По структуре антитеза может быть
простой (одночленной): У сильного всегда
бессильный виноват и сложной (многочленной):
И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем
не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует
в душе какой-то холод тайный, когда огонь
кипит в крови. В сложную антитезу вовлечено
несколько антонимических пар.
Противоположен антитезе прием, состоящий
в отрицании контрастных признаков
у предмета: В бричке сидел господин,
не красавец, но и не дурной наружности,
не слишком толст, не слишком тонок;
нельзя сказать, чтобы стар, однако
ж и не так, чтобы слишком молод. Такое
нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает
заурядность описываемого, отсутствие
у него ярких качеств, четко выраженных
признаков. Подобное использование антонимов
дает возможность указать на такие понятия,
которые в языке не имеют точного обозначения:
Если друг оказался вдруг и не друг и не
враг, а так.
Сопоставление антонимов в высказывании
придает особую значительность каждому
из названных ими предметов, что
усиливает выразительность речи:
Горы разделяют страны, но сближают
людей; Характер спортсменов воспитывается
не триумфом побед, а горечью поражений.
Кроме того, антонимы в таких случаях
принимают на себя логическое ударение,
выделяя смысловые центры фразы;
ср.: Жизнь достаточно продолжительна,
чтобы успеть исправить старые заблуждения,
но недостаточно коротка, чтобы не успеть
впасть в новые. Особую остроту
и афористичность придают антонимы крылатым
выражениям: Дома новы, но предрассудки
стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды;
Так мало пройдено дорог, так много сделано
ошибок. Явление антонимии используется
и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое).
Этот прием состоит в соединении контрастных
лексических единиц с целью изображения
нового, необычного понятия: «Плохой хороший
человек» (название кинофильма). Одни оксюмороны
строятся на подлинных антонимах (начало
конца), другие - на словах с противоположными
значениями, объединяемых как определяемое
и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая
трагедия»; Пышное природы увяданье. Слова,
используемые в таких оксюморонах, нельзя
назвать антонимами в строгом значении
термина, так как они принадлежат к разным
частям речи.
В ироническом контексте может
быть употреблен один антоним вместо
другого: Откуда, умная, бредешь ты голова?
Прилагательное умная относится к Ослу,
и мы понимаем, что за этим определением
стоит его антоним - глупая. Употребление
слова в противоположном значении называется
антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение).
К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной
речи; так, рассеянному человеку в шутку
говорят: Какой ты внимательный!; злому:
Как ты добр! и т. д.
Антонимия привлекается не только для
выражения контраста. Антонимы могут
показать широту пространственных и
временных границ: С южных гор
до северных морей; Войска идут день и
ночь; им становится невмочь, полноту отражения
явлений, фактов действительности: Спят
богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и
добрые, и лютые. Антонимы передают смену
картин, наблюдаемых в жизни, чередование
действий, событий: Вот вдали блеснула
ясная зарница, вспыхнула и погасла; Помиримся.
И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы
сложим наши бессонницы в сплошную белую
ночь.
Столкновение в речи антонимов
- многозначных слов порождает каламбур
(фр. calembour). Этот стилистический прием
характеризуется игрой слов, возникающей
в результате восприятия многозначных
слов сразу в нескольких значениях: Самый
отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь
да близок, а самый близкий от чего-нибудь
да отдален, Молодая была уже не молода.
Антонимы благодаря устойчивым
связям в лексической системе
языка воспринимаются в речи на фоне
своих семантических коррелятов.
Так, встречая то или иное слово, имеющее
антоним, мы невольно сопоставляем эти
взаимосвязанные слова.
Примеры.
- Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали. - Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели "расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить".
- Он, — говорит, — платьев мне по своему вкусу таких нашил, каких тягостной не требуется: узких да с талиями, я их надену, выстроюсь, а он сердится, говорит: "Скинь; не идет тебе"; не надену их, в роспашне покажусь, еще того вдвое обидится, говорит: "На кого похожа ты?" Я все поняла, что уже не воротить мне его, что я ему опротивела..." - Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.
- Иван Северьянович бросил из-под бровей спокойный взгляд на говорящего и отвечал:. - И поет и рыдает: "Успокой меня, неспокойного, осчастливь меня, несчастливого".
- - Как же не искушать? Разумеется, если сам Павел-апостол от него не ушел и в послании пишет, что "ангел сатанин был дан ему в плоть", то мог ли я, грешный и слабый человек, не претерпеть его мучительства. - У него дышловики были сильные и опористые: могли так спускать, что просто хвостом на землю садились, но один из них, подлец, с астрономией был — как только его сильно потянешь, он сейчас голову кверху дерет и прах его знает куда на небо созерцает.
- А он мало спустя опять зашипел, да уже совсем на другой манер, -- как птица огненная, выпорхнул с хвостом, тоже с огненным, и огонь необыкновенно какой, как кровь красный, а лопнет, вдруг все желтое сделается и потом синее станет. - Я от этого стал уклоняться, потому что их много, а я один, и они меня ни разу не могли попасть одного и вдоволь отколотить, а при мужиках не смели, потому что те за мою добродетель всегда стояли за меня.
- Да и о чем было его еще больше расспрашивать? повествования своего минувшего он исповедал со всею откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам. - "Жаться, мол, она глупый ребенок — она тоже и ко мне жмется, а отдать я ее не отдам".
- Нет, не угадали; но только я настоящий военный, при полковых делах был почти с самого детства. - "Нет, у меня был, — говорю, — паспорт, только фальшивый".
- "Садись, бедный человек, мы тебя подвезем". - Исправник толстый-претолстый, и две дочери у него были замужем, а и тот с зятьями своими тут же заодно пыхтит, как сом, и пятками месит, а гусар-ремонтер, ротмистр богатый и собой молодец, плясун залихватский, всех ярче действует: руки в боки, а каблуками навыверт стучит, перед всеми идет -- козырится, взагреб валяет, а с Грушей встренется -- головой тряхнет, шапку к ногам ее ронит и кричит: "Наступи, раздави, раскрасавица!"
- "Послушай, Иван, ты ведь, я думаю, знаешь, что мне тебя при себе держать нельзя". - Оно, разумеется, и при всем этом скучно, но все еще перенесть можно, но на солончаке не приведи господи никому долго побывать.
- Это легко делать, потому что если лошади на глаз дышать, ей это приятно, от теплого дыхания, и она стоит не шелохнется, но воздух выйдет, и у нее опять ямы над глазами будут. - После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать.
- И обошла она первый ряд и второй — гости вроде как полукругом сидели — и потом проходит и самый последний ряд, за которым я сзади за стулом на ногах стоял, и было уже назад повернула, не хотела мне подносить, но старый цыган, что сзади ее шел, вдруг как крикнет: - Вот цыганы покашляли, и молодой ее брат взял в руки гитару, а она запела.
- "Что тебе до моего шнурка; он чистый был, а это на мне с тоски почернел от тяжелого пота" - "Зачем ты такие грязные шнурки носишь?"
- Потом сел сам на полу у дивана и голову склонил к ее алому сафьяновому башмачку и мне кивает: дескать, садись и ты. - А я нарочно невежничаю, не скоро ему отвечаю: прежде встал потихонечку; потом гребень на поясок повесил, откашлянулся и тогда молвил:
- "Вот тебе, -- говорю, -- и храбрость твою под ногой придавлю". - Татарва и страх позабыли, все повыскакали, башками трясут, вопят: "Алла! Алла!" -- да в погоню, а те, хивяки, пропали, и следа их нет, только один ящик свой покинули по себе на память...
- Как же-с; не раз говорил; да что же, когда справок нет... не верят, так и в монастырь светскую ложь занес и здесь из благородных числюсь . - А я все думаю, что все это правда, а только сам все головою качаю и говорю:"Этакая, мол, сумма! целые пятьдесят тысяч!"
- Я ему мало в ноги от радости не поклонился и думаю: чем мне этою дверью заставляться да потом ее отставлять, я ее лучше фундаментально прилажу, чтобы она мне всегда была ограждением, и взял и учинил ее на самых надежных плотных петлях, а для безопаски еще к ней самый тяжелый блок приснастил из булыжного камня, и все это исправил в тишине в один день до вечера и, как пришла ночная пора, лег в свое время и сплю. - Но только не договорил я этого, что хотел сказать, как вижу, к нам по степи легкий улан идет.
- А в эту самую минуту от города, вдруг вижу, бегит мой барин, у которого я служу, и уже в руках пистолет, и он все стреляет из того пистолета да кричит:"Держи их, Иван! Держи!" - "Отпусти его! — он один за нас молится".
- Ух, как скучно! пустынь, солнце да лиман, и опять заснешь, а оно, это течение с поветрием, опять в душу лезет и кричит: "Иван! пойдем, брат Иван!" - Ну уж не знаю-с, будет ли это сколько-нибудь интересно, а извольте слушать.
- Ну, - думаю, - опять это мне про монашество пошло!" - и с досадою проснулся и в удивлении вижу, что над моею барышнею кто-то стоит на песку на коленях, самого нежного вида, и река рекой разливается-плачет. – Но только через некоторое время поехали мы с графом и с графинею в Воронеж, -- к новоявленным мощам маленькую графиньку косолапую на исцеление туда везли, -- и остановились в Елецком уезде, в селе Крутом, лошадей кормить, я и опять под колодой уснул, и вижу -- опять идет тот монашек, которого я решил, и говорит:
- "Терзайте, — говорит, — их: теперь нет их молитвенника", — и проскакал мимо; а за сим стратопедархом — его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и все кивают владыке грустно и жалостно, и все сквозь плач тихо стонут: "Отпусти его! — он один за нас молится". - Писано, что угодник божий Тихон стал тогда просить богородицу о продлении мира на земле, а апостол Павел ему громко ответил знамение, когда не станет мира, такими словами: "Егда, — говорит, — все рекут мир и утверждение, тогда нападает на них внезапу всегубительство".
- А я на это ловок был, и хоть вожжи от дышловых, которым надо спускать, в руках у кучера, но я много умел отцу помогать. - Я обрадовался этому случаю и изо всей силы затянул "дддд-и-и-и-т-т-т-ы-о-о", и с версту все это звучал, и до того разгорелся, что как стали мы нагонять парный воз, на кого я кричал-то, я и стал в стременах подниматься и вижу, что человек лежит на сене на возу, и как его, верно, приятно на свежем поветрии солнышком пригрело, то он, ничего не опасаяся, крепко-прекрепко спит, так сладко вверх спиною раскинулся и даже руки врозь разложил, точно воз обнимает.
- "Нет, скажи же ты мне... не потаи от меня, мой сердечный друг, где он бывает?" - "Ты бессердечный, ты каменный".
- Гляжу, и вижу тоже, что бьет яростно, даже глаза на лоб выпялил, и так его как ударит, так сразу до крови и режет. - Ну, нечего делать, видно, надо против тебя хорошее средство изобретать: взял и на другой день на двери чистым углем большой крест написал, и как пришла ночь, я и лег спокойно, думаю себе: уж теперь не придет, да только что с этим заснул, а он и вот он, опять стоит и опять вздыхает!
- "Поедем в коляске кататься!" — и притворился, будто ласковый, и в голову меня поцеловал: а я, ничего не опасаясь, села с ним и поехала. - - Да стоило-с его еще и не эдак. Насмешник злой был и выдумщик и все над всеми шутки выдумывал.
- "Хороша, мол, шутка. Если вы этак станете надо мною часто шутить, так я и до другой весны не доживу". - -Нет-с, не замечал; да и вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.
Заключение.
Антонимы, являясь выражением в
языке противоположности, играют
важную роль в лексической системе
языка.
Антонимам свойственно преимущественно
контактное употребление в определенных
контекстах, в которых раскрываются
их важнейшие функции.
Использование антонимов лежит
в основе разнообразных стилистических
приемов. Антонимия придает особую
значительность предметам и понятиям.
Антонимы способствуют раскрытию
противоречивой сущности предметов, явлений.
Стилистические функции антонимов
не исчерпываются выражением контраста.
Антонимы помогают нам показать полноту
охвата явлений.
Богатство и разнообразие антонимов
в русском языке создают неограниченные
выразительные возможности и
в то же время обязывают нас
серьезно и вдумчиво относиться к
использованию этих контрастных
слов в речи.
Список литературы.
- Н. С. Лесков «Очарованный Странник»
- Д. Э. Розенталь, «Для поступления в вуз»
- Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2000 антоним. пар.
- «Лексические антонимы, их типы и роль в языке» в пособии Валгиной Н.С., Розенталя Д.Э., Фоминой М.М. «Современный русский язык»