Содержание:
1.Важнейшие признаки разговорной
речи ………………………………………………………2
2. Особенности фонетической, морфологической,
синтаксической, лексической нормы
в разговорной речи…………………………………………………………..3
3. Причины коммуникативных неудач..................................................................5
4. Жанры речевого
общения: беседы, разговор, спор, рассказ,
письмо……..….9
5. Этика общения
и этикетные формулы общения............................................12
Список литературы……………………………………………………………………………………………14
1. Важнейшие признаки разговорной
речи
Культура
речи вырабатывает навыки отбора
и употребления языковых средств
в процессе речевого общения,
помогает сформировать сознательное
отношение к их использованию
в речевой практике в соответствии
с коммуникативными задачами.
Быть
современным – значит и в
области устной речи исходить
из норм, принятых в настоящее
время, а тот, кто своей речью
стремится воздействовать на
других, не может позволить себе
ненормативные элементы. Знание
нормы – обязательное условие
грамотной и выразительной речи,
свободного и интересного общения.
«Чтобы
полноценно общаться, – пишет
А.А. Леонтьев, – человек должен
располагать целым рядом умений.
Он должен быстро и правильно
ориентироваться в условиях общения;
уметь правильно спланировать
свою речь, правильно выбрать
содержание акта общения, найти
адекватные средства дл передачи
этого содержания, уметь обеспечить
обратную связь. Если какое-то
из звеньев акта общения будет
нарушено, то оно будет не эффективным».
Серьёзная
работа над собой и своей
речью начинается только тогда,
когда чётко осознаешь, зачем
тебе это нужно. Языковеды,
изучая устную речь, сделали вывод,
что она структурно отличается
от письменной. В основе своей
они сходны, иначе нельзя было
бы прочитанное пересказать, а
сказанное записать. Если в письменной
речи один канал информации
то в устной два: а) информация,
которая содержится в произнесённых
словах и б) информация, которую
получают помимо слов, которая
сопутствует речи в той или
иной мере связана со словами.
Разговорная
речь в силу её двухканальности
отличается большими эвристическими,
творчески возможностями. Писатель
и философ М.М. Пришвин неоднократно
обращался к этому тезису: «До
последней крайности надо беречься
пользованиями философским понятиями
и держаться языка перешёптываемся
обо всём с близким другом,
понимая всегда, что этим языком
мы можем сказать больше, чем
тысячу лет пробовали сказать
что-то философы и не сказали».
2. Особенности фонетической, морфологической,
синтаксической, лексической нормы
в разговорной речи
Разговорная
речь функционирует в сфере
повседневного, бытового общения.
Эта речь реализуется в форме
непринужденной, неподготовленной
монологической или диалогической
речи на бытовые темы, а также
в форме частной, неофициальной
переписки. Под непринуждённостью
общения понимается отсутствие
установки на сообщение, имеющее
официальный характер, неофициальное
отношение между говорящими и
отсутствие фактов, нарушающих неофициальность
общения, например посторонние
лица. Разговорная речь лишь функционирует
в частной сфере общения, а
в сфере массовой коммуникации
она неприемлема. Разговорная
речь может затрагивать не
только бытовые темы: например, разговор
в кругу семьи, находящихся
в неофициальных отношениях, об
искусстве, науке, споте, беседы
в общественных учреждениях. Однако,
например, разговорная речь не
подготовлена и тема разговора
связана с профессиональной деятельностью
говорящих, поэтому в нём используется
научная лексика. Форма реализации
преимущественно устная.
Разговорно-обиходный
стиль противопоставляется книжным
стилям, так как они функционируют
в тех или иных сферах общественной
деятельности. Однако разговорная
речь включает в себя не
только специфические языковые
средства, но и нейтральные являющиеся
основой литературного языка.
В пределах литературного языка
разговорная речь противопоставлена
кодифицированному языку в целом.
Но
кодифицированный литературный
язык и разговорная речь и
разговорная речь представляют
собой две подсистемы внутри
литературного языка. Основными
чертами разговорного стиля являются
уже указанные непринуждённый
и неофициальный характер общения,
а также эмоционально-экспрессивная
окраска речи. Поэтому часто используется
всё богатство интонации, мимики,
жестов. Одной из важнейших особенностей
является опора на внеязыковую
ситуацию, то есть непосредственную
обстановку речи, в которой протекает
общение.
Разговорная
речь имеет свои лексические
и грамматические особенности.
Характерной чертой этой речи
является её лексическая разнообразность.
Здесь встречаются самые разнообразные
в тематическом и стилистическом
отношении группы лексики: и
общекнижная лексика, и термины,
и иноязычные заимствования, некоторые
факты просторечия, жаргонов. Это
объясняется, во-первых, тематическим
разнообразием разговорной речи,
не ограничивающейся рамками бытовых
тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением
разговорной речи в двух тональностях
– серьёзной и шутливой, и в последнем
случае возможно использование разнообразных
элементов. Синтаксические структуры
тоже имеют свои особенности. Для разговорной
речи типичны построения с частицами и
междометиями. Порядок слов в этой речи
отличается от используемого в письменной.
Здесь главная информация концентрируется
в начале высказывания. А чтобы акцептировать
внимание на главное, пользуются интонационным
выделением.
В
разговорную речь проникают канцеляризмы
и мы можем отметить нелепые
сочетания стилистически несовместимых
слов: По какому вопросу плачешь?;
При наличии жены я не стану
мыть посуду! Другой отличительной
особенностью разговорной речи
нашего времени стало насыщение
ее уменьшительно-ласкательными
формами, без стилистической мотировки:
Приветик! Материальчик подготовили?;
Дайте справочку; Колбаски полкило
и т.д. В подобных случаях
речь идет не о размерах
предметов, не выражается особо
нежное к ним отношение, другими
словами, оценочность экспрессивно
окрашенных слов утрачивается. Обращение
к таким формам обусловлено
или сложным представлением о
«вежливом стиле», или приниженным
положением просителя, боящегося
получить отказ. У писателей
уменьшительные формы оценочных
слов становится источником иронической,
окраски речи: Ну до чего же
мы все хороши! До чего красивые
и приятные! И вон тот, который
старушку локотком отодвинул,
и сам вместо нее в автобус
сел! И вон тот, что переулочек
уже трое суток метелочкой
подметает. Отмечается высокая
степень употребительности в
разговорной речи сниженных слов,
утрачивающих в этом случае
оттенок пренебрежительности, грубости:
Бабка у меня хорошая; Девчонка
с ним шла красивая.
Самый
большой стилистический пласт
фразеологии составляет разговорная
фразеология, которая используется
в устной форме общения: без
году неделя, белая ворона, спустя
рукава. Разговорные фразеологизмы
образны, что придает им, особую
экспрессию, живость. Просторечная
фразеология в целом близкая
к разговорной отличается большой
сниженностью: вправить мозги, чесать
языком; еще резче звучит грубопросторечная
фразеология: дуракам закон не
писан, ни кожи ни рожи. В
ее состав входят бранные сочетания,
представляющие грубое нарушение
языковой формы. Употребление
фразеологизмов придает речи
живопись и образность. Это ценит
журналисты, которые охотно обращаются
в фельетонах, очерках: Директор
– атеист до мозга костей
– не верит ни в домового,
ни в лешего. Особенно любят
использовать фразеологизмы юмористы
и сатирики.
3. Причины коммуникативных неудач
С
изменением в обществе, появлением
новых слов, установлением других,
меняются отдельные формы произношения,
изменения касаются акцентологии,
лексики, морфологии, синтаксиса, стилистики.
Общение
для человека – его среда
обитания. Без общения невозможно
формулирование личности человека,
его воспитание, развитие интеллекта.
Наряду с терминами общение
широкое распространение получило
слово коммуникация. Коммуникации
– общение, обмен мнениями, –
специфическая форма взаимодействия
людей в процессе их познавательно
– трудовой деятельности. Речевая
деятельность человека является
самой сложной и распространенной.
Без нее невозможна никакая
деятельность. Особенность речевой
деятельности заключается в том,
что она всегда включается
в более широкую систему деятельности
как необходимый и взаимообусловленный
компонент.
Речевое
общение – это мотивированный
живой процесс взаимодействия
между участниками коммуникаций,
который направлен на реализацию
конкретной, жизненной целевой установки.
Речевое общение осуществляется
между многими людьми, каждый
из которых является носителем
активности и предполагает ее
в своих собеседниках. Это общение
обоюдно, оно сознательно и
целенаправленно. Формой речевого
общения является речевое поведение
собеседников, а содержание –
их речевая деятельность. Речевая
деятельность и речевое поведение
отличается друг от друга своими
результатами. Результатом речевой
деятельности является мысль
и текст, а результатом речевого
поведения выступают отношения
между людьми и эмоции, вызываемые
тем или иным речевым поведением
собеседников. Задача сводится к
формированию у школьников «коммуникативной
компетенции», которая охватывает
не только знания языковой
системы и владение языковым
материалом, но и соблюдение социальных
норм речевого общения, правил
речевого поведения.
Коммуникативная
компетентность – значение, умения
и навыки, необходимые для понимания
прирожденных собственных программ
речевого поведения адекватным
целям, сферам, ситуациям общения.
Она включает в себя: знание
основных понятий лингвистики
речи – стили, типы связей
предложений в тексте, умения
и навыки анализа текста, коммуникативная
компетентность – это не врожденная
способность, а способность, формируемая
во взаимодействии человека с социальной
средой, в процессе приобретения им социально-коммуникативного
опыта. Этот опыт включает в себя, прежде
всего механизм переключения кодов, который
выражается в стилистическом варьировании
речи. В основе таких переключений лежит
изменение ролевых отношений между участниками
общения.
Структура
речевого общения.
В
речевом общении, выделяются три
стороны: интерактивная, коммуникативная,
персептивная. Коммуникация единство
взаимного обмена информацией
и воздействия собеседников друг
на друга с учетом отношений
между ними, всего того, что приводят
не только к движению информации,
но и к уточнению и обогащению
тех знаний, которыми обмениваются
люди средствами коммуникации
могут выступать различные знаковые
системы. Одним из древнейших
способов является язык.
По
типу отношений между участниками
различается межличностная, групповая,
массовая коммуникация; по средствам
– речевая, паралингвистическая,
вещественно-знаковая. Межличностные
отношения – это взаимная готовность
партнеров по общению к определенному
типу взаимодействия и коммуникации.
Готовность сопровождается эмоциональными
переживаниями, и реализуется
в поведении участников общения,
и тогда устанавливается отношения
определенного типа: дружеские, натянутые.
«Ничто – ни слова, ни мысли,
ни даже поступки наши –
писал М.Д. Ушинский – не
выражает так ясно и верно
нас самих и наши отношения
к миру, как наши чувства, в
них слышен характер не отдельной
мысли, а всего содержание души
нашей и ее строя. В мыслях
наших мы можем себя обманывать,
но чувствования нами скажут
нам, что мы такое: не то,
чем бы мы хотели быть, но
то, что мы такое на самом
деле!
Совокупность
индивидуальных особенностей речевого
и неречевого поведения человека,
влияющих на своеобразие протекания
общения – стиль общения. Выделяют
несколько стилей общения:
Общение
– устранение.
Общение
– заигрывание
Общение
с четко выраженной дистанцией
Общение
дружеского расположения
Общение
– совместная увлеченность познавательной
деятельностью.
Восприятие,
понимание и оценка человека
человеком – перцентивный компонент
речевого общения. Познавая других
людей, человек получает возможность
лучше определить перспективы
совместной деятельности с ним.
Эффективность общения зависит
от того, насколько человек представляет
себе реально существующие условия
общения и в соответствии с
ним определяют или корректирует
свое речевое поведение. Обычно
человек делает это интуитивно,
не задумываясь. Чтобы общение
состоялось, собеседникам нужен
канал связи – это органы
речи и слуха, т.е. слуховой
канал, форма и содержание письма
воспринимается по зрительному
каналу.