Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:18, контрольная работа
В своем историческом развитии поэтика как наука прошла длинный путь, меняя в значительной мере очертания граней своего предмета и характер своих задач, то суживаясь до пределов свода поэтических правил, то расширяясь до границ, почти совпадающих с границами истории литературы или эстетики. Общей чертой поэтик всех направлений остается то, что все они подходят к художественной литературе под углом зрения её специфики, стремясь дать теорию поэтического искусства то в порядке установления научно обоснованных эстетических норм, то как догматической декларации творческих принципов, то в виде эмпирического анализа поэтической структуры, то наконец построения истории развития литературных форм.
Характеристика термина теоретической поэтики.
Образы-символы в поэтике М.Ю. Лермонтова
Список литературы.
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Сахалинский государственный университет
Института филологии
Кафедра русской и зарубежной литературы
Контрольная работа по предмету « литературоведение».
Тема: «Теоритическая поэтика. Литературное произведение».
Пак Мен Сук( Марта)
Проверил: кандидат филологических наук,доцент Лифанова И.В.
Южно-Сахалинск
2014
Тема: «Теоретическая поэтика. Литературное произведение».
План:
1. Характеристика термина теоретической поэтики.
В своем историческом развитии поэтика как наука прошла длинный путь, меняя в значительной мере очертания граней своего предмета и характер своих задач, то суживаясь до пределов свода поэтических правил, то расширяясь до границ, почти совпадающих с границами истории литературы или эстетики. Общей чертой поэтик всех направлений остается то, что все они подходят к художественной литературе под углом зрения её специфики, стремясь дать теорию поэтического искусства то в порядке установления научно обоснованных эстетических норм, то как догматической декларации творческих принципов, то в виде эмпирического анализа поэтической структуры, то наконец построения истории развития литературных форм.
Поэтика — раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства.
Термин «поэтика» иногда переносится на сам объект изучения, например «пушкинской поэтики», «поэтики Шекспира» и т. п.
В современной исследовательской литературе поэтика слова изучает «литературность», «превращение речи в поэтическое произведение и систему приемов, благодаря которым это превращение совершается».1
Исходя из темы моей дипломной работы «Образ моря в творчестве М.Ю.Лермонтова» хотелось подробнее остановиться на поэзии и лермонтовской поэтики.
Поэзия в широком значении: художественная литература, письменность; в значении узком: часть художественной литературы, охватывающая стихотворные произведения, в отличие от прозы''.
Поэзия (греч. poiesis, от poiein — делать), — поэтическое искусство в
целом, в узком смысле (ритмически) связанная
речь: стиховая поэзия в противоположность
прозе, так постоянно в английскихи французкихобозначениях''.
В целом, как бы критики ни характеризовали
сам процесс создания поэзии и какое бы
значение они ни вкладывали в слово «'стихотворение'»,
начиная с движения романтиков стало общепризнано,
что общее значение стихотворения неизбежно
эмоциональное; в целом выражение чувств
сегодня считается сущностным признаком
поэзии в плане ее воздействия на читателя.
Но поразительное развитие современной
теории поэтических смыслов привело к
разграничению чисто познавательной направленности
поэзии. В целом поэзия не дает информацию
или практические рекомендации, она являет
смысл, ценность которого может состоять
как раз в его неинформативности, в его
отрешенности от практических нужд.
Исключительность поэтической речи, таким
образом, заключается в радикальном отказе
от практических и концептуальных идеалов
прозы и, возможно, от всей ее социальной
ориентированности. Что касается звуковой
структуры, которая в высшей степени организована,
то она сама по себе в состоянии управлять
смыслами так, чтобы общий эффект не становился
концептуальным и прозаическим; и, таким
образом, хотя и верно, что мало кто считает
рифму отличительной особенностью поэзии,
традиционнаякритика признает тот факт,
что рифмованность типична для поэзии,
и рассматривает рифмованные стихи как
если и не единственный, то все же наиболее
общепринятый тип поэтического творчества'' 2
Поэзия:
1. Литературное произведение
2. Искусство сочинения
2. Образы-символы в поэтике М.Ю. Лермонтова
Уже в юношеской лирике закладываются проявляются эмоциональные особенности восприятия бытия Лермонтовым: стремление к максимальному самовыражению и самоанализу. Неудовлетворенный окружающей действительностью, лермонтовский герой мечтает о счастье и о свободе; они немыслимы для него без счастья и свободы всего человечества. Наделенный силой духа и мысли, громадной жаждой жизни, непримиримой ненавистью ко лжи и несправедливости, он – человек действия, борьбы.
В юношеской лирике герой Лермонтова и духовно родственные ему персонажи (Байрон, Демон) по масштабу своих грандиозных переживаний предстают равновеликими мирозданию. Духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. Его лирическое «я» ощущает гармонию со Вселенной, устремляется в небеса на свою духовную родину («Небо и звезды», «Звезда», «Земля и небо», «Мой демон» и др.).
Но чаще лирическое «я» противостоит мирозданию, отвергая его несовершенство и бунтуя. Так в лирику Лермонтова проникают мотивы богоборчества и мрачного демонизма, а отрицание принимает всеразрушительный характер, усиливая настроение одиночества и безысходности. Но если, ощущая себя одиноким, чуждым мирозданию (или природе) герой одновременно сознает себя соизмеримым с ним, то отрицание «толпы», «света» носит в ранней лирике поэта всеобъемлющий характер.
Признание безграничных прав личности и наряду с этим утрата веры в осуществимость общественного идеала в условиях социальной изоляции предопределили протестующий и трагический характер лермонтовской лирики, своеобразие восприятия бытия поэтом. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство исторической несвоевременности, усугубляло свойственный Лермонтову вселенский масштаб – отрицание, вражду со «светом», с толпой и с самим Богом, создавшим мир, где попирается добро и справедливость3. Противопоставление личности «целому миру» выливается не только в «тяжбу с Богом» и мятежный протест, но также и остро переживаемое ощущение собственного избранничества: герой ранней лирики Лермонтова – могущественная личность, убежденная в роковой предначертанности своей судьбы, способной единолично разрешить коренные вопросы нравственного и социального устройства мира. Высокий провиденциальный смысл личной, гражданской и поэтической миссии – один из постоянных мотивов юношеской лирики.
Мотивы отрицания, борьбы и в то же время тоски по гармонии выражаются через символические образы неба и земли, узника и темницы.
Произведения, в которых Лермонтов говорит о своей избраннической миссии, носят неясный характер. Они облечены в дымку таинственности. Мысли, выраженной в них, придан загадочный характер. Создается впечатление, что поэт заносил на бумагу думы о своем великом призвании в зашифрованном виде. У Лермонтова были свои заветные мысли, чувства, даже имена, которых он не хотел преждевременно раскрыть перед миром:
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто! (I, 350.)
При внимательном анализе за недомолвками и иносказаниями обнаруживаются контуры определенного круга идей, многократно взвешенных разумом и фантазией поэта.
Еще в отрочестве Лермонтов заметил противоречие своих мечтаний с реальным порядком вещей. Он видел, что суровой ветер окружающей жизни легко развеивал их легкую и нестройную цепь.
Предчувствие невозможности выполнить до конца свое назначение в мире вследствие препятствий, создаваемых действительностью, рождало в Лермонтове протестующий, злой и мстительный скепсис. Это – голос оскорбленного, отвергнутого добра, голос насмешки над миром, над людьми и над самим собой – за веру в мир и людей. Пятнадцатилетний мальчик пишет «Мой демон».
В зрелой лирике поэта субъективно-лирическая стихия сменяется введением объективных, конкретных образов. Объективация лирического «я» отражается в пейзажно-символических стихах. Объективные образы в них истолкованы, однако, в субъективно-эмоциональном ключе («Тучи», «Листок», «Утес» и др.), Устраняя откровенную метафоричность и избегая сложных речевых структур, Лермонтов повышает значение философского иносказания. Вместо прямого выражения от лица авторского «я», Лермонтов обычно рисует выразительную сценку, в которой лирические персонажи действуют самостоятельно, но вся картина в целом служит отражением заветных чувств самого автора, приобретая отчетливые и устойчивые признаки его пристрастно-субъективного отношения к действительности.
«Максимализм» чувств, избыточность и чрезмерность ощущений, безудержность переживаний во многом определили натуру Лермонтова и легли в основу его лирики.
Ведущим мотивом в стихотворениях ''Утес'', ''На севере диком'', ''Листок'' является трагедия одиночества. Тема одиночества вообще представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно, его лирический герой осмысливает так глубоко личную трагедию, испытывая недовольство самим собой, судьбой, обществом, но несмотря на это, нет ощущения полной безысходности, равнодушия к жизни. Но, сохраняя устойчивость, полноту символического и психологического содержания, одиночество как жизненная позиция в позднем творчестве Лермонтова обретает некоторые новые черты. Здесь оно уже не признак исключительности; во всяком случае не это акцентирует поэт. Тема одиночества расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности.
Стихотворение «Утес» (1841) отличается характерной для поздней лирики Лермонтова символической образностью, «иносказательным сюжетом». Ведущий мотив стихотворения – трагедия одиночества – прочитывается одновременно в двух планах: как неразделенность любви и как непрочность человеческих связей вообще. Художественное совершенство стихотворения достигается благодаря символическому описанию картины природы, «этой поэтической аналогии»4. «Тучка» и «утес» отнесены поэтом к разным природным стихиям: летучая, быстрая и беспечная «тучка» противоположна по всем этим признакам вечно неподвижному, монолитному утесу, и этот контраст вызывает целый ряд ассоциаций. Характерно, что «одиноко плачущим» у Лермонтова оказывается камень, утес-великан, символ прочной и уверенной в себе силы. Вся эта сложная система связей и отношений художественно резюмирована в овеществленной метафоре «следа»:
Но остался влажный след в морщине
«Именно след (а не действие) обладает в ''Утесе'' онтологической значимостью, приобретает как бы независимую от своего истока самоценность, в то время как во многих других стихах Лермонтова его ценность зависит от значительности самого действия, и след служит лишь его «знаком», подобием – неизбежно неполным и отраженным»5. Такое одиночество не снимает высокого личного трагизма, но предстает как естественный неизбежный общий итог бытия.
Стихотворение «На севере диком стоит одиноко» (1841) – вольный перевод Г. Гейне «Сосна стоит одиноко» (1827). Характерно, что образ сосны обычно трактуется как символ парного существования, не предполагающий одиночества: «Сосна – истинное ''дерево жизни'', которое даже в преклонном возрасте всегда выглядит зеленым и свежим, оно высоко оценивается как символ жизни и неизменного супружеского счастья <…> Кроме того, парный способ существования этого дерева символизирует супружескую чету»6 (выделено нами. – П. М.). Таким образом, если учитывать данное толкование, одиночество сосны в стихотворении Лермонтова воспринимается как противоестественное и трагическое.
Стихотворение построено по принципу контрастного параллелизма. Сосна и пальма находятся в разных пространственных измерениях: одетая «снегом сыпучим» сосна и южная пальма. Реально мотивированная несовместимость этих миров и легла в основу символической образности стиха. Пространственная контрастность как бы снимается дальнейшим развитием темы: сосна «стоит одиноко», но и прекрасная пальма «одна и грустна»; одиночество той и другой Лермонтов подчеркнуто усиливает: сосна стоит «на голой вершине», а пальма – «на утесе горючем». Таким образом, вся система художественных средств служит символическому выражению мысли о трагической непреодолимости одиночества при общей родственности судьбы.
В образной аллегории «до срока созревшего» в «суровой отчизне» листка (в движении которого на юг выявляется автобиографический момент изгнанничества) угадывается второй план стихотворения, раскрывающий тему бесцельного существования «как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременного созревания лермонтовского поколения»7.
Богатые смысловые и текстуальные связи ''Листка'' с другими стихами поэта позволяют отнести его к итоговым произведениям, причем аллегоризм данного стихотворения в контексте лирики Лермонтова последних лет становится настолько прозрачным, что подчас «стирается», заставляя воспринимать ''Листок'' как прямое самовыражение лирического героя.
Информация о работе Теоритическая поэтика. Литературное произведение