, как; независимо от того, что.
Все упомянутые союзы, кроме нейтрального хотя, более употребительны в книжной речи: Несмотря на то, что показатели роста производства были благоприятными, в целом его уровень не достиг планируемого. Обычно слово «раствор» применяют к жидкостям, в то время как (тогда как) существуют и твердые растворы.
Для обозначения в придаточном предложении следствия используются, кроме других, союзы благодаря чему и из-за чего. Первый употребляется для указания на последствие благоприятной причины, а второй - неблагоприятной. Ср.: Дебаты в Думе прошли плодотворно, благодаря чему законопроект был принят почти единогласно и Дебаты в Думе прошли в острой полемике, из-за чего принятие законопроекта было затруднено.
Сложные предложения с придаточным следствия, присоединяемые к главному при помощи союзов вследствие чего, отчего свойственны книжной речи: Установленная закономерность была подвергнута сомнению со стороны многих ученых, вследствие чего (отчего) понадобились многие годы упорного труда для ее утверждения в науке.
Союзы как и будто, употребляемые в придаточных предложениях сравнения отличаются тем, что первый указывает на сравнение как на реальный факт, а второй - как на недостоверный, условный. Ср.: Все лето лил дождь, как это бывает только осенью. Все лето лил дождь, будто (как будто, словно) небо опрокинулось на землю.
При чтении лекций, при эмоциональной передаче информации как ораторский прием используется риторический вопрос с целью привлечения внимания к предмету речи: «На сегодняшней лекции у нас пойдет разговор о языке и речи, их функциях и особенностях. Но что такое язык и речь, чем они отличаются?»
Как особый стилистический прием используется присоединение, т.е. такой тип связи между членами предложения или предложениями, при котором второй компонент является по отношению к первому добавочным суждением, уточнением, пояснением или развитием ранее высказанной мысли: Из окна доносились уличные шумы: визг трамвая, автомобильные гудки... И еще невыносимый грохот мчащихся грузовиков. Перед Белым домом в Москве заявляли о своих требованиях шахтеры. И присоединившиеся к ним работники бюджетной сферы.
§2. Синтаксические особенности выступления
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.
1. Простые предложения
и части сложных предложений
не должны быть чрезмерно
2. Более легко воспринимаются
такие типы конструкций, которые
тяготеют к сфере разговорной
речи. По структуре эти конструкции
представляют собой
«Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один - уголек. В шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат. А теперь опускается он. И это привычное дело дает молодому шахтеру ощущение безопасности».
Для того чтобы получить текст такого типа, при его написании (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.
Длинные предложения, т. е. значительно распространенные и осложненные причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями, сложные предложения с большим количеством придаточных частей затрудняют восприятие и неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.
3. Нежелательно употреблять
конструкции страдательного
б) «На одной из неблагополучных шахт Воркуты Гостехнадзор пригрозил отобрать лицензию из-за нарушений техники безопасности. Горняки восприняли это как покушение на права человека».
При работе с массовой аудиторией следует предпочесть вторую конструкцию.
Заключение
Синтаксис представляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, имеющуюся в языке, и в то же время - раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.
Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием:
1) порядка слов в предложении;
2) координации подлежащего и сказуемого;
3) согласования определений и приложений;
4) правил управления;
5) правил использования
причастных и деепричастных
Нарушения синтаксических норм можно разделить на две категории:
1) нарушения правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с наличием вариантов в строе языка;
2) грамматически правильно,
но неудачно построенные
Нетрудно догадаться, что если нарушения первого типа можно описать достаточно полно, даже задать списком, то сколько-нибудь полное перечисление неудач второго типа принципиально невозможно.
Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно просто научиться правильно строить словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии.
Очень часто, разбирая то или иное нарушение синтаксических норм, приходится убеждаться в том, что в неудачной фразе не столько нарушены законы синтаксиса, сколько не учтено его взаимодействие с лексикой и морфологией. А взаимодействие это бесконечно многообразно, потому что лексика языка практически неисчерпаема, да и разнообразие морфологических форм и синтаксических моделей в русском языке весьма велико. словосочетания синтаксический речь
При выступлении говорящего должны быть соблюдены следующие синтаксические особенности.
1) Простые предложения
и части сложных предложений
не должны быть чрезмерно
2) Желательны такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи (нераспространенные и малораспространенные, односоставные, неполные, не осложненные предложения.