Своеобразие сюжета и композиции новеллы Ги де Мопассана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Литературная деятельность Мопассана развивалась в 80-е годы XIX века. Это был период утверждения господства умеренных буржуазных республиканцев-оппортунистов и начавшегося разложения созданного ими политического режима. Ещё служа в канцелярии, он много думал об общественных вопросах. 10 декабря 1877 г. он писал Флоберу, объясняя своё молчание: "Уже давно, дорогой учитель, собирался вам написать, но мне помешала это сделать политика. Политика мешает мне работать, выходить, думать, писать...". Со скрытой иронией рисовал он в сборнике "Воскресные прогулки парижского буржуа" типичного обывателя, разглагольствующего о политике и пытающегося декларировать какие-то "принципы".

Файлы: 1 файл

реферат Мопассан.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Композиция новелл

Новелла Мопассана — искусство, которое находится в развитии и крайне тяжело подвергается художественному анализу. В отличие от традиционного западноевропейского рассказа, который происходит от «новостей» итальянских городов, анекдотов с динамическим действием и минимумом описания, новелла Мопассана редко строится на запутанной интриге и содержит неожиданную развязку. Отдавая дань прозе П. Мериме, Мопассан создал другой тип новеллы, которая воссоздает по обыкновению лишь один эпизод человеческого существования без явным образом очерченного финала. Но эти «куски жизни» скрывают объемный художественный пласт, названный со временем «принципом айсберга» или же «подтекстом».

Расхождение сюжета и содержания имеет у Мопассана разнообразные формы. Иногда в новеллу вводится выдуманный рассказчик, который предоставляет рассказу дополнительную объективность. Этот распространенный прием, с блеском разработанный Мериме, имеет у Мопассана свою особенность. Часто его рассказчик – врач, профессиональный знаток «физиологической психологии» и жизни плоти. Влияние натурализма ощутимо и в романе, и в новелле Мопассана. Художник не воспринял, однако, основ натуралистической эстетики о верховенстве «документа», обогащение «правдиво жизненного факта». Хотя в основу многих новеллистических сюжетов и положены реальные события, Мопассан первоочередное значение предоставлял фантазии и интуиции художника, ведь реализм для него заключался не в «банальном образе жизни», а в оскорблении более полном, чем сама действительность.

Часто встречается у Мопассана и разновидность этой самой осложненной структуры — рассказ-размышление. Так построенное «Ожерелье». Его голый сюжет может натолкнуть на банальнейшую мысль о том, что опасно брать взаймы чужую ценность. Однако первая же фраза рассказа содержит элемент обобщения («Это была одна из тех изысканных и волшебных девушек, которые будто по иронии судьбы рождаются иногда в чиновничьих семьях») и дает понять, что рассказанная история — вариант темы о несправедливости мира, в котором блага распределяются не согласно заслугам, талантам и красоте, а согласно богатству или случаю судьбы.

Особым типом мопассановской новеллы является парадоксальная новелла, в которой вывод из сюжета уже не является большей или меньшей частью общего вывода, но специально ему возражает. Так, в новелле «Плетельщица стульев», где немолодой врач повествует историю верной любви, которая длилась пятьдесят лет и оборвалась со смертью бедной плетельщицы стульев, речь ведется не о том, что «только женщины умеют любить», а о победе всеторжествующего денежного расчета над миром чувств. И выражено это разногласие прежде всего в стиле новеллы, в столкновении лирического и прозаического языка, сдобренного цифровыми перечислениями той цены, за которую аптекарь разрешает себя любить.

Стиль новелл

Исследователи творчества Мопассана отмечают, что глубокая противоречивость идеологии писателя определила сложную структуру его стиля. Две скрещивающиеся тенденции в его мировоззрении - остро пессимистическое отношение к действительности и гедонизм, как маска, за которой он пытается спрятать свое полное банкротство перед жизнью,  - дали две основные линии его новелл. Одной линии новелл Мопассана присуща резко эпикуреистическая, чаще всего эротическая тематика. Персонажи этих новелл разнообразны. Светские женщины, ведущие рискованные интриги за спинами свои мужей («Женские плутни», «Задвижка», «Спасена»), пожилые буржуа (Бомбар) или буржуазки, утешающие себя всевозможными способами («Дело госпожи Люно»), фигурируют здесь в паре со сластолюбивыми фермерами, беззаботно прожигающими свою жизнь офицерами и т. д. Эти новеллы чаще всего обрамлены образом рассказчика, аристократа, проедающего свою ренту и рассказывающего друзьям о том или ином пикантном случае его жизни («Сестры Рондоли», «Женские плутни» и т. д.). Образ рассказчика в таких произведениях почти сливается с эпикуреистическим образом автора. Техника этих новелл легка и остра: обычно это быстрый рассказ без какого-либо усложненного психологизма, развернутую игру двусмысленными намеками, характерный диалог, острую пуантировку не только в конце новеллы, но и на всем ее протяжении (лучшим образцом такой новеллы является «Эта свинья Морен»).
Совсем по иному принципу строится философско-психологическая новелла Мопассана. В основе ее всегда лежит трагическая тема — ограничивается ли она кругом семейно-бытовых отношений — обольщенная служанка с фермы, становящаяся проституткой («История служанки с фермы»), отец, узнавший, что любимый им ребенок не его («Отец»), и т. д. — ставит ли вопросы глубоко философского значения — о смысле человеческой жизни («Самоубийство», «Усыпительница»), о сущности бытия, об ограниченности человеческого разума и т. д. («Бесполезная красота», «Орла» и др.).

При этом катастрофа, которая обычно является развязкой такого рода новелл, уже предопределена в самом начале, тогда еще, когда сам герой не ощущает ее близости («Самоубийство», «Трус», «Ночь» и др.); поэтому достаточно незначительного внешнего толчка, чтобы эта катастрофа стала неизбежной. Отсюда крайняя психологическая динамичность этих новелл при сравнительной событийной их бедности. Старик выходит воскресным утром погулять по бульвару; созерцание чужой молодости напоминает ему о собственной старости и одиночестве, и на другое утро его находят повесившимся на одном из деревьев бульвара.

Но не следует думать, что оба эти типа новелл отделены друг от друга четкими гранями: они неразрывно переплетаются между собой. Однако чем ближе Мопассан подходит к концу своей жизни, тем сильней звучат в его новеллах мотивы пессимизма и отчаяния, давая явный перевес над мотивами эротическими и гедонистическими [4].

Мопассан – великолепный мастер психологического портрета, мастер художественной детали. Писатель мог чётко, сжато отобрать материал, создавая картины действительности. "Для меня, говорил он, - психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни". Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что, обладая необыкновенно тонкой  наблюдательностью,  умением  отбирать  яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения. Пространных описаний у него не бывает никогда. Не бывает и пространных характеристик. Сущность человека, идея новеллы вытекают из поведения, поступков действующих лиц. Главное для писателя - отобрать обстоятельства,  изобразить ситуацию, в которой действуют герои. Лишь иногда Мопассан даёт отдельные жанровые картинки - зарисовки быта людей. В таких случаях легко представить себе не только данное  состояние изображаемого человека,  но и всю жизнь его и ему подобных,  людей той же общественной среды. Таково, например, шествие на базар  крестьян в новелле  "Бечёвка".

Говоря о художественных приемах Мопассана, нельзя не выделить особо его пейзажа. Отмеченная противоречивость мировоззрения писателя определила и двойственность восприятия им природы. Только в природе находит он то гармоничное и совершенное, что тщетно ищет в мире человек. Отсюда глубокий лиризм, утонченность, доходящая до изощренности, в передаче (особенно в его записках «На воде» и «Бродячая жизнь»). Этому противоречат настроения глубокого ужаса перед этой же самой природой, которая зачастую таит в себе нечто враждебное человеку, подстерегает его, несет ему гибель и смерть (рассказы «На воде», «Гостиница», «В пути», «Волк» и др.). Природа у него  (как это бывает у всех  больших художников)  обычно  очень тесно связана с жизнью героев. Яркими красками в изображении  пейзажей  Мопассан  пользуется очень редко. Одним из немногих исключений  можно  назвать картину,  нарисованную в новелле "Нормандская шутка".

Существующим на сегодняшний день анализом творчества Мопассана в основном уже дан ответ на вопрос о значении его творчества в плане постановки проблемы литературного наследства. Позиция, с которой он разоблачает буржуазную действительность, определила порочность его установок. И тем не менее в целом ряде моментов познавательное значение его творчества все же очень велико. Отсутствие каких-либо иллюзий, которые позволяли бы ему приукрашивать действительность, давало ему в руки мощное оружие, с помощью которого он порой верно и глубоко вскрывал внутренние противоречия буржуазного мира. Но он брал этот мир как некую абсолютную данность и не видел из нее выхода. Мы делаем иной вывод из его разоблачений. Нам они ценны потому, что лишний раз помогают осознать всю гнилостность основы буржуазного общества, идущего к своему закату, помогают глубже и полнее осмыслить тот процесс полного его разложения, свидетелями которого мы являемся в настоящее время.

Блестящее повествовательное мастерство Мопассана можно видеть почти в каждой его новелле. Замечательна, например, игра фразой "эта свинья Морен" (из одноименного рассказа), которой Мопассан пользуется, как искусный оратор риторическим повтором, как песенник рефреном, и которая в разных и все новых ситуациях характеризует поступки персонажа или представление о нем окружающих.

Вместе с тем, не во всех своих новеллах Мопассан оказался реалистом. В некоторых из них он проявляет себя как художник, поставляющий забавные  анекдотики с эротическим содержанием. Таковы новеллы-анекдоты "Болезнь Андре", "Дело г-жи Люно", "Мудрец", "Задвижка", "Усы", "Кивок головой", "Встреча", "Незнакомка", "Неосторожность", "Преступление,  раскрытое  дядюшкой  Бонифасом","Ржавчина" и др. В них и сказался  натурализм  Мопассана: отсутствие социальных  обобщений, внимание не к общественным сторонам жизни и характера человека,  а лишь к его физиологической  сущности.  Построены они на острой  "пикантной"  ситуации и предназначены для того, чтобы развлекать читающую публику, а не волновать умы и сердца. Есть у него целая группа новелл,  в которых отражены мистические ощущения, патологические чувства,  какое-то особое  восприятие мира  ("Страх",  "Ночь", "Видение", "Он?", "Орля", "Кто знает?", "Покойница" и др.). Они были рождены, очевидно, теми болезненными настроениями, которые иногда тревожили писателя и развились в последствии в тяжёлое психическое заболевание. Интересно, что в этих новеллах, представляющих собой не что иное,  как описание галлюцинаций, кошмаров, преследующих рассказчиков,  очень часто выражается сомнение самого  рассказчика в реальности всего изображенного.  Подобные сомнения могли  быть высказаны только  здоровым человеком.  Художник-реалист, Мопассан не хотел уступить своей болезни. Но иногда был не в силах бороться с нею, и тогда появлялись подобные новеллы.

Некоторые исследователи склонны считать, что в общем ходе исторического развития французской литературы Мопассан является некоторым узловым пунктом, в котором сходятся различные линии литературного развития (натурализм, декадентство, символизм). Он синтезировал противоположные направления, являя собой некую целостность и единство, которые получают свое объяснение в характере его классового мировоззрения [3].

Следует признать, что природа художественного метода Мопассана была сложной.  Продолжая  лучшие литературные традиции реализма прошлого, он оказался не свободным и от некоторого влияния натурализма. Поэтому, наряду с своеобразными реалистическими  произведениями, есть у него и значительно более слабые и по идейному значению и по художественной форме. Однако никак нельзя согласиться с немецким исследователем Уртелем, отделяющим Мопассана от реализма и утверждающим, что "он стоит у истоков натурализма и у ворот символизма". Создания последних лет жизни писателя значительно уступают тем, которые были написаны в пору  расцвета его таланта. И всё-таки можно  смело утверждать, что реалистические тенденции были ведущими в его творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Вульфович, Т. Л.  Творчество Мопассана [Текст] / Т. Л. Вульфович. – М., 1962. – 50 с. 

2. Данилин, Ю. И.  Жизнь и творчество Мопассана [Текст] / Ю. И. Данилин  М., 1968. – 256 с.

3. Лану, А. Мопассан / Пер. с фр: Э. Лазебникова; Ст. И. Лилеевой. – М., 1997. – 430.

4. Лозовецкий, В. С.  Творчество Мопассана [Текст] : учебное пособие / В. С. Лозовецкий ; Ростов н/Д. гос. пед. ин-т. – Ростов н/Д, 1974. – 61.

5. Мопассан,  Г. Собрание сочинений в семи томах [Текст] : Т 1. / Сост. М. Шенгелия. М.: "Россия" "Сретение", "Август", 1992. - 384с.

6. Пузиков, А. И.  Пять портретов. Бальзак. Флобер. Доде. Мопассан. Золя [Текст] : ст. и очерки / А. И. Пузиков. – М., 1972. – 460.

7. Флоровская, О. В.  Мопассан - новеллист / Кишинев. гос. ун-т им. В. И. Ленина; Отв. ред. Д. К. Царик. – Кишинев, 1979. – 91 с. 

 

16

 



Информация о работе Своеобразие сюжета и композиции новеллы Ги де Мопассана