Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:58, творческая работа
Цель исследования: выяснить, можно ли считать балладу Жуковского "Светлана" оригинальным произведением?
Задача исследования: доказать, что “Светлана” – оригинальная баллада В.А.Жуковского, которая связана с “Ленорой” Бюргера лишь косвенно, поскольку сюжеты имеют сходную фабульную основу.
1. Введение.
2. Исторические условия создания баллады Жуковского В.А. «Светлана» и баллады «Ленора» Бюргера Г.А.
3. Общее и различное в сюжетах и конфликтах баллад.
4. В чем состоит своеобразие стиля Жуковского?
5. Общее и различное в образах героинь / Ленора и Светлана/.
6. Национальный колорит в «Светлане».
7. Роль пейзажных зарисовок.
8. Смысл сна Светланы. Образы-символы, их значение.
9. Романтические мотивы в балладе «Светлана».
10. Выводы.
11. Список использованной литературы.
Ленора же возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление от веры. Вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей – главные темы баллад, но вывод из всех этих произведений следует один: человек — раб судьбы, и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек понесет кару Бога.
6.Национальный колорит
в «Светлане».
Бюргер в своей балладе использовал разговорную сниженную лексику, повторы, традиционные для народной баллады, а также огромное количество элементов звукописи, которые придавали повествованию «отрывистости», что приближало «Ленору» к фольклорным балладным образцам. Для России жанр народной баллады был нехарактерен, поэтому Жуковскому пришлось создавать совершенно новое явление: литературную балладу русского типа. Автор использует стиль народного сказочного повествования, о чем свидетельствует зачин: «Раз в крещенский вечерок...». Фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях типа «перстень золотой». Удивительно точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений.
Народные представления у девушки сочетаются с глубокой верой в Бога и в судьбу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел утешитель.
В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:
Пред иконой пала в прах.
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Образ жениха Светланы соответствует сказочным представлениям о «добром молодце», навеянными романтическим течением. Он красив, удал, добр:
… все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Русская обстановка подчеркивается такими реалиями, как светлица, метелица, санки, церковь, поп. Национально-народному колориту баллады содействует также следующая за вступлением имитация подблюдных песен (“Кузнец, Скуй мне злат и нов венец”), вкрапленные на протяжении всей баллады народно-просторечные слова (“вымолви словечко”, “вынь себе колечко”, “легохонько”, “сулить”) и песенные выражение (“подруженька”, “красен свет”, “моя краса”, “радость”, “свет моих очей”, “в ворота тесовы”).
7. Роль пейзажных зарисовок.
Как и в элегиях,
в балладах важную роль играет пейзаж.
Если в элегии пейзаж призван настроить
сознание читателя на нужный автору лад,
подготовить сознание читателя, то в балладе
пейзаж принципиально иной; он призван
описать сложный, неуловимый переход,
границу между двумя мирами. Пейзаж в «Леноре» практически
отсутствует, почти справочно сказано,
что пришла ночь. У Жуковского намечается
оппозиция неба и земли, верха и низа.
Пейзаж раскрывает странные мистические
изменения, произошедшие в мире после
полуночи.
В балладе “Светлана” характерный романтический
пейзаж – вечерний, ночной, кладбищенский
– сюжет, основанный на таинственном и
страшном (такие сюжеты любили немецкие
романтики), романтические мотивы могил,
оживающих мертвецов и т.д. Всё это выглядит
отчасти условным и книжным, но совсем
не как книжное воспринималось читателем.
Интересна в балладе “Светлана” и цветовая
гамма. Белым цветом пронизан весь текст:
это прежде всего снег, образ которого
возникает сразу же, с первых строк, снег,
который снится Светлане, вьюга над санями,
метелица кругом. Далее — это белый платок,
используемый во время гадания, стол, покрытый
белой скатертью, белоснежная голубка
и даже снежное полотно, которым накрыт
мертвец. Белый цвет ассоциируется с именем
героини: Светлана, светлая, “свет белый”.
У Жуковского здесь белый цвет, несомненно,
символ чистоты и непорочности.
Второй контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: темно в зеркале, темна даль дороги, по которой мчатся кони. Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказаний, в этой балладе смягчен, высветлен.
Таким образом, белый
снег, темная ночь и яркие точки
огоньков свечей или глаз —
вот своеобразный
цвет |
местоположение |
пример |
значение |
белый |
Сон Светланы |
Снег, вьюга, белая запона, белое полотно |
Печаль |
белый |
Наяву и во сне |
Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок |
Чистота |
черный |
сон |
Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее ночи |
Печаль |
8.Смысл сна Светланы.
Образы-символы, их значение.
Для героини баллады всё дурное
оказывается сном, кончается с пробуждением.
Сказка – тот род сказки, которую представляет
собой “Светлана”, - является у Жуковского
формой выражения веры в доброе. “Где
не было чуда, вотще там искать и счастливца”,
- пишет Жуковский в стихотворении 1809 года
“Счастие”.
В “Светлане” и в некоторых других балладах
вера в доброе выступает у Жуковского
не только в сказочной, но и отчасти в религиозной
форме, однако существо этой веры не в
одной религиозности, а еще больше в глубокой
человечности Жуковского. В конце баллады
“Светлана” звучат слова с несомненной
религиозно-дидактической окраской:
Вот баллады толк моей:
“Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.”
Страшный сон отнюдь не поэтическая шутка,
не пародия на романтические ужасы. Поэт
напоминает читателю, что его жизнь на
земле кратковременна, а настоящее и вечное
в загробном мире. В этих словах отражено
и религиозное сознание Жуковского, и
его глубокий оптимизм, в основе которого
– сильное желание добра и радости для
человека.
Символичны и встречающиеся в балладе образы птиц, рассмотрим каждый образ, используя для удобства таблицу:
Ворон |
Голубь |
Петух |
Предсказывает плохое, страшное. |
Символ счастья, мира, любви, Бога. |
Часовщик, заступник. |
Черный вран, свистя крылом, вьется над санями, ворон каркает печаль. |
Вот глядит: к ней голубок с светлыми глазами, тихо вея прилетел. |
Шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем. |
Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное. |
Во сне – вера в хорошее, в защиту, чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита. |
Будит героиню на границе добра и зла, не случилось наяву ничего плохого. |
9. Романтические мотивы в балладе «Светлана».
Вся баллада пронизана романтическими мотивами:
Мотив одиночества, брошенности, отвергнутости. 3-я строфа: «в грусти одинокой»; 5-я строфа: «одна к зеркалу садится»; 9-я строфа: «в сторонке Божий храм виден одинокий»; 11-я строфа: «одинокая, впотьмах, брошена от друга».
Мотив странничества, разлуки, неразделенной любви. 3-я строфа: «Милый друг далеко…Год промчался – вести нет; Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?»
Мотив смерти, мистика. 2-я строфа: в песне девушек предрекается смерть; 9-я строфа: «на средине черный гроб»; 12-я строфа: «В избушке гроб; накрыт белою запоной…»; 14-я и 15-я строфы: оживший мертвец.
Романтический пейзаж. (см. выше).
Романтический колорит создается следующими приемами и средствами:
Есть в балладе и реалии современной поэту жизни. Героиня живет в первую очередь чувствами, это отражается не только в обращении к ее внутреннему состоянию, но и в речи героини и авторской речи (особенно часто повторяется междометие «Ах!» - 3-я, 12-я, 15-я, 16-я, 20-я строфы). Возможно, Светлана воспитана на сентиментальных романах (ведь и сам Жуковский сочувственно откликался на звуки сентиментальных произведений). Нотки сентиментализма слышатся нам и в 14-й строфе: когда появляется долгожданный герой, то он скорее похож на героя сентиментального произведения, нежели романтического: «все тот же он в опыте разлуки; та ж любовь в его очах, те ж приятны взоры; те ж на сладостных устах милы разговоры» (сравните с бледным и унылым романтическим героем во сне Светланы – 8-я строфа), и в 20-й строфе (сентименталистский пейзаж: «как приятный ручейка блеск на лоне луга»). Возникает смешение сентименталистских и романтических представлений у героини, т.к., по-видимому, повзрослев, героиня перешла к более модному чтению – к чтению произведений романтизма. А это примета времени!
Таким образом, перед нами, несомненно, произведение романтизма. Но создано оно настоящим мастером слова, который не боится быть свободным в своем творчестве. Таким и был Василий Андреевич Жуковский.
Выводы
Созданная по мотивам
произведения Бюргера, «Светлана», безусловно,
может считаться оригинальным творением
Жуковского.
Баллада "Светлана" - подлинно народное русское произведение. Она построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок. Произведение наполнено романтизированной народностью, национальным колоритом, православными традициями, органичным образом главной героини. Национальный колорит в балладе усилен деталями быта и картинами русской природы.
Творчество В.А. Жуковского открыло русскому читателю вначале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера: верностью, чуткостью, кротостью, простотой. Мораль баллады в том, что вера в Бога спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь её с собой в потусторонний мир. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность. Главная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.