Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:46, контрольная работа
Тема Гражданской войны является одной из центральных в русской литературе XX века. Но самым выдающимся произведением об этом периоде русской истории, без сомнения, является роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон». Совсем не случайно, именно за этот роман М.А.Шолохову была присуждена Нобелевская премия.
Трагедия человека и трагедия народа в романе Шолохова «Тихий Дон»
Введение
Тема Гражданской войны
И на самом деле, трагедия человека и трагедия народа в период великой ломки социальной системы, являющиеся главной темой «Тихого Дона», стали тем, что определило всемирную популярность шолоховской эпопеи.
1.»Казацкий эпос»
«Тихий Дон» - самая длинная книга
среди классических русских
Два эпиграфа предваряют роман. Первый представляет собой старинную казачью песню «Дон после войны», в которой звучит и сыновняя любовь народа к родной земле, и скорбный плач его о пролитой на Дону казацкой крови, вдовстве и сиротстве. Второй эпиграф – семейная донская песня, использующая символику для выражения смуты, волнений и перемен на многострадальной земле. Всё это и станет главным содержанием великой книги Шолохова.
А начинается «Тихий Дон» как семейная сага. Прологом романа становится история рода Мелеховых. Бытовые детали первой экспозиционной главы в развитии повествования становятся важными мотивами, приобретают символический смысл: мелеховский двор – на самом краю хутора; любовь Прокофия удивительна, непонятна для хуторян; потом герой совершает убийство, которое сопровождается рождением ребёнка и смертью матери.
Любовь, рождение, естественная и насильственная смерти сплетаются в тугой узел человеческого существования на самом краю, где действуют мифологические законы.
Потом всё успокаивается, страсти уходят в глубину. Драматическая семейная сага превращается в казацкий эпос: «Обычным, нерушимым порядком шла в хуторе жизнь…». Даже самые ужасные события (изнасилование Аксиньи отцом и его убийство матерью и братом, страшные побои, попытка самоубийства Натальи) не акцентируются, не выделяются, а поглощаются мощным стихийным жизненным потоком. Но здесь же, в первых двух частях первой книги, завязывается главный сюжетный узел, который определяет всю романную структуру «Тихого Дона».
В основе сложного эпического повествования лежит простая фигура: любовный треугольник (Григорий-Аксинья-Наталья) с добавлением ещё нескольких линий. В первой книге семейная сага превращается в историю драматической любви, а затем сменяется военно-исторической хроникой.
В мирную жизнь казаков вторгается война. Линейная фабула семейной истории резко ломается. В романе появляются многочисленные исторические персонажи. Повествование ведётся с точки зрения то казачьего сотника Листницкого, то большевика Бунчука, то генерала Корнилова. Огромное место занимают здесь массовые сцены. А сам повествователь в «Тихом Доне» не всесильный и всезнающий Бог, а объективный свидетель, наблюдатель мощного потока взбаламученной, несущейся куда-то жизни. Грядут перемены, в которых рождается самое страшное – крушение гуманизма. Мудрый старик наставляет казаков, идущих на войну: «Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть…Чужого на войне не бери – раз. Женщину упаси Бог трогать, и ишо молитву такую надо знать» (кн.1, ч.3, гл.6).
Казаки списывают и увозят под
нательными рубахами «приглянувшиеся»
молитвы «от ружья» и «от боя»,
но это их не спасает: «Смерть пятнила
и тех, кто возил с собою
молитвы». В сцене жестокого надругательства
над полькой-горничной
Ещё сложнее оказывается
В развитии сюжета романа героям всё труднее становится «блюсть» человеческую правду. Война лишает опоры почти всех героев романа. У всех уходит земля из-под ног, ломается привычный образ жизни. «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе горе, посеянное войной» (кн.1, ч.3, гл.10). Для большинства это чужая война, не имеющая ни смысла, ни оправдания. Разноголосица – признак того, что время общей жизни, время эпоса уходит безвозвратно.
А впереди – ещё более
2.Гражданская война и
Вторая книга романа исторична и идеологична. Бунчук пропагандирует и читает Ленина, появляются исторические персонажи: Корнилов, Подтёлков, Кривошлыков. В многочисленных диалогах-спорах второй книги герои предсказывают будущие потрясения, к которым ведёт бессмысленная война.
Самое страшное предсказание звучит из уст столетней старухи. Её апокалипсические пророчества припоминает по пути на фронт Максимка Грязнов: «Ягодка, мой Максимушка! В старину не так народ жил – крепко жил, по правилам, и никаких на него не было напастей. А ты, чудинушка, доживёшь до такой поры-времени, что увидишь, как всю землю опутают проволокой, и будут летать по синю небушку птицы с железными носами, будут людей клевать, как арбуз грач клюёт… И будет мор на людях, глад, и восстанет брат на брата и сын на отца… останется народу, как от пожара травы». Что ж, - помолчав, продолжал Максим, - и на самом деле сбылось; телеграф выдумали – вот тебе и проволока! А железная птица – еропланы. Мало они нашего брата подолбили? И голод будет. Мои вон спротив энтих годов в половину хлеба сеют, да и каждый хозяин так. По станицам стар и млад остались, а хлоп неурожай – вот и «глад» вам.
- А брат на брата – это как, вроде брехня? – спросил Петро Мелехов, поправляя огонь.
- Погоди, и этого народ достигнет» (кн.2, ч.4, гл.8)
Вторая книга подробно рассказывает
о механизме этого «достижения»
Революция, или Октябрьский переворот (обозначение этого события в «Тихом Доне» варьируется), входит в мир романа в отличие от войны внезапно и тихо. Она не свершается, а подкрадывается как враг из-за угла, вовлекая в свой водоворот большинство героев романа: ищет свой путь и мечется в сомнениях Григорий Мелехов («Я говорю…, - глухо бурчал Григорий, - что ничего не понимаю…Мне трудно в этом разобраться… Блукаю я, как метель в степи…»), невеселые думы одолевают Листницкого («Ведь вот я по-честному не приемлю революцию, не могу принять! И сердце и разум противятся…Жизнь положу за старое, отдам её, не колеблясь, без позы, просто, по-солдатски. А многие ли на это пойдут?»). Он же первым в романе произносит страшные слова, подтверждающие пророчество «и восстанет брат на брата и сын на отца»: «Я говорю, что тогда, то есть в будущих боях, в Гражданской войне, - я только сейчас понял, что она неизбежна, - и понадобится верный казак» (кн. 2, ч.4, гл.11).
Бунчук, человек с другой стороны, с другого берега, успокаивает и обещает: «Большевики войны не хотят. Будь власть в их руках – сейчас же был мир». Но совсем скоро именно он – тоже первым в пределах романного мира – начинает новый кровавый виток, стреляет в своего, в русского, реально превращает «войну империалистическую в войну гражданскую»: «Они нас, или мы их!.. Серёдки нету. На кровь – кровью. Кто кого… Понял?..» (кн. 2, ч.4, гл.21).
Эту мысль подхватывает Мишка Кошевой, главный большевик, Немезида в лампасах с хутора Татарского: «По-моему, страшней людской серёдки ничего на свете нету, ничем ты её до дна не просветишь… Люди про себя мало знают» (кн. 2, ч.4, гл.21).
Непознаваемость страшит, серёдка вызывает ненависть. В отличие от Толстого, исходившего из целостности, единства национальной жизни в пору великих испытаний, Шолохов во второй и третьей книгах демонстрирует взрыв национального ядра, осколки которого разлетаются по разным траекториям.
Только теперь, после революции, в Татарском начинают по-настоящему не любить богатых. Только теперь иногородние становятся источником ненависти и страха. Только во время войны и восстания Григорий осознаёт свою чуждость соратникам по оружию – кадетам, офицерам, дворянам, что и оказывается причиной его очередного шатания в сторону красных.
Предсказания сбываются – брат идёт на брата, убийства следуют друг за другом: Бунчук убивает Калмыкова, гибнут Подтёлков и Кривошлыков, погибает от случайной пули безвестный Валет…
Третью книгу романа объединяет одно историческое событие: Верхнедонское антибольшевистское восстание. Её ключевые сцены: многочисленные сцены братоубийства, бессудных расстрелов и рубки пленных, грабежей. Оканчивается книга символически – судным днём, который устраивает хуторским богачам Мишка Кошевой. Он сжигает дома соседей-хуторян.
По-прежнему мечется Григорий Мелехов…
«Его «шатания», метания осмысляются
Шолоховым как схватка с
Третья книга связана с ещё одним важным сюжетным переломом. В начале романа смерть как событие отсутствует. Люди, как мифологические титаны, умирают редко и давно. Война нарушает этот природный, эпический порядок вещей. Ушедшие на фронт убивают и погибают, но это происходит где-то далеко. Домой, в Татарский, в центр романного мира, доносятся только трагические известия.
Потом смерть и война, рубки и расстрелы становятся привычным делом. «Ну, завиднелась и на донской земле кровица, - подёргивая щекой, улыбнулся Томилин» (кн. 2, ч.5, гл.24). Однако до поры до времени несчастья обходят мелеховский курень.
Убийство Петра Кошевым ломает и эту границу, стирает и эту невидимую черту. «Лучше б погиб ты где-нибудь в Пруссии, чем тут, на материнских глазах!» - мысленно с укором говорил брату Григорий и, взглянув на труп, вдруг побелел: по щеке Петра к пониклой усине ползла слеза» (кн. 3, ч.6, гл.34).
Но через какое-то время Григорий вспоминает о брате уже с какой-то лёгкой печалью и даже усмешкой. Война многое изменила в людях, и перемены эти наступают постепенно – от книги к книге.
По мнению И.Сухих, логика повествования в романе Шолохова такова:
«Первую книгу «Тихого Дона»
можно назвать книгой канунов.
Её магистральная тема –
Вторая и третья – книги катаклизмов, кризисов и катастроф: затянувшаяся война мировая, потом революция и война Гражданская взрывают все привычные основы, потрясают Тихий Дон до самого дна.
Книга четвёртая – книга уходов и итогов… Четвёртая книга шолоховской эпопеи повествует о гибели семьи, о том, что всё кончается плохо.
Брат Григория Пётр, жена Наталья, Дарья, отец, мать, дочь, Аксинья уходят по разным причинам – по болезни, от старости, от случайной пули, по собственной воле. Разные характеры и варианты жизненного пути: буйство и протест – смирение – упорство – любовь-страсть и любовь-жалость. Конец, увы, один: эта война, эта выпавшая им эпоха перемалывает всех.
«Тихий Дон» - книга не только о великом переломе, но и о великом перемоле. «Григорий мысленно перебирал в памяти убитых за две войны казаков своего хутора, и оказалось, что в Татарском нет ни одного двора, где бы не было покойника» (кн. 4, ч.7, гл.25)»3.
Череда смертей в романе завершается смертью Аксиньи от случайной пули. В описании похорон любимой в очередной раз возникает образ, сопровождающий Григория на всё его мучительном пути – «чёрное солнце». Это символическая кульминация книги. Чёрное солнце – солнце мёртвых. Но Шолохов не заканчивает роман этим образом - у его героя есть дети и родной дом, которые являются залогом жизни. Таким образом, и в конце романа автор оставляет героя на той же грани, черте между тьмой и светом – чёрным солнцем мёртвых и холодным солнцем огромного сияющего мира.
В судьбе Григория Мелехова как в капле воды отразилась трагедия всего казачества в переломную эпоху смены формаций.
В чём же состоит эта трагедия?
Во-первых, это вынужденное противостояние людей «одной крови», когда восстал «брат на брата и сын на отца».
Информация о работе Трагедия человека и трагедия народа в романе Шолохова «Тихий Дон»