Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:21, реферат
Содержание моего реферата выбрана не случайно. Свадебные обряды, это очень интересная и познавательная тема.
В своей работе я достаточно подробно расскажу обо всех тонкостях русской свадьбы, о том, как происходило сватовство, смотрины, как невеста и жених готовились к этому событию, как было принято “гулять “ на свадьбе и что происходило в последующие дни после свадьбы.
1. Введение………………………………………………………………3
2. Свадебный обряд на Руси……………………………………………4
2.1 Сватовство
2.2 Рукобитье
2.3 Смотрины
2.4 Обрядовая баня
2.5 Девичник
2.6 Прощание с «Красной красотой»
2.7 Венчание
2.8Свадебный стол
2.9 Хлибины
3. Заключение…………………………………………………………....13
4. Литература…………………………………………………………….15
Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали.
Венчание происходило
большей частью вечером. Утром,
Брачною комнатою избирался
сенник, часто нетопленый. Необходимо
было, чтобы на притолоке не
было земли для того, чтобы,
таким образом, брачная
Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом:
Сперва настилали снопы, на снопы клали ковер, а на него перины, на перины клали изголовье и две подушки, постель застилали простыней и сверху ложили одно или два (в зависимости от времени года) одеяла. Возле постели ставили кади или бочки с зерном, это означало обилие, которого желали новобрачным в их новом доме.
Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу В самое лучшее платье и навешивали, сколько было возможно украшений; в это время подружки пели ей песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их скатертями уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец. Убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком.
Пред местом сидения
В то же время жених
в доме своих родителей
После того как в доме невесты все готово, и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец- символ девичества, и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом.
Невесту сажали на место,
а возле нее сажали какое-
Когда все занимали свои места, то, как отец, так и мать невесты действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти к невесте.
Священник первый вставал
с места и провозглашал: «Достойно
есть!» вставали родители, брали
по образу и становились рядом.
Они садились на лошадей
или в сани. Таким образом, смотря
по времени года, церемониальным
шествием жених достигал двора
невесты. Родители невесты
После того как, на стол ставили все блюда первого кушанья, священник прочитывал «Отче наш», потом молитву покровения. По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. «Благослови Бог!» – отвечали родители. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок, другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и, наконец, закрывала иногда тем же покровам, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. В тоже время один из гостей подходил к ним в вывороченной вверх шерстью шубе и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их горстями все, что было на осыпале - серебряные деньги, хмель, куски материи и т.д., и всяк на лету хватал, что успевал схватить.
Сваха подходила к родителям
невесты и просила
Наконец отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: « по этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж!» С этими словами плеть была передаваема жениху, который, принимая ее, так говорил: « Принимаю, как подарок, но думаю, что в ней нужды иметь не буду» и затыкал плеть за кушак. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую.
На дворе перед крыльцом
стояло множество оседланных
лошадей и колымаг или
Этот обряд соблюдался также и относительно жениха:
У крыльца стоял его аргамак,
а на аргамаке сидел другой;
когда являлся жених, то этот
другой вставал и шел пешком,
а жених садился на аргамака
и ехал к венчанью. Жених должен
был ехать со своим поездом
вперед и прибыть раньше
Когда молодые входили в
церковь, то ясельничий со
Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место перед аналоем также устилалось.
После венчания невесту
Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты.
Наконец священник давал
новобрачным деревянную чашу
с вином; муж принимал, отпивал
и давал жене, та отведывала
и опять подавала мужу. Таким
образом, оба пили три раза,
наконец, муж допивал, бросал
под ногу чарку и топтал
ее разом с женою,
Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собой первенство пред другим. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся.
В то же время дружка
разрезывал каравай, и
При выходе из церкви сваха
осыпала новобрачных хмелем, семенами
льна и конопли, желая счастья,
Из церкви весь поезд
Когда поезд прибывал в
его дом, навстречу выходили
отец и мать жениха с образом
и с хлебом-солью,
Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья.
Когда гостям подавали третью перемену – лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту курицу и обвертывал скатертью.
При этом он обращался к отцу и матери и говорил: « Благословите вести молодых опочивать!» Те отвечали: «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, в мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник. После этого новобрачные, осыпаемые хмелем и зерном входили в сенник, а гости продолжали пировать.
По обычаю жена должна разуть мужа в знак будущей покорности. В одном из сапог лежала монета, считалось, что если жена снимала первым тот сапог, где лежала монета, то ее, ожидала счастливая жизнь в замужестве. При этом муж ее слегка стегал ее плеткой, в знак своей власти.
Когда молодые были в
сеннике, а гости пировали в
комнате, около сенника ходил
или ездил ясельничий с
По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если через дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье и все гости отправлялись кормить новобрачных той самой курицей, которую дружка им приносил в сенник. Затем подавали им и другие блюда.
На другой день новобрачных
вели в отдельные мыльни. Жена
шла в мыльню со свахою и
матерью жениха и показывала
знаки своего девства, с не
снимали сорочку и вместе с
простынею прятали как
По выходе из мыльни
Вступая к ним в дом,
новобрачный бил челом и
Когда в конце пира подавали
на стол овощи и разные
Заключительный обряд
Вставал я раненько, Умывался беленько,
Полотенцем утирался,
В путь-дорожку отправлялся. Говорила
мне женочка милая,
Что есть маменька родная Варвара Епифановна.
Подойдите к нам поближе Мы поклонимся
пониже.
Зять сыпал в ложку деньги
и подавал теще: Золоту казну примите,
А ложечку назад отошлите Яишенку покушать.
Теща благодарила и подавала ему яишню.
Все собравшиеся в доме гости, и родственники с интересом наблюдали за тем, как молодой муж начинал есть яичницу. Накроют ее (яичницу) платком и подносят молодому. Он выкупит ее, платок снимет и начинает есть. А все смотрят: из середины возьмет - худая невеста, нечестна, а с краю почнет - девушка. А потом платок молодой остается. Теща потом закроет яичницу платком и унесет, а после обеда всем приносит, чтобы все видели. Кроме того, как уже говорилось раньше, яичница, включенная в обряд, становилась блюдом не только просто ритуальным, но и магическим. Так заканчивался обряд, длившийся несколько недель. А дальше для молодой женщины начиналась, как правило, нелегкая жизнь в новой семье.
При окончании стола отец и мать невесты благословляли молодых, а гости дарили их.
На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, также скотом и лошадьми.
По окончании пиров дары
отсылались на рынок и
В эти послесвадебные дни
пиршеств невеста почти не
говорила, кроме обыкновенных форменных
речей, потому что
Но зато другие женщины,
приглашенные на свадебное