Устное народное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 17:43, практическая работа

Описание работы

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса.

Файлы: 1 файл

Читательский дневник.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

Но существует другая, глубинная мораль басни Крылова Кот и повар. Она является не просто поучительной историей, но и произведением, которое показывает политические взгляды автора, его отношение к характерам «сильных мира сего». С этой позиции в басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития. Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.

Мартышка и очки

Басня Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Зеркало и Обезьяна

Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки» своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.

Ворона и лисица

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам. Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Василий Андреевич  Жуковский

Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанафсия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отечество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения Двусмысленность своего семейного положения Жуковского роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского - в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта.

Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах - деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы” , ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас” , куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а также в известной мере на его мать) . бесчисленные примеры активного вмешательства Жуковского в судьбы людей.

Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, расчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину.

Перед концом своей жизни Жуковский с семьей переехать в Россию.

Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом перевод не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку” , чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу” , “Илиаде” , а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.

Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.

Спящая царевна

О чем он нам говорит? Если в школе ученикам предстоит написать сочинение на тему «Жуковский, "Спящая царевна"», анализ произведения поможет получить отличную отметку. Сначала можно сравнить сюжет со сказкой братьев Гримм, упомянуть, что их история под названием «Спящая красавица» схожа с опусом Жуковского, как и труд Шарля Перро, именующийся «Красавица в спящем лесу». Свое же произведение назвал Жуковский «Спящая царевна». Отзывы тоже помогут глубже понять поэтический труд. Читателям нравится, что в данном произведении торжествуют отважные герои, побеждают любовь и добро. Принято сравнивать поэтический опус А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, которое создал Жуковский. «Спящая царевна» (отзывы помогут лучше понять структуру произведения) является обязательным стихотворением для внеклассного чтения. Отзывы касаются строения стихотворений, героев, основной сюжетной линии. У Василия Ивановича сюжет основан на похожих западноевропейских историях, рассказанных ранее братьями Гримм и Шарлем Перро. Но Жуковский русифицировал сказку, он ввел некоторые русские народные черты. Композиция выстроена на последовательно проходящих событиях, описывается каждый период жизни героев, Так, сначала рассказывается, что царь и царевна жили вместе много лет, потом родилась дочь, прошло 15, а после этого еще 300 лет. Сказка написана в технике четырехстопного хорея с одними мужскими парными рифмами. В этом можно провести аналогию с некоторыми произведениями Пушкина, но у последнего мужские парные чередуются с женскими рифмами.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/158818/spyaschaya-tsarevna-analiz-glavnyie-geroi-i-kratkoe-soderjanie-spyaschaya-tsarevna-jukovskiy

Жаворонок

Представьте раннюю весну. Еще не сошел снег, но уже появились первые проталины. Небо удивительно чистое, голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. Тихо-тихо. И вдруг откуда-то с вышины льется нежная звонкая трель.

- Какое настроение автора  вы почувствовали? Выберите для  ответа подходящие слова. Обоснуйте  свой выбор.

Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное

- Какие чувства возникли  в вашем сердце?

Выберите для ответа подходящие слова. Обоснуйте свой выбор.

Радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование

Прочитайте стихотворение и постарайтесь представить картину, описанную автором.

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Чтобы самостоятельно справиться с заданием, попробуй ответить на следующие вопросы.

- Какое время дня описывается  в стихотворении?

- О чем поет жаворонок?

- Как вы считаете, с  какой целью автор написал  это стихотворение?

- Рассмотрите иллюстрацию  к тексту. Передает ли она настроение  стихотворения?

- Почему так много произведений  посвящено жаворонку? (Жаворонок  – олицетворение весны, весна - начало  новой жизни, возрождение) .

Мальчик с пальчик

тема: беззаботная жизнь

Идея: бессмысленность праздной жизни

Главные герои: Мальчик с пальчик

Второстепенные герои цветы, роса, пчёлы, мотыльки, светляки, вся окружающая главного героя природа.

Язык художественного произведения: язык художественного произведения доступный, поэтический, читается сказка легко.

Сюжет: жил маленький мальчик, был он маленький, с красивыми глазами, жил он среди цветов, умывался росой, летал на пчеле, играл с цикадами, ночью прилетал к нему светляк, эльфы, и они качались на тонких былинках, когда мальчику хотелось спать, он засыпал, и вместе с ним засыпали цветы, насекомые, и он спал под их защитой до самого восхода солнца.

Композиция: события в сказке развиваются последовательно, охватывают короткий отрезок жизни героя.

Котик и козлик

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясет бородою.

Алексей Васильевич Кольцов

Родился 15 октября 1809 г. в Воронеже в семье торговца скотом.

Начальное образование получил дома, под руководством учителя-семинариста. В 1820 г. поступил в Воронежское уездное училище, но через год отец забрал мальчика домой, чтобы приучить к торговой деятельности.

Кольцов чтением восполнял недостаток образования. Первое стихотворение «Три видения»

(1825 г.), написанное в подражание  И. И. Дмитриеву, поэт впоследствии  уничтожил. В юности Кольцов пережил любовную драму (он был разлучён с крепостной девушкой, на которой хотел жениться), и это в дальнейшем сказалось в его стихах: особое место среди песен поэта занимает любовная лирика.

Приняв семейное дело, Кольцов успешно занимался торговлей. Его первая стихотворная публикация в 1830 г. была анонимной. В 1831 г. во время деловой поездки в Москву Кольцов с помощью издателя и критика Н. В. Станкевича вошёл в литературный круг. В том же году в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Кольцова «Перстень» (более позднее название «Кольцо»).

В 1835 г. на собранные по подписке деньги Станкевич издал книгу «Стихотворения Алексея Кольцова» — единственный прижизненный сборник поэта. Критики отмечали связь стихов Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом и языковом уровнях.

1836 год стал переломным  в творческом развитии поэта. Его стихи печатались в журналах  «Телескоп», «Сын Отечества», «Московский  наблюдатель» и др. Одно из  стихотворений опубликовал в  «Современнике» А. С. Пушкин.

На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением «Лес» (1837 г.).

В 1840 г. после поездки в столицу, завершившейся неудачей в торговых делах, поэт заболел чахоткой, которая и свела его в могилу (умер 10 ноября 1842 г. в Воронеже).

В 1846 г. вышло в свет подготовленное В. Г. Белинским посмертное собрание сочинений Кольцова.

Урожай

В своих песнях Кольцов поэтизирует трудовую жизнь крестьянина, которая придает его существованию особую силу, стойкость и выносливость. Крестьянин, тесно связанный с землей-кормилицей, в его поэзии - цельный человек. Труд на земле удовлетворяет сполна все его духовные потребности. Способствуя рождению живого организма, его росту и созреванию, проходя вместе с природой весь круг жизненного цикла, его пахарь радуется прорастанию зерна, ревниво следит за созреванием колоса, волнуется, помогает природе как соучастник и сотворец великого таинства возникновения жизни. В "Песне пахаря" мать-сыра земля ощущается как живой организм, глазами мужика-поэта воспринимается весь трудовой процесс в творческих его сторонах. Как и в народной песне, здесь нет аналитической детализации и конкретизации: речь идет не об узком земельном наделе, не о скудной полосоньке, а о "всей земле", о всем "белом свете". И в "Урожае" (1835) "Красным полымем / Заря вспыхнула; / По лицу земли / Туман стелется". Родственная еще не отделившемуся от природы крестьянскому миросозерцанию космичность восприятия "света белого", "земли-матушки" придает и облику пахаря вселенские черты былинного богатыря Микулы Селяниновича.

Антоний Погорельский (Перовский А.А.).

Антоний Погорельский, настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский (1787, Москва — 9 (21) июля 1836, Варшава) — русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века.

    Внебрачный сын  А. К. Разумовского (см. Перовские), брат  государственных деятелей графов  Л. А. и В. А. Перовских, дядя А. К. Толстого  и братьев Ал. М. и В. М. Жемчужниковых.

    Детство провёл в имении Разумовского на Украине (хорошее домашнее образование), окончил Московский университет, перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Н. М. Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (П. А. Вяземским и В. А. Жуковским, приятельствовавшим с братом Перовского Василием) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея. В 1809—1810 служил в провинции в ревизорской комиссии, а в 1812 ушёл добровольцем в действующую армию, на сей раз вопреки воле отца. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и Заграничного похода, в том числе в Битве народов и под Кульмом. До 1816 служил в оккупированной союзниками Саксонии адъютантом кн. Н. Г. Репнина (Репнин был женат на урождённой графине Разумовской). В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.

    После выхода  в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев. Заботился о воспитании и образовании своего племянника А. К. Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.

    После смерти  отца в июле 1822 поселился в  имении Погорельцы на Украине (Сосницкого уезда Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828, уже когда автор вернулся на службу в Петербург (1825, занимался в основном образовательными вопросами) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.

    В 1829 Погорельский  опубликовал прославившую его  сказку «Чёрная курица, или Подземные  жители», написанную для племянника  Алёши — первую в истории  русской литературы книгу о  детстве. Известны высокие отзывы  о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.

    В 1830—1833 опубликовал  роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.

 Окончательно выйдя  в отставку в 1830, Перовский всецело  посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и  общался там с Брюлловым и  С. А. Соболевским, затем много ездил  по России, вновь встречался с  Пушкиным. Скончался от туберкулёза  по дороге в Ниццу на место  своего лечения.

Информация о работе Устное народное творчество