Сопоставительный анализ баллады Жуковского "Светлана" и баллады Бюргера "Ленора", с целью доказать оригинальность и своеобразие бал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:58, творческая работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить, можно ли считать балладу Жуковского "Светлана" оригинальным произведением?
Задача исследования: доказать, что “Светлана” – оригинальная баллада В.А.Жуковского, которая связана с “Ленорой” Бюргера лишь косвенно, поскольку сюжеты имеют сходную фабульную основу.

Содержание работы

1. Введение.
2. Исторические условия создания баллады Жуковского В.А. «Светлана» и баллады «Ленора» Бюргера Г.А.
3. Общее и различное в сюжетах и конфликтах баллад.
4. В чем состоит своеобразие стиля Жуковского?
5. Общее и различное в образах героинь / Ленора и Светлана/.
6. Национальный колорит в «Светлане».
7. Роль пейзажных зарисовок.
8. Смысл сна Светланы. Образы-символы, их значение.
9. Романтические мотивы в балладе «Светлана».
10. Выводы.
11. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

жуковский.docx

— 43.72 Кб (Скачать файл)

     Ленора  же возроптала на Бога, поэтому и погибла, то есть героиня наказывается за отступление от веры. Вера в Бога, повиновение судьбе, то есть Богу, его воле, или сопротивление ей – главные темы баллад,  но вывод из всех этих произведений следует один: человек — раб судьбы, и пытаться изменить, воспротивиться судьбе абсолютно невозможно, потому что за сопротивление человек понесет кару Бога.

 

 

 

 

 

 

 

 
6.Национальный колорит в «Светлане».

    Бюргер в своей балладе использовал разговорную сниженную лексику, повторы, традиционные для народной баллады, а также огромное количество элементов звукописи, которые придавали повествованию «отрывистости», что приближало «Ленору» к фольклорным балладным образцам. Для России жанр народной баллады был нехарактерен, поэтому Жуковскому пришлось создавать совершенно новое явление: литературную балладу русского типа. Автор использует стиль народного сказочного повествования, о чем свидетельствует зачин: «Раз в крещенский вечерок...». Фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях типа «перстень золотой». Удивительно точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Снежным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

    Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений.

   Народные представления у девушки сочетаются с глубокой верой в Бога и в судьбу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:

Утоли печаль мою,

Ангел утешитель.

В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать  самое главное:

Пред иконой пала в прах.

Спасу помолилась;

И, с крестом своим в  руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

    Образ жениха Светланы  соответствует сказочным представлениям о «добром молодце», навеянными романтическим течением. Он красив, удал, добр:

… все тот же он

В опыте разлуки;

Та ж любовь в его  очах,

Те ж приятны взоры;

Те ж на сладостных устах

Милы разговоры.

 

Русская обстановка подчеркивается такими реалиями, как светлица, метелица, санки, церковь, поп. Национально-народному  колориту баллады содействует также  следующая за вступлением имитация подблюдных песен (“Кузнец, Скуй мне  злат и нов венец”), вкрапленные  на протяжении всей баллады народно-просторечные слова (“вымолви словечко”, “вынь себе колечко”, “легохонько”, “сулить”) и песенные выражение (“подруженька”, “красен свет”, “моя краса”, “радость”, “свет моих очей”, “в ворота тесовы”).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Роль пейзажных зарисовок.

     Как и в элегиях, в балладах важную роль играет пейзаж. Если в элегии пейзаж призван настроить сознание читателя на нужный автору лад, подготовить сознание читателя, то в балладе пейзаж принципиально иной; он призван описать сложный, неуловимый переход, границу между двумя мирами. Пейзаж в «Леноре» практически отсутствует, почти справочно сказано, что пришла ночь. У Жуковского намечается оппозиция неба и земли, верха и низа. 
        Пейзаж раскрывает странные мистические изменения, произошедшие в мире после полуночи.  
        В балладе “Светлана” характерный романтический пейзаж – вечерний, ночной, кладбищенский – сюжет, основанный на таинственном и страшном (такие сюжеты любили немецкие романтики), романтические мотивы могил, оживающих мертвецов и т.д. Всё это выглядит отчасти условным и книжным, но совсем не как книжное воспринималось читателем.  
        Интересна в балладе “Светлана” и цветовая гамма. Белым цветом пронизан весь текст: это прежде всего снег, образ которого возникает сразу же, с первых строк, снег, который снится Светлане, вьюга над санями, метелица кругом. Далее — это белый платок, используемый во время гадания, стол, покрытый белой скатертью, белоснежная голубка и даже снежное полотно, которым накрыт мертвец. Белый цвет ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая, “свет белый”. У Жуковского здесь белый цвет, несомненно, символ чистоты и непорочности.        

Второй контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: темно в зеркале, темна  даль дороги, по которой мчатся кони. Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказаний, в  этой балладе смягчен, высветлен.           

 Таким образом, белый  снег, темная ночь и яркие точки  огоньков свечей или глаз —  вот своеобразный романтический  фон в балладе «Светлана».

 

цвет

местоположение

пример

значение

белый

Сон Светланы

Снег, вьюга, белая запона, белое полотно

Печаль

белый

Наяву и во сне

Белая скатерть, белый голубь, белая пелена, белоснежный голубок

Чистота

черный

сон

Черный гроб, черная даль, черный ворон, темну даль, лик мрачнее  ночи

Печаль


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Смысл сна Светланы. Образы-символы, их значение. 
        Для героини баллады всё дурное оказывается сном, кончается с пробуждением. Сказка – тот род сказки, которую представляет собой “Светлана”, - является у Жуковского формой выражения веры в доброе. “Где не было чуда, вотще там искать и счастливца”, - пишет Жуковский в стихотворении 1809 года “Счастие”. 
        В “Светлане” и в некоторых других балладах вера в доброе выступает у Жуковского не только в сказочной, но и отчасти в религиозной форме, однако существо этой веры не в одной религиозности, а еще больше в глубокой человечности Жуковского. В конце баллады “Светлана” звучат слова с несомненной религиозно-дидактической окраской: 
     
                        Вот баллады толк моей: 
                        “Лучший друг нам в жизни сей 
                        Вера в провиденье. 
                        Благ зиждителя закон: 
                        Здесь несчастье – лживый сон; 
                        Счастье – пробужденье.” 
 
        Страшный сон отнюдь не поэтическая шутка, не пародия на романтические ужасы. Поэт напоминает читателю, что его жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное в загробном мире. В этих словах отражено и религиозное сознание Жуковского, и его глубокий оптимизм, в основе которого – сильное желание добра и радости для человека.

 

     Символичны и встречающиеся в балладе образы птиц, рассмотрим каждый образ, используя для удобства таблицу:

 

Ворон

Голубь 

Петух

Предсказывает плохое, страшное.

Символ счастья, мира, любви, Бога.

Часовщик, заступник.

Черный вран, свистя крылом, вьется над санями, ворон каркает печаль.

Вот глядит: к ней голубок  с светлыми глазами, тихо вея прилетел.

Шумным бьет крылом петух, день встречая пеньем.

Печаль уйдет вместе со сном, пророчество не такое страшное.

Во сне – вера в хорошее, в защиту, чем сильнее страх Светланы, тем сильнее защита.

Будит героиню на границе  добра и зла, не случилось наяву  ничего плохого.


 

 

9. Романтические  мотивы в балладе «Светлана».

 

Вся баллада пронизана  романтическими мотивами:

Мотив одиночества, брошенности, отвергнутости. 3-я строфа: «в грусти одинокой»;  5-я строфа: «одна к зеркалу садится»; 9-я строфа: «в сторонке Божий храм виден одинокий»; 11-я строфа: «одинокая, впотьмах, брошена от друга».

Мотив странничества, разлуки, неразделенной любви. 3-я строфа: «Милый друг далеко…Год промчался – вести нет; Где, в какой ты стороне? Где твоя обитель?»

Мотив смерти, мистика. 2-я строфа: в песне девушек предрекается смерть; 9-я строфа: «на средине черный гроб»; 12-я строфа: «В избушке гроб; накрыт белою запоной…»; 14-я  и 15-я строфы: оживший мертвец.

Романтический пейзаж. (см. выше).

Романтический колорит создается  следующими приемами и средствами:

  • Употребление лексики, обозначающей чувства (т.к. романтиков в первую очередь интересовало внутреннее состояние героя, внутренний мир человека). 5-я строфа: «с тайной робостью она в зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, страшно ей назад взглянуть, страх туманит очи…»; 12-я строфа: «входит с трепетом, в слезах»; 17-я строфа: «села (тяжко ноет грудь)».
  • Создание атмосферы таинственности, загадочности.4-я,  5-я и 6-я строфы: описание гадания с зеркалом, ожидание; 13-я строфа: Светлана в избушке – «Все в глубоком, мертвом сне, страшное молчанье…».
  • Быстрое развитие действия, движение (сон Светланы, смена настроения, переход от сна к яви: ночные страшные приключения оказываются лишь кошмарным сном).
  • Символичность образов: символичен пейзаж во сне Светланы; 10я строфа: «черный вран» - предсказание несчастья, «брезжит в поле огонек» - огонек надежды. Кроме языческой символики используется и христианская: 13-я строфа «белоснежный голубок» - символ чистоты, христианской души (ангел), это и свидетельство чистоты самой Светланы (имя также неслучайно, символично: Светлана –  светлая душой).
  • Создание романтического портрета героя. 8-я строфа: «Он глядит на лунный свет, бледен и унылый».
  • Антитеза. В композиции: сон – явь; печаль героини в начале – радость в конце произведения; мрачный вечерний (ночной) пейзаж в начале баллады и во сне героини – радостный утренний пейзаж в конце. В образах: мертвец (зло, тьма, смерть) – голубок и сама Светлана (добро, свет, жизнь). В лексике: «лунный свет» - «луч денницы», стар – млад, ночь – день и т.д.

    Есть в балладе и реалии современной поэту жизни. Героиня живет в первую очередь чувствами, это отражается не только в обращении к ее внутреннему состоянию, но и в речи героини и авторской речи (особенно часто повторяется междометие «Ах!» - 3-я, 12-я, 15-я, 16-я, 20-я строфы). Возможно, Светлана воспитана на сентиментальных романах (ведь и сам Жуковский сочувственно откликался на звуки сентиментальных произведений). Нотки сентиментализма слышатся нам и в 14-й строфе: когда появляется долгожданный герой, то он скорее похож на героя сентиментального произведения, нежели романтического: «все тот же он в опыте разлуки; та ж любовь в его очах, те ж приятны взоры; те ж на сладостных устах милы разговоры» (сравните с бледным и унылым романтическим героем во сне Светланы – 8-я строфа), и в 20-й строфе (сентименталистский пейзаж: «как приятный ручейка блеск на лоне луга»). Возникает смешение сентименталистских и романтических представлений у героини, т.к., по-видимому, повзрослев, героиня перешла к более модному чтению – к чтению произведений романтизма. А это примета времени!

    Таким образом, перед нами, несомненно, произведение романтизма. Но  создано оно настоящим мастером слова, который не боится быть свободным в своем творчестве. Таким и был Василий Андреевич Жуковский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

    Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана», безусловно,  
может считаться оригинальным творением Жуковского.

    Баллада "Светлана" - подлинно народное русское произведение. Она построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок. Произведение наполнено романтизированной народностью, национальным колоритом, православными традициями, органичным образом главной героини. Национальный колорит в балладе усилен деталями быта и картинами русской природы.

    Творчество В.А. Жуковского открыло русскому читателю вначале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера: верностью, чуткостью, кротостью, простотой. Мораль баллады в том, что вера в Бога спасла девушку от жениха-оборотня, который пытался увлечь её с собой в потусторонний мир. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность. Главная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.


Информация о работе Сопоставительный анализ баллады Жуковского "Светлана" и баллады Бюргера "Ленора", с целью доказать оригинальность и своеобразие бал