Сотников В.Б. «Человек на войне. Правда, о нем»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Биография Василия Владимировича Быкова……………………….4
Глава 1. Из истории создания повести………………………....….…7
Особенности повести………………………………………....…8
Нравственный выбор героев повести «Сотников»…….......11
Дополнительные факты…………………………………………….…13
Заключение………………………………………………...…………….15
Список использованных источников…………………………...……17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 498.38 Кб (Скачать файл)

Обособленное структурное  подразделение «Волго-Каспийский рыбопромышленный колледж» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Астраханский государственный  технический университет»

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Литература


на тему: Сотников В.Б. «Человек на войне. Правда, о нем»

 

 

 

 

 

Студентка группы ТП-11

Суркова А.И

Преподаватель литературы

Полякова Р.П.

 

 

 

Астрахань

2013

 Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..3

Биография Василия  Владимировича Быкова……………………….4

Глава 1.  Из истории создания повести………………………....….…7

    1. Особенности повести………………………………………....…8
    2. Нравственный выбор героев повести «Сотников»…….......11

Дополнительные  факты…………………………………………….…13

Заключение………………………………………………...…………….15

Список использованных источников…………………………...……17

Приложения………………………………………………………...……18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

“Истина заключается в том,

что, несмотря на тяжелейшие испытания,

 мы  победили ”

 

Повести В. Быкова о минувшей войне  по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая  эти проблемы на ярком и богатом  материале, писатель воспитывает молодое  поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек  приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический  поступок.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих  о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность  Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников  чувства и мысли героев военных  лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в  жизни страны и их собственной  жизни. Своеобразно разрабатывают  эту тему такие писатели, как Василь Быков (“Сотников”). Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще только намечалось. Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…

"Война есть противное человеческому  естеству состояние", - писал Л.  Толстой, и мы вынуждены согласиться  с этим утверждением, ведь война  приносит страх, кровь, слезы.  Война также является и испытанием  для человека.

 

Итак, цель моей работы: Рассказать о человеке на войне в  произведении Сотникова

Чтобы достичь  этой цели, были поставлены следующие  задачи:

• биография Быкова В.В.

• проанализировать произведение Василия Быкова «Сотников»

 

4

 

Биография Василия  Владимировича Быкова

 

 

Быков Василь Владимирович (бел. Васіль Уладзіміравіч Быкаў) - белорусский советский писатель, народный писатель Беларуси, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Родился 19 июня 1924 года в деревне  Череновщина (по другим сведениям - в деревне Бычки) Ушацского района Витебской области (Беларусь) в бедной крестьянской семье. После окончания семилетней школы Быков поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища (1939-1940), однако вскоре вынужден был вернуться в деревню - отменили стипендии.

В 1942 году был призван в действующую  армию, попал в инженерный батальон, строивший оборонные укрепления, участвовал в боях на Юго-Западном фронте, затем был направлен в пехотное училище в город Саратов. Окончив  училище, воевал в должности командира  стрелкового взвода, взвода автоматчиков и взвода противотанковой артиллерии в Украине, Румынии, Венгрии, Австрии  до победы. Дважды был ранен. После  войны начал работать в газете в городе Гродно, однако вскоре был  снова призван в армию и  до конца 1955 года служил в одном из дальних гарнизонов на Курильских островах.

Возвратившись после демобилизации  в Гродно (затем он переехал в  Минск), Быков отдаётся литературному  творчеству. Одна за другой публикуются  его повести: "Журавлиный крик" (1959), "Фронтовая страница" (1960), "Третья ракета" (1961). Последняя  после перевода на русский язык поставила  автора в первый ряд писателей  фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами  переднего края) или, как писали тогда, "лейтенантской литературы", ставшей  заметным явлением духовной жизни 1960-х  годов, встреченной в штыки официальной  критикой за "окопную правду", "дегероизацию", "абстрактный  гуманизм".

Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему  доставалось ещё и за то, что  большинство своих вещей он печатал  в "Новом мире" А.Т.Твардовского, журнале, который был главным  и постоянным

объектом сокрушительных атак охранителей  идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. Особенно жестоким нападкам подверглись  повести Быкова "Мёртвым не больно" (1966), "Атака с ходу"

(1968) и "Круглянский мост" (1969) - по команде сверху в самых  авторитетных органах печати  были напечатаны разгромные с  политическими 

обвинениями статьи, заушательские  коллективные письма. В результате книжное издание повести "Круглянский  мост" появилось после журнальной

 

5

 

публикации через 11 лет, "Атаки  с ходу" - через 18, "Мёртвым не больно" - только через 23 года.

Начиная с повести "Дожить до рассвета" (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо  важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и  русской литературы, русского литературного  процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский  характер повести знаменовали в  литературе новый этап художественного  осмысления трагических событий  войны.

В 1980 году ему было присвоено звание "Народный писатель Беларуси".

После "Круглянского моста" почти  всё, что писал Быков: повести "Сотников" (1970), "Обелиск" (1972; за эту повесть  и повесть "Дожить до рассвета", 1972, Быков был удостоен Государственной  премии СССР, 1973), "Волчья стая" (1974), "Пойти и не вернуться" (1978), "Знак беды" (1983; Ленинская премия, 1986), "Карьер" (1985), "В тумане" (1988), "Стужа" (1993) - посвящено партизанской войне в Беларуси. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к  которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложненное, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с нацистской Германией  были толстовские традиции, опирается  на них и Быков, но не менее существенно  для его творчества обращение  к опыту Ф.М.Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого  бытия.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июня 1984 года Быкову Василю Владимировичу  присвоено звание Героя Социалистического  Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот». В 1986-1991 годах секретарь правления Союза писателей СССР.С приходом к власти в Беларуси А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его почти перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации. Он вынужден был в 1998 году уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в городе Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 году переехал в Германию. В "эмиграции" написал несколько военных рассказов и притч, повесть "Волчья яма", посвящённую последствиям, как всегда у Быкова, прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 году закончил повесть "Стена". Из Германии перебрался в Прагу (Чехия), где жил последние годы, за несколько недель до кончины вернулся на Родину. О произведениям Быкова поставлены: фильмы "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада"

6

 

(1966), "Дожить до рассвета" (1975), "Волчья стая" (1976), "Обелиск" (1976), "Восхождение" (1977, по повести  "Сотников"), "Знак беды" (1985), телефильм "Долгие вёрсты войны" (1976, по повести "На рассвете"), телесериал "В западне" (1966), балет  "Альпийская баллада" (1967) и  опера "Тропою жизни" (1980, по "Волчьей стае").

Скончался 22 июня 2003 года, на 80-м году жизни. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

Капитан (1944). Награждён советскими орденом Ленина (1984), орденом Отечественной  войны 1-й степени (1985), орденом Трудового  Красного Знамени (1974), орденом Красной  Звезды (1944), российским орденом Дружбы (1994), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной  премии СССР (1974), Государственной премии Белорусской ССР имени Якуба  Коласа (1978).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

К истории создания повести

 

В августе сорок четвертого года будущий писатель в одном  румынском селе проезжал мимо сборного пункта военнопленных. "И вдруг  загорелое, небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у  самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешенный взгляд, и в следующее  мгновение я узнал в нем  моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжелом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окруженным батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек "посмертно" был удостоен высокой награды. О нем рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трехцветным шевроном на рукаве, на котором красноречиво поблескивали три знакомые буквы "РОА"... Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обхитрить немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но как назло удобного момента все не было, фронт находился в жесткой обороне, а за власовцами строго следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг, утешал он себя. И вот, в конце концов, оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел... Я слушал его и верил ему: он не врал, он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетельствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат этой хитрости..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Особенности повести

 

Особенность повести, увидевшей  свет в 1970ом году, - в существовании  конгениального кинопроизведения, фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» (1975). В целом мы придерживаемся хронологического порядке при анализе  повестей, но при исследовании данной повести мы отступили от общего правила: С - наиболее известное произведение Быкова, и всемирную известность оно получило дважды: как литературное произведение и как кинематографическое. Характер нашего исследования этой повести - сопоставительный.

Сам писатель сказал о киноверсии: «Мои книги  часто попадают в театр  или экранизируются. Но часто неудачно. Это не мои ошибки. Я думаю, более  удачна экранная версия «Сотникова».. Работу Шепитько характеризует, прежде всего  психологическая проницательность. Она не столько записала историю характеров, как она была в моей повести, но  углубила драматизм характеров и ситуаций» .

Прежде всего, повесть  и кинофильм роднит стиль повествования: если читатель постоянно рядом с  героями (эффект присутствия), то такого же эффекта добивается и кинокамера: она чуткая и живая, она передает происходящее в душе Рыбака и Сотникова.

Мы видим колеблющийся, зыбкий духовный мир Рыбака, частые «наезды» кинокамеры, превращающие средний  план в крупный. Повесть, попав в иную жанровую систему,  иной род искусства сохранила свою проблематику и да­же, по признанию Быкова, углубила ее.

Сюжет писатель разрабатывает  со скрупулезной точностью – и  эту точность режиссер сохраняет. Однако при переходе в иной род искусства  детальное воспроизведение сюжета оказывается недостаточным: надо усвоить  внутреннюю композицию повести. Кинофильм  ее воспроизводит, но конфликт передается другими, кинематографическими средствами: характер связи действий и мыслей героя создается зрительным рядом.

В фильме нет внутренних монологов: кинокамера «говорит», воспроизводя мысли героя, а  вся внутриэпизодная композиция фильма  следует за этими мыслями. В повести очень выразителен притчевый пафос, это главное в произведении; в

киноверсии  главное –  сам анализ психологии Рыбака. Главное  в повести - внутренний диалог Сотникова  в Рыбака – ставится Шепитько  в основу повествования; если Быков  не сразу и не, безусловно, осуждает Рыбака, то весь фильм построен на противостоянии «Сотников-Рыбак».

 

 

 

 

9

 

Цель и Быкова, и Шепитько – «проникнуть в суть характера, постичь обстоятельства, его формирующие» но, в отличие от более ранних повестей, мы видим не только  раскрытие характера, но и его формирование. Такое сделала возможным диалогичная форма повести. Повесть стала открытием для критиков: о ней самая большая исследовательская литература.

Информация о работе Сотников В.Б. «Человек на войне. Правда, о нем»