Утопии и антиутопии: их прошлое и будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:30, статья

Описание работы

Принято начало утопического жанра выводить из романа Томаса Мора «Утопия» (1516) (само слово «утопия» означает по-гречески «несуществующее, небывалое место»). Однако, первой великой мессианской утопией можно считать христианство, предвещающее наступление Царства Божьего. Вовсе не случайно впоследствии утопии создавали наиболее набожные христиане: Томас Мор - враг реформации, Томас Мюнцер выступал против Лютера, Кампанелла был пламенным католиком и доминиканским монахом.

Файлы: 1 файл

МОЯ двойственность антиутопия.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

5. Перспективы  жанра.

Итак, если с антиутопией  все ясно, и путей ее создания масса, то, похоже, утопия, если можно  так выразиться, «завернула ласты». Причины этого, в общем-то, прозрачны: нечего людей манить далекими идеалами (а вдруг их захочется воплотить?); цель Системы в корне обратная – убедить, что может быть гораздо  хуже, чем ныне, так что пускай радуются тому, что есть.  
 
Правда, возникает и такой вопрос: а может быть, все утопии уже попросту придуманы и перебраны? И ничего более оригинального и стоящего не приходит и не может прийти в ничью голову? Или же антиутопии описывать несравненно интереснее и легче?  
 
В этом есть доля истины, ибо искусство, как известно, в силу своей отражательной функции, обладает тенденцией избирательности ко злу. Если в реальности для человека интереснее добро, обеспечивающее максимальное использование данной человеку жизни и ее возможностей, то при отражении, составляющем суть искусства, все меняется местами. Интересным становятся конфликты, трагедии, ужасы, происходящие с кем-то; добро, отраженное по законам искусства, не впечатляет. А поскольку основная цель произведений искусства - пробуждение интереса, то понятно, что оно невольно скатывается ко все большему и изощренному отображению зла. Закон развития этой тенденции мало зависит от состояния общества и психологии людей, в этом искусство достаточно независимо и автономно. Меняются его стили, темы, жанры, философия, но сама тенденция, ее направленность остаются неизменными. Можно спорить о его функциях и целях, но одно отличительное качество в нем неоспоримо: увлекательность. Без увлекательности оно бессмысленно, да, собственно, и перестает быть искусством. Вот это-то отличительное качество и порождает с жестокой необходимостью столь избирательную тенденцию. 

Ссылки

1. Зубаков В. О стратегии  выживания человечества // Звезда, 2001, №4, с.181. 
2. Романчук Л., Щитов О. Штучний iнтелект - на сторожi закону // Вiсник Академiї митної служби України. - 2001. - №3. - С.30-38.  
3. Проблема искусственного интеллекта (обзор кинофильмов)  
4. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. - М.: Изд-во ЦТР МГП ВОС, 1994, с.14.  
5. См. подробнее о фильмах ужаса тут 


Информация о работе Утопии и антиутопии: их прошлое и будущее