Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:49, доклад
Умами овладевает идея прогресса. История теперь познается не просто как смена королей и династий, а как меняющееся во времени поступательное движение от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Отсюда такой интерес к исторической теме в романе, драматургии и поэзии. И отсюда же, заметим, забегая вперед, зарождение научной' фантастики.
Такова сила любви в сказках Андерсена - она поистине движет горами, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.
Философской основой творчества Андерсена является мысль об органической взаимосвязи всего сущего. Это относится и к людям, и к животным, и к растениям, и к мифологическим существам. Отношения любви, дружбы, взаимопомощи охватывают в андерсеновских сказках весь мир. Прогрессивная взаимопомогающая сила разлита в окружающий нас жизни и в конечном счете торжествует над силами зла.
В творчестве Андерсена, в той особой вселенной, какую представляет собой мир его сказок, господствует суровый нравственный закон. Ведь недаром же маленькая русалочка или бедная маргаритка, стойкий оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют жизнью ради высокой любви.
Мотив немой, обреченной,
но самоотверженной, верной до конца
любви, всесильной наперекор обстоятельствам,
постоянно повторяется в
Подлинные герои Андерсена, беспомощные и униженные внешне, полны мужества и великой нравственной силы.
Всякой вещи, всякому живому существу, всякому фантастическому созданию в сказках Андерсена присущ свой характер, исходя из которого они живут и действуют. Все эти характеры увидены и показаны вполне реалистически в меру их принадлежности к какой-либо среде, в меру их роли и значения в природе и обществе. Вот почему описание повадки какого-либо животного, описание свойств какого-либо предмета или растения всегда у Андерсена звучит убедительно. И все же наиболее андерсеновскими и в то же время наиболее близкими детям являются те сказки, материал для которых Андерсен черпал непосредственно из окружающего быта.
Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике около дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица: собаки, кошки, куры, индюки; обитающие в саду певчие пташки - все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, - каждый со своей историей, характером, манерой речи, своим юмором, капризами и причудами.
Необычайный, непревзойденный дар вселять в эти привычные, окружающие нас существа и предметы особую жизнь присущ был Андерсену. Он сам отдавал себе отчет в этом и сам об этом говорил: “Материала у меня бездна, больше, чем для любого другого рода поэзии; часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: “Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни”. И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, и рассказ о любом из них готов.”
В каждой маленькой
сказке такого рода как бы слились
воедино две действительности. Одна
подлинная жизнь цветка, муки, дерева,
чашки или кофейника; другая - не
менее подлинная жизнь
В той легкости, простоте, убедительности, с какой Андерсен в едином сюжетном развитии сталкивает биографии предметов, животных, растений, мифологических существ с жизнью человека, в истории какого-нибудь зверька или предмета домашней утвари провидит схему человеческой жизни - детство, юность, зрелость, старость, смерть, притом иногда в самой общей, обобщающей форме - во всем этом он является подлинным наследником народной сказки и одновременно подлинным новатором, сумевшим приблизить метод народного искусства у современной действительности.
Содержанием творчества Андерсена, как всякого большого писателя, является жизнь во всем ее объеме, выраженная и отраженная по-своему в тех формах, в тех интонациях, тем голосом, той манерой, какая свойственна, необходима и доступна ему одному. Сказки Андерсена - это иносказание жизненной правды в форме фантастики.
Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены; поражены прежде всего странностью героев. Датские дети привыкли к ангелоподобным и воспитанным принцам и принцессам. У Андерсена же в сказке “Огниво” принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая принцесса, Элиза из сказки “Дикие лебеди”, отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью, этим она и спасает своих братьев. В сказках Андерсена постепенно исчезает уважение к важным персонам; король у Андерсена и вовсе голый. Изменился и мир волшебной сказки. Купеческий сын из сказки “Сундук-самолет” летает не на волшебном ковре, как в сказках “Тысячи и одной ночи”, а в старом сундуке. Щеголяют герои Андерсена не в семимильных сапогах: у них на ногах непромокаемые сапоги или калоши счастья. Феи похожи на простых горничных, а ведьмы - на обыкновенных злых старух.
Концовки андерсеновских
сказок отличались от фольклорных. В
фольклорных сказках
Андерсен явился создателем литературной сказки Дании. Он дал ей развернутую творческую историю, дал свое имя, и сказка эта до сих пор осталась андерсеновской. Когда говорят “андерсеновская” сказка, то под этим подразумевается гуманное и лирическое настроение, которым окрашены произведения Андерсена, вложившего в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречивости. Подразумевается при этом и андерсеновское одушевление предметов. И сочетание фантастики, волшебства с реальным и действительным, что составляет сущность творческого метода великого датского сказочника. И расширение мира народной сказки, куда Андерсен ввел множество предметов и явлений окружающего мира - деталей быта, природы, научных и технических достижений, исторических и географических деталей. Как справедливо пишет В. Б. Шкловский, “Андерсен обрабатывал народные сказки, соединяя их с новым бытом Дании”.
Однако, помимо этих основных отличительных моментов, литературная сказка Андерсена имеет еще ряд особенностей.
Андерсеновская сказка:
Андерсен ввел литературную сказку не только в “большую” литературу, сделав ее достоянием как детей, так и взрослых. Он ввел ее и в мировую литературу.
“Андерсен - сама
традиция”, - сказала как-то чешская
исследовательница Мирослава
3. Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе «Отверженные» В.Гюго.
Роман «Отверженные» Гюго писал на протяжении 20 лет. Он был опубликован в 1862 г. По жанру «Отверженные» — социально-героическая романтическая эпопея, в которой синтезировались романтические традиции с некоторыми достижениями критического реализма. Это влияние обозначилось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Гюго. В романе каждое великое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей. Тем не менее, главная точка зрения в романе принадлежит автору. Она, благодаря своему гуманизму, демократизму, не противоречит народному взгляду, а лишь предоставляет ему субъективный характер, подчиняет его определенной авторской концепции. Здесь нужно вспомнить мнение Гюго о том, что искусство — не обычное, а концентрирующее зеркало. Автор выразительнее всего проявляется не в многочисленных авторских отступлениях, не в прямых обращениях к читателю, а в самом методе описания характеров и событий.
Среди главных персонажей отсутствуют лица вельможные и богатые, от которых зависят судьбы государств и народов. Это обездоленные члены общества: бывший каторжанин Жан Вальжан, проститутка Фантина, бедный юноша Мариус, обездоленная маленькая Козетта, беспризорный мальчик Гаврош… их враги — семья Тенардье, полицейский инспектор Жавер — тоже не занимают высокого положения в обществе. Судьбы героев в главном плане, взяты Гюго из жизни (реальные прототипы были и у Вальжана, и у Фантини; история Мариуса похожа в чём-то на судьбу юного Г.). Но вот автор направляет на обычные судьбы обычных людей концентрирующее зеркало своей авторской романтической концепции — и люди превращаются в героев; события приобретают исключительную философскую значимость, наполняются приключениями.
То, что реально существует в единстве, у Гюго тяготеет к полюсам добра и зла. В романе действуют «святые» (епископ Мириэль, Жан Вальжан) и «дьяволы» (Тенардье, Жавер), которые не уступают друг другу в масштабах оказываемого добра и зла. Это связано с общим представлением Гюго, согласно которому развитие человеческой истории — «путь от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от вранья к истине, от ночи ко дню». Такой переход должен состояться во всех сферах: и в социальном бытии человека, и в его сознании.
Вот почему Гюго стоит на стороне социальной революции. Он с увлечением изображает революционеров, которые принимали участие в баррикадных боях 1830— 1832 гг. Особенно запоминается образ республиканца Анжольграса и маленького героя Гавроши. Этот презренный всеми ребенок смог сохранить в себе удивительную доброту, веселость, любовь к свободе. Утверждение права обездоленных на бунт содержится в самом названии романа, в его системе образов, где на первый план выдвигаются представители отверженных низов.
Гюго считал, что существует революция значимее социальной. Это — революция духа. Изображая внутренний мир своих героев, Гюго своеобразно использует открытие реалистов — зависимость формирования характера от типичных обстоятельств. Для Гюго этот закон действует только тогда, когда обстоятельства толкают человека на зло. Но достаточно одного « события-откровения», чтобы уничтожить власть этого закона. «Событие-откровение» отчасти очень незначительно, никогда не связано с судьбами страны, ничего не решает в истории государства. Но в нем ярким светом горит истина: человек добрый. И, увидев свет этой истины, даже наибольший лиходей может переродиться.
Такой в романе представлена судьба Жана Вальжана. За кражу с булочной хлеба для голодных детей своей сестры он был осужден на каторгу, из которой он возвратился лишь через 19 лет. Годы на каторге, преисполненные великого зла и несправедливости, сделали из Жана Вальжана отчаянного преступника. Попав в дом доброго епископа Мириэля, он крадет столовое серебро. Преступника находят. Но епископ уверяет полицейских, что он сам подарил серебро Вальжану, и дарит ему в придачу серебряные подсвечники. Это и есть « событие-откровение». Открытие Вальжаном добра поднимает бурю в его душе. 19 лет каторги сделали из него зверя, один благородный поступок епископа превратил Вальжана в праведника.
Идею возможности перерождения преступника в святого Гюго развивает и в образе Жавера. В нем воплощена низшая справедливость — закон. «Этот человек состоял из двух чувств — из уважения к власти и ненависти к бунту». Служа закону, Жавер становится настоящим лиходеем. Он люто преследует Жана Вальжана. Но вот и его затронуло откровение добра: Вальжан отпускает Жавера в тот момент, когда его должны были расстрелять на баррикаде как шпиона правительства. В один миг гибнут все представления Жавера о справедливости законов и судов. Осознав крах этих представлений как катастрофу своей жизни, Жавер сводит счета с жизнью.
«Отверженные» — роман о борьбе человека с «ананке» (судьбой). Здесь показана борьба с «ананке закона». Над законом, который воплотил в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — моральный закон добра.
«Отверженные» — эпос, но эпос, пронизанный лирикой. Здесь сливаются различные жанры, проза тяготеет к поэзии, в тексте встречаются стихотворные строки. Мы ощущаем присутствие автора, слышим его голос. В многочисленных монологических отступлениях, воспринимающихся иной раз как длинноты, но в романе закономерных, автор стремится донести свое слово до самого широкого читателя. Совершенно сознательно Гюго пользуется приемами популярного романа-фельетона, часто обращается к приемам детективного жанра. Как и другие великие художники — Бальзак, Диккенс, Достоевский, Гюго использует подобную сюжетную конструкцию, с тем чтобы нагляднее раскрыть социальные конфликты буржуазного общества. Само правонарушение, расследование дела, поиски виновного — лишь подручные средства для решения извечной проблемы преступления и наказания.
Достоевский очень высоко ценил роман Гюго. В одном из писем он утверждает: «Вопреки мнению всех наших знатоков, „Отверженные“ стоят выше „Преступления и наказания“». Вместе с тем Достоевский замечает: «Но любовь моя к Misérables не мешает мне видеть их крупные недостатки. Прелестна фигура Вальжана и ужасно много характернейших и превосходных мест... Но зато как смешны его любовники, какие они буржуа-французы в подлейшем смысле!»
В «Отверженных» Гюго усвоил и некоторые
важные уроки реалистического