Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:11, курсовая работа
Движение, которое очень долгое время не упоминалось, было забыто, но присутствовало, чуть ли не в каждом из возникавших течений 20 века. Краткосрочный, но такой реактивный; «сплошной ребёнок и бесконечный старец» [6]. Вспыхнувший, как перегоревшая лампочка лишь на мгновение, но бросивший тень, которая достала и наше время. Движение возникшее (как об этом пишут краткие сводки в энциклопедических и литературных словарях) в 1916 году и прекратившее своё существование в 1923, т.е. всего семь лет.
1. Введение
2. Истоки и задачи движения дадаизма
3. Хуго Балль и дадаизм
4. Звуковая поэзия
5. Интерпретация звуковых стихотворений Хуго Балля
6. Заключение
7. Библиография
8. Аннотация
9. Приложение
Дадаисты использовали термин «негритянское искусство» для обозначения языкотворчества (звуковые и симультанные стихи), для выражения элементарных, стихийных сил через ритмику, звучание и колебание звуков, гармонизацию гласных и согласных.
Вечером 23 июня
1916 года Хуго Балль, один из основоположников
цюрихского дада, зачитал некоторые
из программных положений в “
Замена слов звуками - не разрушение, а обновление языка (как новое рождение, перерождение). Звук – праотец слова. Звуковой язык древних предков человечества. Возвращение к началу, чтобы сложился новый путь для языка.
Процесс «произнесения»
не менее важен, чем процесс сочинения
текста. Произнести – означает освободить
магическую, сакральную силу Слова. Стихотворение
считается завершенным лишь тогда, когда оно было произнесено
и заклинание вступило в действие. «”Poème
simultan” [симультанная поэма] исходит из
ценности голоса. Этот орган олицетворяет
собой душу, индивидуальность, блуждающую.
Шумы составляют фон. Стихотворение должно
показывать столкновение vox humana с угрожающим,
опутывающим и разрушающим миром, от ритма
и шумов которого не скрыться», – писал
Балль в «Цюрихском дневнике» (30 марта
1916) [Дадаизм: 98]. «Человеческий голос»
у Балля – магический посредник,
о котором говорил Пикассо: он противостоит
враждебным демонам, дает форму неизвестному
– «подсознательному, эмоциям», подчиняет
форме страхи и страсти и получает власть
над хаосом. «Мы хотели придать изолированной
вокабуле (слово иностранного языка с
переводом на родной язык) силу заклинания
и жар небесных светил. И свершилось чудо:
наполненная магией вокабула произнесла
заклинание и родила новое предложение,
которое не обусловлено каким–либо обычным
смыслом и никак с ним не связано», [Дадаизм:
25]– утверждал Балль.
Со звуковыми
стихотворениями связано и другое новшество,
при помощи которого дадаисты стремились
привлечь внимание к своей деятельности:
совместная работа над текстом, предназначенным
для чтения вслух, предполагала и его совместное,
то есть многоголосое, произнесение (слушала
аудиозаписи, похоже на церковный хор).
С чтением стихов
в традиционном смысле это исполнение
не имело ничего общего.
Дадаистская звуковая
поэзия апеллирует к ассоциациям
с незнакомыми, экзотическими языками
(прежде всего африканскими). Кроме того,
дадаисты, по-видимому, уделяли большее
(особенно в своих размышлениях на эту
тему) внимание устной презентации звукового
текста, что привело к быстрой эволюции
такой поэзии.
Каждая строка
звукового стихотворения не заключает
в себе никакого смысла вне контекста. Явно нарастающее действие
в процессе ритмического развития стихотворений,
достигает максимума вместе с пиком ритмической
выразительности, представляет собою
простейший случай чисто звукового выражения.
Интерпретация звуковых стихотворений Хуго Балля
В звуковых стихотворениях Балль
отменил привычные правила языка. Случайно
подобранные слоги напоминают заклинание,
детский лепет и молитву одновременно.
Это относится к такому явлению, как глоссолалия
- звуковые сочетания, появляющиеся
в момент эмоционального возбуждения,
и не имеющие никакого содержания. Примером
звукового стихотворения глоссолалии
является стихотворение Хуго Балля «Гаджи
бери бимба» (Приложение1).
Здесь Балль использует аллитерации в сочетании с вариациями гласных, повторами и другими структурными приемами, характерными для детского языка. Балль формирует довольно непривычные (как для немецкого языка, так и для русского перевода) звуковые последовательности.
Хотя у стихотворения
нет названия, способного вызвать
у читателя отчетливые чувственные образы или ассоциации,
отсылающие к сфере экзотического, в его
тексте содержатся звуковые последовательности,
порождающие такие ассоциации (“элифантолим”),
звукоподражательные эффекты (“тромтата”
похоже на бой барабана), «laxato» - расслабилась
(латынь). Звуковой текст вызывает в памяти
знакомые слова и имеет некое гипнотическое
воздействие. Присутствует цветовое обозначение
виола, от «violet» - фиолетовый. Слова «зимзим»,
«занзибар», «замбрабим» отсылают
к экзотическим странам. Встречаются повторы,
комбинированные варианты слогов. Чтение
этого стихотворения может походить на
детский лепет, молитву и заклинание одновременно.
Из за повторов и непривычных звуковых
сочетаний («эгрёгёёёё»), темп ускоряется,
а концовка является кульминацией.
Присутствие анафоры делает некоторые
строки похожими на заклинания. И все больше
энергии и мощи с каждой строкой прибавляется
в голосе рассказчика.
«В стихотворении сохраняются строфика, ритм, метрика, но главное в нем – магия, волшебство, заклинание. В нем преобладают звукоподражательные элементы, но изредка всплывают и значимые слова, позволяющие предположить, что “действие” происходит в экзотических странах. Важным моментом в этом стихотворении является четко просматриваемая внутренняя структура с обозначением и развитием темы, повторами, комбинированием новых вариантов намеченных мотивов, в результате чего возникает впечатление законченного литературно-музыкального опуса» (Седельник В.Д.).
Стихотворение «Кошки и павлины» (Приложение 2) похоже на общение животных. Фырканье и мяуканье кошки создается с помощью комбинации звуков и слогов («фаффа», «мьяма»).
Стихотворение
«Облака» (Приложение 3) похоже на детский рассказ. Некоторые
слова вызывают ассоциации, например «Эломен»
ассоциируется
с именем Эола – бога ветров и штормов
Древнего Рима. Корень «лефит» похож на
«левит» - левитация. Учитывая название
стихотворения, возможно речь идет о воздушном
пространстве. Слово «вольминускай» можно
поделить на два слова – воля и скай (от
англ. Sky – небо). Повторение слогов или
гласных вызывает ощущение протяжности
и мелодичности слова («раллалалайо»,
«флоболлала»). Слова похожие на детский
лепет «плюплюбаш», «флюмбаш» создают
атмосферу легкости и непосредственности,
и ассоциируются с детской игрой в непонятные
слова. Кроме того, эти же слова ассоциируются
со шлепками по воде. Стихотворение хочется
произносить легко и непринужденно и тогда
это становится похожим на маленький рассказ
об облаках. Третья «строфа» кажется некой
кульминацией, где стоит сделать звуковой
акцент и увеличить силу голоса. Такое
ощущение возникает из-за того, что две
строчки состоят из слов, начинающихся
на букву «г» и имеют либо совпадающие
сочетание букв, либо похожее звучание.
Композиция кольцевая, так как заканчивается
стихотворение теми же строчками, которыми
начинается. «Баумбала бунга» возвращает
к нотке экзотики и похоже на призыв к
чему-то.
Стихотворение «Плач смерти» (Приложение 4) из-за названия требует особого прочтения. Голос и интонация должны соответствовать моменту. Необычное построение и сами слова напоминают шаманский заговор. Несомненно, эти строки имеют некое магическое начала и наверняка сопровождаются какими-то телодвижениями. Множественное повторение одинаковых или очень похожих слов создает атмосферу тайны и похоже на заклинание. Конструкции «клига-о-е-аува» или «тро-у-ю о-а-о-ю» напоминают протяжный плач. И возможно, название в какой-то степени определяет жанр стихотворения. Повторение слова «аува» в различных вариантах похоже на добавление слова «аминь» после каждой христианской молитвы. Присутствует анафора «чага чаго, чага ла м’ блама». Интересные конструкции с апострофом. Таким образом, буква с этим знаком произносится протяжно и присоединяется как предыдущему слову, так и к последующему (при чтении стиха). Это напоминает о протяжности слов.
Стихотворение «Морские коньки и летучие рыбы» (Приложение 5) начинается как детское стихотворение. Слова «трессли, бессли» ассоциируются со сказочными заговорами, например «крекс, фэкс, пэкс» или чем-то подобным. Условно стихотворение можно разделить на 2 части. Первая состоит из двух «строф». Все слова короткие и выговариваются быстро. Учитывая название стихотворения, эта часть может послужить обозначение темпа жизни морских существ. Они маленькие и прыткие, как и слова в первой части. Вторая часть сложнее в исполнении. Присутствуют повторы и инварианты слова «китиллаби биллаби биллаби» (вообще все стихотворение состоит из повторов). В слове «виолабимини» присутствует знакомый корень «виола» от «violet» - фиолетовый. Имеют место строчки из первой части. Африканские призывы «бумбало бумбало бумбало бамбо». Слово «фиш» от англ. «Fish» - рыба. Некоторые слова кажутся подобием звука. «Цап» - ассоциируется с плеском воды, «цопп» - с хлопком по воде, «бетцли» - с ударами по воде.
Заключение
Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. Рассмотрена история возникновения явления Дада, изучена роль Хуго Балля в формировании дадаистского течения, раскрыты особенности жанра звуковых стихотворений, интерпретированы звуковые стихотворения Хуго Балля.
Дадаисты, посредством своих выступлений, говорили о разрушении языка, деградации культуры, разрушении университетов. И Балль нашел то, что может прийти на смену деструктивному языку. Нашел или возродил. Он возвращает читателей к «адамову языку».
В создании сборника своих звуковых стихотворений Балль полагается на бессознательное, сновиденческое и экстатическое (проникнутое экстазом). Заявления Балля о современной языковой и художественной ситуации содержат резкие критические высказывания. Лингвистический и эстетический критицизм приводит его к отказу от общепринятых лингвистических и литературных норм в пользу автономного и самодостаточного поэтического языка, позволяющего художнику достигнуть высочайшей свободы, стать богоподобным творцом, изобретателем небывалых звуковых последовательностей.
Звуковая поэзия не только расширила арсенал средств поэтического творчества, она показала хрупкость трактатов, существующих в языке/мире, «от ее звучного смеха лед традиций пошел трещинами», нарушилось наивное видение языка как прозрачной среды для обмена мыслями.
В звуковых стихотворениях резко, до предела увеличенное игровое пространство между смыслом и бессмыслицей заполняется магией звука, характерной для религиозного священнодействия. По Баллю, поэзия должна сближаться с музыкой, проникать в сферы бессознательного, открывать эти сферы для жизни.
Хуго Балль попытался создать стихотворения опираясь на принципы повтора и вариации, совершенно новые звуковые комбинации, новые музыкально-языковые структуры.
Балль старался использовать все
возможные формы языкотворчества и, тем
самым, показывал на деле, что такое “глубинная
алхимия слов”.
Аннотация
Исследование содержит сведения о литературном движении «дада», о его основателях, а также о его специфике. В данной работе обозначены общие понятия звуковой поэзии. Рассмотрена история появления и развития жанра звуковых стихотворений. На примере творчества Хуго Балля выявлена специфика жанра. Актуальность данного исследования в его новизне.
The study contains information about literary movement "Dada", about its founders, as well as about its specificity. In this study indicated the general concepts of sound poetry. Considered the history of the emergence and development of the genre of sound poems. On the example of creativity Hugo Ballou identified specific genre. The relevance of this study in its originality.
Библиографический список
Электронные ресурсы:
Приложение 1
Стихотворение Гаджи бери бимба (Гадьи бери бимба)
гаджи бери бимба гландриди лаула лони кадори
гаджама грама берида бимбала гландри галасаса лаулиталомини
гаджи бери бин бласа гласала лаула лони кадорсу засала бим
гаджама туфм и зимзала бинбан глигла воволимаи бин бери бан
о каталоминаи риноцеросола хопзамен лаулиталомини хоооо
гаджама риноцеросола хопзамен
блуку терулала блаулала лоооо
цимцим урулала цимцим урулала цимцим цанцибар цимцала цам
елифантолим брусала
болумен брусала болумен
вело да банг банд афало пурцамаи афало пурцамаи ленгадо тор
гаджама бимбало гландриди гласала цингтата примпало йогрйогйойойойо
виола лаксато виола цимбрабим виола ули палуджи малооо
туфм им цимбрабим неграмаи бумбало неграмаи бумбало туфм и цим
гаджама бимбала оо бери гаджама гага ди гаджама афало пинкс
гага ди блинг блонг
гага блунг
Приложение 2
Стихотворение «Кошки и павлины»
Баубо збуги нинга глоффа
Зиви фаффа
Збуги фаффа
Олофа фафамо
Фауфо халья финь
Зирги нинга банья збуги
Халья ханья голья биддим
Ма ма
Пиаупа
Мьяма
Павапа баунго збуги
Нинга глоффалор
Приложение 3
Стихотворение «Облака»
Эломен эломен лефиталоминаль
Вольминускайо
Баумбала бунга
Ацикам гластула файрофим флинси
Эломинускула плюплюбаш
Раллалалайо
Эндремин заксасса флумен флоболлала
Файлобаш фальяда фоллиди
Флюмбаш
Информация о работе Специфика жанра звуковых стихотворений Хуго Балля в русле традиций авангардизма