Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:39, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является «структура персонажей в произведении Корнеля «Цинна, или милосердие Августа»».
Творчество Корнеля – одно из крупнейших достижений французской литературы. Его творчество нашло широкий отклик во всем мире, и наша страна так же не стала исключением. Изучением творчества Корнеля занимались такие ученые, как: Н. Сигал, Н.И. Балашов, С. С. Мокульский, Н.П. Козлова, С. Д. Артомонов и другие.
I. Введение……………………………………………………………………….....стр.3
II. Основная часть……………………………………………………………….....стр.6
Теоретическая часть
1. Классицизм………………………………………………………………………стр.6
1.1 Классицизм……………………………………………………………..стр.6
1.2 Исторические корни классицизма………………………………….....стр.6
1.3 Основные правила классицизма……………………………………....стр.8
2. Основные понятия, затрагивающиеся в работе……………………………….стр.9
Аналитическая часть
1. Основные персонажи Трагедии «Цинна, или милосердие Августа»……….стр.11
2. Анализ каждого литературного персонажа…………………………………...стр.12
2.1. Ливия…………………………………………………………………...стр.12
2.2. Октавиан Август……………………………………………………….стр.13
2.3. Максим………………………………………………………………….стр.14
2.4. Эмилия и Цинна……………………………………………………….стр.15
2.5. Фульвия………………………………………………………………....стр.16
2.7. Эвфобр ………………………………………………………………….стр.17
3. Выводы…………………………………………………………………………....стр.18
III. Заключение……………………………………………………………………...стр.19
IV. Список использованной литературы………………………………………….стр.20
Персонаж. Этот термин взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом «persona» древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее — изображенное в художественном произведении лицо. В качестве синонимичных данному термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Однако эти выражения несут в себе и дополнительные значения: слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека, а словосочетание действующее лицо» — тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков. Персонаж — это либо плод чистого вымысла писателя, либо результат домысливания облика реально существовавшего человека, либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев. Персонаж имеет как бы двоякую природу. Он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет, во-вторых персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств. Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, а также форм поведения и общения, черт наружности и близкого окружения (в частности — принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений.
Персонажи классицистических драм четко делились на положительных и отрицательных, причем в характере героя, как правило, акцентировалось какая-то одна, положительная или отрицательная, черта (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.). Поэтому образы классицистических героев, в отличие, например, от персонажей Шекспира, отличаются абстрактностью и универсальностью, воплощают лишь общие, а не индивидуальные черты.
Виды персонажей:
Аналитическая часть
1. Основные персонажи Трагедии «Цинна, или милосердие Августа»:
Октавий Цезарь Август – римский император
Ливия - императрица
Цинна – сын дочери Помпея, глава заговора против Августа
Максим – один из гловарей заговора
Эмилия – дочь Торания, воспитатель августа , казненного им во время триумвирата.
Фульвия – наперсница Эмилии
Эвандр – вольноотпущенник Цинны
Эвфобр – вольноотпущенник Максима
2. Анализ каждого литературного персонажа
2.1. Ливия
Ливия - третья жена Августа, мать будущего императора Тиберия – образ в трагедии идеализирован.12
Ливия олицетворяет разумное и гуманное начало:
«Без пользы для себя ты часто был жест
И этим создавал злословия предлог.
Казнь не урок другим, не страх, а лишь обида. <…>
Над Цинной испытай, насколько милость властна.
Пускай смущение теперь его гнетет,
И заговор тебе лишь пользу принесет;
Казнь вызвать в городе способна лишь волненье,
Но славу большую тебе дало б прощенье,
И те, кого та казнь должна б ожесточить,
Великодушие оценят, может быть»13
Можно сказать, что Ливия оказывает главное влияние на своего мужа. Это нам видно уже в начале произведения, из диалога Эмилии и Цинны:
«Я к Ливии пошла б и ей призналась честно.
Она могла б легко, чтобы тебя спасти,
Своим влиянием на помощь мне прийти» (222)
Так же мы видим, что сам Август не может не поделится своими мыслями и переживаниями со своей мудрой женой:
Август, после беседы с Цинной и Максимом:
«Прощай же! Ливии иду сказать об этом»(230)
И именно слова Ливия тронули душу августа в конце трагедии и спасли Цинну с Эмилией. Она просит его внять её женскому совету: не лить на этот раз кровь заговорщиков, а помиловать их, ибо милость к поверженным врагам — доблесть для правителя не меньшая, чем умение решительно расправиться с ними.
«Ушел. Спешу за ним. Хочу, чтоб понял он,
Что милосердием он укрепит свой трон,
Что милости к врагу есть признак несомненный
Величия царей перед лицом вселенной»(250)
2.2. Октавиан Август
Гай Октавиан Август – историческое лицо, внучатый племянник Юлия Цезаря, ставший в результате длительной борьбы за власть единовластным правителем.14
В лице Августа, Корнель создает абстрактный идеализированный образ государя, каким он должен быть.15
отношение героев к Августу различное:
Так,например, Фульвия верит в благоразумность правителя и говорит о нем:
«<…>Ведь Август, что ни день, готов, по мере сил,
Сам искупить то зло, что всем он причинил» (214)
Эмилия же ненавидит Августа, ну это и понятно, так как он убил её отца и она жаждет. жаждет мести:
«И ненависть моя, дойдя до исступленья,
Мной овладев, зовет час
Чтобы за смерть одну он принял сто смертей»(213)
Цинна называет его «злодеем» (219)
«Жестокость Августа не знает утоленья,
Разбиты алтари, разграблены именья<…>»(230)
Анализируя трагедию, мы можем заметить эволюцию героя. Август пытается отойти от образа деспота, тирана, злодея.
Мы можем это проследить в беседе Августа, Цинны и Максима:
«Забудьте же мой сан, и римлянам постылый,
И мне уж самому давным-давно не милый.
Не повелителем, хочу быть другом вам»(223)
Так же мы можем увидеть, что Август пытается не думать о личных мотивах:
«Нам спорить незачем, и я хочу того же.
Мне дорог мой покой, но Рим еще дороже,
И что бы ни могло со мной произойти -
Пускай погибну я, лишь бы его спасти»(229)
2.3. Максим
Максим - один из главарей
заговора. Он предал государя, друзей-заговорщиков,
«Все средства хороши, чтоб выйти из цепей»(231)
О своей любви он признался Эвфобру:
«Эмилию люблю я
И должен ото всех скрывать мечту такую,
Мой сокровенный жар, пред тем как явным стать,
Хотел бы подвигом ее
Меж тем из рук моих ее он похищает,
И губит тем меня, и сам того не знает.
Я тороплю успех, что смертью мне грозит,
Сам меч ему даю, что грудь мне поразит.
Повержен дружбой я в ужасное несчастье»(233)
2.4. Эмилия и Цинна
Эмилия – персонаж вымышленный, но названный в трагедии ее отцом Торанийн – воспитатель Августа, казненный своим воспитанником.16
Цинна – правнук римского полководца Гнея Помпея Великого был назначен консулом.17
Эмилия – возлюбленная Цинны. Она жаждет мести за своего отца. и как она отомстит это для неё совершенно неважно, потому что месть для неё – это долг и её честь.
«Мстить стану за отца любою я ценой
И ради всех даров долг не забуду свой»(215)
В осуществлении этих планов помогает возлюбленный Эмилии – Цинна, он готов на всё ради любимой и даже на смерть, потому что для него отомстит за возлюбленную и за смерть её отца – это тоже долг и честь. Образ Эмилии противоречив, она вроде бы очень любит Цинну и не хочет навлекать на него беду, и в это же время Эмилия личные мотивы не находятся у неё отнюдь не на втором плане:
«Но к Цинне у меня любовь еще сильнее,
Чем ненависть моя к тирану и злодею.
И я страшусь того, что, мщение тая,
Могла бы погубить
О Цинна, я себя жестоко
За то, что на тебя опасность навлекаю.
Хотя ты и готов во всем мне помогать,
Могу ль опасности тебя я подвергать?»(213)
Она готова пожертвовать всем ради воплощения в жизнь своего плана:
«Кто - Цинна, Август ли - погибнет, я не знаю,
Но, чтоб отмстить, я всем пожертвовать желаю»(216)
Эмилия настраивает своего возлюбленного и поддерживает его боевой дух:
«Боятся гибели теперь уж ты не вправе <…>
Утратить можешь жизнь, но не утратишь честь<…>»(219)
Цинна:
«Я в грудь ему всажу кинжал по рукоять.
И докажу, сразив жестокого злодея,
Что в жилах у меня струится кровь Помпея»(219).
Но после разговора с Августом мы видим нерешительность Цинны, он, тронутый величием души Августа, теряет былую решимость — осознает, что перед ним стоит выбор: предать государя или возлюбленную; убьет он Августа или нет — в обоих случаях совершит предательство. Здесь то и начинаются душевные терзания Цинны.
2.5. Фульвия
Цинна доверяет Фульвии. Доказательством может послужить рассказ Цинны о любви к Эмилии:
« <….>Но мщенья замысел душа моя скрывала
Из страха, чтобы страсть, живущая в крови,
Не выдала им тайн столь пламенной любви.
Эвандру лишь о ней и Фульвии известно»
2.6. Эвандр
Цинна доверяет Эвандру, так же , как и Фульвии. Доказательством может послужить рассказ Цинны о любви к Эмилии:
« <….>Но мщенья замысел душа моя скрывала
Из страха, чтобы страсть, живущая в крови,
Не выдала им тайн столь пламенной любви.
Эвандру лишь о ней и Фульвии известно».(222)
2.7. Эвфобр
Эвфобр – вольноотпущенник Максим. В произведении, по нашему мнению, он является и его сподвижником. Ведь это именно он сподвиг Максима на донос:
«Меж тем помочь в беде в твоей, конечно, власти.
Порви же эту сеть - есть лишь один исход:
Донос. Лишь он тебе Эмилию вернет.
Ты жизни Августа тем
И он Эмилию отдаст в вознагражденье»(233)
Жизненные принципы Эвфобра вызывают антипатию:
«Любовь права во всем,
Мы в истинной любви друзей непризнаем.
Предать предателя нельзя
Коль ради женщины сам низок он душою.
Забудь о дружбе с тем, кто помнит только зло»(233)
«Ответить злом на зло - законное решенье.
Ведь преступление разить - не преступленье»
О Цинне он говорит так:
«Опасно в дружбе быть с изменником таким.
Не к родине его отвага
Не слава, а любовь его
Он Цезаря бы чтил, не будь он так влюблен,
В нем благородства нет, неблагодарен он»(234)
3. Выводы
В трагедии «Цинна, или милосердие Августа» отсутствует описание портретов персонажей, так же нет описания интерьера. Всё внимание приковано к действию. Это и служит доказательство что данное произведение относится к литературному роду «Драма». Персонажи отличаются абстрактностью и универсальностью, воплощают лишь общие, а не индивидуальные черты, имеет место и идеализированность персонажей, например: Август, Ливия. Цинна и Максим противопоставлены друг другу. Эмилия же – это явный персонаж, который отражает в себе все требования классицизма, мы видем в ней четкое проявление чувства долга. У Цинны тоже мы наблюдаем чувство долга, но его нерешительность мешает нам увидеть в полной мере его раскрытие. Оценку персонажам главным образом мы даем благодаря анализу речи самих персонажей.
Информация о работе Структура персонажей в произведении Корнеля "Цинна, или милосердие Августа"