Вариативные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 09:58, реферат

Описание работы

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.
Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Необходимо, чтобы в урочное и внеурочное время дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д.

Содержание работы

1.
Введение ………………………………………………………………………..
3
2.
Психолого-лингвистические основы развития речевой деятельности ….
4
3.
Формирование речевой деятельности на уроках чтения ……………………
4
4.
Вариативные подходу к развитию речи на уроках литературного чтения ...
9
5.
Заключение ……………………………………………………………………..
14
6.
Список используемой литературы и источников ……………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

 

Факультет педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА

 

 

 

ПО ПРЕДМЕТУ: Теоретические основы и технологии начального литературного_______ ___________________________________образования_______________________________

 

ТЕМА  Вариативные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО СТУДЕНТА  Симанова Александра Александровна____

 

КУРС    4             ГРУППА   41-Б

 

МЕСТО  РАБОТЫ __МБОУ «Ларьякская ОСШ»__________________________________  

ДОЛЖНОСТЬ ____кладовщик__________________________________________________

ДОМАШНИЙ  АДРЕС, ТЕЛ. __8(3466)214166____________________________________

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ  КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОЗО ______________________

 

МЕТОДИСТ  __________________

 

 

ЗАПОЛНЯЕТСЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

РЕЦЕНЗИЯ__________________________________________________________________

 

 


 

ФАМИЛИЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: Дергунова Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЖНЕВАРТОВСК

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение ………………………………………………………………………..

3

2.

Психолого-лингвистические основы развития речевой деятельности ….

4

3.

Формирование речевой деятельности на уроках чтения ……………………

4

4.

Вариативные подходу к развитию речи на уроках литературного чтения ...

9

5.

Заключение ……………………………………………………………………..

14

6.

Список используемой литературы и источников ……………………………

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.

Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Необходимо, чтобы в урочное и внеурочное время дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, и в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и основ орфографической грамотности. 

Однако реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта. Залогом результативной деятельности становится создание и предъявление учащимися компетентностно – ориентированных заданий, компонентами которых являются: стимул, задачная формулировка, источник информации и инструмент проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятие и выражения своих мыслей. Процесс развития речи протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность учителя и учащихся, овладение речью; соответствующий раздел курса методики русского языка.

Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Развитие речи может протекать стихийно, но такая речь может оказаться неправильной, бедной. Поэтому разработана и используется в школе система развития речи учащихся. Она включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетенности, особенно при решении сложных коммуникативных задач.

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

 

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Коммуникативный подход к изучению языка и развитию речи, который провозглашается сегодня как один из ведущих и реализуется в ряде «речевых» курсов, предполагает введение специального урока чтения по развитию речи.

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать на уроках литературного чтения.

На уроке литературного чтения в центре внимания находится литературное произведение в единстве его идейно-смысловой, структурной и языковой сторон. Здесь все определяется художественным тестом.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно, воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом.

Цель этих уроков - опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить свои собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка, оценивать поступки героев, обдумывать их, примерять на себя, а в целом, значит, развиваться.

Работа по развитию речи учащихся на уроках чтения должна носить систематический характер. Основные направления работы:

1. Словарная работа;

2. Составление плана произведения;

3. Обучение устному пересказу;

4. Обучение иллюстрированию.1

Словарная работа на уроках чтения. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:

- обогащение словаря;

- уточнение словаря;

- активизация словаря;

- устранение нелитературных слов.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее не известных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

Уточнение словаря - это развитие гибкости словаря, сфера, включающая в себя:

- наполнение содержанием  тех слов, которые усвоены учащимися  не вполне точно, путем включения  их в контекст, сопоставление  близких по значению слов и  противопоставления антонимов, сравнение  значений и т.п.;

- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

- усвоение иносказательных значений слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

- усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Активизация словаря - это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой практике). Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу в рассказ.

Устранение нелитературных слов - это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словом постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.

В уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий.

На этапе подготовки к первичному восприятию текста работают лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному восприятию произведения (устаревшая лексика, термины). При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Слово объясняется сразу по прочтению предложения.

Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводится при повторном чтении на этапе анализа произведения. Существуют следующие приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

1) показ предмета, явления  или действия в естественных  условиях;

2) показ картины, рисунка, чучела, макета;

3) замене слова описательным  оборотом;

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя о  предмете или явлении;

7) полное логическое определение  понятия;

8) экскурсия с целью  наблюдения явления;

9) подведение частного  понятия под общее;

10) расчленение общего  понятия на частные;

11) объяснение слова через  его состав;

12) включение слова в  контекст.

В целях активизации словаря школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активизации словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.

Составление плана произведения. Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид - установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, - выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит детей выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В младших классах работа над планом рассказа или сказки проходит на основе эмоционального восприятия содержания и сам план часто имеет образное выражение. В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого воображения. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т.е. анализ; представление содержания каждой картинки и ее озаглавливание - синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге. При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают ее.

Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поискам ответа.

Обучение устному пересказу. Пересказ - устное изложение текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически, от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Главные требования к пересказу следующие:

- в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

- при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

- в пересказе должен сохраняться стиль образца;

- должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи переданы все основные факты и описания;

- в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

Информация о работе Вариативные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения