Важнейшие признаки разговорной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

«Чтобы полноценно общаться, – пишет А.А. Леонтьев, – человек должен располагать целым рядом умений. Он должен быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства дл передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет не эффективным».

Содержание работы

1.Важнейшие признаки разговорной речи ………………………………………………………2
2. Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи…………………………………………………………..3
3. Причины коммуникативных неудач..................................................................5
4. Жанры речевого общения: беседы, разговор, спор, рассказ, письмо……..….9

5. Этика общения и этикетные формулы общения............................................12

Список литературы……………………………………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 30.93 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1.Важнейшие признаки разговорной  речи ………………………………………………………2

2. Особенности фонетической, морфологической,  синтаксической, лексической нормы  в разговорной речи…………………………………………………………..3

3. Причины коммуникативных неудач..................................................................5

4. Жанры речевого  общения: беседы, разговор, спор, рассказ,  письмо……..….9

 

5. Этика общения и этикетные формулы общения............................................12

 

Список литературы……………………………………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Важнейшие признаки разговорной  речи

 

 Культура  речи вырабатывает навыки отбора  и употребления языковых средств  в процессе речевого общения,  помогает сформировать сознательное  отношение к их использованию  в речевой практике в соответствии  с коммуникативными задачами.

 

 Быть  современным – значит и в  области устной речи исходить  из норм, принятых в настоящее  время, а тот, кто своей речью  стремится воздействовать на  других, не может позволить себе  ненормативные элементы. Знание  нормы – обязательное условие  грамотной и выразительной речи, свободного и интересного общения.

 

 «Чтобы  полноценно общаться, – пишет  А.А. Леонтьев, – человек должен  располагать целым рядом умений. Он должен быстро и правильно  ориентироваться в условиях общения;  уметь правильно спланировать  свою речь, правильно выбрать  содержание акта общения, найти  адекватные средства дл передачи  этого содержания, уметь обеспечить  обратную связь. Если какое-то  из звеньев акта общения будет  нарушено, то оно будет не эффективным».

 

 Серьёзная  работа над собой и своей  речью начинается только тогда,  когда чётко осознаешь, зачем  тебе это нужно. Языковеды,  изучая устную речь, сделали вывод,  что она структурно отличается  от письменной. В основе своей  они сходны, иначе нельзя было  бы прочитанное пересказать, а  сказанное записать. Если в письменной  речи один канал информации  то в устной два: а) информация, которая содержится в произнесённых  словах и б) информация, которую  получают помимо слов, которая  сопутствует речи в той или  иной мере связана со словами.

 

 Разговорная  речь в силу её двухканальности  отличается большими эвристическими, творчески возможностями. Писатель  и философ М.М. Пришвин неоднократно  обращался к этому тезису: «До  последней крайности надо беречься  пользованиями философским понятиями  и держаться языка перешёптываемся  обо всём с близким другом, понимая всегда, что этим языком  мы можем сказать больше, чем  тысячу лет пробовали сказать  что-то философы и не сказали».

 

 

2. Особенности фонетической, морфологической,  синтаксической, лексической нормы  в разговорной речи

 

 

 Разговорная  речь функционирует в сфере  повседневного, бытового общения.  Эта речь реализуется в форме  непринужденной, неподготовленной  монологической или диалогической  речи на бытовые темы, а также  в форме частной, неофициальной  переписки. Под непринуждённостью  общения понимается отсутствие  установки на сообщение, имеющее  официальный характер, неофициальное  отношение между говорящими и  отсутствие фактов, нарушающих неофициальность  общения, например посторонние  лица. Разговорная речь лишь функционирует  в частной сфере общения, а  в сфере массовой коммуникации  она неприемлема. Разговорная  речь может затрагивать не  только бытовые темы: например, разговор  в кругу семьи, находящихся  в неофициальных отношениях, об  искусстве, науке, споте, беседы  в общественных учреждениях. Однако, например, разговорная речь не  подготовлена и тема разговора  связана с профессиональной деятельностью  говорящих, поэтому в нём используется  научная лексика. Форма реализации  преимущественно устная.

 

 Разговорно-обиходный  стиль противопоставляется книжным  стилям, так как они функционируют  в тех или иных сферах общественной  деятельности. Однако разговорная  речь включает в себя не  только специфические языковые  средства, но и нейтральные являющиеся  основой литературного языка.  В пределах литературного языка  разговорная речь противопоставлена  кодифицированному языку в целом.

 

 Но  кодифицированный литературный  язык и разговорная речь и  разговорная речь представляют  собой две подсистемы внутри  литературного языка. Основными  чертами разговорного стиля являются  уже указанные непринуждённый  и неофициальный характер общения,  а также эмоционально-экспрессивная  окраска речи. Поэтому часто используется  всё богатство интонации, мимики, жестов. Одной из важнейших особенностей  является опора на внеязыковую  ситуацию, то есть непосредственную  обстановку речи, в которой протекает  общение.

 

 Разговорная  речь имеет свои лексические  и грамматические особенности.  Характерной чертой этой речи  является её лексическая разнообразность.  Здесь встречаются самые разнообразные  в тематическом и стилистическом  отношении группы лексики: и  общекнижная лексика, и термины,  и иноязычные заимствования, некоторые  факты просторечия, жаргонов. Это  объясняется, во-первых, тематическим  разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях – серьёзной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов. Синтаксические структуры тоже имеют свои особенности. Для разговорной речи типичны построения с частицами и междометиями. Порядок слов в этой речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. А чтобы акцептировать внимание на главное, пользуются интонационным выделением.

 

 В  разговорную речь проникают канцеляризмы  и мы можем отметить нелепые  сочетания стилистически несовместимых  слов: По какому вопросу плачешь?; При наличии жены я не стану  мыть посуду! Другой отличительной  особенностью разговорной речи  нашего времени стало насыщение  ее уменьшительно-ласкательными  формами, без стилистической мотировки:  Приветик! Материальчик подготовили?; Дайте справочку; Колбаски полкило  и т.д. В подобных случаях  речь идет не о размерах  предметов, не выражается особо  нежное к ним отношение, другими  словами, оценочность экспрессивно  окрашенных слов утрачивается. Обращение  к таким формам обусловлено  или сложным представлением о  «вежливом стиле», или приниженным  положением просителя, боящегося  получить отказ. У писателей  уменьшительные формы оценочных  слов становится источником иронической,  окраски речи: Ну до чего же  мы все хороши! До чего красивые  и приятные! И вон тот, который  старушку локотком отодвинул,  и сам вместо нее в автобус  сел! И вон тот, что переулочек  уже трое суток метелочкой  подметает. Отмечается высокая  степень употребительности в  разговорной речи сниженных слов, утрачивающих в этом случае  оттенок пренебрежительности, грубости: Бабка у меня хорошая; Девчонка  с ним шла красивая.

 

 Самый  большой стилистический пласт  фразеологии составляет разговорная  фразеология, которая используется  в устной форме общения: без  году неделя, белая ворона, спустя  рукава. Разговорные фразеологизмы  образны, что придает им, особую  экспрессию, живость. Просторечная  фразеология в целом близкая  к разговорной отличается большой  сниженностью: вправить мозги, чесать  языком; еще резче звучит грубопросторечная  фразеология: дуракам закон не  писан, ни кожи ни рожи. В  ее состав входят бранные сочетания,  представляющие грубое нарушение  языковой формы. Употребление  фразеологизмов придает речи  живопись и образность. Это ценит  журналисты, которые охотно обращаются  в фельетонах, очерках: Директор  – атеист до мозга костей  – не верит ни в домового, ни в лешего. Особенно любят  использовать фразеологизмы юмористы  и сатирики.

 

 

3. Причины коммуникативных неудач

 

 

 С  изменением в обществе, появлением  новых слов, установлением других, меняются отдельные формы произношения, изменения касаются акцентологии, лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики.

 

 Общение  для человека – его среда  обитания. Без общения невозможно  формулирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Наряду с терминами общение  широкое распространение получило  слово коммуникация. Коммуникации  – общение, обмен мнениями, –  специфическая форма взаимодействия  людей в процессе их познавательно  – трудовой деятельности. Речевая  деятельность человека является  самой сложной и распространенной. Без нее невозможна никакая  деятельность. Особенность речевой  деятельности заключается в том,  что она всегда включается  в более широкую систему деятельности  как необходимый и взаимообусловленный  компонент.

 

 Речевое  общение – это мотивированный  живой процесс взаимодействия  между участниками коммуникаций, который направлен на реализацию  конкретной, жизненной целевой установки.  Речевое общение осуществляется  между многими людьми, каждый  из которых является носителем  активности и предполагает ее  в своих собеседниках. Это общение  обоюдно, оно сознательно и  целенаправленно. Формой речевого  общения является речевое поведение  собеседников, а содержание –  их речевая деятельность. Речевая  деятельность и речевое поведение  отличается друг от друга своими  результатами. Результатом речевой  деятельности является мысль  и текст, а результатом речевого  поведения выступают отношения  между людьми и эмоции, вызываемые  тем или иным речевым поведением  собеседников. Задача сводится к  формированию у школьников «коммуникативной  компетенции», которая охватывает  не только знания языковой  системы и владение языковым  материалом, но и соблюдение социальных  норм речевого общения, правил  речевого поведения.

 

 Коммуникативная  компетентность – значение, умения  и навыки, необходимые для понимания  прирожденных собственных программ  речевого поведения адекватным  целям, сферам, ситуациям общения.  Она включает в себя: знание  основных понятий лингвистики  речи – стили, типы связей  предложений в тексте, умения  и навыки анализа текста, коммуникативная  компетентность – это не врожденная  способность, а способность, формируемая во взаимодействии человека с социальной средой, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Этот опыт включает в себя, прежде всего механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе таких переключений лежит изменение ролевых отношений между участниками общения.

 

 Структура  речевого общения.

 

 В  речевом общении, выделяются три  стороны: интерактивная, коммуникативная,  персептивная. Коммуникация единство  взаимного обмена информацией  и воздействия собеседников друг  на друга с учетом отношений  между ними, всего того, что приводят  не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению  тех знаний, которыми обмениваются  люди средствами коммуникации  могут выступать различные знаковые  системы. Одним из древнейших  способов является язык.

 

 По  типу отношений между участниками  различается межличностная, групповая,  массовая коммуникация; по средствам  – речевая, паралингвистическая,  вещественно-знаковая. Межличностные  отношения – это взаимная готовность  партнеров по общению к определенному  типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными  переживаниями, и реализуется  в поведении участников общения,  и тогда устанавливается отношения  определенного типа: дружеские, натянутые.  «Ничто – ни слова, ни мысли,  ни даже поступки наши –  писал М.Д. Ушинский – не  выражает так ясно и верно  нас самих и наши отношения  к миру, как наши чувства, в  них слышен характер не отдельной  мысли, а всего содержание души  нашей и ее строя. В мыслях  наших мы можем себя обманывать, но чувствования нами скажут  нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но  то, что мы такое на самом  деле!

 

 Совокупность  индивидуальных особенностей речевого  и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразие протекания  общения – стиль общения. Выделяют  несколько стилей общения:

 

 Общение  – устранение.

 

 Общение  – заигрывание 

 

 Общение  с четко выраженной дистанцией 

 

 Общение  дружеского расположения

 

 Общение  – совместная увлеченность познавательной  деятельностью.

 

 Восприятие, понимание и оценка человека  человеком – перцентивный компонент  речевого общения. Познавая других  людей, человек получает возможность  лучше определить перспективы  совместной деятельности с ним.  Эффективность общения зависит  от того, насколько человек представляет  себе реально существующие условия  общения и в соответствии с  ним определяют или корректирует  свое речевое поведение. Обычно  человек делает это интуитивно, не задумываясь. Чтобы общение  состоялось, собеседникам нужен  канал связи – это органы  речи и слуха, т.е. слуховой  канал, форма и содержание письма  воспринимается по зрительному  каналу.

Информация о работе Важнейшие признаки разговорной речи