Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные» В.Гюго

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:49, доклад

Описание работы

Умами овладевает идея прогресса. История теперь познается не просто как смена королей и династий, а как меняющееся во времени поступательное движение от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Отсюда такой интерес к исторической теме в романе, драматургии и поэзии. И отсюда же, заметим, забегая вперед, зарождение научной' фантастики.

Файлы: 1 файл

Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные» В.Гюго..doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Такова сила любви в сказках Андерсена - она поистине движет горами, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.

Философской основой  творчества Андерсена является мысль  об органической взаимосвязи всего  сущего. Это относится и к людям, и к животным, и к растениям, и к мифологическим существам. Отношения любви, дружбы, взаимопомощи охватывают в андерсеновских сказках весь мир. Прогрессивная взаимопомогающая сила разлита в окружающий нас жизни и в конечном счете торжествует над силами зла.

В творчестве Андерсена, в той особой вселенной, какую представляет собой мир его сказок, господствует суровый нравственный закон. Ведь недаром же маленькая русалочка или бедная маргаритка, стойкий оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют жизнью ради высокой любви.

Мотив немой, обреченной, но самоотверженной, верной до конца  любви, всесильной наперекор обстоятельствам, постоянно повторяется в сказках  Андерсена.

Подлинные герои  Андерсена, беспомощные и униженные  внешне, полны мужества и великой  нравственной силы.

Всякой вещи, всякому живому существу, всякому  фантастическому созданию в сказках  Андерсена присущ свой характер, исходя из которого они живут и действуют. Все эти характеры увидены  и показаны вполне реалистически  в меру их принадлежности к какой-либо среде, в меру их роли и значения в природе и обществе. Вот почему описание повадки какого-либо животного, описание свойств какого-либо предмета или растения всегда у Андерсена звучит убедительно. И все же наиболее андерсеновскими и в то же время наиболее близкими детям являются те сказки, материал для которых Андерсен черпал непосредственно из окружающего быта.

Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в  поле, в огороде, в садике около дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индюки; обитающие в саду певчие пташки - все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, - каждый со своей историей, характером, манерой речи, своим юмором, капризами и причудами.

Необычайный, непревзойденный  дар вселять в эти привычные, окружающие нас существа и предметы особую жизнь присущ был Андерсену. Он сам отдавал себе отчет в  этом и сам об этом говорил: “Материала у меня бездна, больше, чем для  любого другого рода поэзии; часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: “Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни”. И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, и рассказ о любом из них готов.”

В каждой маленькой  сказке такого рода как бы слились  воедино две действительности. Одна подлинная жизнь цветка, муки, дерева, чашки или кофейника; другая - не менее подлинная жизнь человека.

В той легкости, простоте, убедительности, с какой  Андерсен в едином сюжетном развитии сталкивает биографии предметов, животных, растений, мифологических существ с жизнью человека, в истории какого-нибудь зверька или предмета домашней утвари провидит схему человеческой жизни - детство, юность, зрелость, старость, смерть, притом иногда в самой общей, обобщающей форме - во всем этом он является подлинным наследником народной сказки и одновременно подлинным новатором, сумевшим приблизить метод народного искусства у современной действительности.

Содержанием творчества Андерсена, как всякого большого писателя, является жизнь во всем ее объеме, выраженная и отраженная по-своему в тех формах, в тех интонациях, тем голосом, той манерой, какая свойственна, необходима и доступна ему одному. Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики.

Когда сказки Андерсена  появились на книжных прилавках  датской столицы, все были поражены; поражены прежде всего странностью  героев. Датские дети привыкли к  ангелоподобным и воспитанным принцам  и принцессам. У Андерсена же в сказке “Огниво” принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки “Дикие лебеди”, отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью, этим она и спасает своих братьев. В сказках Андерсена постепенно исчезает уважение к важным персонам; король у Андерсена и вовсе голый. Изменился и мир волшебной сказки. Купеческий сын из сказки “Сундук-самолет” летает не на волшебном ковре, как в сказках “Тысячи и одной ночи”, а в старом сундуке. Щеголяют герои Андерсена не в семимильных сапогах: у них на ногах непромокаемые сапоги или калоши счастья. Феи похожи на простых горничных, а ведьмы - на обыкновенных злых старух.

Концовки андерсеновских сказок отличались от фольклорных. В  фольклорных сказках традиционными  являются благополучные концы, но в большинстве сказок Андерсена концовки неблагополучные, несчастливые.

Андерсен явился создателем литературной сказки Дании. Он дал ей развернутую творческую историю, дал свое имя, и сказка эта  до сих пор осталась андерсеновской. Когда говорят “андерсеновская” сказка, то под этим подразумевается гуманное и лирическое настроение, которым окрашены произведения Андерсена, вложившего в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречивости. Подразумевается при этом и андерсеновское одушевление предметов. И сочетание фантастики, волшебства с реальным и действительным, что составляет сущность творческого метода великого датского сказочника. И расширение мира народной сказки, куда Андерсен ввел множество предметов и явлений окружающего мира - деталей быта, природы, научных и технических достижений, исторических и географических деталей. Как справедливо пишет В. Б. Шкловский, “Андерсен обрабатывал народные сказки, соединяя их с новым бытом Дании”.

Однако, помимо этих основных отличительных моментов, литературная сказка Андерсена имеет еще ряд особенностей.

Андерсеновская  сказка:

  • отразила общественные отношения Дании и некоторых других европейских стран, их конкретно-исторические условия 20-х - 70-х годов;
  • по мере своего развития все больше отходила от своих реальных народных источников и становилась оригинальной, придуманной Андерсеном сказкой;
  • стала многослойным, многоуровневым произведением, которое вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье;
  • объединила жанры романа, лирики и драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа;
  • по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме, становясь все длиннее и длиннее, превращаясь в повесть, в большую многоплановую новеллу;
  • проникается пессимистическими мотивами, что значительно уводит ее от народной сказки;
  • юмористическая, где носителем юмора зачастую является рассказчик, который, улыбаясь, рассказывает детям явные небылицы;
  • написана особым народным зачастую разговорным языком;
  • благодаря своей философичности огромному подтексту вошла в “большую” литературу, ею зачитываются не только дети, но и взрослые.

Андерсен ввел литературную сказку не только в “большую”  литературу, сделав ее достоянием как  детей, так и взрослых. Он ввел ее и в мировую литературу.

“Андерсен - сама традиция”, - сказала как-то чешская  исследовательница Мирослава Генчиева. И в этом - бессмертие андерсеновской сказки.

 

3. Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные» В.Гюго.

Роман «Отверженные» Гюго писал на протяжении 20 лет. Он был опубликован в 1862 г. По жанру «Отверженные» — социально-героическая романтическая эпопея, в которой синтезировались романтические традиции с некоторыми достижениями критического реализма. Это влияние обозначилось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Гюго. В романе каждое великое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей. Тем не менее, главная точка зрения в романе принадлежит автору. Она, благодаря своему гуманизму, демократизму, не противоречит народному взгляду, а лишь предоставляет ему субъективный характер, подчиняет его определенной авторской концепции. Здесь нужно вспомнить мнение Гюго о том, что искусство — не обычное, а концентрирующее зеркало. Автор выразительнее всего проявляется не в многочисленных авторских отступлениях, не в прямых обращениях к читателю, а в самом методе описания характеров и событий.

Среди главных персонажей отсутствуют лица вельможные и богатые, от которых зависят судьбы государств и народов. Это обездоленные члены  общества: бывший каторжанин Жан Вальжан, проститутка Фантина, бедный юноша  Мариус, обездоленная маленькая Козетта, беспризорный мальчик Гаврош… их враги — семья Тенардье, полицейский инспектор Жавер — тоже не занимают высокого положения в обществе. Судьбы героев в главном плане, взяты Гюго из жизни (реальные прототипы были и у Вальжана, и у Фантини; история Мариуса похожа в чём-то на судьбу юного Г.). Но вот автор направляет на обычные судьбы обычных людей концентрирующее зеркало своей авторской романтической концепции — и люди превращаются в героев; события приобретают исключительную философскую значимость, наполняются приключениями.

То, что реально существует в единстве, у Гюго тяготеет к  полюсам добра и зла. В романе действуют «святые» (епископ Мириэль, Жан Вальжан) и «дьяволы» (Тенардье, Жавер), которые не уступают друг другу в масштабах оказываемого добра и зла. Это связано с общим представлением Гюго, согласно которому развитие человеческой истории — «путь от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от вранья к истине, от ночи ко дню». Такой переход должен состояться во всех сферах: и в социальном бытии человека, и в его сознании.

Вот почему Гюго стоит  на стороне социальной революции. Он с увлечением изображает революционеров, которые принимали участие в  баррикадных боях 1830— 1832 гг. Особенно запоминается образ республиканца Анжольграса и маленького героя Гавроши. Этот презренный всеми ребенок смог сохранить в себе удивительную доброту, веселость, любовь к свободе. Утверждение права обездоленных на бунт содержится в самом названии романа, в его системе образов, где на первый план выдвигаются представители отверженных низов.

Гюго считал, что существует революция значимее социальной. Это  — революция духа. Изображая внутренний мир своих героев, Гюго своеобразно  использует открытие реалистов —  зависимость формирования характера  от типичных обстоятельств. Для Гюго этот закон действует только тогда, когда обстоятельства толкают человека на зло. Но достаточно одного « события-откровения», чтобы уничтожить власть этого закона. «Событие-откровение» отчасти очень незначительно, никогда не связано с судьбами страны, ничего не решает в истории государства. Но в нем ярким светом горит истина: человек добрый. И, увидев свет этой истины, даже наибольший лиходей может переродиться.

Такой в романе представлена судьба Жана Вальжана. За кражу с  булочной хлеба для голодных детей  своей сестры он был осужден на каторгу, из которой он возвратился  лишь через 19 лет. Годы на каторге, преисполненные великого зла и несправедливости, сделали из Жана Вальжана отчаянного преступника. Попав в дом доброго епископа Мириэля, он крадет столовое серебро. Преступника находят. Но епископ уверяет полицейских, что он сам подарил серебро Вальжану, и дарит ему в придачу серебряные подсвечники. Это и есть « событие-откровение». Открытие Вальжаном добра поднимает бурю в его душе. 19 лет каторги сделали из него зверя, один благородный поступок епископа превратил Вальжана в праведника.

Идею возможности перерождения преступника в святого Гюго развивает и в образе Жавера. В нем воплощена низшая справедливость — закон. «Этот человек состоял из двух чувств — из уважения к власти и ненависти к бунту». Служа закону, Жавер становится настоящим лиходеем. Он люто преследует Жана Вальжана. Но вот и его затронуло откровение добра: Вальжан отпускает Жавера в тот момент, когда его должны были расстрелять на баррикаде как шпиона правительства. В один миг гибнут все представления Жавера о справедливости законов и судов. Осознав крах этих представлений как катастрофу своей жизни, Жавер сводит счета с жизнью.

«Отверженные» — роман о борьбе человека с «ананке» (судьбой). Здесь  показана борьба с «ананке закона». Над законом, который воплотил в  себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — моральный закон добра.

 

«Отверженные» — эпос, но эпос, пронизанный  лирикой. Здесь сливаются различные  жанры, проза тяготеет к поэзии, в  тексте встречаются стихотворные строки. Мы ощущаем присутствие автора, слышим его голос. В многочисленных монологических отступлениях, воспринимающихся иной раз как длинноты, но в романе закономерных, автор стремится донести свое слово до самого широкого читателя. Совершенно сознательно Гюго пользуется приемами популярного романа-фельетона, часто обращается к приемам детективного жанра. Как и другие великие художники — Бальзак, Диккенс, Достоевский, Гюго использует подобную сюжетную конструкцию, с тем чтобы нагляднее раскрыть социальные конфликты буржуазного общества. Само правонарушение, расследование дела, поиски виновного — лишь подручные средства для решения извечной проблемы преступления и наказания.

Достоевский очень высоко ценил  роман Гюго. В одном из писем  он утверждает: «Вопреки мнению всех наших  знатоков, „Отверженные“ стоят выше „Преступления и наказания“». Вместе с тем Достоевский замечает: «Но любовь моя к Misérables не мешает мне видеть их крупные недостатки. Прелестна фигура Вальжана и ужасно много характернейших и превосходных мест... Но зато как смешны его любовники, какие они буржуа-французы в подлейшем смысле!»

В «Отверженных» Гюго усвоил и некоторые  важные уроки реалистического искусства. Реалистично прежде всего глубокое проникновение в социально-этические  противоречия своего времени. Гюго раскрывает их, правдиво изображая положение различных слоев французского общества, прежде всего народа. Писатель тщательно документирует исторические события, показанные в романе, создает социально детерминированные персонажи. У некоторых героев произведения (Жан Вальжан, Фантина) были прототипы, взятые из жизни. Некоторые части книги (например, подробнейшее описание канализационной системы Парижа) говорит о влиянии натуралистической школы.

Информация о работе Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные» В.Гюго