Вариативные подходы к развитию речи на уроках литературного чтения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 09:58, реферат
Описание работы
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Начинать приближение к современному речевому идеалу нужно как можно раньше. Необходимо, чтобы в урочное и внеурочное время дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передавать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д.
Содержание работы
1. Введение ……………………………………………………………………….. 3 2. Психолого-лингвистические основы развития речевой деятельности …. 4 3. Формирование речевой деятельности на уроках чтения …………………… 4 4. Вариативные подходу к развитию речи на уроках литературного чтения ... 9 5. Заключение …………………………………………………………………….. 14 6. Список используемой литературы и источников ……………………
В большинстве случаев пересказ
специально подготавливается, для чего
используются следующие приемы:
- предупреждение учащихся о
том, что текст будет пересказываться;
- проведение анализа содержания,
различных языковых упражнений;
- обработка выразительного
чтения;
- расчленение рассказа на части
и составление плана текста;
- пересказ фрагментов;
- предварительный (черновой)
пересказ, разбор его недостатков.
Подробный пересказ предполагает
полное устное изложение художественного
текста и служит средством обогащения
языка школьников, воспитания у них чувства
языка, ознакомление со стилями и жанрами,
обучения логике и композиции текста.
Не рекомендуется подробно
пересказывать небольшие по объему тексты,
так как дети запоминают их наизусть. Начинать
обучение пересказу следует с повествовательного
текста, где есть ясный сюжет, но затем
в пересказы нужно включать также элементы
описания и рассуждения. Обучать пересказу
следует специально.
Наблюдения показывают, что
пересказ удается лучше, если текст читается
сразу детьми, без предварительного чтения
учителем. На уроке произведение читается
школьниками обычно несколько раз, но
каждое прочтение сопровождается каким-то
новым заданием.
Следует заметить, что не пересказывают
басни и сказки в стихах, а также другие
стихотворные произведения.
Краткий пересказ (сжатый) предполагает
передачу лишь основного содержания текста,
лишенного деталей, подробностей. Степень
сжатия может быть различной:
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных
явлений;
- сочетание исключения деталей
и обобщения.
Сжатие формирует у детей умение
вычленять главное; сокращать текст, сохраняя
смысл всего произведения; отбирать в
исходном тексте лишь существенное; использовать
необходимые языковые средства и создавать
новый; собственный, сжатый текст. Если
при подробном пересказе учащийся стремится
сохранить стилистические особенности
текста, то в сжатом виде это не соблюдается.
Элементы краткого пересказа
вводятся уже в I классе, когда дети в процессе
анализа прочитанного должны выразить
содержание какой-то его части кратко,
одним предложением. Затем при разборе
других рассказов предлагается кратко
передать главное содержание 2-3 частей
прочитанного рассказа и, наконец, кратко
передать смысл всего произведения.
Ступени сжатия текста могут
быть изображены такой схемой:
Подробный пересказ > краткий
пересказ > план > главная мысль всего
текста в одной фразе.
ВАРИАТИВНЫЕ ПОДХОДУ
К РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
В качестве вариативных подходов
к развитию речи на уроках литературного
чтения могут быть использованы комплекты
специально разработанных заданий2 (которые каждый учитель может
приобрести в магазине):
1. Комплект заданий
по знакомству с фразеологическими оборотами:
1. картинки – иллюстрации к
фразеологическим оборотам (по книге «Большой
фразеологический словарь для детей»
- Розе Т.В.) – 186 иллюстраций в печатном
и электронном вариантах;
2. тексты сказок на каждого
ученика для активного расширения словарного
запаса (по книге О. Перовой «Слова – волшебники»);
3. набор стихов с иллюстрациями
(авторы А.Усачёв, Е. Лаврентьева), в которых
обыгрывается значение фразеологизмов
в прямой и переносной форме.
Работа над фразеологическими
оборотами складывается из следующих
взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:
обогащение словаря учащихся фразеологизмами,
его уточнение и активизация, усвоение
учащимися понятия «фразеологизм» и формирование
умения пользоваться фразеологическим
словарём.
Картинки – иллюстрации,
тексты специальных сказок, стихов, являются
стимулом для выполнения компетентностно
– ориентированного задания, мотивируют
на его выполнение.
Задачная формулировка,
состоящая из одного – двух предложений,
начинается с глагола и указывает на деятельность
учащихся, необходимую для выполнения
задания, должна соответствовать возрасту,
быть интересной. «Угадайте, какой фразеологизм
зашифровал художник...»
Источником информации
при работе с иллюстрацией, является сама
иллюстрация, при работе со стихами –
содержание стихотворения, а при работе
со сказкой – мини-словарик в начале текста.
Такой подход способствует
воспитанию позитивного эмоционально-ценностного
отношения к родному языку, расширяет
представление учащихся об эмоционально
– экспрессивных возможностях фразеологизмов,
способствует формированию коммуникативной
компетенции.
2. Комплект
заданий по знакомству с пословицами и
поговорками русского языка:
1. картинки – иллюстрации
к пословицам и поговоркам русского языка
(по книге «Большой толковый словарь пословиц
и поговорок русского языка для детей»
- Розе Т.В.) – 168 иллюстраций в печатном
и электронном вариантах;
2. тексты сказок на
каждого ученика для активного расширения
словарного запаса (по книге О. Перовой
«Пословицы и поговорки в сказках»);
3. «Пословицы и поговорки
в ребусах» - 200 ребусов – в печатном и
электронном виде.
Работа с пословицами
развивает мышление учащихся, прививает
любовь к родному языку, способствует
лучшему усвоению грамматики и более глубокому
изучению литературы. Одним из показателей
уровня развития речи является сформированность
навыка чтения и развитие информационной
компетенции. Постепенно чтение из школьного
предмета превращается в средство получения
необходимой информации. Чем лучше сформирован
навык чтения, тем быстрее и лучше ребенок
получит нужные сведения. Развитие интереса
к чтению происходит благодаря овладению
навыками разгадывания ребусов.
3. Комплект «Ребусы
от «А до Я» включает более 250 ребусов в печатном
и электронном виде. Так как в ребусе скрыта
определенная тайна, то ребенок с большим
желанием старается разгадать предложенную
загадку. Таким образом, ребус становится
стимулом к выполнению компетентностно-ориентированного
задания. При разгадывании ребуса решаются
многие задачи: развитие фонематического,
слогового анализа и синтеза; закрепление
знаний звукобуквенных обозначений; развитие
важнейших психических процессов — внимания,
памяти, понятийного мышления. Дети учатся
видеть, слышать, рассуждать.
Задачная формулировка
в таких заданиях выглядит следующим образом:
«Разгадайте ребус и подберите однокоренные
слова». В результате подобной деятельности
развивается способность учащихся к переносу
полученных интеллектуальных навыков
на незнакомый материал, формируются начальные
основы психической культуры. Источником
информации являются фрагменты рисунка,
комбинации букв, знаки и символы.
4. Комплект разработок
литературных игр служит повышению интереса
к чтению, развитию речи, расширению кругозора
учащихся. В игре преодолеваются трудности,
дается выход энергии. Элемент соревнования
пробуждает смекалку, нацеливает на творчество.
Игровая деятельность существенно влияет
на развитие интеллектуальных умений
и личностных качеств учащихся. Стимулом при
проведении литературной игры является
сама игровая деятельность. Класс делится
на команды по 6 человек. Состав команд
определяется с помощью жеребьевки, то
есть на каждой игре он различен. Члены
команды выбирают капитана и название
команды.
Для проведения литературных
игр разрабатывается определённый перечень
заданий с различными типами задачных
формулировок: «ответьте на вопросы для
внимательных читателей», «решите кроссворды»,
«выберите правильный вариант ответа
в тесте» и другие. Задания можно варьировать
различным образом, создавать на их основе
новые, в зависимости от особенностей
того или иного литературного произведения.
В процессе игры дети
трудятся в группе, в парах, индивидуально.
Каждый работает на общий результат, и,
выполнив личное задание, помогает тем,
кто еще не справился. Дети учатся внимательнее
слушать друг друга, уважать чужое мнение,
быть терпимыми к чужим ошибкам, чувствуют
ответственность перед остальными членами
команды, таким образом, происходит формирование
социальной и коммуникативной компетенций.
Источником информации
в данном виде деятельности является прочитанное
художественное произведение (программное
или из списка внеклассного чтения).
5. Комплект заданий
по знакомству с многозначными словами
и омонимами включает:
- «Многозначность существительных
в иллюстрациях» - печатный и электронный
варианты;
- «Многозначность
глаголов в иллюстрациях» - печатный
и электронный варианты;
- «Загадки про
многозначные слова и омонимы»
- электронные презентации.
Каждая загадка содержит
вопрос, поставленный в явной или скрытой
форме. Предмет, о котором идет речь в загадке,
скрыт, зашифрован разными способами,
что является стимулом для выполнения
задания. Разгадывание загадок диктует
однозначную формулировку: «Разгадайте…».
При работе с электронными
презентациями «Загадки про многозначные
слова и омонимы» источником информации
является стихотворный текст загадки.
Данная деятельность
с многозначными словами развивает зрительную
и вербальную память, способствует повышению
объёма и точности запоминания. Служит
развитию речи, мышления, воображения
школьников.
6. Комплект
заданий по знакомству с антонимами и
синонимами.
7. Комплект
для работы над сочинениями (по книге О. Узоровой,
Е. Нефёдовой «Как научиться писать сочинения
по картинкам»).
Упражнения по формированию
связной письменной речи - рассказы, описания,
сочинения, способствуют расширению словарного
запаса, конструированию речевых оборотов,
умению отбирать и облекать материал в
наиболее приемлемые к его содержанию
речевые формы. Задачная формулировка
звучит следующим образом: «Определите,
к какому стихотворению относится эта
иллюстрация и опишите её.
Источником информации
служит специальный словарик. Связная
письменная речь служит пробуждению познавательного
интереса к родному слову, стремлению
совершенствовать свою речь, способствует
формированию информационной компетенции.
Методы, приёмы педагогической
деятельности направлены на поиск, формирование
собственной мысли (ролевая игра, дискуссия,
защита творческих проектов). Учащиеся
учатся делать выводы, обосновывать мнения,
а не запоминать информацию. Инструмент
проверки является важным компонентом
компетентностно - ориентированного задания.
Например, для контроля написания сочинения
по картинке используется «модельный
ответ» - это образец описания, выполненный
сказочным героем – Гномиком; при проверке
разгадывания загадок про многозначные
слова и омонимы инструментом проверки
является «ключ» - слайд с ответами – иллюстрациями;
оценивание результатов литературной
игры осуществляется с помощью «бланка»,
который задаёт структуру предъявления
учащимся результата их деятельности.
Оценивание эффективности применения
компетентностного подхода происходит
путём наблюдения за исполнением действий
учащихся, психологического исследования,
тестирования. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе
государственных образовательных стандартов
второго поколения в обучение вводится
компетентностный подход4. Для реализации которого
нет необходимости перестраивать коренным
образом структуру предмета литературное
чтение, ждать издания новых учебников
и методических комплектов. Необходимо
скорректировать содержание, применяя
дополнительные учебно-методические пособия,
содержащие компетентностно – ориентированные
задания или создавать их на основе имеющихся
в учебниках. Предусматривается усиление
практической направленности обучения,
чтобы учащиеся могли овладеть социально
значимым набором способов деятельности,
универсальным по отношению к предмету
воздействия. Главной задачей учителя
становится мотивация учащихся на проявление
инициативы и самостоятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Галеева Н.Л. «Сто
приёмов для учебного успеха ученика на
уроках в начальной школе» //Москва: «5
за знания» - 2008.
2. Зимняя И.А. Ключевые
компетенции – новая парадигма результата
образования // Высшее образование сегодня.2003.
№5 С. 34-42.