Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 18:48, реферат
Для начала хотелось бы объяснить, что обозначает само понятие «дуэль» в картине мира дворянина.
Дуэль— происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализированное убийство. Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения.
Тайны дуэли и смерти Пушкина
Для начала хотелось бы объяснить, что обозначает само понятие «дуэль» в картине мира дворянина.
Дуэль— происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализированное убийство. Идеал, который создает себе дворянская культура, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного законодателя поведения. В этом смысле значение приобретают занятия, демонстрирующие бесстрашие. Так, например, если «регулярное государство» Петра I еще рассматривает поведение дворянина на войне как служение государственной пользе, а храбрость его — лишь как средство для достижения этой цели, то с позиций чести храбрость превращается в самоцель.
Особенно ярко это проявляется в отношении к дуэли: опасность, сближение лицом к лицу со смертью становятся очищающими средствами, снимающими с человека оскорбление. Сам оскорбленный должен решить: является ли бесчестие настолько незначительным, что для его снятия достаточно демонстрации бесстрашия — показа готовности к бою (примирение возможно после вызова и его принятия — принимая вызов, оскорбитель тем самым показывает, что считает противника равным себе и, следовательно, реабилитирует его честь) или знакового изображения боя (примирение происходит после обмена выстрелами или ударами шпаги без каких-либо кровавых намерений с какой-либо стороны). Если оскорбление было более серьезным, таким, которое должно быть смыто кровью, дуэль может закончиться первым ранением (чьим — не играет роли, поскольку честь восстанавливается не нанесением ущерба оскорбителю или местью ему, а фактом пролития крови, в том числе и своей собственной). Наконец, оскорбленный может квалифицировать оскорбление как смертельное, требующее для своего снятия гибели одного из участников ссоры. Существенно, что оценка меры оскорбления — незначительное, кровное или смертельное — должна соотноситься с оценкой со стороны социальной среды (например, с полковым общественным мнением). Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный — бретером.
Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства не был чужд и Пушкину. В кишиневский период Пушкин оказался в обидном для его самолюбия положении штатского молодого человека в окружении людей в офицерских мундирах, уже доказавших на войне свое несомненное мужество. Так объясняется преувеличенная щепетильность его в этот период в вопросах чести и почти бретерское поведение. Кишиневский период отмечен в воспоминаниях современников многочисленными вызовами Пушкина.
Основные черты дворянского поединка как защиты чести и достоинства выяснены, теперь перейдем к самой тайне пушкинской дуэли.
О дуэли и смерти Пушкина, о том, что происходило с Пушкиным и вокруг него в последний год жизни, особенно в ноябре 1836-го – феврале 1837-го, написано множество статей, горы книг.
Николай Петраков в своей книге « Последняя игра Александра Пушкина» собирает из всех, имеющихся на руках в данный момент у ученых фактов, такую картину.
Николай I, впервые встретив Наталью
Николаевну на прогулке в Царском
Селе, сразу же обратил на нее
внимание. Применительно к нравам
двора эта фраза означает: задумал
ее соблазнить. На любовные похождения
своего кумира свет всегда глядел благосклонно,
успех любой женщины у
Царь начинает оказывать Пушкину
такие милости, которые свет, в
соответствии с неписаными правилами
на этот счет, расценил именно как плату
за молчаливое согласие будущего рогоносца
со складывающимся положением. Титулярного
советника Пушкина
Предметом сплетен света становятся факты, которые могли узнать исключительно из его переписки с женой, и в мае 1834 года Пушкин уже впрямую обвиняет жену в передаче интимной семейной информации другим лицам (лицу). Пушкин пытается уйти в отставку, чтобы уехать с семьей в деревню, но это вызывает бешенство царя. Пушкин вынужден с извинениями прошение об отставке забрать.
Видя, что Пушкин "неадекватно" реагирует на его "ухаживания" за Н.Н., Николай принимает решение перевести стрелки дворцовых сплетен на Дантеса, карьера которого зависит от его благоволения. Дантес должен сделать вид, что он увлечен женой Пушкина. Он пишет Геккерену, который в это время ненадолго уехал в Гаагу, два письма, в которых изображает вспыхнувшую в нем страсть к Наталье Николаевне, списав эти банальные любовные признания со страниц бульварных любовных романов того времени. Дантес ухаживает за Н.Н. демонстративно шутовски, шаржированно, но свет с удовольствием эту игру подхватывает, а Н.Н. с согласия (если не по наущению) Николая принимает ее тоже. Пушкин, для которого поведение всех участников этой игры прозрачно, разворачивает свою контригру.
К этому моменту для него вопрос о дуэли – неважно, с кем – решен; он ведь еще в начале 1836 года по ничтожным поводам вызывал на дуэль С. Хлюстина, Н.Репнина и В.Соллогуба, но сам же и уладил конфликты. Он прекрасно понимает, что дуэль, даже в случае ее благополучного исхода, приведет к суду и как минимум – к высылке его из столицы, а именно этого он и хочет. Но именно этого не хотят все остальные участники игры: Николай в этом случае теряет Н.Н., которая должна последовать за мужем, Н.Н. теряет Николая, свет и балы, Дантес теряет карьеру. Такова диспозиция перед решающими событиями в этой истории.
1 июля 1836 года Пушкин отвергает
приглашение на традиционный
бал в честь дня рождения
императрицы – под предлогом
траура по матери, хотя сам
в это же время появляется
на других балах. Разозленная
императрица, опекавшая
"Полные Кавалеры, Командоры и кавалеры Светлейшего Ордена Всех Рогоносцев, собравшихся в Великом Капитуле под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена Его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором Великого Магистра Ордена Всех Рогоносцев и историографом Ордена. Непременный секретарь граф И. Борх".
Д.Л.Нарышкин был супругом любовницы Александра I; Пушкин назван коадъютором, то есть заместителем, следовательно его жена – любовница Николая I. Иначе понять "диплом" было невозможно, и все серьезные пушкинисты в этом сходились. К Дантесу этот "диплом" не имел никакого отношения, и, рассылая его, Пушкин давал понять своим друзьям, что дело тут не в Дантесе, а в царе, которого он вызвать на дуэль не мог, и одновременно развязывал себе руки: под покровом тайны он может обвинить в его изготовлении кого угодно. Кроме друзей, письма отправлены и одному-двум адресатам, которые должны были показать их царю или Бенкендорфу: Пушкин грозит царской чете небывалым скандалом, к которому может привести озвучивание такого текста.
4 ноября Пушкин сам "получает"
"диплом" и в тот же день
посылает вызов Дантесу,
Надежда на аудиенцию у императора не оправдалась: Нессельроде письмо с "дипломом" придержал, не решившись показать его царю, а Николай повел себя жестко – да и Жуковский вместо того чтобы поспособствовать такой встрече, сделал все возможное, чтобы замять скандал: он находит выход в том, что было подсказано чуть раньше самим Пушкиным: Дантес должен жениться на Екатерине Гончаровой. Дантес жениться на ней не хочет, это не входило в его планы, да и, ставши одним из самых модных кавалеров столицы, он рассчитывает на гораздо более выгодную партию. Николай заставляет Дантеса пойти на этот брак (сохранилось свидетельство дочери царя: "рара заставил Дантеса жениться").
7 ноября Жуковский радостно
сообщает Пушкину, что все
Пушкин, который был уверен в том, что Дантес ни за что не женится на сестре Н.Н., теперь вынужден уступить посредникам.13 ноября было объявлено о предстоящей свадьбе.
Между тем давление на Пушкина усиливается. На первый бал открытия сезона 15 ноября Пушкин приглашения не получает под тем предлогом, что "он носит траур по матери". Эта издевка особенно болезненна, поскольку Н.Н. приглашение получила.
Двусмысленность ситуации очевидна даже ей, и она испрашивает совета у Жуковского, как ей поступить; тот пишет записку с настоятельным советом – если не требованием, чтобы она была на балу и непременно одна. Жуковский, написав такую записку, и Н.Н., последовав его совету, поставили последнюю точку: Пушкин в этой борьбе остался абсолютно один против сплотившихся врагов.
Светом брак между Дантесом и Екатериной Гончаровой трактуется как жертва Дантеса во имя спасения честного имени Н.Н. Геккерен и Дантес пытаются наладить родственные отношения, но Пушкин наотрез отказывается такого рода отношения с ними поддерживать и принимать их у себя в доме. Тем не менее теперь у Дантеса появляется возможность на вполне официальном основании бывать там же, где бывает Н.Н. с сестрами, и продолжать свой шутовской флирт с Н.Н., подогревая любопытство света и удобряя почву для сплетен.
Наконец, 23 ноября, Жуковский устраивает Пушкину встречу с царем. Пушкин в разговоре дал понять, что не оставит дела, если его имя и имя его жены будут бесчеститься грязными сплетнями; царь прекрасно понимает, что, когда Пушкин говорит о Дантесе, все оскорбительные эпитеты имеют прямое отношение именно к нему, но не может говорить открыто и делает вид, что все это к нему не относится. Он берет с Пушкина обещание в случае возникновения дуэльной ситуации прежде поговорить с ним, с Николаем. Пушкин результатом этого разговора расстроен: сбываются его самые мрачные предчувствия, он не смог добиться, чтобы царь оставил в покое его жену, и ситуация медленно и верно катится к смертельной развязке.
В конце 1836 года поэт публикует в "Современнике" мистификационный памфлет "Последний из свойственников Иоанны Д`Арк", якобы написанный Вольтером. У Пушкина Вольтер отказывается стреляться с Дюлисом, поскольку это ниже его достоинства, и Пушкин, становясь на его сторону, тем самым дает понять, что для него Дантес – не противник. В конце концов Пушкин принимает окончательное решение разрубить весь узел накопившихся проблем, используя самим царем предложенную договоренность о возможности обратиться к Николаю в случае, если Пушкин решится на дуэль.
25 января 1837 года состоялась эта
последняя встреча;