Социальное неблагополучие жизни в рассказах Л.Н. Андреева о детях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: исследование темы детства как философской и художественной доминанты творчества Л. Н. Андреева.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
1.обосновать истоки андреевской философии и поэтики темы детства своеобразием его литературного творчества;
2.проанализировать художественную концепцию темы детства и ее эстетического моделирования в прозе Л. Андреева.
Предметом данного исследования является тема детства в творчестве Леонида Андреева.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
§1. О методе и периодизации творчества Л.Н.Андреева………....................5
1.1. Художественное своеобразие произведений Л.Н. Андреева…...………..5
1.2.Образы детей в произведениях Леонида Андреева……………………....13
§ 2. Социальное неблагополучие жизни в рассказах
Л.Н. Андреева о детях…………………………………………………………..18
2.1. Человек с непокорной душой - главный герой рассказа
Л. Андреева «Ангелочек»……………………………………………………...18
2.2. Произведение Л.Н. Андреева «Петька на даче» как стремление
привлечь внимание прогрессивной общественности к положению
детей в капиталистическом обществе……………………………………....20
2.3. Социально-психологический рассказ Л. Андреева «Гостинец»…............22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………........27

Файлы: 1 файл

Творчество Леонида Николаевича Андреева.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                                              Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...2

§1. О методе и периодизации творчества Л.Н.Андреева………....................5

  1.1. Художественное своеобразие произведений Л.Н.  Андреева…...………..5

1.2.Образы детей в произведениях Леонида Андреева……………………....13

§ 2. Социальное неблагополучие жизни в рассказах

Л.Н. Андреева о детях…………………………………………………………..18

   2.1. Человек с непокорной душой  - главный герой рассказа 

      Л. Андреева «Ангелочек»……………………………………………………...18

  2.2. Произведение Л.Н. Андреева «Петька на даче» как стремление

      привлечь внимание прогрессивной общественности к положению

       детей в капиталистическом обществе……………………………………....20

  2.3. Социально-психологический рассказ Л. Андреева «Гостинец»…............22

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………........27

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: Актуальность данной работы вызвана необходимостью исследования творчества Л. Андреева в аспекте новых научных подходов, позволяющих выявить специфику художественного мышления этого «рубежного» художника. Феномен детства представляется той значительной и особо значимой призмой, при помощи которой можно изучить существенные составляющие андреевского художественного метода.

Его творчество было возвращено читателю лишь около пятидесяти лет назад, и поэтому в андрееведении, по признанию ученых, еще достаточно «белых пятен». Кроме того, в последнее десятилетие наблюдается смена привычных ориентиров, сложившихся в советском литературоведении, отказ от устойчивых представлений и поиски новых определений миропонимания писателя и особенностей его художественной системы. И сегодня актуальной научной проблемой литературоведения является изучение творчества Л. Н. Андреева именно с обновленных современных позиций, ставшее возможным благодаря появлению новых материалов (архивных публикаций, статей, монографий) и изменению теоретического фундамента.

История вопроса: Творчество Леонида Андреева принадлежит к одной из ярких страниц в истории русской литературы конца XIX - начала XX века. Это писатель большого таланта, оригинальный, своеобразный художник.

Новая научная парадигма отражает определенный «сдвиг» литературоведческой науки в сторону исследования психологического состояния  литературного героя. Одним из таких новых и продуктивных образований является ключевое для нашего исследования понятие «детство», активно включаемое в последнее время в литературоведческие исследования.

Применение категории «детство» к творчеству Л. Андреева неслучайно и обоснованно. Наличие этого феномена в произведениях отмечалось всеми андрееведами, но они чаще ограничивались анализом игровых элементов в отдельных произведениях Андреева, и их наблюдения носили фрагментарный характер (В. А. Келдыш, Л. А. Иезуитова, Л. А. Колобаева, Ю. В. Бабичева, К. Д. Муратова). Однако именно они и подготовили почву для выдвижения данной проблематики как основной в современных исследованиях.

 «Возникнув как средоточие духовно-нравственных, интеллектуальных и художественных поисков, творческое наследие писателя определило ведущие тенденции развития русского и мирового искусства XX века. Л. Андреева можно назвать одной из ярчайших фигур своего времени, оставившей оригинальный след в искусстве. В его творческом методе причудливо переплелись реализм и новейшие веяния начавшегося столетия. Творчество Андреева в целом было неотъемлемой частью литературно- художественной жизни России начала века. Его имя вызывало бурную реакцию на страницах печати, ему были посвящены книги, статьи, рецензии. О его произведениях существует множество положительных и даже восторженных откликов».

Сразу после появления его первых рассказов о молодом авторе сразу же «во весь голос» заговорили критики - А. Измайлов в «биржевых ведомостях», И. Ясинский в «Ежемесячных сочинениях», Е. Соловьев в «Журнале для всех»...

Целью работы является: исследование темы детства как философской и художественной доминанты творчества Л. Н. Андреева.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:

 1.обосновать истоки андреевской философии и поэтики темы детства своеобразием его литературного творчества;

 2.проанализировать художественную концепцию темы детства и ее эстетического моделирования в прозе Л. Андреева.

Предметом данного исследования является тема детства в творчестве Леонида Андреева.

Объектом исследования являются: рассказы Леонида Андреева « Ангелочек»  «Петька на даче» «Гостинец».

Методы исследования: В процессе данного исследования были использованы такие методы как: описательный, сравнительно-исторический, а также элементы системно-целостного анализа текста.

 

Практическая значимость:

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что ее материал, отдельные положения и заключительные выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества Леонида Андреева. А также определяется возможность использование материалов работы в вузовской и школьной практике.

Структура работы:

Данная курсовая работа состоит из введения, где обозначена актуальность исследования, поставлены цели и задачи. Далее следуют два параграфа. В первом рассматриваем метод и периодизацию творчества Л.Н.Андреева. Во втором параграфе рассмотрено социальное неблагополучие жизни в рассказах Л.Н. Андреева о детях. Далее следует заключение и список библиографии (33 наименования). Общий объем работы 30 страниц.

 

 

 

 

 

Параграф 1. О методе и периодизации творчества Л.Н.Андреева

 

1.1. Художественное своеобразие произведений Л.Н.  Андреева   

 

Жизненный опыт Л.Н. Андреева был невелик, да он и не стремился расширять его. Писателя привлекала морально-этическая и философская сущность человеческого бытия. Особо волновало его все возрастающее отчуждение и одиночество современного человека. Разобщенность людей, их духовная ущербность, равнодушие к судьбам родной страны связывались Л.Н. Андреевым не только с социальным неравенством и материальной нуждой, для него это результат ненормального устройства буржуазного общества в целом («Город», 1902). Разобщенность и бездуховность присущи и «благополучным»обывателям. В «Большом шлеме» (1899) персонажи равнодушны друг к другу, объединены лишь долголетней игрою в винт. Они так безлики, что автор начинает именовать их столь же безликим «они». Когда во время игры один из игроков умирает, оставшиеся взволнованы не самой смертью, а тем, что мертвый не узнал о своем долгожданном выигрыше, а они лишились четвертого партнера. В этом небольшом, но емком по смыслу рассказе появились черты, характерные для всего творчества Л.Н. Андреева.   

 Неоднократно возвращаясь к теме одиночества, Л.Н. Андреев, однако, не рассматривал его как фатальное предопределение или непреодолимое следствие социальных условий. По мысли писателя, одиночество можно преодолеть путем приобщения к горестям и радостям людей, к активной помощи им (рассказы 1900-1901 гг.: «На реке», «В подвале», «Иностранец», «Жили-были»).   

 Не менее характерны  для раннего Л.Н. Андреева темы безумия и смерти («Мысль», 1902; «Жизнь Василия Фивейского», 1903; «Призраки», 1904). Рассказ «Мысль» послужил началом многолетнего спора Л.Н. Андреева с М. Горьким о силе и значении разума. Горький был певцом его положительных начал. Л.Н. Андреев также высоко ценил мысль и вечное стремление человека преодолевать ею же установленные нормы («К звездам», 1905; «Полет», 1914), но писателя пугала двойственная сила разума, возможность использовать его разрушительную силу.

Среди реалистов начала XX в., переживавших пору напряженных творческих исканий, Л.Н. Андреев занимал крайние позиции. Критиков удивляли необычные художественные средства и непростота его творчества (рассказы «Ложь», «Стена»- оба 1901). Это были первые экспрессионистские опыты писателя. Быстро проявилось тяготение Л.Н. Андреева к поискам ирреального в реальном: в его произведениях возникает ощущение чего-то зловещего и таинственного, в то же время автор дает понять, что «роковое» в своей основе реалистично, хотя часто лишено каких-либо причинных связей. В отличие от критиков, советовавших Л.Н. Андрееву писать проще, А. П. Чехов справедливо счел эту «непростоту» коренным свойством таланта Л.Н. Андреева, к которому он приучит читателя «и это будет большое имя».1        Значительное место в творчестве Л.Н. Андреева занимает богоборческая тема. В 1904 г. он писал: «Царство человека должно быть на земле». Отсюда призывы к богу нам враждебны.2   Первый период творчества Л.Н. Андреева завершился повестью «Жизнь Василия Фивейского» (1903). Повесть эта с наибольшей силой проявила уже наметившееся ранее у писателя тяготение к социально-философским обобщениям.

Л.Н. Андреев все больше отходит от изображения типичных обстоятельств жизни, видоизменяется и психологизм писателя: в психике героя начинают выделяться лишь черты, характеризующие его своеобразную одержимость. Фивейский, судьба которого напоминает судьбу библейского Иова, одержим верой в высшую справедливость и ищет скрытый высший смысл в своих и чужих страданиях. Ему начинает казаться, что он, испытуемый богом избранник, призван облегчать несчастья людей. Но возвышенность чувств и мыслей героя сталкивается с реальной правдой. Он хочет воскресить умершего бедняка, оставившего большую семью, но чудо не свершилось. И тогда Мир для нового Иова рушится в самых основах: нет высшего Промысла и нет никакого оправдания тому, что происходит на земле.

Повесть раскрывала андреевскую концепцию человека: он ничтожен в сопоставлении с Вселенной. Не существует предопределенного свыше смысла его жизни. Мрачна окружающая его действительность, но, постигая это, человек не становится смиренным. Герой Л.Н. Андреева обычно гибнет, но это герой возмутившийся. Не смиренным умирает и Василий Фивейский. Повесть была признана выдающимся литературным явлением. Многие читатели, в т. ч. А. Блок, были потрясены ею. В. Г. Короленко писал, что тема повести «одна из важнейших, к каким обращается человеческая мысль в поисках за общим смыслом существования. Исполнение суховато, сурово и полно нервного захвата: читатель как бы попадает к какой-то вихрь, палящий и знойный».3   Рассказ «Красный смех» (1904) обозначил новую веху в творческом развитии Л.Н. Андреева. Писатель отказался от изображения конкретных событий русско-японской войны, поставив задачу показать антинародность и антигуманность войны как одного из безумств XX в. Писатель все шире начинает использовать условные художественные средства. Безумный ужас войны был воплощен им в символическом образе Красного (кровавого) смеха, начинающего господствовать на земле. Гневный антивоенный протест Л.Н. Андреева получил широкую известность не только в России, но и за рубежом.

Л.Н. Андреев был увлечен революцией 1905 г. и всячески помогал революционерам. В феврале 1905 г. он был заключен в тюрьму за предоставление своей квартиры для заседания ЦК РСДРП. И все же его общественная позиция не стала более четкой. Его мировоззрение продолжает быть противоречивым. Пьеса «К звездам», прославляющая революционеров, появляется одновременно с рассказом «Так было», в котором выражено сомнение в победе революции. Такая двойственность будет характерна и для последующего творчества Л.Н. Андреева.   

 «К звездам» - первая русская пьеса с обнаженной революционной тематикой. Впервые на сцене появился революционер-рабочий. Но пьеса говорит не только о революции. По мысли Л.Н. Андреева, движение человечества вперед обусловлено двумя факторами: революционной борьбой и расширением научного познания мира. В пьесе утверждалась социальная значимость как революционных, так и научных подвигов. Вместе с тем в связи с религиозными исканиями интеллигенции на рубеже веков в пьесе был поставлен вопрос о личном бессмертии. Отвергая религиозную трактовку вопроса, Л.Н. Андреева говорил в своих произведениях о земном характере бессмертия, достигаемого деяниями и разумом самих людей.   

 И эта, и обнаженно  богоборческая драма «Савва» (1905) - драматическая цензура запретила обе пьесы - были написаны в реалистической манере, не удовлетворившей автора. Л.Н. Андреева - драматург стремится теперь к обобщающим образам, выражающим определенную мысль или идею.4 Его все более привлекали «вечные» вопросы о жизни и смерти, борьбе добра и зла. Обращение к новой проблематике демонстрировала «Жизнь человека» (1906). Широко используя гротеск и гиперболу, писатель создал в этой пьесе схематизированную обобщенную картину жизни человека от рождения до смертного часа. То была условная пьеса, лишенная бытовой конкретности. В своей основе пьеса пессимистична: человек уже при рождении обречен на исчезновение, смерть. Ему неизменно сопутствует Некто в сером, как бы напоминая, что все преходяще. Пьеса вызвала бурные споры. Одни критики сочли эту фигуру воплощением мистического представления о Роке; другие, в т. ч. А. В. Луначарский, увидели в ней символ неумолимой природы с ее биологическими законами. В «Прологе» говорилось, что человек «покорно совершает круг железного предначертания», в самой же пьесе Л.Н. Андреев не отказался от концепции мятежного человека, противопоставляющего свою волю неизвестному ему предначертанию. В начале пьесы юный герой вызывает на бой Некоего, точное имя которого ему неизвестно. В конце постаревший герой, лишенный силы и всеми покинутый, вновь вспоминает о боевом мече и умирает непокоренным. Богоборческий пафос пьесы вызвал резкие протесты реакционной критики и церковников. По настоянию последних для новых постановок «Жизни человека» (она уже шла в Московском Художественном театре и в Театре Веры Комиссаржевской) были введены ограничительные меры.   

Информация о работе Социальное неблагополучие жизни в рассказах Л.Н. Андреева о детях