Творчість Грема Гріна. Художні особливості роману «Людський фактор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 03:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ творчества Грэма Грина, а в частности, анализ художественных особенностей романа «Человеческий фактор». Цель достигается выполнением таких заданий:
1. Описать литературу ХХ века и основные течения.
2. Привести краткую биографию автора.
3. Рассмотреть особенности творчества Грэма Грина.
4. Рассмотреть художественные особенности романа «Человеческий фактор».
6. Сделать вывод.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………..5
1. Литература XX века. Основные течения……………………….5
2. Сведения об авторе. Особенности творчества…………………9
2.1) «Гринландия»………………………………………………..11
2.2) «Позиция вмешательства»………………………………….12
4. История написания. Художественные особенности романа…15
III. Выводы………………………………………………………………..18
IV. Список литературы…………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Грэм Грин.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

    Грину принадлежат несколько сборников рассказов, пьесы, составившие особый том (1985), книги для детей и подростков. Особую часть наследия Грина составляют многочисленные эссе, нередко служившие предисловиями к подготовленным им литературным антологиям и изданиям классиков.

    Всю свою писательскую жизнь Г. Грин оставался верен публицистике и документалистике, создав серию книг, в которых осмыслены многие злободневные коллизии современного мира (книга о всевластии мафии на французской Ривьере «Я обвиняю», 1982, книга о борьбе за передачу Панамского канала правительству Панамы «Знакомство с генералом», 1984, и др.).

    Грэм Грин скончался 3 апреля 1991 года, в Веве, в Швейцарии.

 

 

    1. История написания. Художественные особенности романа

    Собственные  слова автора о своем романе  дают наиболее точное представление  об истории написания и отношении  к своему произведению.

    Не стоит забывать, что сам Грин служил в британской контрразведке и что «Человеческий фактор» - поздний шпионский роман в его творчестве.

    Грэм Грин в своих мемуарах про создание романа «Человеческий фактор» писал:

«Я начал писать «Человеческий фактор» за десять лет до того, как он был опубликован, и в отчаянии бросил его, промучившись два или три года. Мне казалось, что он станет еще одной незаконченной работой, которыми был завален мой стол (три недописанных романа лежат на нем и сегодня). 
       Мне казалось, что впереди у меня – только годы немоты, и все это время «Человеческий фактор», еще не имевший названия, висел у меня на шее, как мертвый альбатрос. Таким же мертвым, как эта птица, было и мое воображение. И все-таки в тех двадцати тысячах слов, которые я написал, что-то было – особенно мне нравилась сцена после охоты в загородном доме у С. Она не давала мне покоя, я не мог заняться ничем другим и, в конце концов, нехотя и неуверенно снова взялся за этот роман. 
    Возможно, не давало мне покоя еще и наше лицемерие по отношению к Южной Африке. Было совершенно ясно, что как бы громко правительства западных стран ни осуждали апартеид, как бы много они ни говорили о его безнравственности, они ни за что не позволят черному населению и коммунистам захватить власть. Если операции «Дядюшка Римус» не существовало, это не значит, что она не могла осуществиться, и очень скоро. Я не столько придумывал, сколько предсказывал.

     Роман был написан, и я избавился от наваждения, но из этого не следовало, что я должен его печатать. Я долгое время размышлял, не положить ли его в стол, чтобы дети издали его после моей смерти. Я никогда не бываю доволен своими книгами, но этой я был недоволен особенно. Я предал свой замысел. В романе было насилие смерть Дэвиса, и доктора Персивейла которого никак не назовешь типичным для британской разведки служащим. Картина получилась не такой реалистичной, как мне хотелось, и спасает роман только человеческий фактор его названия. Как любовная история, история любви пожилого человека к своей жене – он, пожалуй, удался». [5.c.15-17 ]

   Не удивительно, что роман Грэма Грина "Человеческий фактор", называется одним из ключевых в его творчестве. Он относится к популярному, в свое время, жанру шпионского романа.

   Что же перейдем непосредственно к самому роману. Роман - это история 62-летнего британского разведчика, Мориса Кэсла, который с нетерпением

ждет выхода на пенсию и  доволен жизнью со своей южноафриканской женой

Сарой и ее сыном Сэмом, которых он встретил во время выполнения задания. Осложняет этот план расследования утечка информации исходящая от Кэсла. 

      Дом Кэсла находился в пригороде, где он вырос. Там он жил со своей женой, ребенком, собакой, и с этим местом связаны все его воспоминания о детстве. Всю информацию он должен держать в тайне, но любил вечерами попивать виски и болтать с посторонними. В связи с такой работой его жизнь была полна риска. 

    Вскоре, мы узнаем, что Кэсл является двойным агентом, использующим книги, чтобы общаться с коммунистами, которым он передает информацию. Это было недопустимо, за такое ему грозила смерть. Работа ему не приносила ничего, кроме постоянного волнения и страха.

Но в то же время он хотел жить нормальной человеческой жизнью, не боясь за судьбу своей  семьи.

     Затем, он вывез из Африки свою семью - любимую с чужим ребенком. Вот только страх преследовал его, страх быть раскрытым. Страх не столько за себя, сколько за свою семью. Жизнь шпиона - жизнь в постоянной неуверенности...

    Сила этой книги в письменной форме, и то, как Грин сумел передать характер жизни людей в ту эпоху на примере Кэсла. Основной линией является безмерная любовь Кэсла к своей жене. Однако роль Сары в книге выражена не четко, и её судьба остается неизвестной. Должно быть, главная её роль была в том, чтобы быть любящей матерью. Это качество раскрывало её образ больше, чем какие-либо черты характера. Сара – идеал невинного человека, которому приходится страдать из-за коррумпированной власти.

    В создании характеров персонажей проявляется и отход Грина от классических особенностей реалистического искусства, а именно отсутствие типизации и стремление максимально индивидуализировать образ героя.

    Особая точность и правдивость обстоятельств достигается автором через использование системы деталей, как сводящих внимание к мельчайшим подробностям, так и будящих широкие ассоциации. Грин также не полностью порывает и с искусством романтизма, расширяя и обогащая возможности этого метода в новых литературных условиях. Автор продолжает экспериментировать в области художественной формы, что свидетельствует об усложнившемся взгляде автора на мир и человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 
    Литература XX века ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. XX век — эпоха роста самосознания народов, мощных национально-освободительных движений. В этот период создаются произведения прозы, драматургии, поэзии, литературно-критические статьи, литературные манифесты. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века.

    Мысль о том,  что в современном мире человек,  даже помимо своей воли, втягивается  в политическую борьбу, получает  развитие в романе «Фактор  человеческий» (The Human Factor, 1978). Речь в нем идет о разведке и шпионаже, но он отнюдь не относится к детективному жанру. Это роман о современном человеке, который должен жить в условиях одиночества, молчания, постоянного риска и смертельной опасности. Грин анализирует психологию человека, вынужденного стать тайным агентом. Главный герой Морис Кэсл мучительно переживает то, что ему приходится выполнять задания разведки. В романе выражено скептическое отношение писателя к эффективности дела Кэсла. Для Грина бессмысленность миссии Кэсла очевидна вне зависимости от того, каким политическим силам современности заставляют его служить обстоятельства.

    Художественная  сила романов Грина определяется  постановкой и глубиной решения  актуальных социально-политических  и нравственно-психологических проблем.  Заблуждения и ошибочные заявления  Грина не перечеркивают большого  идейно-художественного значения  его лучших романов, в которых  объективно показано, что буржуазная  цивилизация Запада скатилась  к варварству и бесчеловечности.  Оригинальность романов Грина  - в сочетании трагического и  сатирического начал, в подчеркивании  порывов к героическому в обстановке трагического фарса современной буржуазной действительности.

    Новые  сведения о подозрительных и,  вероятно, двусторонних шпионских  связях Грина с секретной службой  во время «холодной войны»  действительно укрепляют наши  сомнения относительно таких  его поздних романов, как «Комедианты», «Путешествия с тетушкой», «Почетный  консул» и «Человеческий фактор».  При всем своем техническом  совершенстве они оставляют странное  чувство неудовлетворенности, поскольку  затронутые там важнейшие политические  и философские проблемы не  получают должного разрешения. Читая  его книги, постепенно утверждаешься в мысли, что у Грина не было последовательного и непротиворечивого взгляда на мир и что именно этот свой недостаток он пытался замаскировать, настаивая на том, что у художника не должно быть приверженности к той или иной идеологической системе. Возможно, это не было бы столь важно, если бы он сам не обращался к этой теме в своей поздней прозе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Бэлза Св. Новые путешествия по «Гринленду» //Лит. газ. 1983. - 19 окт., № 42. - С. И.

 

2. Грин Г. Собрание сочинений в 6 тт. /Редколл.: С. Бэлза, Т. Кудрявцева, П. Палиевский. М.: Художественная литература, 1992-1996.

 

3. Грин Г. Избранные  произведения: В 2 т. /Сост. Г.А. Анджапаридзе; Вступ. ст. В.В. Ивашевой. Худож. лит., 1986. 

4. Грин Г. Избранное:  сборник /Сост. и предисл. Г.  Анджапаридзе. М.: Радуга, 1990. - 606 с. 

5. Greene G. British dramatists. London, 1942. - 48 p.

 

6. Зарубежная литература ХХ в. / Под ред. В.М. Толмачёва. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 

7.  Литературно-критические работы с анализом творчества Г. Грина на русском языке 
 
8. Остальский А. "Гринладия" осталось без короля //Новое время. — 1991. -№ 15. С.42-43.

 

9. Произведения Г. Грина Собрания сочинений. Сборники

 
 

 


Информация о работе Творчість Грема Гріна. Художні особливості роману «Людський фактор»