Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:30, статья
Принято начало утопического жанра выводить из романа Томаса Мора «Утопия» (1516) (само слово «утопия» означает по-гречески «несуществующее, небывалое место»). Однако, первой великой мессианской утопией можно считать христианство, предвещающее наступление Царства Божьего. Вовсе не случайно впоследствии утопии создавали наиболее набожные христиане: Томас Мор - враг реформации, Томас Мюнцер выступал против Лютера, Кампанелла был пламенным католиком и доминиканским монахом.
5. Перспективы жанра.
Итак, если с антиутопией
все ясно, и путей ее создания
масса, то, похоже, утопия, если можно
так выразиться, «завернула ласты».
Причины этого, в общем-то, прозрачны:
нечего людей манить далекими идеалами
(а вдруг их захочется воплотить?);
цель Системы в корне обратная
– убедить, что может быть гораздо
хуже, чем ныне, так что пускай
радуются тому, что есть.
Правда, возникает и такой вопрос: а может
быть, все утопии уже попросту придуманы
и перебраны? И ничего более оригинального
и стоящего не приходит и не может прийти
в ничью голову? Или же антиутопии описывать
несравненно интереснее и легче?
В этом есть доля истины, ибо искусство,
как известно, в силу своей отражательной
функции, обладает тенденцией избирательности
ко злу. Если в реальности для человека
интереснее добро, обеспечивающее максимальное
использование данной человеку жизни
и ее возможностей, то при отражении, составляющем
суть искусства, все меняется местами.
Интересным становятся конфликты, трагедии,
ужасы, происходящие с кем-то; добро, отраженное
по законам искусства, не впечатляет. А
поскольку основная цель произведений
искусства - пробуждение интереса, то понятно,
что оно невольно скатывается ко все большему
и изощренному отображению зла. Закон
развития этой тенденции мало зависит
от состояния общества и психологии людей,
в этом искусство достаточно независимо
и автономно. Меняются его стили, темы,
жанры, философия, но сама тенденция, ее
направленность остаются неизменными.
Можно спорить о его функциях и целях,
но одно отличительное качество в нем
неоспоримо: увлекательность. Без увлекательности
оно бессмысленно, да, собственно, и перестает
быть искусством. Вот это-то отличительное
качество и порождает с жестокой необходимостью
столь избирательную тенденцию.
Ссылки
1. Зубаков В. О стратегии
выживания человечества // Звезда, 2001,
№4, с.181.
2. Романчук Л., Щитов О. Штучний
iнтелект - на сторожi закону // Вiсник Академiї митної служби
України. - 2001. - №3. - С.30-38.
3. Проблема
искусственного интеллекта (обзор кинофильмов)
4. Хюбшер А. Мыслители нашего времени.
- М.: Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994, с.14.
5. См. подробнее о фильмах ужаса тут
Информация о работе Утопии и антиутопии: их прошлое и будущее