Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:11, курсовая работа
Движение, которое очень долгое время не упоминалось, было забыто, но присутствовало, чуть ли не в каждом из возникавших течений 20 века. Краткосрочный, но такой реактивный; «сплошной ребёнок и бесконечный старец» [6]. Вспыхнувший, как перегоревшая лампочка лишь на мгновение, но бросивший тень, которая достала и наше время. Движение возникшее (как об этом пишут краткие сводки в энциклопедических и литературных словарях) в 1916 году и прекратившее своё существование в 1923, т.е. всего семь лет.
1. Введение
2. Истоки и задачи движения дадаизма
3. Хуго Балль и дадаизм
4. Звуковая поэзия
5. Интерпретация звуковых стихотворений Хуго Балля
6. Заключение
7. Библиография
8. Аннотация
9. Приложение
Министерстов Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение
Высшего профессионального образования
Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга
2012-2013 уч.год
Кафедра литературы и журналистики
Курсовая работа по дисциплине «История зарубежной литературы»
Тема: Специфика жанра звуковых стихотворений Хуго Балля в русле традиций авангардизма
Выполнила
студентка 4 курса
филологического факультета
группы Ж-092
Загляда Дарья Владимировна
Научный руководитель
Доцент, кандидат
филологических наук
Водясова Ольга Александровна
г.Петропавловск-Камчатский
2013г.
Содержание
Введение
Движение, которое очень долгое время не упоминалось, было забыто, но присутствовало, чуть ли не в каждом из возникавших течений 20 века. Краткосрочный, но такой реактивный; «сплошной ребёнок и бесконечный старец» [6]. Вспыхнувший, как перегоревшая лампочка лишь на мгновение, но бросивший тень, которая достала и наше время. Движение возникшее (как об этом пишут краткие сводки в энциклопедических и литературных словарях) в 1916 году и прекратившее своё существование в 1923, т.е. всего семь лет. Информация о дадаизме в русских переводах ещё более скудна, чем на Западе. Да и на Западе настоящие исследования начались только в середине шестидесятых. Переизданы почти все журналы и основополагающие тексты Дада.
Оживление всемирного интереса ко многим дадаистским концепциям неудивительно. Авторы «нового романа»: Алан Роб-Грийе, Натали Саррот, Клод Мориак, театр абсурда Беккета, Адамова, Ионеско, минуя сюрреализм, восходят к идеям Тцара, Бретона, Витрака.
Сами дадаисты давали множество определений, которые, впрочем, ничем не помогают, а только сбивают с толку. «Что такое дада — вопрос недадаистский. Дада нельзя понять, его нужно пережить», — говорил главный теоретик дадаизма Тристан Тцара. «То, что мы называем дада, — это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы», — другой поэт-дадаист, Хуго Балль. Изобретение слова ДАДА, приписывают Хуго Баллю и Тристану Тцара. Когда они захотели в цюрихском кафе «Вольтер», ставшем первым официальным штабом дадаистов, обозначить ту деятельность, ради которой собрались, они взяли словарь Ларусса и обнаружили слово «дада»; оно понравилось им тем, что ничего не обозначает конкретно, не имеет смысла ни в этимологии, ни в истории, ни в психологии. Так, по-французски оно — «любимое занятие, детская игрушка в образе коня», по-немецки — «будь добр, слезь с моей шеи, до свидания», по-румынски — «вы правы, так и порешим», на древних языках — «хвост священной коровы и кормилица-мать»; наконец, у детей — это лепет. Ну и по-русски это двойное утверждение.
Дадаизм выражал
умонастроение, общее отношение
к современному миру, которое определяло
весь образ жизни своих приверженцев
и лишь частично воплощалось в
живописные работы, коллажи, стихи, пьесы.
Дадаисты свое отрицательное отношение
к миру переносили и на искусство, оттого
часто не хотели называть искусством собственные
произведения, что еще больше запутывало
дело. Грань между искусством и не искусством
в дадаизме провести очень сложно.
На первый взгляд слово Дада бессмысленно,
но самом деле, за этими двумя слогами
кроется сверхсмысл. Простота слога и
множество значений, дает свободу интерпретации
«Дада». Дада волной распространяется
в обществе и меняет жизнь тех, кто попадает
под её действие.
Дада — психология, дада — литература, дада — буржуазия.
Исследователи выделяют одну из основных задач дадаизма — тотальный нигилизм. Отрицаются все традиционные ценности гуманизма и человеческого достоинства, которые обзываются буржуазными и, следовательно, опошленными. Дадаисты полагали - это не они приводят мир к абсурду, но он уже подошел к нему, что видно на примере первой мировой войны, полностью. В человеческой бойне попрано все. Тцара полагал, что цель дада — «все деморализовать»[3,45], так что отрицание, присущее дада только лишь выражение того, что происходит на самом деле, не более. «Все, что воспринимается — все ложно»,— писал Тцара. Любое утверждение абсурдно, потому что на глазах превращается в свою противоположность; во всем отсутствие нормы, традиции. Дада — отклик на «кризис» науки, философии и искусства.
Балль видел дада как магический таран, призванный сокрушить барьеры, созданные культурой на пути свободного воображения.
Курсовая работа
– попытка исследовать
Объектом исследования курсовой работы является один из основателей Дадаизма Хуго Балль.
Предмет исследования – звуковые стихотворения, написанные Хуго Баллем, во время его увлечения дадаистским направлением.
Задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть историю возникновения явления Дада
2. Изучить роль Хуго Балля в формировании дадаистского течения
3. Раскрыть особенности жанра звуковых стихотворений
4. Интерпретировать звуковые стихотворения Хуго Балля
В курсовой работе
использовались следующие методы работы:
анализ литературы, изучение и выявление
особенностей, сравнение, дедукция
и синтез.
Истоки и
задачи движения дадаизма
Февраль 1916 года - это время, когда в цюрихском кабаре «Вольтер» собрались Хуго Балль, Тристан Тцара, Рихард Гюльзинбек, Марсель Янко и Ганс Арп, для того чтобы дать название своему литературному движению. Способ поиска названия был простым до смешного - что-то вроде «гадания по книге». Остановились на слове «дада».
Дадаизм, как
и любое другое движение, имеет
своих предшественников. Но не стоит глубоко вдаваться
в их детализацию. Жак Ваше, как известно,
дожил до самого дадаизма. Он сразу же
очаровал одного из начальников уже французского
Дада и был причислен к иконам этого движения.
Ваше всю свою «опиумную жизнь» отрицал
причастность
к каким-либо течениям и направлениям.
Однако исследователи отмечают, что в
тех немногочисленных созданных им произведениях
на самом деле было много от дада, хотя
написано до его возникновения. Одной
из главных общих черт текстов раннего
(и позднего тоже) Ваше и дадаистов была
«галлюциногенная, туманная образность»
вызванная, скорее всего, по мнению исследователей,
употреблением опиума во время написания.
Совершенно отдельно и независимо
от Цюриха ещё в 10-14 годы
в США возникло литературно-художественное
течение, которое исповедовало принципы
дадаизма. Оно пока не имело названия и
было лишь «одним из». Однако к 1914 году
набрало определённую силу и авторитет,
и не растворилось, как большинство всего
того, что тогда возникало. Главой «всего
этого безумия» был художник и поэт Фрэнсис
Пикабиа, который
в последствие станет «серым кардиналом
Дада», одним из главных его не только
творческих и идеологических, но и финансовых
источников. Естественно, незаменимым
спутником и сподвижником был Марсель
Дюшан, также как и Пикабиа французский
художник и поэт.
Предпосылки для возникновения Дада в
Нью-Йорке готовили художники-авангардисты
из круга фотографа Альфреда Стиглица.
Точкой «кипения» можно назвать выставку
1913 года известную под названием «Armory
Show».
Историками
признаны два истока Дада - Цюрих и Нью-Йорк. Учёные отмечают,
также, наличие третьего, правда, не столько
истока, сколько очага дадаизма. Речь идёт
о Германии. Немецкий дадаизм был рождён
цюрихским движением в 1917 году и наиболее
проявил себя в трёх крупных городах: Берлине,
Кёльне и Ганновере. После разрыва Тцара
с Баллем и Гюльзинбеком, последние отправились
на родину. Однако отправились они порознь.
Видение дадаизма изначально было совершенно
различным, как у Тцара так и у Балля, так
и у Рихарда Гюльзинбека. Балль выдвигал
концепцию - «конструктивного анархизма»,
был ревностным католиком и
в то же время поклонником Бакунина; мистификатором
и безумцем.
Тцара ему противопоставлял идею методического разрушение всего вокруг, и в первую очередь себя. Гюльзинбек же вообще никогда в числе лидеров не рассматривался, поэтому и подался в Берлин. Активность дадаизма в Германии обозначилась, далеко не сразу по приезде Гюльзинбека, а только по прошествии года, когда к нему и Хаусманну примкнул Франц Юнг.
Весьма забавна и интересна задача, выявлять задачи Дада. Стоит только обратить внимание на идею «конструктивного анархизма» Балля. Сама по себе формулировка «Конструктивный анархизм» - абсурдная. Общеизвестно, что «анархизм» движение по сути, своей деструктивное и разлагающее каноны социальные, идеологические, культурные. Другими словами предложенная Баллем идея звучит как: «созидание разрушения». По существу, начиная, с 1916 года он один закладывал идеологические основы дадаизма. В работах Балля, развиваются некоторые фундаментальные концепции: понятие дадаистского примитивизма и, как необходимое следствие, - поиски творческой непосредственности, стихийности, противодействия любым формам рутины в искусстве; осознание художником своей тесной зависимости от презираемого им внешнего мира; и особенно начало демарша Дада против языка. «Язык - орган социальный и может быть уничтожен безболезненно для творческого процесса. Кажется, этого и следует добиваться».
Есть ещё несколько постулатов разработанных Баллем:
1.Язык - не единственное средство выражения. Он не в силах передать глубинный опыт.
2.Разрушение речевого
органа может стать средством
самодисциплины. Когда прерваны
контакты, нарушено общение,
Выплюнуть слова: язык пуст, уродлив, скучен. Симулировать угрюмую простоту или сумасшествие. Оставаться в покое. Оставаться обращенным внутрь себя. Постигать непостижимое, недоступное.
Эти постулаты могут считаться
первыми конкретно сформулированными
задачами дадаизма. Единственную «библию
Дада» составит и выпустит в свет Пикабиа.
Произойдёт это в 1920 году. Труд под названием
«Иисус Христос авантюрист» будет единственным
официальным сборником: идей, концепций,
целей дадаизма, или, другими словами -
философской доктриной Дада.
Хуго Балль и дадаизм
Основу дадаизма заложил Хуго Балль, немецкий поэт и драматург, эссеист, журналист. Он сформировал фундамент идейно-эстетической платформы, с которой начали практически все течения и школы авангардного искусства XX века. Но Дада не вписывали в систему, это было абсолютно бессистемное искусство. В своем дневнике «Бегство из времени» Балль писал: «Дадаист любит абсурдное. Он знает, что жизнь утверждает себя в противоречиях и что его время как никакое другое нацелено на уничтожение великодушия. Для него желанна любая маска, любая игра в прятки, любая мистификация… Дадаист борется с агонией и упоением смертью».
Балль видит искусство современности набором предписанных реакций и приемов, чья цель заключается в подавлении свободного воображения. Следует найти замену искусству прошлого, опозорившему себя сотрудничеством с машиной подавления ("искусство есть моральный предохранительный клапан культуры"). Такой заменой Балль считал некое живое искусство, иррациональное, комплексное и примитивное - искусство, говорящее секретным языком - искусство, оставляющее после себя слова не объяснения, но парадокса. Основными принципами дада были как раз иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность.
Хуго Балль с самого
начала относился к дада и дадаизму хотя
с интересом, но иронически. Не хотел делать
из «причуды движение». В дада его привлекали
бунтарский дух, сила отрицания, глубокий
метафизический смысл в. Дада для Балля
было возможностью показать необходимость
нарушения устоявшихся связей. Но, не смотря
на признание отрицания
в дада, Хуго Балль понимал, что в этом
нигилизме не только само отрицание, не
только неприятие старого, но и утверждение
чего-то, что трудно сформулировать и чему
сложно подобрать название. То есть дада
(как произошедшее из авангарда) воспринимается
как целостность, которая хоть и строится
на отрицании, но содержит в себе определенный
конструктивный момент.
Балля называли и называют мистификатором. Он во всем пытался отыскать скрытый, тайный смысл, стремился постичь тайную суть авангардистских экспериментов.
«Кабаре Вольтер» было задумано Баллем как пристанище для людей независимых в своих идеалах. Дада как оккульт, дада как магия, дада как ответственность, дада как обреченность свободы.
Балль стремился к постижению
абсолютного искусства.
В стихотворениях Балля радикальное отрицание
всякого смысла. Раз «нет равно да», как
утверждали дадаисты, то есть дада не значит
ничего, а если и означает нечто, то это
нечто – Ничто с большой буквы. Это «ничто»
было для Балля средоточием «всех высших
вопросов».
«Звуковые стихотворения»,
на изобретение которых, наряду с
Баллем, претендовали многие поэты, имели
некую магическую силу и служили
формой выражения идей и мыслей.
Сакральность заключалась не столько
в непонятных словах, сколько в характере
их произнесения. Балль отказывается от
общепринятого языка, который переполнен
клише и обращается к «алхимии слова»,
к гипнотической силе звука.
Скептическое отношение
к языку, наиболее полно заявившее
себя
в звуковых стихотворениях, было знамением
кризиса теории познания
и одновременно попыткой преодоления
этого кризиса.
Звуковая поэзия
Звуковую поэзию можно определить как поэтическое искусство, которое отказывается от использования слова как носителя значения и пытается создавать звуковые композиции (звуковые стихотворения, звуковые тексты, выстраиваемые из отдельных звуков, либо их последовательностей или групп) в соответствии с идеей автора и подразумевающие (звуковое воплощение).
Такие стихотворения производят особый эффект исключительно посредством определенных голосовых качеств – а именно уровнем громкости, тембром, высотой звука, темпом речи. Эти тексты – не гибрид речи и музыки, они – и речь и музыка в одно и то же время, или речемузыка.
Звуковые стихотворения, брюитистские звуковые концерты и стихотворения были введены в обращение цюрихскими и берлинскими дадаистами в период с 1916 по 1923 годы.
Информация о работе Специфика жанра звуковых стихотворений Хуго Балля в русле традиций авангардизма