Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать восклицательных предложений, выявить их структурные показатели. Эта цель реализуется в процессе решения более частных задач: исследовать вопрос о категории восклицательных предложений, о границах этого явления в плане содержания и плане выражения;
проанализировать реализацию категории экспрессивности в восклицательных предложениях;
выделить из выбранных источников восклицательные конструкции;
проанализизировать отобранный лингвистический материал и классифицировать способы выражения категории восклицательности.
Введение 3
Восклицательные предложения в современном русском языке 5
Сущность категории восклицательности и способы ее
выражения 11
Интонационные средства 13
Лексические средства 16
2.2.1. Восклицательные местоимения 16
2.2.2. Восклицательные частицы 16
2.2.3. Междометия 17
2.3. Морфологические средства 19
2.4. Синтаксические средства 20
2.4.1. Инфинитивные предложения 20
2.4.2. Вокативные предложения 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Содержание
Введение
выражения
2.2.1. Восклицательные
местоимения
2.2.2. Восклицательные
частицы
2.2.3. Междометия
2.3. Морфологические средства
2.4. Синтаксические средства
2.4.1. Инфинитивные предложения
2.4.2. Вокативные предложения
Заключение
Список использованных
источников
Введение
В синтаксической науке не снижается интерес к изучению конструкций, обладающих экспрессивной окрашенностью. К числу таких конструкций относятся и те предложения, которые получили наименование восклицательных. Эта разновидность предложений характеризуется, с одной стороны, отчетливо выраженной эмоциональной и экспрессивной спецификой, с другой стороны - обладает своеобразием построения и оформления.
В течение длительного
времени восклицательное
Однако изменение подхода к квалификации восклицательных предложений не уменьшило интереса к исследованию их функциональных и структурных особенностей в синтаксической системе русского языка.
Недостаточная разработанность этого вопроса в грамматической традиции и интерес современной синтаксической теории является подтверждением актуальности исследования восклицательных предложений.
Новизна данной курсовой работы заключается в том, что в ней предлагается рассмотрение восклицательных предложений и выделение особой категории на основе семантики и способе выражения восклицательности.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать восклицательных предложений, выявить их структурные показатели. Эта цель реализуется в процессе решения более частных задач:
В качестве источника
лингвистических фактов была выбрана
пьеса М. Горького
«На дне», которая изобилует
Основные методы исследования: анализ и синтез, наблюдение и описание.
В структурном плане настоящая курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников.
В первом разделе представлен обзор точек зрения различных ученых о выделении восклицательных предложениях и особенностях передачи восклицательности.
Во втором разделе
рассматривается сущность категории
восклицательности и
1. Восклицательные
предложения в современном
Классификация простого предложений в русском языке строится на основании учета разных признаков – содержательных, структурных, функциональных. Содержательные признаки лежат в основе деления предложений по характеру объективной модальности, по специфике соотнесенности двух компонентов мысли. По соотнесенности компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли). Простые предложения прежде всего характеризуются синтаксической членимостью или нечленимостью и соответственно делятся на членимые (имеющие члены предложения) и нечленимые (предложения, лишенные способности выделять в своем составе члены предложения). Членимые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующего центра предложения. По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные. Функциональные признаки складываются из коммуникативной целенаправленности предложений и зависящей от этого интонации. По функции (цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. В отдельный тип по цели высказывания могут быть выделены и предложения со значением желательности, хотя традиционно они включаются в побудительные предложения [5].
Эмоционально насыщенные предложения, произносящиеся с особой интонацией, называются восклицательными. Все функциональные типы предложений могут быть восклицательными [23]. Не все авторы учебников современного русского языка выделяют такие предложения, многие даже не упоминают о них.
Основным способом передачи восклицательности является интонация. Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. Она может передавать разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. Восклицательные предложения произносятся более высоким тоном с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию [2, 19].
Соотношение синтаксических, лексических и интонационных средств высказывания может быть различным, и этим определяются различительные возможности интонации. Взаимодействие синтаксического строения и лексического состава высказывания может быть достаточным для выражения однозначной информации, Например, при сообщении о высокой степени признака и усилении степени категоричности утверждения волеизъявления: Какой сильный дождь! Возвращайся немедленно! В других случаях — при иной интонации — восклицательное предложение может пониматься в значении, противоположном тому, который передается буквальным смыслом слов. Так, утвердительные повествовательные восклицательные предложения приобретают отрицательное значение или выражают отрицательное отношение говорящего к сообщаемому: Стану я из-за него расстраиваться! Много ты понимаешь! Сходное значение экспрессивно окрашенного отрицания могут выражать и вопросительные по форме неотрицательные предложения: Кому он нужен! Откуда я знаю!, в то время как отрицательные восклицательные предложения выражают экспрессивно окрашенное утверждение: Где он только не был! Кто этого не знает! Такие предложения характерны для разговорной речи и обычно употребляются как возражение на заявления собеседника [14, 23].
Помимо интонации, для восклицательных предложений характерно употребление специальных восклицательных слов. Использование специальных восклицательных слов требует постановки восклицательного знака. К таким словам относятся: восклицательные местоимения (в широком понимании), восклицательные частицы, придающие высказываемому эмоциональную окраску, междометия.
Восклицательные местоимения употребляются в вопросительных восклицательных. В эту группу (омонимичную группе вопросительных местоимений) входят самые разнородные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам.
Восклицательные местоимения отличаются от соответствующих вопросительных местоимений интонацией: какой, каков, сколько, насколько, как, где, куда, особенно экспрессивно выражающие эмоции и оценки. В предложение они находятся в препозиции. По мнению В. В. Бабайцевой, местоименные слова в составе восклицательных предложений сочетают свойства знаменательных и служебных слов. Удельный вес тех и других не одинаков в разных по строению предложениях: если в предложении отсутствуют качественные прилагательные, наречия и глагольные формы – больше свойств знаменательных свойств (Какой ветер!); если они есть, то местоименные слова усиливают степень качества (Какой сильный ветер!) и в некоторых случаях (особенно в разговорной речи) преобразуются в частицы (Куда тебе! Куда там!).
Восклицательные местоимения могут выражать качество, меру, образ действия, но в отдельных случаях, когда этому не помогает лексический состав предложения, эти признаки выражаются очень недифференцированно; например, предложение Как едем! Может обозначать Как быстро или Как медленно едем. Уточнение в этих случаях помогает интонация, а также ситуация. При более спокойном выражении эмоций ряду восклицательных местоимений соответствуют указательные местоимения: какой – такой, сколько – столько, насколько – настолько, как – так, при этом нередко меняется порядок слов и вводятся прилагательные или наречия, раскрывающие качества, меру, образ действия: Какой успех! – Это такой успех! Это такой блестящий успех! Сколько он знает! – Он столько знает! Он так много знает! Как мы едем! – Мы так медленно едем! [5, 9, 18].
Восклицательные предложения, в которых выражение эмоции становится основным, резко меняют значение. Особенно часто благодаря восклицательной интонации перестраиваются вопросительные предложения. В них, как указывает А. Н. Гвоздев, вопросительные местоимения получают значение экспрессивной оценки и нередко теряют свое лексическое значение: например, вопрос Какой случай? нередко касается уяснения конкретного случая, его выделения из ряда однородных случаев и близок к выражению О каком случае вы говорите?, а восклицание Какой случай! выражает удивление и близко по значению к выражению удивительный, необыкновенный случай. Вопросительные местоимения-наречия куда, где, как теряют прямое значение вопроса о направлении, месте, способе действия и только указывают на невозможность осуществлять действия, вследствие чего могут заменять друг друга: Куда ему решить! – Где ему решить! – Как ему решить!
Междометия – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ой-ой-ой, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт; айда, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, улю-лю, кис-кис, цып-цып-цып. По ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи; кря-кря, ну-ну, чик-чирик, тяф-тяф; бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть. Характерной чертой восклицательных предложений служит употребление при них междометий. Выражение эмоций может составлять основное содержание восклицательных предложений. Это бывает прежде всего тогда, когда эмоции выражаются одним местоимением: Ах, ах! – закудахтала Мария Константиновна в испуге (Чехов, Дуэль). Э!... – поморщился художник (Чехов, Попрыгунья). Содержание таких междометных предложений и ограничивается самым общим выражением эмоций [16, 24].
Восклицательные частицы относятся к группе модальных, выражающих самые разнообразные субъективно-модальные характеристики и оценки сообщения или отдельных его частей. Они могут иметь различное происхождение: междометное - ну, ну и, ну уж, ох и, ух и (Ну и подарок! Ну и рассказ! Ну уж помог! Ох замучился я с ним! Ух и прием!), указательное – вот (Вот беда!), местоименные – что за, до чего (Что за красота! Что за гадость! До чего красиво! До чего он любит поговорить!). Некоторые ученые, в том числе и Н.С. Валгина, не выделяют восклицательных местоимений, а слова, относящиеся к ним, включают в группу восклицательных частица местоименного происхождения куда как, как, какой и др. (Куда как мил! Как хороши, как свежи были розы!).
Восклицательность, кроме того, что характеризуется особой интонацией и употреблением специальных восклицательных слов, выражается в определенных синтаксических конструкциях. Выше уже упоминалось о междометных предложениях типа Ого! – засмеялся он. Батюшки! Кого я вижу. К восклицательным предложениям, имеющим форму вопросительного предложения, Гвоздев относит риторический вопрос, служащий для выражения эмоционального утверждения или отрицания. Его отличие от вопросительных предложений является то, что он не требует ответа. Одной постановки вопроса уже достаточно, чтобы стал очевидным ответ: при утвердительной форме вопроса – отрицательный, при отрицательной – утвердительный.
Риторический вопрос характеризуется яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, отличной от вопросительной своей высотой и напряжением [9].