Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 11:17, курсовая работа
Данная работа посвящена актуальной, но пока еще недостаточно изученной проблеме - исследованию смыслового пространства пословиц и поговорок с лексемой дом, семья, родина.
Что же представляют собой пословицы и поговорки? Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В.И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» [12, с.20].
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования………………………......5
1.1. Пословицы и поговорки как единицы языка и речи………………………5
1.2. Смысловое пространство пословиц и поговорок как основа их классификации……………..…………..…....…………………………………..11
Глава 2. Смысловое пространство понятий «дом», «семья», «родина» в русских пословицах и поговорках………………………………..18
2.1. Слова «дом», «семья», «родина» как единицы лексикографического описания………………………………………………………………………....18
2.2. Пословицы и поговорки с понятиями «дом», «семья», «родина»……....28
Заключение…………………………………..………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………..
* все, что окружает человека в родном доме, делает его жизнь проще и легче (И стены в доме помогают; Мой дом - моя крепость; Свой дом - свой дворец; Свой уголок - свой простор. Своя хатка - родная матка; Всяк в своем добре волен; Нет большака супротив хозяина; Мышь в коробе, как воевода в городе);
* каждый человек гордится тем местом, которое считает родным (ощущение уверенности в родном доме) (Каждый кулик свое болото хвалит; Каждый кулик в своем болоте велик; Ищи счастье на стороне, а дом люби по старине; Всего дороже честь сытая да изба крытая (мшеная); Вольно черту в своем болоте орать);
* осуждение тех, кто не ценит свою родину (Глупа та птица, которой свое гнездо не мило; Горе тому, кто непорядком живет в дому; Бегает от дому, будто черт от грому; Не хозяин, кто своего хозяйства не знает);
* любые бытовые условия не принижают ценности родного места, и любая мелочь на чужбине напоминает о родине (Не садись под чужой забор - а хоть в крапивку, да под свой; А домик-то хоть гнилой, а свой; Хоть по уши плыть, да дома быть; Дома и солома съедома; Хоть худ дом, да крыша крепка);
* тоска по покинутой родине и описание тяжелой жизни на чужбине (В гостях хорошо, а дома лучше; На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость);
* родина там, где хорошо (Хозяин в дому, что медведь в бору; Большой в дому, что хан в Крыму);
* дом - место объединения семьи (Семья сильна, когда над ней крыша одна; Домом жить - обо всем тужить; Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему);
* дом - место, имеющее свои законы (Дома - как хочешь, а в гостях - как велит закон; В каждой избушке свои погремушки; В чужой монастырь со своим уставом не ходи; Дом дому не указ; В своем доме как хочу, так и ворочу; Твой дом, твои и гости (твоя и воля);
* дом «держится» усилиями человека (Только трудом держится дом; Без хозяина дом - сирота; В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто; Домом жить - не разиня рот ходить; Каково на дому, таково и самому; Не дом хозяина красит, а хозяин дом; Дом хорош, да хозяин не гож; Не красна изба углами, а красна пирогами; Всякий дом хозяином держится; Худая матка всему дому смятка; Бабьи умы разоряют домы; Коли изба крива - хозяйка плоха).
2) Русские пословицы и поговорки о семье имеют очень много тематик, например: о муже, о жене, о дедушке, о бабушке, о сватах, о женихе и невесте, о взаимоотношениях родителей и детей и т.д.
Кратко рассмотрим значение таких пословиц и поговорок.
Муж - глава семьи, хозяин дома, часто представлен в русских пословицах и поговорках. Примером этому будет такая пословица: «Всякий дом хозяином держится». Прежде всего, подчеркивается и его главенствующее значение: «Жена, как на хате труба, а муж, как на церкви глава». С темой дома связаны пословицы о настоящем хозяине, трудолюбивом, рассудительном: «Не по тому господин, а дом по господину». Хорошие отношения между мужем и женой - это залог семейного счастья, материального благополучия, благоприятных условий для хорошего воспитания детей. Об этом говорит следующая пословица: «Коли у мужа с женою лад, то не надобен и клад».
Все в доме и гости должны относиться к хозяину с уважением, почтением. Хозяин должен соблюдать законы гостеприимства, а гости - поддерживать этикет и отвечать добром на добро, вести себя скромно, вежливо, уважительно («Хлеб да соль кушай, а хозяина в доме слушай»).
Иногда пословица является выражением иронического взгляда жены на мужа, когда женщина сетует на свой не удачный выбор, на свою несчастную долю: («Был у меня муж Иван - не приведи Бог и вам»). Этот насмешливый взгляд на мужчину отражается и в шутливых советах жене: «Позвала мужу пагуба». И все - таки чаще всего в пословицах мы находим вывод о ведущей роли мужа в жизни семьи: «Без мужа, что без ума».
В русских пословицах и поговорках не забыт никто из семейного рода - и сват, и брат, но больше всего пословиц и поговорок посвящено жене - «хранительнице семейного очага». На них держится весь дом, и поэтому о хозяюшках свои пословицы: «У нашей хозяюшке все в работе: и собаки посуду моют». Прежде всего, от жены требовали трудолюбия: «Не хвали жену телом, а хвали делом», очень ценили здоровье: «На что корова, была бы жена здорова».
Жена должна задавать тон в семье, поэтому ценятся моральные качества – честность, доброта («Доброю женою муж честен»). На долю жены выпадает немало забот и трудов: она поддерживает порядок в доме, сохраняет имущество, печется о будущем благосостояния («Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет»). Иногда идеал хорошей жены дается от противного, то есть даются те качества, которые не должны быть у хорошей жены («Злых всех злее, злая жена»).
Русская крестьянская семья была, прежде всего, семья патриархальная, где почитали старших, особенно главу рода. В пословицах и поговорках мы можем найти свидетельство уважения к старшему поколению: « Деды наши живали - мед, пиво пивали, а внуки живут - и хлеба не жуют». Как мы видим в этой поговорке, намечается противопоставление с положительной оценкой старших. Очень часто подчеркивается, что предкам, старшему поколению, было известно что- то такое, чего не знает нынешнее.
Вот, например, рассмотрим следующую пословицу: «Деды наши жили просто, да лет со ста, а мы - пятьдесят, да и то на собачью стать». Во - первых, здесь подчеркивается, что деды «жили просто» - это значит они жили без затей, по - старинному заведенному порядку, который диктовался естественными человеческими потребностями: смена работы и отдыха, забота о доме, о хозяйстве, о детях, соблюдение народных традиций, обычаев, верований. Во-вторых, противопоставлены сроки жизни. Руководствуясь разумными правилами жизни, деды могли прожить сто лет, а нынешние люди смогут прожить, как говорит пословица, только пятьдесят, а происходит это потому, что живут «на собачью стать».
Вообще, отношение к жизни, к жизненным правилам были у русских людей крайне консервативными: «Жили деды так, и мы поживем». Все новое, «заморское», непонятное воспринимается в штыки: «Отцы и деды наши не знали этого, да жили не хуже нашего». Все беды и все муки как приносятся извне. Об этом говорит следующая пословица « Деды не знали беды, да внуки набрались муки». Всячески восхваляется способность к долгой жизни «Дедушка сед, а смерти на него нет».
И все же мы можем сделать вывод, что дедушка и бабушка были неотъемлемой составляющей частью семьи. Без них семья была бы не полной и лишилась бы ощущения какой-то стабильности, устойчивости быта, преемственности поколений. Этот вывод подтверждает пословица: «У кого есть дед, у того и обед».
Мне кажется, что в отдельную группу следует выделить пословицы и поговорки, раскрывающие взаимоотношение родителей и детей. Значение родителей, родительской опеки трудно переоценить, об этом говорит следующая пословица: «На свете все найдешь, кроме отца и матери». Очень важен родительский пример в поведении, в отношении к хозяйству, труду: «За что батька, за то и детки». Пословицы подчеркивают, что дети в семье всегда создавали много проблем. Примером может послужить следующая пословица: «Детки - радость, детки же - и горе».
Особо следует выделить пословицы о таких временных категориях в семье, как жених и невеста. Они не постоянные, не долговременные, но очень важные. К свадьбе, к жениху и невесте приковано внимание всей семьи. От удачного выбора зависит будущее молодой семьи, ее процветание, спокойная старость для родителей, укрепление авторитета братьев и сестер. Многие пословицы посвящены проблеме выбора: «Жених, что лошадь: товар темный».
Никакая свадьба не обходится без свата и сватьи, так называют друг друга родители жениха и невесты. Свата нужно уважать: «Свату первая чарка», но со сватом можно и поссориться, например: «Не всяк тому рад, что приехал в гости сват». Но все-таки со сватом надо мириться, принимать его таким, каков он есть: «Сват не сват, был бы добрый человек».
Не последнюю роль в предсвадебной суете играет сваха: «Никому против свахи не ухвастаться».
С пословицами и поговорками о семье, придуманными в давние времена, нам передавались эталоны воспитания, отношений между людьми, в них описаны нормы морали и этики, которые у каждого народа немного отличаются. Из них мы узнаем стиль восприятия тех или иных событий родным народом, его мнение о важности различных факторов: дружбе, верности, доверия друг к другу, любви, понимании.
Некоторые поговорки о семье:
В недружной семье добра не бывает.
Семья - опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Семья в куче, не страшна и туча.
3) Из 130 пословиц, включённых В.И.
Далем в раздел «Родина - чужбина», выделим 4 группы
пословиц, по-разному характеризующих
Родину. Первая группа пословиц характеризует
значимость Родины для человека, например:
«Глупа та птица, которой гнездо своё не
мило», «И кости на родине плачут (по преданию,
что в некоторых могилах слышен вой костей)»,
«Выйду на путь - слёзки текут; вспомню
своих - и тошно по них», «На родной
стороне и камешек знаком», «Степного
коня на конюшне не удержишь», «И конь
на свою сторону рвётся, а собака отгрызётся
да уйдёт», «Родных нет, а по родимой сторонке
сердце ноет»; определяют «Родину» как
важную часть жизни каждого человека,
например: «Хвалит чуж-чуженин чужу сторону,
а мы слушаем, на полатях лежучи», «За морем
веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё»,
«Кукушка кукует, побездолью горюет»,
«Всякая сосна своему бору шумит (своему
лесу весть подаёт)», «Далеко сосна стоит,
а своему лесу веет (шумит, говорит)», «Где
кто родился, там и пригодится», «Что где
родится, то там и годится. Что где рожается,
то там и пригождается», «Город-царство,
а деревня-рай. Москва-царство, а наша деревня-рай»;
говорит о том, что «всякому мила своя
сторона», например: «Мила та сторона (не
забудешь ту сторону), где пупок резан
(т.е. родина)», «За морем теплее, а у нас
светлее (веселее)», «Всякому мила своя
сторона. Любит и нищий своё хламовище»,
«Всяк кулик своё болото хвалит», «Свой
быт милее», «Дон, Дон, а лучше дом. Хорош
Париж, а живёт и Курмыш», «Своя сторонушка
и собаке мила. И собака свою сторону знает».
Вторая группа пословиц рассматривает
понятие «чужбина» как антипод понятию
«Родина», например: «Чего не знаешь, туда
и не тянет», «На чужой стороне и весна
не красна. Наша весна красным красна»,
«В чужом месте что в лесу. Чужая сторона
дремуч бор», «На чужой стороне и сокола
зовут вороною», «Сторонушка и не дальняя,
да печальная», «Чужая сторона – мачеха.
Чужбина не по шерсти гладит», «Родимая
сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя
сторона по шерстке гладит, чужая насупротив»;
говорит о том, как тяжело жить на чужбине,
например: «Скучно Афонюшке на чужой сторонушке», «На чужбинке,
словно в домовинке (и одиноко и немо)»,
«Горе в чужой змеле безъязыкому», «На
чужбинке - и то божий дар (всё божий
дар)», «Жил-был молодец; в своей деревне
не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал», «Научит горюна
чужая сторона (и вымучит и выучит)», «На
чужбине и собака тоскует. Чужбина слезам
не верит»; однако пословицы отмечают
и вынужденность жизни человека на чужбине,
например: «В какой народ придёшь, таку
и шапку наденешь», «Где дуракова семья,
тут ему своя земля», «И за рекой люди живут»,
«И за горами люди», «В своей земле никто
пророком не бывает (не бывал)», «Где ни
жить, только бы сыту быть», «Хоть в Орде,
да в добре (только бы в добре)».
Третья группа пословиц констатирует непредсказуемость характера человека, не позволяющего ему всегда жить на своей Родине, например: «Дома сидеть - ничего не высидеть», «Под лежач камень и вода не течёт», «Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит», «Людей (на людей) поглядеть и себя показать», «И кулик чужу сторону знает. И журавль тепла ищет», «Пойду туда, где про меня рожь молотят. Куда глаза глядят», «Одинку - где хлеб, там и угол. Одинокому - везде дом»; говорят о том, что Родина, там где тебе комфортно, например: «На одном месте и камень мохом обрастает», «Город затейный: что ни шаг, то съестной да питейный», «Леса да земли – как корову дой», «Степь лесу не лучше. В степи просто, в лесу угодье», «Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди (прилетели ничем не хуже)». Пословицы призывают человека жить в том месте где родился, любить и защищать его, например: «Где жить, тем и слыть», «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома!», «Незачем далеко, и здесь хорошо. Зачем далеко, и здесь хорошо», «С родной (родительской) земли – умри, не сходи!», «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «Не бери дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку!», «Где сосна взросла, там она и красна».
Четвёртая группа пословиц рассматривает
деревню и город, жизнь в них. С насмешкой говорит о деревне, например:
«Деревня большая: четыре двора, восемь
улиц», «Шуми деревня: четыре двора, двое
ворот, одна труба», «Это село черт в кузове
растрёс», «Словно черт из кузова насеял»;
в то же время осуждая город, например:
«Без денег в город - сам себе ворог», «Хорош
город домами, да плох головами»; говорит
о тяжёлой, нищенской жизни в деревне,
например: «Это село клином свело. Село,
что животы подвело», «Стоит деревенька
на горке, а хлеба в ней ни корки», «Жить
в деревне - не видать веселья», «Всем
деревня не выйдет: вода близко, ин лес
далеко»; а так же о том, что трудом крестьян
живёт не только деревня, но и город, например:
«Грибы растут в деревне, а их и в городе
знают».
Слово «Родина» и его синоним
«отечество» активно функционируют в
детской речи, а вот понятие «чужбина»
можно услышать крайне редко.
В течение всей жизни
пословицы и поговорки
Заключение