Творчість Грема Гріна. Художні особливості роману «Людський фактор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ творчества Грэма Грина, а в частности, анализ художественных особенностей романа «Человеческий фактор». Цель достигается выполнением таких заданий:
1. Описать литературу ХХ века и основные течения.
2. Привести краткую биографию автора.
3. Рассмотреть особенности творчества Грэма Грина.
4. Рассмотреть художественные особенности романа «Человеческий фактор».
6. Сделать вывод.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………..5
1. Литература XX века. Основные течения……………………….5
2. Сведения об авторе. Особенности творчества…………………9
2.1) «Гринландия»………………………………………………..11
2.2) «Позиция вмешательства»………………………………….12
4. История написания. Художественные особенности романа…15
III. Выводы………………………………………………………………..18
IV. Список литературы…………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Грэм Грин.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Міжнародний гуманітарний університет

Факультет лінгвістики та перекладу 
Кафедра перекладу і мовознавства

 

ЗАТВЕРДЖУЮ

Зав. каф._________

2012 р.

 

Тема курсової роботи:

Творчість Грема Гріна. Художні особливості роману «Людський фактор»

 

Виконав студент

Мілєв Євген Олександрович

3 курсу, факультету Лінгвістики  та перекладу

Денна форма навчання 
_________________ 
 
Науковий курівник: 
канд. філол. наук 
доцент Русаков Леонід Дмитрович 
_________________

 

 

 

Одеса 
2012 р.

 

Содержание

    1. Введение……………………………………………………………3
    2. Основная часть……………………………………………………..5

1. Литература XX века. Основные течения……………………….5

2. Сведения об авторе. Особенности творчества…………………9

   2.1) «Гринландия»………………………………………………..11

   2.2) «Позиция вмешательства»………………………………….12

4. История написания. Художественные особенности романа…15

III. Выводы………………………………………………………………..18

IV. Список литературы…………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Литература XX века ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. XX век — эпоха роста самосознания народов, мощных национально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, поэзии, литературно-критические статьи, литературные манифесты. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. Одним из писателей, работавших в то время, был Грэм Грин.   

     Романы Грэма Грина неоднократно выступали предметом научного анализа. Анализ некоторых особенностей проблематики в творчестве Грэма Грина проводился такими исследователями, как В. Ивашева, Г. Аникин, Р. Миллер, А. Кассис. Изучением общих вопросов художественного наследия автора занимались Н. Эйшискина, Р. Шеррок. Анализ антиколониальной проблематики проводился Л. Танажко, исследованием психологического раскрытия личности в поздних романах занимались И. Полосухин, Р. Хоскинс.

     Что же касается его позднего романа «Человеческий фактор», то в нем автор не столько повторяется, сколько играет со своими излюбленными сюжетами. Сам сюжет "Человеческого фактора" в определенных моментах противоположен "Нашему человеку в Гаване. Сам по себе роман является одним из гениальнейших произведений автора. 
   Целью данной работы является анализ творчества Грэма Грина, а в частности, анализ художественных особенностей романа «Человеческий фактор».

    Цель достигается  выполнением таких заданий: 
1. Описать литературу ХХ века и основные течения.

2. Привести краткую биографию  автора.

3. Рассмотреть особенности  творчества Грэма Грина.

4. Рассмотреть художественные  особенности романа «Человеческий  фактор».

6. Сделать вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Литература ХХ века. Основные течения

   Литературное развитие в ХХ веке ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок времени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Каждое десятилетие ХХ века порождало новые направления в литературе, создавались громкие манифесты, провозглашались новые школы. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений.

    Среди новаторских течений начала XX века достаточно широкое распространение получил экспрессионизм (Германия, Австрия). Экспрессионизм возник как оппозиция искусству XIX века, и прежде всего — импрессионизму, натурализму, романтизму, хотя можно найти линии, связующие его с романтиками, с поэзией А. Рембо, М. Метерлинка. Экспрессионизм провозглашал целью искусства спонтанное, взрывоподобное выражение «я» художника, высвобождение энергии творца, по возможности не связанного с материальным миром, ибо тот олицетворяет хаос, зло. Происходит сознательное искажение форм действительности. Для стиля экспрессионизма характерны: тяготение к абстракциям, замена конкретных персонажей символами (Женщина, Неистовый Воин, Отчаяние и т. д.). Элементы поэтики экспрессионизма есть в произведениях немецких писателей, драмах Б. Брехта. Все громче заявляют о себе художники других модернистских направлений. Среди наиболее последовательных модернистов первой половины XX века самыми признанными стали Дж. Джойс (литература «потока сознания»), Ф. Кафка. Кафка — модернист прежде всего по мироощущению: замкнутость на себе, изолированность от людей, неверие в возможности человека что-либо изменить к лучшему, вырваться из круга унизительной рабской зависимости от сил зла. Человек обречен на одиночество, он слаб и уязвим, он незащищен перед бедой, перед всемогущим и непостижимым роком. В 40-50-е годы имя Ф. Кафки получает международную известность, которой немало способствовала высокая оценка его произведений Ж. Сартром и А. Камю — общепризнанными мэтрами набиравшего силу и входившего в моду экзистенциализма. Экзистенциализм пользовался необыкновенной популярностью в послевоенные годы, особенно популярен был его французский вариант, который попытался идею абсолютной свободы человека связать с идеей «ангажированности», вовлеченности в исторический процесс — идеей, которая была прямым порождением антифашистского Сопротивления. В буржуазных странах экзистенциализм возник в результате кризиса общественной системы. Он оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, на умонастроения буржуазной интеллигенции. Характерные черты экзистенциализма — пессимизм, субъективистское толкование свободы, отрицание рационального познания и утверждение интуитивного (непосредственного) постижения реальности. Человеческое существование (экзистенция) проявляется через заботу, страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть; человек постигает экзистенцию в пограничных ситуациях (борьба, страдания, смерть). Постигая свое существование, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя. Большой интерес представляют смелые эксперименты в области драматургии. В ряде пьес и постановок 50-60-х годов доминирует экзистенциалистская идея абсурдного бытия, изображение одинокого человека во враждебном мире. Возникает «театр абсурда» (француз А. Адамов, румын Э. Ионеско, ирландец С. Беккет). Бытие в пьесах предстает лишенным смысла и цели, разум — бессильным и порабощенным ложными идеями, над всем возвышается абсурд как альтернатива непреодолимой смерти. Еще одним направлением, противопоставившим себя реализму, стал сюрреализм. Это был своеобразный бунт против буржуазного общества, который нередко граничил с лингвистической «алхимией» и чистым экспериментом. Целью искусства провозглашались абсолютно свободное творчество, высвобождение психической энергии, достижение сверх реальности. Разрушение логики, загадочные сновидения, случайные ассоциации — таково проявление индивидуалистической «сюрреалистической революции» (ранние творческие опыты Л. Арагона, П. Элюара; Ф. Г. Лорка и др.). Возникает плеяда неороманистов. «Новый роман», или «антироман», принципиально осудил всякую политическую, социальную, философскую и нравственную тематику, всякую злободневную тематику вообще. Разрушается структура реалистического романа: в неоромане отсутствует типизация, хронологически последовательное повествование, сюжет, системы характеров. Все внимание сосредоточено на подсознании, на глубинном психологическом анализе. Неороманисты (Н. Саррот, К. Мориак) воссоздают душевные состояния, жизненный хаос, как можно менее упорядоченный. Фантазия и воображение писателей ставит порой «неороманы» на грань между реальным и воображаемым. Среди своих «учителей» неороманисты называли М. Пруста и Дж. Джойса. Англичанин Дж. Джойс стал выдающимся представителем литературы «потока сознания». Писатель воссоздает хаотичный внутренний монолог, «фиксирует» мельчайшие движения сознания в том порядке, в каком они возникали, передает душевные состояния в свободных ассоциативных потоках с ослабленными или предельно завуалированными логическими связями. Элементы «потока сознания» встречаются у Л. Толстого, М. Горького, У. Фолкнера, М. Слуцкиса. «Поток сознания» использовала как своего рода формальный эксперимент английская писательница Вирджиния Вулф. В своем творчестве она отдавала предпочтение воспроизведению микропроцессов психики. В. Вулф стала теоретиком «психологической школы», которая рассматривала воображение художника как основу творчества, утверждала приоритет субъективного над объективным. Писательница решительно выступала против реалистов (Голсуорси, Уэллса) и фактически отрицала социальную и нравственную проблематику искусства. Реализм, как литературное направление, не только не отступил под натиском бесконечно богатых исканий в сфере средств художественной выразительности, но и упрочил свои позиции, взаимодействуя с различными модернистскими течениями, заимствуя некоторые элементы их эстетики. Утверждением реализма характеризовалось в начале XX века литературное развитие США, Бельгии, скандинавских стран. Укрепились позиции реализма в Италии и Испании, усилились его тенденции в литературах

Востока и Латинской Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сведения об авторе. Особенности творчества

   Грэм Грин (1904-1991) Крупнейший современный английский прозаик, он уже при жизни воспринимался как классик. За шесть с лишним десятилетий литературного труда накопил солидный багаж: свыше 25 романов, пьесы, киносценарии, книги для детей, две автобиографические книги и три книги путевых очерков. Родился в семье директора привилегированной школы, учился в Оксфордском университете, где дебютировал как поэт.

   В 1926 г. принял католичество, однако не был ортодоксально религиозным писателем, считая себя "человеком веры" и "человеком сомнений".[5.c.23 ] Первый роман "Человек внутри" (1929) - история контрабандиста, выдавшего властям товарищей, вступившего в конфликт с собственной совестью и кончившего жизнь самоубийством. За ним последовали другие, среди которых немало известных, пользующихся мировым признанием: "Меня создала Англия" (1935), "Власть и слава" (1940), "Суть дела" (1948), "Тихий американец" (1955), "Наш человек в Гаване" (1958), "Ценой потери" (1961), "Почетный консул" (1973), "Человеческий фактор" (1978), "Доктор Фишер из Женевы" (1982), "Монсеньор Кихот" (1982) и др. Романы Грина разнообразны в жанровом отношении: криминальные, детективные, политические, сатирические, философские, действие в которых происходит в разных частях мира. Они нередко насыщены острыми драматическими ситуациями, захватывающей интригой, в совокупности они образуют особый художественный мир, "страну Грина", "Гринландию". Во многих из них писатель художественно отзывается на актуальные проблемы века: осуждает колониализм и войну ("Тихий американец"), показывает тайную деятельность спецслужб ("Наш человек в Гаване") (Грин сам некоторое время работал в британской разведке); видит трагикомические стороны бытия человека в современном мире ("Комедианты"). Манере Грина присуща богатая палитра красок: ирония, сатира, гротеск, лиризм, его книги пронизывают гуманизм, чувство сострадания, стремление проникнуть философски, психологически в сложный и загадочный "феномен человека". В 1990-е гг. в России вышло его шеститомное собрание сочинений.

    

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 «Гринландия»

 

    С середины 1930-х годов Грэм Грин много путешествовал по Африке и Мексике, публикуя книги путевых заметок и собирая материал для романов, действие которых происходит в местах, досконально им изученных в качестве журналиста. С появлением в 1940 году романа «Сила и слава», в котором изображена Мексика периода революции 1916, сопровождавшейся жестокими гонениями на Католическую Церковь и разгулом насилия, возникло понятие Гринландии как особой территории, где с наглядностью проступают доминирующие черты исторического опыта 20 века, времени социальных катастроф, грандиозных по своему масштабу и обнаживших истинную природу общественных отношений, как и характер ценностных ориентаций самого человека.

    Сам Грин считал, что Гринландия — изобретение поверхностных интерпретаторов его творчества, которые замечают только повторяющиеся сюжетные ситуации и постоянное возвращение к одному и тому же типу центрального персонажа: им оказывается «вконец опустившийся эмигрант, ставший алкоголиком, часами просиживающий под пальмами, изредка посещающий местный бордель, осознающий, что он забыт и людьми и Богом». [1.c.31 ] Однако в действительности Гринландия — термин для обозначения нескольких лейтмотивов, прошедших через творчество писателя. Они связаны с категориями греха и искупления, приобретающими для Грина особую важность, начиная с «Брайтонского леденца» (1938), где впервые дала себя почувствовать католическая духовная ориентация автора, а также с вызывающими его устойчивый интерес понятиями жалости или сострадания ближнему как двух типов этической позиции личности, которая и на себе ощущает бремя экзистенциального одиночества в окружающем ее мире.

         

2.2 Позиция вмешательства

    Сострадание как способность понять и разделить чужое бедствие противостоит у Грэма Грина жалости, остающейся только снисхождением к жертве, — коллизия, на которой построены несколько его романов, в особенности «Суть дела» (1948), книга, вобравшая в себя впечатления военных лет, когда писатель был сотрудником дипломатической миссии в Сьерра-Леоне (как выяснилось впоследствии, он был тесно связан с английской разведкой, что нашло отражение в затронувшем те же самые этические конфликты «Человеческом факторе», 1978). Тот же нравственный императив соучастия, так как современный мир исключает позицию постороннего для людей с гуманистическим или религиозным сознанием, побуждал Грина много раз обращаться в своих книгах к изображению событий, происходящих в горячих точках планеты, которые географически удалены от сравнительно благополучной Европы.

    Как пристрастный наблюдатель, для которого локальные политические распри становятся дополнительным свидетельством реальной общечеловеческой значительности интересующих Грина моральных постулатов, писатель описывал хронику освободительной борьбы Вьетнама против французских колонизаторов («Тихий американец», 1955), события в Бельгийском Конго («Ценой потери», 1961), в центрально-американской стране, где действуют ультралевые вооруженные группы, подчинившие свою революционную программу тактике террора («Почетный консул», 1973). Хроника событий, сообщающая фабульное напряжение всем этим книгам, была важна Грину прежде всего как повод для осмысления центральных этических конфликтов его творчества. Они стимулировали размышления о приверженности добру, пусть обреченному перед лицом торжествующей бесчеловечности или холодной прагматики, о вере, чаще всего неспособной служить надежной опорой в условиях, когда достоинство человека растоптано и унижено, но тем не менее остающейся предпочтительнее безверия и цинизма, о том, оправдано ли само согласие героев жить, когда реальность настолько уродлива, а их положение в мире практически безнадежно.

    Выросший на книгах английского писателя Джозефа Конрада и приверженный созданной этим прозаиком литературе «экзистенциального приключения», Грин почти неизменно заставлял своих персонажей искать «путей бегства» (так озаглавлена автобиографическая книга, 1980) от «скуки», под которой им понималась бесцветная и стерильная повседневность общества, основывающегося на выдохшейся либеральной традиции. Католицизм, который никогда не был у Грина последовательным, притягивал его тем, что пробуждал «способность к ощущению вины и к ее преодолению». [2.c.38 ] Герои, испытав это чувство вины как за собственные человеческие слабости, так и за радикальное несовершенство Творения, испытывают себя соприкосновением с действительностью, в которой «царят несправедливость, жестокость и ложность», ценя опыт приобщения к ней, поскольку «тут можно любить человека почти так, как его любит Бог, зная о нем самое худшее»

    Эта идея определяет и проблематику, и построение действия в «Комедиантах» (1966), где описывается Гаити времен диктатуры Франсуа 
Дювалье и развернута полемика персонажей о возможности или недостижимости свободы этического выбора перед лицом тирании, стремящейся поставить под контроль даже самые сокровенные сферы человеческого существования. Свои художественные произведения Грин разделял на «серьезные» и «развлекательные» — в зависимости от того, насколько важна острота интриги, требующей использования ходовых повествовательных приемов, позаимствованных из популярных жанров (мелодрама, политический боевик, детектив). Однако художественные решения, обычно предполагающие присутствие парадокса, который может приобретать и трагический характер, по существу, совпадают в книгах, относимых автором к разным категориям. Идентична и основная проблематика прозы Грина, которая независимо от особенностей жанра (комический роман нравов, как «Путешествия с тетушкой», 1969, притча с элементами травести и классического сюжета, как «Монсеньор Кихот», 1982, и другие) остается повествованием с резко выделенной моральной проблематикой, определяющейся поисками смысла и оправдания жизни в век этической апатии и прогрессирующей дегуманизации.

    Утверждая, что он подчинил свою писательскую деятельность противоборству диктатурам, Грэм Грин имел в виду и диктат наиболее распространенного в его эпоху скептичного умонастроения, которое он считал отказом от моральной озабоченности, а тем самым — отречением от высших обязанностей литературы. Динамичные, изобилующие острыми поворотами действия романы Грина уже с 1930-х годов привлекали внимание кинематографистов. Среди экранизаций его прозы выделяются ленты с участием Орсона Уэллса, Тейлор Элизабет, Ричарда Бертона и других звезд Голливуда. Фильм режиссера и продюсера Кэрола Рида «Третий человек» (1949), сценарий которого написал по собственному роману сам Грин, стал событием в истории британского кинематографа.

Информация о работе Творчість Грема Гріна. Художні особливості роману «Людський фактор»