Специфика жанра звуковых стихотворений Хуго Балля в русле традиций авангардизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Движение, которое очень долгое время не упоминалось, было забыто, но присутствовало, чуть ли не в каждом из возникавших течений 20 века. Краткосрочный, но такой реактивный; «сплошной ребёнок и бесконечный старец» [6]. Вспыхнувший, как перегоревшая лампочка лишь на мгновение, но бросивший тень, которая достала и наше время. Движение возникшее (как об этом пишут краткие сводки в энциклопедических и литературных словарях) в 1916 году и прекратившее своё существование в 1923, т.е. всего семь лет.

Содержание работы

1. Введение
2. Истоки и задачи движения дадаизма
3. Хуго Балль и дадаизм
4. Звуковая поэзия
5. Интерпретация звуковых стихотворений Хуго Балля
6. Заключение
7. Библиография
8. Аннотация
9. Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Министерстов Образования  и Науки Российской Федерации

Федеральное Государственное  Бюджетное Учреждение

Высшего профессионального  образования

Камчатский государственный  университет имени Витуса Беринга

 

2012-2013 уч.год

 

Кафедра литературы и журналистики

 

Курсовая работа по дисциплине «История зарубежной литературы»

 

Тема: Специфика жанра звуковых стихотворений Хуго Балля в русле традиций авангардизма

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

филологического факультета

группы Ж-092

Загляда Дарья  Владимировна

 

Научный руководитель

Доцент, кандидат филологических наук  
Водясова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Петропавловск-Камчатский 
2013г. 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Истоки и задачи движения дадаизма
  3. Хуго Балль и дадаизм
  4. Звуковая поэзия
  5. Интерпретация звуковых стихотворений Хуго Балля
  6. Заключение
  7. Библиография
  8. Аннотация
  9. Приложение

 

 

 

 

Введение

 

Движение, которое  очень долгое время не упоминалось, было забыто, но присутствовало, чуть ли не в каждом из возникавших течений 20 века. Краткосрочный, но такой реактивный; «сплошной ребёнок и бесконечный старец» [6]. Вспыхнувший, как перегоревшая лампочка лишь на мгновение, но бросивший тень, которая достала и наше время. Движение возникшее (как об этом пишут краткие сводки в энциклопедических и литературных словарях) в 1916 году и прекратившее своё существование в 1923, т.е. всего семь лет. Информация о дадаизме в русских переводах ещё более скудна, чем на Западе. Да и на Западе настоящие исследования начались только в середине шестидесятых. Переизданы почти все журналы и основополагающие тексты Дада.

Оживление всемирного интереса ко многим дадаистским концепциям неудивительно. Авторы «нового романа»: Алан Роб-Грийе, Натали Саррот, Клод Мориак, театр абсурда Беккета, Адамова, Ионеско, минуя сюрреализм, восходят к идеям Тцара, Бретона, Витрака.

Сами дадаисты давали множество определений, которые, впрочем, ничем не помогают, а только сбивают с толку. «Что такое дада — вопрос недадаистский. Дада нельзя понять, его нужно пережить», — говорил главный теоретик дадаизма Тристан Тцара. «То, что мы называем дада, — это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы», — другой поэт-дадаист, Хуго Балль. Изобретение слова ДАДА, приписывают Хуго Баллю и Тристану Тцара.  Когда они захотели в цюрихском кафе «Вольтер», ставшем первым официальным штабом дадаистов, обозначить ту деятельность, ради которой собрались, они взяли словарь Ларусса и обнаружили слово «дада»; оно понравилось им тем, что ничего не обозначает конкретно, не имеет смысла ни в этимологии, ни в истории, ни в психологии. Так, по-французски оно — «любимое занятие, детская игрушка в образе коня», по-немецки — «будь добр, слезь с моей шеи, до свидания», по-румынски — «вы правы, так и порешим», на древних языках — «хвост священной коровы и кормилица-мать»; наконец, у детей — это лепет. Ну и по-русски это двойное утверждение.

Дадаизм выражал  умонастроение, общее отношение  к современному миру, которое определяло весь образ жизни своих приверженцев и лишь частично воплощалось в  живописные работы, коллажи, стихи, пьесы. Дадаисты свое отрицательное отношение к миру переносили и на искусство, оттого часто не хотели называть искусством собственные произведения, что еще больше запутывало дело. Грань между искусством и не искусством  
в дадаизме провести очень сложно.

На первый взгляд слово Дада бессмысленно, но самом деле, за этими двумя слогами кроется сверхсмысл. Простота слога и множество значений, дает свободу интерпретации «Дада». Дада волной распространяется  
в обществе и меняет жизнь тех, кто попадает под её действие.

Дада — психология, дада — литература, дада — буржуазия.

Исследователи выделяют одну из основных задач дадаизма — тотальный нигилизм. Отрицаются все традиционные ценности гуманизма и человеческого достоинства, которые обзываются буржуазными и, следовательно, опошленными. Дадаисты полагали - это не они приводят мир к абсурду, но он уже подошел к нему, что видно на примере первой мировой войны, полностью. В человеческой бойне попрано все. Тцара полагал, что цель дада — «все деморализовать»[3,45], так что отрицание, присущее дада только лишь выражение того, что происходит на самом деле, не более. «Все, что воспринимается — все ложно»,— писал Тцара. Любое утверждение абсурдно, потому что на глазах превращается в свою противоположность; во всем отсутствие нормы, традиции. Дада — отклик на «кризис» науки, философии и искусства.

Балль видел  дада как магический таран, призванный сокрушить барьеры, созданные культурой  на пути свободного воображения.

 

Курсовая работа – попытка исследовать малоизвестную  сторону дадаистской культуры – звуковые стихотворения. В этой работе будет представлена историческая составляющая дадаизма, роль Хуго Балля в появление нового жанра поэзии и попытка интерпретации звуковых стихотворений.

Объектом исследования курсовой работы является один из основателей Дадаизма Хуго Балль.

Предмет исследования – звуковые стихотворения, написанные Хуго Баллем, во время его увлечения  дадаистским направлением.

Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть  историю возникновения явления  Дада

2. Изучить роль  Хуго Балля в формировании дадаистского течения

3. Раскрыть особенности  жанра звуковых стихотворений

4. Интерпретировать  звуковые стихотворения Хуго  Балля

В курсовой работе использовались следующие методы работы: анализ литературы, изучение и выявление  особенностей, сравнение, дедукция и синтез. 

 
   Истоки и задачи движения дадаизма

 

Февраль 1916 года - это время, когда в цюрихском  кабаре «Вольтер» собрались Хуго Балль, Тристан Тцара, Рихард Гюльзинбек, Марсель Янко и Ганс Арп, для того чтобы дать название своему литературному движению. Способ поиска названия был простым до смешного - что-то вроде «гадания по книге». Остановились на слове «дада».

Дадаизм, как  и любое другое движение, имеет  своих предшественников. Но не стоит глубоко вдаваться в их детализацию. Жак Ваше, как известно, дожил до самого дадаизма. Он сразу же очаровал одного из начальников уже французского Дада и был причислен к иконам этого движения. Ваше всю свою «опиумную жизнь» отрицал причастность  
к каким-либо течениям и направлениям. Однако исследователи отмечают, что в тех немногочисленных созданных им произведениях на самом деле было много от дада, хотя написано до его возникновения. Одной из главных общих черт текстов раннего (и позднего тоже) Ваше и дадаистов была «галлюциногенная, туманная образность» вызванная, скорее всего, по мнению исследователей, употреблением опиума во время написания.

Совершенно отдельно и независимо от Цюриха ещё в 10-14 годы  
в США возникло литературно-художественное течение, которое исповедовало принципы дадаизма. Оно пока не имело названия и было лишь «одним из». Однако к 1914 году набрало определённую силу и авторитет, и не растворилось, как большинство всего того, что тогда возникало. Главой «всего этого безумия» был художник и поэт Фрэнсис Пикабиа, который  
в последствие станет «серым кардиналом Дада», одним из главных его не только творческих и идеологических, но и финансовых источников. Естественно, незаменимым спутником и сподвижником был Марсель Дюшан, также как и Пикабиа французский художник и поэт.  
Предпосылки для возникновения Дада в Нью-Йорке готовили художники-авангардисты из круга фотографа Альфреда Стиглица. Точкой «кипения» можно назвать выставку 1913 года известную под названием «Armory Show».

Историками  признаны два истока Дада - Цюрих и Нью-Йорк. Учёные отмечают, также, наличие третьего, правда, не столько истока, сколько очага дадаизма. Речь идёт о Германии. Немецкий дадаизм был рождён цюрихским движением в 1917 году и наиболее проявил себя в трёх крупных городах: Берлине, Кёльне и Ганновере. После разрыва Тцара с Баллем и Гюльзинбеком, последние отправились на родину. Однако отправились они порознь. Видение дадаизма изначально было совершенно различным, как у Тцара так и у Балля, так и у Рихарда Гюльзинбека. Балль выдвигал концепцию - «конструктивного анархизма», был ревностным католиком и  
в то же время поклонником Бакунина; мистификатором и безумцем.

Тцара ему противопоставлял идею методического разрушение всего  вокруг, и в первую очередь себя. Гюльзинбек же вообще никогда в числе  лидеров не рассматривался, поэтому и подался в Берлин. Активность дадаизма в Германии обозначилась, далеко не сразу по приезде Гюльзинбека, а только по прошествии года, когда к нему и Хаусманну примкнул Франц Юнг.

Весьма забавна и интересна задача, выявлять задачи Дада. Стоит только обратить внимание на идею «конструктивного анархизма» Балля. Сама по себе формулировка «Конструктивный анархизм» - абсурдная. Общеизвестно, что «анархизм» движение по сути, своей деструктивное и разлагающее каноны социальные, идеологические, культурные. Другими словами предложенная Баллем идея звучит как: «созидание разрушения». По существу, начиная, с 1916 года он один закладывал идеологические основы дадаизма. В работах Балля, развиваются некоторые фундаментальные концепции: понятие дадаистского примитивизма и, как необходимое следствие, - поиски творческой непосредственности, стихийности, противодействия любым формам рутины в искусстве; осознание художником своей тесной зависимости от презираемого им внешнего мира; и особенно начало демарша Дада против языка. «Язык - орган социальный и может быть уничтожен безболезненно для творческого процесса. Кажется, этого и следует добиваться».

Есть ещё несколько постулатов разработанных Баллем:

1.Язык - не единственное  средство выражения. Он не в  силах передать глубинный опыт.

2.Разрушение речевого  органа может стать средством  самодисциплины. Когда прерваны  контакты, нарушено общение, углубляешься  в одиночество, отрешаешься от  всего, погружаешься в себя.

Выплюнуть слова: язык пуст, уродлив, скучен. Симулировать угрюмую простоту или сумасшествие. Оставаться в покое. Оставаться обращенным внутрь себя. Постигать непостижимое, недоступное.

Эти постулаты могут считаться  первыми конкретно сформулированными задачами дадаизма. Единственную «библию Дада» составит и выпустит в свет Пикабиа. Произойдёт это в 1920 году. Труд под названием «Иисус Христос авантюрист» будет единственным официальным сборником: идей, концепций, целей дадаизма, или, другими словами - философской доктриной Дада. 

Хуго Балль  и дадаизм

 

Основу дадаизма заложил Хуго Балль, немецкий поэт и драматург, эссеист, журналист. Он сформировал фундамент идейно-эстетической платформы, с которой начали практически все течения и школы авангардного искусства XX века. Но Дада не вписывали в систему, это было абсолютно бессистемное искусство. В своем дневнике «Бегство из времени» Балль писал: «Дадаист любит абсурдное. Он знает, что жизнь утверждает себя в противоречиях и что его время как никакое другое нацелено на уничтожение великодушия. Для него желанна любая маска, любая игра в прятки, любая мистификация… Дадаист борется с агонией и упоением смертью».

Балль видит искусство современности набором предписанных реакций и приемов, чья цель заключается в подавлении свободного воображения. Следует найти замену искусству прошлого, опозорившему себя сотрудничеством с машиной подавления ("искусство есть моральный предохранительный клапан культуры"). Такой заменой Балль считал некое живое искусство, иррациональное, комплексное и примитивное - искусство, говорящее секретным языком - искусство, оставляющее после себя слова не объяснения, но парадокса. Основными принципами дада были как раз иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность.

Хуго Балль с самого начала относился к дада и дадаизму хотя  
с интересом, но иронически. Не хотел делать из «причуды движение». В дада его привлекали бунтарский дух, сила отрицания, глубокий метафизический смысл в. Дада для Балля было возможностью показать необходимость нарушения устоявшихся связей. Но, не смотря на признание отрицания  
в дада, Хуго Балль понимал, что в этом нигилизме не только само отрицание, не только неприятие старого, но и утверждение чего-то, что трудно сформулировать и чему сложно подобрать название. То есть дада (как произошедшее из авангарда) воспринимается как целостность, которая хоть и строится на отрицании, но содержит в себе определенный конструктивный момент.

Балля называли и называют мистификатором. Он во всем пытался  отыскать скрытый, тайный смысл, стремился постичь тайную суть авангардистских экспериментов.

«Кабаре Вольтер» было задумано Баллем как пристанище для людей  независимых в своих идеалах. Дада как оккульт, дада как магия, дада как ответственность, дада как обреченность свободы.

Балль стремился к постижению абсолютного искусства.  
В стихотворениях Балля радикальное отрицание всякого смысла. Раз «нет равно да», как утверждали дадаисты, то есть дада не значит ничего, а если и означает нечто, то это нечто – Ничто с большой буквы. Это «ничто» было для Балля средоточием «всех высших вопросов».

«Звуковые стихотворения», на изобретение которых, наряду с  Баллем, претендовали многие поэты, имели  некую магическую силу и служили  формой выражения идей и мыслей. Сакральность заключалась не столько  
в непонятных словах, сколько в характере их произнесения. Балль отказывается от общепринятого языка, который переполнен клише и обращается к «алхимии слова», к гипнотической силе звука.

Скептическое отношение  к языку, наиболее полно заявившее  себя  
в звуковых стихотворениях, было знамением кризиса теории познания  
и одновременно попыткой преодоления этого кризиса. 

Звуковая поэзия

 

Звуковую поэзию можно  определить как поэтическое искусство, которое отказывается от использования  слова как носителя значения и  пытается создавать звуковые композиции (звуковые стихотворения, звуковые тексты, выстраиваемые из отдельных звуков, либо их последовательностей или групп) в соответствии с идеей автора и подразумевающие (звуковое воплощение).

Такие стихотворения производят особый эффект исключительно посредством определенных голосовых качеств – а именно уровнем громкости, тембром, высотой звука, темпом речи. Эти тексты – не гибрид речи и музыки, они – и речь и музыка в одно и то же время, или речемузыка.

Звуковые стихотворения, брюитистские звуковые концерты и стихотворения были введены в обращение цюрихскими и берлинскими дадаистами в период с 1916 по 1923 годы.

Информация о работе Специфика жанра звуковых стихотворений Хуго Балля в русле традиций авангардизма