Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:42, контрольная работа
В детской литературе в первый период ее существования в России преобладали воспитательные и образовательные функции. Будучи педагогически целенаправленной, детская литература не должна рассудочно, назидательно сужать рамки художественного исследования действительности. С таким ограниченным пониманием специфики детской литературы боролись революционные демократы-критики, впоследствии их традиции продолжили М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие.
В данной работе мы более подробно остановимся на творчестве М. Горького, как теоретика детской литературы.
Введение
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечественной и зарубежной.
В детской литературе в
первый период ее существования в
России преобладали воспитательные
и образовательные функции. Будучи
педагогически
В данной работе мы более подробно остановимся на творчестве М. Горького, как теоретика детской литературы.
1. Жизненный путь М.Горького
Горский Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород — 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. «серебряного века») и советской литературы.
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования
Горький не получил, закончив лишь ремесленное
училище. Жажда знаний утолялась
самостоятельно, он рос «самоучкой».
Тяжелая работа (посудник на пароходе,
«мальчик» в магазине, ученик в
иконописной мастерской, десятник на
ярмарочных постройках и др.) и ранние
лишения преподали хорошее
Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше. Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
Общественная позиция
Горького была радикальной. Он не раз
подвергался арестам, в 1902 Николай II
распорядился аннулировать его избрание
почетным академиком по разряду изящной
словесности (в знак протеста Чехов
и Короленко вышли из Академии).
В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское
крыло) и познакомился с В. И. Лениным.
Им оказывалась серьезная
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького — «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) — не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
После поражения революции 1905-1907 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915-1916), цикл рассказов «По Руси» (1912-1917). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-1918; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш«Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.
В 1928 Горький совершил «пробную»
поездку в Советский Союз (в
связи с чествованием, устроенным
по поводу его 60-летия), до этого вступив
в осторожные переговоры со сталинским
руководством. Апофеоз встречи на
Белорусском вокзале решил
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
2. Работа М. Горького в области детской литературы
С детской литературой Максим Горький соприкоснулся уже зрелым писателем. Ещё в 1912 году в Петербургском издательстве О.Н.Поповой вышел сборник «Голубая книжка», куда вошла сказка Горького «Воробьишко», обращённая к самым маленьким читателям.
Сказка характеризуется
тонким юмором, оригинальностью
В 1915 году Горький совместно с И.П. Ладыжниковым и А.Н.Тихоновым организовал издательство «Парус». Среди прочего было задумано издание серии книг для детей, содержащей биографии «великих умов человечества». Но осуществилось лишь издание сборника для детей «Радуга», который вышел только в 1917 году в издательстве «Парус» под названием «Ёлка».
В сборник «Радуга» Максим Горький включил свою забавную сказку «Самовар»(1913), герои которой говорят стихами, и сказку «Про Иванушку-дурачка».
После революции первым детским журналом был журнал «Северное сияние», вдохновлённый и редактируемый Максимом Горьким. В журнале публикуется сказочка Горького «Случай с Евсейкой» ( 1912) про мальчика и рыбок, распевающих весёлые песенки.
Для детских сказок Горького характерны оригинальное сплетение стихотворной и прозаической речи («Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», а также – оптимизм.
Следует добавить, что в детское чтение прочно вошли и некоторые «взрослые» произведения Максима Горького ( повести «Детство»,«В людях», рассказы «Дед Архип и Лёнька», «Утро», «Встряска», «Детство Ильи» из повести «Трое», «Бабушкин скворец», «Из рассказов о детстве»; для более старшего – «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», из «Сказок об Италии» и др.).
В последние годы жизни Максим Горький написал несколько статей на темы, связанные с детской литературой: «Литература – детям» (1933), «О сказках»(1929,1935)
Тема детства всегда находила живой отклик в его сердце.
Тема: - Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Время, в которое создавались
ранние романтические произведения
Горького, было тяжелым и неопределенным:
над страной сгущались
Тема свободного человека – главная тема
всего произведения, но в легенде о Данко
она рассматривается в неожиданном ракурсе.
Для писателя понятие «свобода» связано
с понятием «правда» и «подвиг». Горького
интересует не «свобода» «от чего-либо»,
а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен.
В яркой, образной форме они рассказывали
о героях и событиях, донося до слушателя
или читателя народную мудрость, народные
чаяния и мечты. Горький использует жанр
литературной легенды, потому что он, как
нельзя лучше, подходил для его замысла:
кратко, взволновано, ярко воспеть все
лучшее, что может быть в человеке. Более
всего писатель негодовал против эгоизма,
корыстолюбия, самолюбования и гордыни.
В своем любимом романтическом герое Данко
он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие,
доброту, желание пожертвовать собой ради
счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином:
«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые
леса окружали с трех сторон таборы этих
людей, а с четвертой – была степь». Очень
похоже на сказку. Тревожную и поучительную.
Чтобы показать в каком тяжелом положении
оказались люди, Горький создает зловещий
образ дремучего леса, по которому вынуждены
они пробираться, убегая от врагов: «…каменные
деревья стояли молча и неподвижно днем
в сером сумраке и еще плотнее сдвигались
вокруг людей по вечерам, когда загорались
костры… А еще страшней было, когда ветер
бил по вершинам деревьев и весь лес глухо
гудел, точно грозил и пел похоронную песню
тем людям…» В этом мраке и страхе особенно
ярким и желанным кажется появление Данко,
который повел людей из болот и мертвого
леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной,
капризной толпы, ведь люди, попав в самый
густой мрак леса и топь болот, набросились
на Данко с упреками и угрозами. Назвали
его «ничтожным и вредным человеком»,
решили убить его. Однако юноша простил
людям их гнев и несправедливые упреки.
Он вырвал из груди сердце, которое горело
ярким огнем любви к этим же людям, и осветил
им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко,
как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом великой любви
к людям…» Поступок Данко можно назвать
подвигом, ибо подвиг для Горького – это
высшая степень свободы от любви к себе.
Герой погибает, но искры его горячего
сердца и сегодня освещают путь к правде
и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль»
легенда о Данко является третьей, финальной
частью. Она завершает авторские размышления
о смысле человеческого существования,
дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит
жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит
первой, где дан образ себялюбца и гордеца
Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба
молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб
своего эгоизма, и от этого он одинок и
отвержен всеми. Данко же живет для людей,
потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование
образ рассказчицы. Старуха Изергиль –
носительница и выразительница народной
правды. Кроме того, у писателя появляется
возможность сравнить реальную жизнь
с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ
о судьбе которой занимает центральное
композиционное место в повести, пережила
в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко.
Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство
того, что в жизни каждого человека есть
место и для индивидуализма, и для подвига.
Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический
герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее
личный эгоизм, жизнь для любимого человека
и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот
финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная
старуха с черными провалами глазниц,
но с красной тряпицей на голове – символом
пламенного преклонения перед такими
героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует
художественно-изобразительные средства:
гиперболу («В лесу стало так темно, точно
в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение
(«…великаны-деревья… гудели сердитые
песни», «…болото… разевало свою жадную
гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный
огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные
цветы»). В тексте легенды много восклицательных
предложений, риторических вопросов и
многоточий, то есть умолчаний. Все это
передает напряженный и взволнованный
тон повествования. Финальные слова, говорящие
о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно,
громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень
большое впечатление: здесь не только
ясный и красивый язык, не только интересный,
захватывающий сюжет, но и глубина философской
мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь,
что этому небольшому произведению суждено
трогать сердца многих поколений людей.