Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:51, курсовая работа
Целью работы является: исследование темы детства как философской и художественной доминанты творчества Л. Н. Андреева.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
1.обосновать истоки андреевской философии и поэтики темы детства своеобразием его литературного творчества;
2.проанализировать художественную концепцию темы детства и ее эстетического моделирования в прозе Л. Андреева.
Предметом данного исследования является тема детства в творчестве Леонида Андреева.
Введение…………………………………………………………………………...2
§1. О методе и периодизации творчества Л.Н.Андреева………....................5
1.1. Художественное своеобразие произведений Л.Н. Андреева…...………..5
1.2.Образы детей в произведениях Леонида Андреева……………………....13
§ 2. Социальное неблагополучие жизни в рассказах
Л.Н. Андреева о детях…………………………………………………………..18
2.1. Человек с непокорной душой - главный герой рассказа
Л. Андреева «Ангелочек»……………………………………………………...18
2.2. Произведение Л.Н. Андреева «Петька на даче» как стремление
привлечь внимание прогрессивной общественности к положению
детей в капиталистическом обществе……………………………………....20
2.3. Социально-психологический рассказ Л. Андреева «Гостинец»…............22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………........27
Попытка Сашки обрести свободу привела к тому, что его выгнали из гимназии. И вдруг судьба неожиданно послала ему подарок: его пригласили в богатый дом на елку.
Даже на празднике герой держит себя высокомерно. В душе его царит озлобление. «Сашка был угрюм и печален - что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и скопившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки», — пишет Л. Андреев. И вдруг Сашка видит на этой ненавистной елке то, без чего его жизнь была пуста, - воскового ангелочка. Автор не скупится на художественные детали при описании воскового ангелочка, подчеркивая его розовые ручки, стрекозиные крылышки. Однако при всей этой детализации неуловимым остается выражение лица у ангелочка. Это не радость и не печаль, а какое-то иное чувство, для обозначения которого автор долго не находит названия. Сашка, увидев ангелочка, шепчет лишь одно слово: «Милый». Герой просит дать ему ангелочка, а когда ему пытаются отказать, падает на колени, забывая свою гордыню, и выпрашивает себе игрушку. Получив ее, герой буквально преображается. В его движениях появляется мягкость и осторожность. Ангелочек олицетворяет в произведении тот чудный мир, где нет брани, грязи и эгоизма, а на душе чисто, радостно и светло: «К запаху воска, шедшему от игрушки, примешивался неуловимый аромат, и чудилось погибшему человеку, как прикасались к ангелочку… дорогие пальцы, которые он хотел бы целовать по одному и так долго, пока смерть не сомкнет его уста навсегда». Хрупкое счастье, говорит автор этим рассказом, мечта лишь на миг может осчастливить человека.9 Но для того, кто на неуловимо короткое время увидел хотя бы призрак счастья и снова потерял его, жизнь становится невыносимой. Забыв о горькой доле, любуются двое - отец и его маленький сын - изящной фигуркой воскового ангелочка. «Кроткий покой и безмятежность легли на истомленное лицо человека, который отжил, и смелое личико человека, который только начинал жить. А ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять» и превращается, в конце концов, в бесформенный слиток.
Так и уснули они с улыбками счастья на лицах. И «не потому ли опустил здесь автор занавес, - писал Н. Михайловский, - что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее всякой смерти?»10.
Произведение «Ангелочек» посвящено Александре Михайловне Велигорской, ставшей женой писателя. Произведение имеет автобиографическую основу: в детстве у писателя однажды растаял такой ангелочек. Подчеркивая зыбкость образа воскового ангелочка, Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье униженных и обездоленных в этом мире. Да, наверное, не только социальный план восприятия действительности важен в этой связи, но и общечеловеческий: каждый из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощущение счастья. Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое и мимолетное ощущение. Образ игрушечного ангелочка соотносится также с образом ангела-хранителя.
А. Блок, высоко оценивший произведение Л. Андреева, в 1909 году написал стихотворение «Сусальный ангел» по мотивам этого рассказа: «На разукрашенную елку и на играющих детей Сусальный ангел смотрит в щелку Закрытых наглухо дверей / А няня топит печку в детской, Огонь трещит, горит светло… Но ангел тает. Он - немецкий. Ему не больно и тепло».
2.2. Произведение Л.Н. Андреева «Петька на даче» как стремление привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе
Рассказ «Петька на даче» впервые
опубликован в «Журнале для всех» в 1899.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это
однофамилец писателя - парикмахер Иван
Андреев. Этот человек дожил до глубокой
старости, стал одним из самых модных парикмахеров
Москвы, был удостоен почётного диплома
на конкурсе в Париже, но картины тяжелого
детства навсегда сохранились в его памяти.
Однажды он поделился своими воспоминаниями
с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний
и был написан рассказ «Петька на даче».
В рассказе можно выделить три части. Две из них (большая часть произведения) повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая по объёму) – о его жизни на даче. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А.П. Чехова «Ванька». В центре рассказа «Петька на даче» судьба ребенка из бедной семьи, отданного учеником к парикмахеру и выполняющего самую тяжелую и грязную работу. Андреев подчеркивает грозный взгляд, который бросает на мальчика парикмахер Осип Абрамович. Временами он шепчет угрозы, предвещающие наказание.
Рассказ имеет кольцевую композицию.
Действие его начинается и заканчивается
примерно одной и той же сценой в парикмахерской.
Причем квартал, где она находится, заполнен
домами дешевого разврата. В нем постоянно
происходят драки, звучат скверные слова,
царит пьянство. И на фоне этой изнанки
жизни в постоянном труде проходит детство
героя рассказа. Писатель не скупится
на художественные детали, изображающие
всю пошлость окружающей обстановки. Это
и равнодушные лица грязно и странно одетых
посетителей, и засиженная мухами картина
на стене парикмахерской, и отвратительные
по своей жестокости картины пьяных побоищ.
Весь ужас обстановки подчеркивает ее
беспросветное однообразие. Все дни похожи.
друг на друга, как родные братья. Их еще
сильнее обезличивает один и тот же крик:
«Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя
портрет героя, Л.Н. Андреев показывает,
как подобная беспросветная жизнь иссушает
детскую душу. Петька худеет, у него появляются
нехорошие струпья и тоненькие морщинки.
Л.Н. Андреев пишет, что мальчик становится
похожим на состарившегося карлика.
Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л.Н. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Перед читателем разворачивается подлинная трагедия ребенка, которого лишили детства. Петька по-мальчишески реагирует на создавшуюся ситуацию: кричит и плачет. Но вскоре герой успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают лишь о том, что кому-то сейчас в этом мире живется еще хуже. Потом они с чистой совестью идут на танцы развлекаться.
Своим рассказом Л.Н. Андреев стремится привлечь внимание прогрессивной общественности к положению детей в капиталистическом обществе. Ведь истинный гуманизм состоит не в том, чтобы пожалеть ребенка, а чтобы помочь ему. Такую реальную помощь оказывают мальчику Сашке из рассказа «Ангелочек» Свечниковы, которые оплачивают его обучение в гимназии. Однако сила художественного обличения жестоких капиталистических нравов в произведении такова, что напрашивается вывод о том, что изменить положение детей в обществе можно только на государственном уровне. Отдельные меценаты не решат ситуацию кардинальным образом.
Судьбу Петьки можно считать типичной для того времени судьбой ребенка из бедной семьи. Не случайно в рассказе выведена фигура еще одного мальчика Николки, который на три года старше Петьки. Слушая грязные истории, которые рассказывает Николка про посетителей, Петька думает о том, что когда-то будет такой же, как Николка. «Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место», - подчеркивает Л.Н. Андреев.
В представлении Л. Андреева, человеческая жизнь одинока, печальна, механистична. Действительность жестока и беспощадна. Писатель сострадает героям, утратившим последнюю опору в мире, но наибольший интерес вызывают у него те, кто сохранил способность к сопротивлению, для кого само отчаяние становится источником самопознания. Пусть борьба бесперспективна, пусть человек обречен, но он не должен добровольно соглашаться на роль покорного орудия в руках Судьбы.
2.3. Социально-психологический рассказ Л. Андреева "Гостинец"
Глубоким гуманизмом проникнут социально-психологический рассказ Л. Андреева "Гостинец". Рассказ посвящён одной из ведущих проблем андреевского творчества - проблеме нравственного возрождения личности, проблеме ответственности человека за свои поступки.
Сазонка - жалостливый, добрый, отзывчивый человек, хороший мастер, но при этом часто пьёт и не всегда знает меру. Чисто русская черта, свойственная многим героям русской литературы. Одним из ключевых моментов рассказа является сцена игры мальчиков, раскрывающая особенности характера детей и Сазонки.
Мальчишка-подмастерье Сениста тяжело заболел. Лежа под серым больничным одеялом, он с мольбой смотрел на солидного мастера, портного Сазонку, единственного, кто мог навестить его в лечебнице. Портной Сазонка клялся не оставлять Сенисту одного в больнице и обещал принести гостинец.
Тема бедности и одиночества людей, духовной ущербности человека, проблемы совести и веры поднимаются в рассказе «Гостинец». И говорит лишь о "социальной пассивности ремесленной бедноты". Мы видим, как терзался в последней сцене рассказа портной Сазонка, как жалел, что не хватило времени передать Сенисту гостинец, как понимает портной, что этот гостинец был очень важен для больного ребенка.
В ходе размышлений об отношение к больному Сенисте детей выясняем, что у детей суетное, жалкое представление о счастье. Например, Мишка, для которого понятие “счастье” заключается в пятаке, совсем не чувствует обездоленности и одиночества больного Сенисты. А Сазонка, напротив, всегда помнит о Сенисте, даже во время отдыха. Теперь, опираясь на проделанную работу, стоит остановиться на характеристике поведения героя, цель которой состоит в том, чтобы увидеть, с одной стороны, душевность, доброту Сазонки, а с другой - его стремление к кабаку.
Внутреннее содержание гостинца совсем неважно. Суть в том, что Сазонка помнит о больном друге и гостинец является символом измерения человечности героя, его совести. Рассказ Л.Андреева не случайно называется «Гостинец». Писатель показывает, что в сознании Сазонки, даже в пьяном бреду, постоянно жила мысль о гостинце. Гостинец - это символ неугасшей человечности, совести героя. Сазонка - человек, в котором живут и борются как светлые, так и тёмные силы. Но писатель верит в человека, в победу разумного, нравственного начала, потому что это единственная возможность сохранения и обновления жизни.
Заключение
Творчество Леонида Николаевича Андреева, так волновавшее современников, служившее предметом полемики и породившее обширную критическую литературу, несомненно, должно быть отнесено к числу наиболее сложных и противоречивых явлений в истории русской культуры конца XIX - начала XX века.
Писатель большого таланта, оригинальный художник со своим романтико-трагическим видением мира, Л.Н. Андреев в яркой и своеобразной форме запечатлел некоторые из существенных черт переломной исторической эпохи глубокого кризиса капитализма и периода назревших пролетарских революций, резко рвущих с предшествующими традициями и насильственным путем преобразовывающих общество.
Л.Н. Андреев оставил богатое и разнообразное художественное наследие. Талантливый фельетонист и автор тонких психологических новелл, созданных преимущественно в ранний период творчества, он был также одним из ведущих драматургов своего времени. Он создавал многоплановые философские трагедии, писал бытовые пьесы и мелодрамы, сочинял озорные сатирические миниатюры.
Наибольший интерес у читающей публики всегда вызывали его повести и рассказы. Предпринятое исследование привело нас к выводу об исключительной роли в творчестве Л.Н. Андреева темы детства, ставшей важнейшим инструментом эстетического моделирования мысли автора о мире и человеке.
В литературном наследии Л. Н. Андреева образы детей встречаются довольно часто в ранних реалистических рассказах, в основном созданных на материале жизненных впечатлений от родного города Орла: «В Сабурове», «Валя», «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака», «Алеша-дурачок», «Ангелочек», «В подвале», «Книга», «Праздник», «Молодежь».
Андреев считает жестоким тот мир, где приходится существовать его хрупким, с нежными сердцами героям рассказов. По сути, эти дети лишены самого светлого - детства. Л.Андреев показывает, как жизнь опустошает людей, превращая их в скучающих рабов обыденности.
На основе темы детства в творчестве Андреева сформировалось огромное проблемное поле, в котором связываются сущностно важные для писателя экзистенциальные вопросы о существовании человека: свободы и зависимости, воли и страха, знания и незнания, истины и лжи, жизни и смерти, отчуждения и его пределов. В центре темы детства оказывается трагическое представление о жизни как о спектакле, невольным участником которого является ребенок. Тема детства и главный герой в этой теме у Л.Н. Андреева становятся как отдельные образы, так и ситуации, образ ребенка проявляется и в логике строения сюжета, и в структуре «внутреннего движения» действия, в сфере психологии, и в пределах всего образа абсурдного мира, порой страшного, несправедливого и жестокого.
При этом возможности «детства» осваиваются писателем в различных художественных формах от значимой детали, эпизода, мотива до объемлющего и структурирующего весь текст художественного принципа, определяющего как композицию, сюжет, пространство и время произведения, так и систему его образов. Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что Л.Н.Андреев двигался в этом русле от реалистических, на первых порах социально-бытовых способов выстраивания игровых ситуаций к модернистским сюжетам, запечатлевающим поединок человека-ребенка с хаотическим, порой абсурдным миром.
Информация о работе Социальное неблагополучие жизни в рассказах Л.Н. Андреева о детях