Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 17:43, практическая работа
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса.
Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. С течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического мышления. Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к счастью. Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящих победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый) – далее в скобках некоторые русские народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка), о добывании чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная Рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо одноглазое). Волшебные сказки народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы.
Бытовые сказки, по композиции, в большинстве случаев близки к анекдоту, в них присутствует бытовой юмор, т.е. смешные и анекдотичные ситуации взятые из жизни, также они отличаются острой социальной направленностью (бедные шутят над богатыми и т.п.).
Героями в бытовых сказках обычно выступают: бедные крестьяне, наемные работники (батраки), солдаты в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке (служба, пашня, стройка, конюшня, гарнизон и т.д.). Как отдельный подраздел народных русских бытовых сказок можно при особом желании выделить сатирические сказки, в которых высмеивается барин, барыня, поп, дьякон (Барин и плотник; Барин и собака; сказка Барин и мужик; Барин лает в церкви; Добрый поп; Как поп работницу нанимал; Мужик и поп) и т.п. Положительный персонаж бытовой сказки, равно как и волшебной (авантюрной) всегда остается победителем в описываемых в сказке обстоятельствах, и в очередной раз доказывает всем известное утверждение-поговорку, что голь на выдумку хитра.
Также в сказочном репертуаре народов, наравне с основными типами сказки, существуют различные подвиды жанров сказки, например, сказки-небылицы, докучные сказки, сказки-присказки, другие.
Герои: Лиса, Тетерев
Краткое содержание: Лиса пыталась выманить тетерева хитростью и съесть его. Но старый тетерев был мудр и сам перехитрил лису.
Герои: Лиса, Журавль
Краткое содержание: Подружились лиса и журавль. Пригласила лиса журавля в гости. Наварила она манной каши и размазала по тарелке. Журавль стучал-стучал носом по тарелке, да так ничего и не смог съесть. А лиса тем временем сама всю кашу съела. На другой день пригласил журавль лису к себе в гости. Приготовил журавль окрошку и разлил ее в кувшины с тонким горлышком. Лиса как не пыталась, а мордочка не пролезает в кувшин. А журавль клюет длинным носом в кувшине окрошку и нахваливает ее вкусовые качества. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем и закончилась.
Герои: Лиса, Козел
Краткое содержание: Провалилась лиса в колодец и не знает, как выбраться. Мимо колодца проходил козел. Лиса заманила и козла в колодец. Затем прыгнула на него и оказалась на воле. А козел чуть не помер с голоду, пока его не нашли хозяева и не вытащили из колодца за рога.
Герои: сестрица Аленушка, братец Иванушка, старик, старуха, купец, ведьма, слуга
Краткое содержание: Жили старик, старуха, сестрица Аленушка и братец Иванушка. Старик со старухой умерли и остались брат с сестрой одни. Однажды пошла Аленушка на работу и взяла с собой Иванушку. Было очень жарко, а путь до колодца долгий. Не выдержал Иванушка, попил воды из козьего копытца и стал козлёночком. Расплакалась Аленушка, а мимо купец молодой ехал. Взял он ее в жены и стали они все вместе жить. Однажды в хоромы купца пришла злая ведьма, позвала Аленушку купаться, повесила веревку с камнем на шею и утопила. Превратилась ведьма в Аленушку и никто, кроме козленочка, об этом не узнал. Козленочек ходил к озеру и разговаривал с Аленушкой. Ведьма приказала его зажарить, но слуга купца проследил за козленком и узнал, что в озере Аленушка утоплена. Достали Аленушку, ожила она. Козленочек от радости превратился снова в Иванушку. А злую ведьму привязали к коню и пустили в поле. и все жили долго и счастливо.
Герои: Иван-царевич, серый Волк, царь Берендей, старший сын, средний сын, Жар-птица, царь Афрон, царь Кусман, Елена Прекрасная, ворон
Краткое содержание: Сказка повествует о том, как младший из трех сыновей Иван-царевич отправился на поиски Жар птицы, ворующей яблоки из отцовского сада. В пути Иван-царевич встречает Серого Волка, который сначала съел коня Ивана, но потом, чтобы искупить вину начинает служить и помогать Иван Царевичу добыть Жар птицу, Златогривого коня и Елену Прекрасную. Братья завидуют Иван-царевичу и убивают его спящего, но Серый Волк снова приходит на помощь и оживляет его с помощью живой и мертвой воды, взяв у ворона в заложники его вороненка.
Герои: Старик, старший сын, средний сын, Иван-дурак, Сивка-бурка, глашатай, царь, царевна
Краткое содержание: Старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле. Старший брат не хочет ночевать на могиле, а просит младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец Он вызывает богатырского коня сивку-бурку и велит ему, чтобы он служил сыну. Средний брат поступает так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется.
Царь бросает клич: кто сорвёт портрет царевны, на ширинке (то есть на полотенце) нарисованный, с высокого дому, за того царевна замуж пойдёт. Старший и средний братья едут смотреть, как будут портрет срывать. Дурак просится с ними, братья дают ему трёхногую кобылёнку, а сами уезжают. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. Он едет за портретом.
Конь скачет высоко, но не достаёт портрета всего на три бревна. Братья видят это. Вернувшись домой, они рассказывают жёнам об удалом молодце, но не знают, что это их брат. На другой день происходит то же — Иван опять чуть-чуть не достаёт. В третий раз он срывает портрет.
Царь созывает на пир людей всех сословий. Иван-дурак тоже приходит и садится за печкой. Царевна потчует гостей и смотрит: кто утрётся ширинкой с портретом? Но она не видит Ивана Пир идёт и на другой день, но царевна опять не находит суженого. На третий раз она обнаруживает за печкой Ивана-дурака с портретом и с радостью ведёт к своему отцу. Братья Ивана изумлены.
Играют свадьбу. Иван, приодевшись да почистившись, становится молодцом: «не Иван-дурак, а Иван — царский зять».
Герои: Петушок, курочка, корова, косари, печея, дровосеки, кузнец
Краткое содержание: Сказка про торопливого петушка, который подавился бобовым зернышком и как курице пришлось его спасать, обращаясь за помощью к хозяйке за маслом, к корове за молоком, к хозяину за травой и к косу за косой. В итоге, когда вся эта длинная цепочка замкнулась и курица получила масло, она смазала петушку горлышко и бобовое зернышко проскочило. Эта русская народная сказка как бы намекает нам, что нельзя торопиться и отвлекаться во время приема пищи.
Герои: Солдат, Старуха
Краткое содержание: Веселая короткая сказка из русского народного творчества, как находчивый солдат обманул жадную бабушку и накормил ее вкусной кашей из топора.
Герои: мужик, баба, девочка, братец, Гуси-лебеди, Баба-яга, печка, яблоня, молочная река
Краткое содержание: Родители уходят на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка сажает братца под окошком, а сама бежит на улицу. Гуси-лебеди тем временем уносят братца на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей. По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается. Она встречает ёжика, который указывает ей дорогу. Приходит к избушке на курьих ножках, заглядывает туда — а там Баба Яга и братец. Девочка уносит братца, а гуси-лебеди летят за нею в погоню. Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом ее прячет яблонька, причём приходится девочке поесть лесного яблочка, затем она прячется в печке и ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем. Девочка с братцем прибегают домой, а тут как раз отец с матерью приходят.
Герои: мороз Синий-нос, мороз Красный-нос, мужик
Краткое содержание: Интересная сказка про двух Морозов, братьев, отличавшихся между собой только цветом носа. И вот решили они как то поспорить, кто из них сильнее морозить умеет. Выбрали себе по цели и давай холода нагонять. Первый Мороз выбрал себе барина, а второй Мороз - мужика. В итоге мужик так отделал второго брата, что у того вся охота пропала мужиков морозить.
Герои: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка, зайка
Краткое содержание: Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка пошли за водой. Когда они шли обратно они испугались зайца. Придя домой каждый рассказывал свой рассказ о том, чего он испугался.
Герои: царь, царица, царевна, змей, Никита Кожемяка,
Краткое содержание: дочь киевского князя, унесенная змеем, узнает, что он боится одного Никиты Кожемяки; просит отца отыскать богатыря, которого посланные князя застают за работой; он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывается, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и после боя со змеем освобождает княжну. В память победы урочище близ Киева с тех пор зовется Кожемяками. В великорусском пересказе иное окончание. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее змея и провел борозду от Киева до моря; затем, деля море, он убил змея и утопил его труп.
Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли.
Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/
Сказка о рыбаке и
рыбке
Краткое содержание: Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
Старик два
раза закидывал невод — ничего
не было, в третий раз вытянул
золотую рыбку. Рыбка попросила
отпустить её. Старик отпустил. Пришел
домой рассказал жене. Жена сказала
попросить корыто. Дала рыбка
корыто. Старуха сказала попросить
избу. Дала рыбка и избу. Захотела
старуха стать столбовою
Захотела стать царицею. Сделала её рыбка и царицею. Захотела стать владычицей морской, чтобы рыбка ей прислуживала.
Передал старик рыбке просьбу рыбке, но ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился — глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Краткое содержание: У царя родилась дочь. А мать ее умерла. Царь снова женился. Новая жена его все время беседовала с волшебным зеркалом, которое уверяло, что она самая красивая. Дочь царя выросла и мачеха узнала от зеркала, что теперь дочь царя самая красивая. Она разозлилась и приказала отвести царевну в лес и там привязать. Но служанка ее пожалела и не привязала. Царевна нашла дом, прибралась там, сготовила обед и уснула. Пришли семь братьев и приняли ее, как сестру. Царевна некоторое время жила с ними, потом мачеха вновь узнала от зеркала, что она жива, пришла, обернувшись нищенкой и дала ей яблоко. Царевна съела яблоко и умерла. Братья положили ее в хрустальный гроб в пещере. Жених ее, королевич Елисей долго искал, обращаясь к солнцу, месяцу и ветру. Наконец, нашел, поцеловал, царевна ожила. Мачеха от злости умерла, а царевна вышла замуж за королевича.
Сказка о золотом петушке
Краткое содержание: Жил да был царь Дадон. Враги постоянно досаждали ему, но пока он был молод, все атаки с успехом отражал. Однако царь старел, и сдерживать врага ему становилось все тяжелее. На помощь ему пришел один звездочет, который подарил царю золотого петушка. Петушок заранее оповещал, когда и откуда ждать врага, что давало царю возможность подготовиться и встретить неприятеля во всеоружии. В благодарность за это царь пообещал мудрецу исполнить любое его желание.
И вот в очередной раз петушок предупредил царя о неприятеле, который появится с востока. Царь собрал войско и помчал туда, однако по прибытии увидел, что врага уже кто-то разгромил. Поле битвы сплошь было укрыто мертвыми телами. Погибли и оба его сына. В шатре он увидел девицу. Это была Шамаханская царица. Ее красота и стала причиной стольких смертей. Воины не могли поделить ее и передрались до смерти.
Шамаханская девица покоряет царя своей красотой и тот забирает ее к себе во дворец. По приезде в столицу к нему пришел звездочет и попросил, чтобы царь подарил ему Шамаханскую царицу за то, что он отдал царю золотого петушка. Дадон оскорбился, вышел из себя и ударил звездочета жезлом по голове. Тот умер. В это время золотой петушок слетел с крыши и клюнул царя в темечко, от чего тот моментально скончался. Шамаханская царица исчезла, как будто ее и не было. Петушок тоже пропал.Сказка о попе и о работнике его Балде