Своеобразие сюжета и композиции новеллы Ги де Мопассана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Литературная деятельность Мопассана развивалась в 80-е годы XIX века. Это был период утверждения господства умеренных буржуазных республиканцев-оппортунистов и начавшегося разложения созданного ими политического режима. Ещё служа в канцелярии, он много думал об общественных вопросах. 10 декабря 1877 г. он писал Флоберу, объясняя своё молчание: "Уже давно, дорогой учитель, собирался вам написать, но мне помешала это сделать политика. Политика мешает мне работать, выходить, думать, писать...". Со скрытой иронией рисовал он в сборнике "Воскресные прогулки парижского буржуа" типичного обывателя, разглагольствующего о политике и пытающегося декларировать какие-то "принципы".

Файлы: 1 файл

реферат Мопассан.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

Реферат

по истории зарубежной литературы на тему:

«Своеобразие сюжета и композиции новеллы Ги де Мопассана»

 

                                                             

 

 

                                                        Выполнила: студентка…

                                               Преподаватель:

 

 

Ярославль

2011

1.Художественный метод Мопассана

 

1.1Творчество Мопассана в контексте литературной традиции

Литературная деятельность Мопассана развивалась в 80-е годы XIX века. Это был  период утверждения господства умеренных буржуазных  республиканцев-оппортунистов и начавшегося разложения созданного ими политического режима. Ещё служа в канцелярии, он много думал об общественных вопросах. 10 декабря 1877 г. он писал Флоберу, объясняя своё молчание: "Уже давно, дорогой учитель, собирался вам написать, но мне помешала это сделать политика.  Политика мешает мне работать, выходить, думать, писать...". Со скрытой иронией рисовал он в сборнике "Воскресные прогулки парижского буржуа"  типичного обывателя,  разглагольствующего  о  политике и пытающегося декларировать какие-то "принципы".  Он  признаёт только  такое правительство, которое "показывается; для того оно и существует, а не для чего другого... Поэтому он не признаёт Республику, что "ни разу не видел её".  А зато он "видел Карла Десятого, и стоял за него; видел Наполеона и стоял за него". Подобно  Флоберу,  всю жизнь ненавидел Мопассан пошлых, беспринципных буржуа.

Как отмечает Т. Вульфович, Ги де Мопассан был человеком, ведшим довольно бурную светскую жизнь. Но литература всегда занимала его больше всего и занятия ею связывали  его с социальной жизнью Франции. Строгий литературный вкус Мопассана заставлял его быть чрезвычайно  требовательным и к другим художникам и, прежде всего, к самому  себе.  Настойчивое желание учиться писать, и писать как  можно  лучше,  помогли  ему  выработать определённое отношение к задачам, целям и формам искусства. Можно вполне согласиться с французским исследователем Жаном Торвалем в том,  что подлинный секрет искусства Мопассана, его эстетики, в единстве его теории и творчества, в тесной взаимосвязи его темперамента человека и художника". Его литературные идеи, художественные вкусы, эстетические принципы  сказались в его отношении к другим писателям. Он преклонялся перед  силою  таланта Толстого, Тургенева, Бальзака, Флобера и считал себя верным, преданным учеником последнего.

Он восхищался мастерством Тургенева,  создателя  замечательных  рассказов, поражающих совершенством формы и глубоким содержанием. Особенно хорошо чувствовал в них Мопассан "скрытую в существе вещей печаль".  Это было так понятно ему, он тоже пытался передать её, но иначе, по-другому. Тургенев, по его словам, "психолог,  физиолог и первоклассный художник,  он умеет  на  нескольких страницах дать совершенное произведение, чудесно сгруппировать обстоятельства и создать живые, осязаемые, захватывающие образы,  очертив их всего  несколькими штрихами, столь лёгкими и искусными,  что трудно понять,  как можно  добиться подобной реальности такими простыми по видимости средствами. И вот та скрытая в существе вещей печаль... Тургенев привносит в литературу единственную в своём роде ноту, принадлежавшую только ему и никому другому...". Мопассана, как и всех писателей Запада,  покоряла мощь реализма  Толстого, потрясающая правда жизни в его книгах.  Известно  признание  Мопассана в том, что когда он прочёл рассказ  Толстого  "Смерть Ивана Ильича",  он  был  готов уничтожить все свои произведения. Из своих предшественников он особенно выделял Бальзака. Он очень ценил у него необыкновенную наблюдательность, великолепное знание жизни, уменье  создавать литературные типы, о которых можно говорить так же, как о живых людях [1].

Ратовавший за реализм не только теоретически, но и всем содержанием,  всем строем своих произведений, он заметил и высоко оценил  замечательную  способность Бальзака к обобщениям, его удивительное умение  типизировать.  "Бальзак видел в человечестве не отдельных людей, а их группы,  не отдельные  факты, а их совокупность и объединял в целые серии людей и их страсти". Но ближе, дороже, роднее всех из писателей был ему Флобер, которого он называет своим учителем. Для него Флобер  "великий мастер современного романа".

Он пылко защищал художественную манеру Флобера, потому что преклонялся  перед талантом своего учителя и потому что считал должным учиться у Флобера мастерству. "Не было более добросовестного наблюдателя,  чем  Флобер,  и  никто  не прилагал столько усилий к тому, чтобы постигнуть  причины,  вызывающие  явления". Мопассану очень нравилось, что Флобер не объяснял психологию своих  героев в пространных рассуждениях: "Он никогда не излагает событий,  когда  его читаешь, кажется, будто говорят сами факты - такое  значение придаёт он  возможно большей наглядности в изложении людей и вещей".

Он был согласен с Флобером, что "форма - это само произведение. Как у живых существ кровь питает  плоть и даже  определяет  её очертания,  её внешний облик, сообразно породе и семье, точно так же (по мысли Флобера) основная идея произведения неотвратимо определяет единственное и верное выражение, метр, ритм, все свойства формы".

Его суждения о писателях, как мы видим, представляют интерес не только потому, что мы замечаем в них большое уважение к  чужому таланту, но и потому, что в них звучит защита принципов реалистического письма,  защита необходимости  вырабатывания  своеобразия художественного почерка. Далеко не претендуя на то, чтобы как-то обособить себя в  литературе,  Мопассан, однако, настойчиво отделял себя от натуралистов, настойчиво  противопоставляя принципы реалистического письма приёмам натуралистов. В предисловии к роману "Пьер и Жан" он писал: "Реалист, если он художник,  будет стремиться не к тому,  чтобы показать нам банальную фотографию жизни,  но к тому,  чтобы дать нам её воспроизведение, более полное, более захватывающее,  более убедительное, чем сама действительность". Недаром писателя восхищали способы типизации Бальзака и Флобера.  Он много думал об этом и понимал, что умение типизировать дано не всякому, что это может сделать только большой мастер. "...Художник, выбрав себе тему, возьмёт из этой жизни, перегруженной  случайностями и мелочами, только необходимые ему,  характерные детали и отбросит всё остальное, всё побочное". Добиться правды в искусстве, по мнению писателя, трудно;  для этого должно производить тщательный отбор тех  обстоятельств,  в которых будут действовать персонажи. "Показывать правду - значит дать полную иллюзию правды, следуя обычной логике событий, а не копируя рабски их хаотическое чередование". Художнику следует производить тщательный отбор не только обстоятельств, но и языковых  средств.  Мопассан - создатель  замечательных  образцов  лаконичной, точной, выразительной французской прозы,  придавал очень большое значение слову. Он чувствовал то, что может быть неведомо другим людям, другим писателям - "у слов есть душа". Ему было досадно то, что в словах  "большинство читателей и даже писателей ищут только смысла".  И перед  другими художниками и перед самим собой он ставил задачу: "найти эту душу". Тщательно подбирать слова следует ещё и потому, что не каждое слово может  выразить именно то содержание, именно то значение, которое следует придать предмету, действию.

"Какова бы ни была вещь, о которой вы заговорили, имеется только одно  существительное, чтобы назвать её, только один глагол, чтобы обозначить её действие, и только одно прилагательное,  чтобы её определить.  И нужно искать до тех пор, пока не будут найдены это существительное,  этот глагол и это прилагательное, и никогда не следует удовлетворяться  приблизительным,  никогда не следует прибегать к подделкам даже  удачным, к языковым фокусам,  чтобы избежать трудностей". Подобно Флоберу, Мопассан избегал повторения слов, заботился об экономности выразительных средств [4].

Исследователи обычно не подвергают внимательному анализу ранние произведения Мопассана.  И они правы потому, что всё,  созданное молодым  писателем, - произведения ученические. Известность  пришла к Мопассану в 1880 г. после  опубликования его новеллы "Пышка",  первого  свидетельства его творческой зрелости.  Новеллы и принести ему славу замечательного французского рассказчика.

 

 

 

 

2. Своеобразие новелл Мопассана

2.1. Тематика и проблематика новелл

Трудно классифицировать все новеллы Мопассана по принципу художественного жанра, хотя есть среди них и сюжетные, новеллы характера, лирико-психологические и другие. Некоторые из сборников были составлены самим Мопассаном по тематическому принципу (например, новеллы об охоте - "Рассказы вальдшнепа"), но в большинстве это не выдержано, и тематика новелл в сборниках отличается исключительным разнообразием. При всем  разнообразии новеллистики французского писателя нельзя не выделить главные тематические сферы. Среди них, в первую очередь, заявляет о себе тема патриотизма французского народа и осуждение захватчиков в новеллах о франко-прусской войне. В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки ("Пышка", "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон"). Только участием в войне, ненавистью к захватчикам и любовью к родине можно объяснить глубину содержания, серьезность и зрелость мастерства Мопассана в его новеллах на эту тему, написанных в первой половине 80-х годов [1].

Многочисленные новеллы его весьма разнообразны и по интонации  (то печальной, то веселой; то ироничной, то злой), по жанровым признакам.  Но большинство их так же,  как и романы,  объединяет  мысль об уродливости  многих форм действительности, объединяет тоска по красоте человеческих отношений. В них, как и в романах, обнаруживается трагизм Мопассана-художника: отличный знаток нравов, судья пороков общества, человек, тянущийся к светлому идеалу, он не смог окончательно вырваться из той среды, в которой он жил. И поэтому,  типизируя отрицательные явления жизни,  обличая грязные стороны её, он иногда создавал новеллы, "щекочущие нервы"  (по выражению Горького) парижских буржуа. Мопассан был убежденным, непримиримым, страстным отрицателем буржуазной цивилизации с ее убожеством, низменностью и бесчеловечностью. "Мы живем в буржуазном обществе, - писал он. - Оно ужасающе посредственно и трусливо. Никогда еще, может быть, взгляды не были столь ограниченны и менее гуманны". Мопассан постоянно показывал, как бесконечно несчастно громадное большинство людей при буржуазном строе, которых угнетают, держат в плену и уродуют "гнусные предрассудки, ложные понятия о чести, более отталкивающие, чем само преступление, целая гора лицемерных чувств, показной благопристойности, возмутительной честности". Однако наряду с сильной комической струей рассказам Мопассана присущи - и в еще большей степени - грустные, элегические настроения. Эти настроения, как и смех Мопассана, также были формой его оценочного, глубоко страстного отношения к действительности, помогшего ему преодолеть влияния натурализма. Мопассан был проникновенным и чутким изобразителем человеческих страданий, полным жалости и сочувствия к своим мучающимся героям.

Центральное место в новеллистике Мопассана занимает любовная тема. Писатель видел в любви драгоценнейший дар природы ("Любовь"), высокое поэтическое чувство, которое пробуждает в человеке его душевную красоту - искренность, бескорыстие, готовность к самопожертвованию, к подвигу ("Лунный свет", "Счастье", "В пути", "Фермер", "Калека" и др.). Стремясь оправдать те физиологические потребности человека, которые лицемерно замалчивала или осуждала мещанская литература, Мопассан смело, увлеченно, с рубенсовской плотоядностью воспевал - особенно в сборнике своих стихотворений - ту чувственную страсть, которая стихийно бросает людей в объятия друг к другу. Жизнерадостно славя пыл этой страсти, он обрисовывал и те смешные или печальные положения, в которые она ставит его персонажи, а порою показывал, как эта страсть, туманя разум человеку, способна привести его к страшной катастрофе, к преступлению ("Маленькая Рок"). Великий изобразитель любви, Мопассан воспроизводил ее в бесконечном разнообразии вариантов. При этом одна из драматичнейших тем его творчества заключается в показе писателем того безобразного, уродливого, извращенного характера, который приняла любовь в буржуазном обществе, где она превратилась в предмет купли-продажи и из величайшей радости человека - в источник жестоких его мучений. Тема любви в творчестве Мопассана стала острейшим оружием писателя гуманиста в его борьбе с буржуазным варварством.

Его глубоко волновало одиночество людей в обществе, беззащитность "маленького" человека ("Одиночество", "Верхом", "Прогулка"). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал, однако, что в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств ("Папа Симона", "Буатель"). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников ("Бочонок", "Дьявол"), но и извечную драму крестьянина-бедняка ("Отец Амабль"), и трагические судьбы людей, оказавшихся на "дне" жизни ("Бродяга", "Нищий", "В порту") [7].                                                                                                             

Герои новелл Мопассана - люди всех рангов, всех состояний - чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, старики и дети. Читатель словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны и старинные дворянские замки.

2.2. Жанровые и сюжетно-композионные особенности новелл

Рассказы явились значительным вкладом Мопассана в мировую литературу. Его новелла стала средством глубокого познания жизни. Необычайно разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышление и т. п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку. Отдельные факты и эпизоды, на которых строятся рассказы, отражают социальные закономерности, исполнены нравственно-философского смысла. Характеры и психология персонажей переданы через действие, неповторимый склад речи, выразительную деталь. Отточенное мастерство новелл Мопассана выражено в законченности сюжета, резких поворотах действия и неожиданных развязках, острых характеристиках, смелых портретных зарисовках.

Информация о работе Своеобразие сюжета и композиции новеллы Ги де Мопассана