Сюжетное рисование как фактор развития творческой активности у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 23:22, контрольная работа

Описание работы

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества.
Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке»

Содержание работы

Определение детского творчества и условия его развития.
Программные задачи обучения сюжетному рисованию и развитию детского творчества.
Характер и содержание сюжетного рисования в разных возрастных группах.
Методы и приемы обучения сюжетному рисованию.
Практическое задание.

Файлы: 1 файл

сюжетное рисование.docx

— 90.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образовании и науки РТ.

ГАОУ СПОУ Нижнекамский педагогический колледж.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по теоретическим и методическим основам организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.

На тему: Сюжетное рисование как фактор развития творческой активности у дошкольников

Вариант № 2

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила: студентка 401 гр.

                                                                                Прокофьева А. Г.                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                       

 

 

 

 

Нижнекамск 2014 год.

План:

  1. Определение детского творчества и условия его развития.
  2. Программные задачи обучения сюжетному рисованию и развитию детского творчества.
  3. Характер и содержание сюжетного рисования в разных возрастных группах.
  4. Методы и приемы обучения сюжетному рисованию.
  5. Практическое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение детского творчества и условия его развития.

    Проблемой творчества  занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества.

    Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» (2, С.3).

    Исследователь  выделяет два вида деятельности  человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая  деятельность связана с памятью  человека. Человек воспроизводит  или повторяет раньше создавшиеся  и выработанные им в прошлом  приёмы поведения, воскрешает следы  от уже имевших место ранее  переживаний. В этих случаях деятельность  не создаёт ничего нового, а  основывается на повторении того, что уже было.

    Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является  создание новых образов или  действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» (2, С.5).

    Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (2, С.32). Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.

    В психологии  считается, что творчество «должно  представлять собой общественную  ценность и давать новую продукцию» (19, С.7). Детское творчество не  полностью соответствует этому  определению. Но любое творчество  имеет различную общественную  ценность так же, как и очевидны  различные уровни, масштабы, результаты  творчества у разных авторов.

     Н.А.Ветлугина  считает правомерным распространять  понятие творчества на деятельность  ребёнка, ограничив его словом  «детское» и отметив условность  его применения (19, С.8). Она рассматривает  детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.

    Не каждую детскую  продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила показатели, по которым можно отнести ту  или иную продукцию детей к  творчеству. Она разделила их  на 3 группы:

    Показатели, дающие  характеристику отношения детей  к творчеству: увлечённость, способность  «войти» в воображаемые обстоятельства  и условные ситуации, искренность  переживаний. На этой основе хорошо  развиваются художественные способности.

    Показатели, характеризующие  качество способов творческих  действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых  задач, использование различных  вариантов, комбинирование знакомых  элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.

    Показатели качества  продукции: отбор детьми характерных  черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в  рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном  творчестве, поиски художественных  средств, удачно выражающих личное  отношение детей и передающих  замысел.

    По этим показателям  можно сказать, является ли та  или иная детская продукция  творчеством.

    Анализ исследований  Т.Г.Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, посвященных проблемам детского творчества, позволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка и т. д.); создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.

    Таким образом, детским творчеством мы будем  считать создание ребёнком субъективно  нового продукта в результате  детской деятельности, являющегося  значимым прежде всего для ребёнка.

    Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности.

     Работая с детьми дошкольного возраста, осознаёшь, что каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к образовательной деятельности по изобразительному искусству, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. К тому же рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. В процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, которые побуждают осваивать знания, умения и навыки. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества.

     В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программные задачи обучения сюжетному рисованию и развитию детского творчества.

    Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Сюжетное рисование вводится не раннее чем в средней группе, причем в начале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся главными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакомых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи.

    Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

    Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.

    В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.

    Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, на поле). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт.

    Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

- научить передавать взаимодействия между объектами;

- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

    Что касается определения тем изображения, то здесь педагогу следует руководствоваться следующими принципами:

- первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье;

- второй принцип отбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

    Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг - отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел.

    Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения - учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта - следует одновременно руководствоваться и втором принципом - отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно.

- третий принцип для отбора содержания - учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения;

- четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений;

- пятый принцип - учет сезонных явлений, местного окружения - природного и социального, социальных явлений и т.п.;

- шестой принцип - по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а, следовательно, и творческих проявления дошкольников.

     Задачи сюжетного рисования не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Информация о работе Сюжетное рисование как фактор развития творческой активности у дошкольников