Способы передачи восклицательности в простом предложении (на материале пьесы М. Горького «На дне»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать восклицательных предложений, выявить их структурные показатели. Эта цель реализуется в процессе решения более частных задач: исследовать вопрос о категории восклицательных предложений, о границах этого явления в плане содержания и плане выражения;
проанализировать реализацию категории экспрессивности в восклицательных предложениях;
выделить из выбранных источников восклицательные конструкции;
проанализизировать отобранный лингвистический материал и классифицировать способы выражения категории восклицательности.

Содержание работы

Введение 3
Восклицательные предложения в современном русском языке 5
Сущность категории восклицательности и способы ее
выражения 11
Интонационные средства 13
Лексические средства 16
2.2.1. Восклицательные местоимения 16
2.2.2. Восклицательные частицы 16
2.2.3. Междометия 17
2.3. Морфологические средства 19
2.4. Синтаксические средства 20
2.4.1. Инфинитивные предложения 20
2.4.2. Вокативные предложения 21
Заключение 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Шахматов А. А. выделяет восклицательные предложения, обращенные ко второму лицу и содержащие ласкательные или порицательные определения. Ах ты, дурачок, дурачок этакий! Пис.Ипох. Андрей (охваченный нежным чувством) Милые мои сестры! Чудные мои сестры! Три сестры; Отвечайте: почему мне весело? – О, воплощенное легкомыслие! Мещане.

Равным образом не относятся к обращению такие же восклицательные предложения, обращенные к 3-му лицу. Скотина!... – думает он. Чех. Заблудшие; Федька Досекин, слесарного цеха старшина, в головы метит... Мальчишка! Щенок!

Некоторые обращения получают значение простых восклицаний; содержащие в них слова не вызывают представления о соответствующих лицах. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы. Ревизор; Ах, батюшки-светы, я и забыла снегирю корм дать. Двор.гн. XLII.

Такое же значение восклицаний, близких междометиям, имеют и некоторые предложения, формально содержащие в себе обращение. Митрич. О, господи помилуй! Вл. Тьмы; Окружной! чтобы ни боже мой не знал! Слепц. Свиньи [15, 24].

Таким образом, на основе изложенного, можно смело говорить о существовании категории восклицательности в современном русском языке, которая выражается интонационными, лексическими и синтаксическими средствами.

Чтобы говорить о существовании категории восклицательности в современном русском языке нужно определить ее план содержания (значение, функцию) и план выражения.

 

 

2 Сущность категории восклицательности: способы выражения

 

Понятийные категории в языкознании - смысловые компоненты общего характера, свойственные не отдельным словам и  системам их форм, а обширным классам  слов, выражаемые в естественном языке разнообразными средствами. В отличие от скрытых категорий и грамматических категорий, понятийные категории рассматриваются безотносительно к тому или иному конкретному способу выражения (прямому или косвенному, явному или неявному, лексическому, морфологическому или синтаксическому). В качестве средств выражения понятийных категорий выступают граммемы грамматических категорий, словообразовательные и лексические подклассы знаменательных слов, служебные слова, синтаксические конструкции и супра-сегментивные средства [19]. Категория речевая – одна из симантических и семантико-синтаксических категорий, определяющая общемодальное и общепредикативное содержание высказывания и получающая разнообразное выражение [2].

Восклицательные предложения передают речевую экспрессивность. Экспрессивность является одной из сложнейших лингвистических категорий. Необходимо отметить, что проблема экспрессивности рассматривается исследователями в разных аспектах. Сюда следует отнести исследования семантики экспрессивной окраски слов, синтаксический, коммуникативный и другие аспекты. Отсюда неоднозначная трактовка природы экспрессивности. Лингвистический энциклопедический словарь трактует экспрессию как «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи». Н. Б. Ипполитова рассматривает экспрессивность как «способность языковой единицы увеличивать прагматический потенциал высказывания, его коммуникативную значимость за счет выражения субъективной модальности, эмоциональной реакции на ситуацию, актуализации всего высказывания или его части». И. В. Арнольд, Ю. М. Скребнев, Э. С. Азнаурова относят экспрессивность к разряду стилистических категорий. По мнению Е. М. Галкиной-Федорук, термином «эмотивность» обозначается свойство языковых единиц выражать эмоциональное отношение к предмету, термином «экспрессивность» - свойство языковых средств увеличивать воздействующую силу высказывания. «Экспрессия - это усиление выразительности, изобразительности, увеличение воздействующей силы сказанного. Термин «эмоциональность» относят скорее к психологии нежели к лингвистике по той причине, что эмоциональность является психологической характеристикой коммуниканта [3, 6, 8].

Понятие «экспрессивности» шире понятия  «эмоциональность», т.к. экспрессивность  передает эмоции и усиливает их с  помощью различных языковых средств.

Общей задачей экспрессивности  является выражение или стимуляция субъективного отношения к сказанному. Со стороны говорящего / пишущего это – усиление, выделение, акцентирование высказывания, отступление от речевого стандарта, нормы, выражение чувств, эмоций и настроений, наделение высказывания эмоциональной силой, оценивание, достижение образности и создание эстетического эффекта. Со стороны читателя/слушателя это – удержание и усиление внимания, повышение рефлексии, возникновение эмоций и чувств.

Исследователи строят типологии  эмоциональных явлений. На основании  современных теорий эмоций Е. П.  Ильин предлагает следующую классификацию. Эмоции делятся им на следующие группы: 1) эмоции ожидания и прогноза (волнение, тревога, страх, отчаяние), 2) удовлетворение и радость, 3) фрустрационные эмоции (обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, одиночество, тоска, ностальгия, горе), 4) коммуникативные эмоции (веселье, смущение, стыд, вина как отражение совести, презрение), 5) интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы (удивление, интерес, «чувство» юмора, эмоция догадки, «чувство» уверенности-неуверенности (сомнения)) [13].

Средства выражения  экспрессивности встречаются на всех уровнях языка. Синтаксические средства экспрессивности включают типизированные модификации строевых синтаксических единиц, обладающие экспрессивным значением [8]. Особую группу составляют восклицательные предложения, в которых реализуется категория восклицательности. Предметом нашего исследования стали восклицательные конструкции в пьесе Максима Горького «На дне». Восклицательность в большей степени характерна разговорной речи, которая и представлена в данном произведении. Этой категории присущи особые значения эмоций (см. выше); она обладает особой экспрессивной функцией - (в языкознании), одна из функций языкового знака, заключающаяся в способности выражать эмоциональное состояние говорящего, его субъективное отношение к обозначаемым предметам и явлениям действительности. Выражается она интонационными, лексическими и синтаксическими средствами.

На основе проанализированного материала можно выделить следующие способы выражения восклицательности в предложениях.

 

2.1 Интонационные средства

Интонация передает множество значений эмоций (см. выше). В тексте графически выражается восклицательным знаком.

  1. Квашня - Я,  говорю, это испытала... и теперь уж - ни за сто печеных раков - под венец не пойду! (c. 119);
  2. Анна (высовывая голову из-за полога) -  Начался  день!   (c. 120);
  3. Бубнов -  Слыхал... сто раз! Ну и был... эка важность!.. (c. 123);
  4. Бубнов - Руки у меня были такие желтые - от краски: меха подкрашивал я, - такие, брат, руки  были желтые - по локоть! (c. 123);
  5. Костылев - Сколько  ты  у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! (c. 124);
  6. Сатин -  Гиблартарр! Нет на свете людей лучше воров! (c. 127);
  7. Пепел - Право - не боюсь! Хоть сейчас - смерть приму! Возьмите  вы  нож, ударьте против сердца... умру - не охну! (c. 129);
  8. Сколько угодно! А  я  такой  человек, что... ничего не желаю! Ничего не хочу и - шабаш! (c. 132);
  9. Алешка - Я - ничего не желаю!.. (c. 133);
  10. Василиса -  Я тебя не спрашиваю - с кем!  Грязь везде...  грязища!

(c. 134);

  1. Бубнов -  Сколько в ней зверства, в бабе этой! (c. 134);
  2. Анна - Побои... обиды... ничего кроме - не видела я... ничего не видела! (c. 139);
  3. Пепел - Разошлись  смирно,  без  скандала...  и хорошо! (c. 149);
  4. Бубнов - Праведная земля!  Туда  же! (c. 162);
  5. Василиса (из окна) - Вот и сосватались! (c. 165);
  6. Костылев - Не твое дело, чего мы хотели! Ты должна свое  дело  делать... что тебе приказано! (c. 165);
  7. Пепел (Костылеву) - Будет вам! Поиздевались над человеком... достаточно! Теперь она - моя! (c. 165);
  8. Настя - Голая! На четвереньках поползу! (c. 175);
  9.   Сатин - Это не ты, не я, не они... нет!  -  это ты,  я,  они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Весь -  в человеке, весь для человека! Существует только человек, все же  остальное  - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит...  гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не алеть... не  унижать  его  жалостью...уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну,  да!  Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан!  Работай!" <...> Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!.. (c. 180-181);
  10. Бубнов - Я - всех угощаю! Я, брат, угощать люблю! Кабы  я был богатый... я бы... бесплатный трактир устроил!  Ей-богу!  С музыкой и чтобы хор певцов...  Приходи,  пей,  ешь,  слушай  песни...  отводи  душу! Бедняк-человек... айда ко мне в бесплатный  трактир!  Сатин!  Я  бы...  тебя бы... бери половину всех моих капиталов! (c. 182-183). [1]

Драматический жанр пьесы предполагает такой вид текста, в котором, кроме реплик героев, на особую интонацию указывают авторские ремарки.

    1. Актер (громко, как бы вдруг проснувшись) - Вчера,  в  лечебнице,  доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... (с. 122);
    2. Клещ (кричит) - Ты что меня... травить пришел? (с. 125);
    3. Пепел (сердито) - Подите вы к чертям... да и с ней вместе! (с. 127);
    4. Пепел (смеясь) - Вот! Верно... (с. 130);
    5. Пепел (хохочет) - Барон! А ты меня сконфузил... (с. 131)
    6. Пепел. (радостно) - Ловко, старик! Что, Бароша, и тебе попало? (с. 131);
    7. Костылев (распахивая дверь, кричит) -  Абрам!  Иди. Василиса  Наташку...убивает... иди! (с. 138);
    8. Татарин (кричит) - А! Карта рукав совал! ( с. 140);
    9. Татарин (горячо) - Надо играть честна! (с. 142);
    10. Сатин (Барону, смеясь) - Вы, ваше вашество, опять  торжественно  сели  в лужу! (с. 142);
    11. Актер (вдруг, как бы проснувшись) - Ты - чудак! Прощай пока! (с. 144);
    12. Костылев (вдруг топает ногами и громко визжит) -  Васка...  поганая!  Нищая...  шкура! (ч. 150);
    13. Костылев (кричит) - Я - хозяин! Сам пошел, да! (с. 150);
    14. Актер (кричит) - Старик! (с. 155);
    15. Сатин (кричит) - Мертвецы - не слышат! (с. 155);
    16. Барон (хохочет) - Настька! Да ведь... ведь прошлый раз - Гастон был! (с. 157);
    17. Бубнов (хохочет) - Ах... чертова кукла! а? (с. 157);
    18. Настя (яростно) - Пропащая душа! Пустой человек! (с. 158);
    19. Клещ (дрожит от возбуждения) - Говорите  тут  -  пра-авда! (с. 160);
    20. Сатин (кричит в окно) - Эй, вы там! (с. 169);
    21. Василиса (поднимаясь с земли,  кричит  торжествующим  голосом) -  Убили! Мужа моего... вот кто убил! Васька убил! Я - видела! Голубчики -  я  видела! Что - Вася? Полиция! (с. 172);
    22. Наташа (вдруг громко) - А-а... я поняла!.. Так, Василий?!  Добрые  люди! Они - заодно! Сестра моя и - он... они заодно! Они все это подстроили! (с. 172);
    23. Сатин (ударяя кулаком по столу) - Молчать! Вы - все  -  скоты!  Дубье... Молчать о старике! (с. 176);
    24. Барон (кричит) - Дом в Москве! Дом в Петербурге! (с. 178);
    25. Медведев (гордо) - Врешь! Она -  не  помирает,  она  у  меня  без  вести пропала! (с. 183);
    26. Сатин (хохочет) - Это верно, хозяйка! (с. 185) [1]

 

2.2 Лексические  средства

2.2.1 Восклицательные местоимения

  1. Бубнов - Слыхал... сто раз! Ну и был... эка важность!.. (c. 123);
  2. Костылев - Экой ты добрый, брат! (c. 125);
  3. Костылев (уходит) - Экие грубые люди! Ай-яй... (с. 125);
  4. Бубнов - Ну и был... эка важность!.. (с. 123);
  5. Пепел - Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа! (с. 129);
  6. Сатин - Какой ты любопытный, старикашка! (с. 168);
  7. Барон - Как она смеет, однако! (c. 178);
  8. Костылев - Сколько  ты  у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! (c. 124)4
  9. Бубнов - Сколько в ней зверства, в бабе этой! (c. 134). [1]

 

2.2.2 Восклицательные  частицы

  1. Квашня - Конечно!  Еще  бы...  как  же!  (с. 120) – местоименное происхождение;
  2. Настя - Очень нужно... как же! (с. 121) – местоименное происхождение;
  3. Наташа - Как же!.. Храбрость... (с. 129) – местоименное происхождение;
  4. Настя - Ну да, как же! (с. 135) – междометного и местоименного ;происхождения;
  5. Актер - Вот как! (с. 123) – из указательного местоимения вот;
  6. Пепел - Ну да! (с. 128) – междометного происхождения;
  7. Сатин - Я  - понимаю старика... да! (с. 176) – междометного происхождения;
  8. Кривой Зоб - Теперь уж в деревнях мужики сохи,  бороны  чинят...  пахать  налаживаются...н-да! (с. 155) – междометного происхождения;
  9. Пепел - Надо скорее дать... пока рубля не просите... на! (с. 127) – междометного происхождения;
  10. Костылев - Кровать... сам сидишь... н-да! (с. 125) – междометного происхождения;
  11. Бубнов - А теперь вот они, руки... просто грязные... да! (с. 123) – междометного происхождения;
  12. Квашня - Ну-ну! Эх ты... терпеливица!.. (с. 120) – междометного происхождения;
  13. Барон - Жили и лучше... да! Я... бывало...  проснусь  утром и,  лежа  в постели, кофе пью... кофе! - со сливками... да! (с. 131) – междометного происхождения;
  14. Кривой Зоб - Теперь уж в деревнях мужики сохи,  бороны  чинят...  пахать  налаживаются...н-да! [1, с. 155] – междометного происхождения;
  15. Сатин - Любопытный старикан... да! [1, с. 174] – междометного происхождения;
  16. Сатин - Я  - понимаю старика... да! [1, с. 176] – междометного происхождения.

 

2.2.3 Междометия

  1. Квашня -  А-а! (с. 120);
  2. Барон - Эй, ты,  роковая любовь! (с. 121);
  3. Квашня - Не переломишься, чай! (с. 121);
  4. Актер -  Э, вздор! (с. 122);
  5. Сатин - Макробиотика... ха! (с. 122);
  6. Сатин - Гудит у меня голова... эх! (с. 124);
  7. Костылев - На пять целковых места, ей-богу! (с. 125);
  8. Костылев - Эх,  Андрюшка, злой ты человек! (с. 125);
  9. Актер (Сатину) - Эх ты... пятак! (с. 127);
  10. Пепел - Ей-ей! (с. 130);
  11. Пепел - Старик! Эй! (с. 130);
  12. Лука - Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, - житье ваше - о-ой!

(с. 131);

  1. Василиса - Эх, вы... свиньи! (с. 134);
  2. Медведев -  То-то!.. Ах,  псы!  (с. 136);
  3. Лука (вводит Анну) - Ну, вот и доползли... эх ты! (с. 137);
  4. Медведев - И мне надо идти... Эх, служба! (с. 137);
  5.   Анна - О господи... Наташенька бедная! (с. 138);
  6. Бубнов и Кривой Зоб - Дни и ночи часовые - э-эх!   (с. 139);
  7. Лука - Эх, бабочка!  (с. 139);
  8. Бубнов - А-а! Так, так, так... (с. 139);
  9. Татарин - Я  вижу...э, ты! (с. 139);
  10. Пепел - Э... дубина!.. А еще - дядя... х-хо! (с. 145);
  11. Пепел - Эге! (с. 147);
  12. Лука - Э, милая! (с. 154);
  13. Кривой Зоб - Охо-хо-о! (с. 155);
  14. Пепел - Эх, Наташа! Я знаю... (с. 163);
  15. Бубнов - У-у-ррр! Барбос! Бррю, брлю, брлю! (с. 182);
  16. Бубнов - Ей-богу!   [1, с. 182].

Кроме того, категория  восклицательности может выражаться с помощью глагольно-междометных  форм повелительного наклонения:

  1. Алешка - На, возьми меня  за  рубль за двадцать! (с. 132);
  2. Алешка - На, ешь меня! (с. 133);
  3. Костылев - Ш-ш! Не сердись, Вася... Часы - они... (с. 126);
  4. Пепел - Цыц, ты! (с. 165);
  5. Барон - Цыц, леди! (с. 176);
  6. Барон - Цыц! Я говорю... десятки лакеев!.. [1, с. 178].

 

2.3 Морфологические средства

В тексте пьесы Максима  Горького восклицательность регулярно  выражается формами смысловых глаголов в повелительном наклонении.

  1. Настя - Дай... отдай! Ну... не балуй! (с. 120);
  2. Анна - Бога  ради...  не кричите... не ругайтесь вы! (с. 120);
  3. Анна - Дайте хоть умереть спокойно!.. (с. 120);
  4. Настя - Дай сюда! (с. 121);
  5. Квашня - А ты - иди!  (с. 121);
  6. Квашня - Ты смотри же, - подмети! (с. 122);
  7. Анна - Иди, кушай! (с. 122);
  8. Костылев - Смотри, брат! Шути в меру... Да!  (с. 126);
  9. Пепел - Ну, ты гляди! (с. 126);
  10. Пепел - Ступай, принеси деньги! (с. 126);
  11. Пепел (сердито) - Подите вы к чертям... да и с ней вместе! (с. 127);
  12. Алешка - А я - пойду...  пойду лягу середь улицы - дави меня! (с. 133);
  13. Татарин - Мешай карта!  Хорошо  мешай!   (с. 139);
  14. Лука - Не тоскуй! (с. 139);
  15. Медведев - Гляди!.. (с. 139);
  16. Кривой Зоб - Бубнов, заводи! (с. 140);
  17. Лука - Потерпи еще! (с. 140);
  18. Лука - Слышь, - не кричи! (с. 145);
  19. Лука - Не мешай! (с. 145);
  20. Василиса - Нет, погоди! (с. 149);
  21. Пепел - Наталья,  не  ходи...  не делай ничего!.. (с. 163);
  22. Наташа - Ты - не командуй... рано еще! (с. 163);
  23. Барон - Не ори! (с. 176);
  24. Настя - Кричи!  Пусть слушают! (с. 176);
  25. Настя - Попробуй! Тронь! (с. 179);
  26. Сатин - Брось! Не тронь... не обижай человека! (с. 179);
  27. Сатин - Не обижай человека!.. (с. 179);
  28. Сатин - Надо уважать человека! Выпьем за человека, Барон! (с. 180);
  29. Бубнов - Не  лай,  не  ворчи! [1, с. 182].

Информация о работе Способы передачи восклицательности в простом предложении (на материале пьесы М. Горького «На дне»)