Важнейшие признаки разговорной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

«Чтобы полноценно общаться, – пишет А.А. Леонтьев, – человек должен располагать целым рядом умений. Он должен быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, найти адекватные средства дл передачи этого содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет не эффективным».

Содержание работы

1.Важнейшие признаки разговорной речи ………………………………………………………2
2. Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи…………………………………………………………..3
3. Причины коммуникативных неудач..................................................................5
4. Жанры речевого общения: беседы, разговор, спор, рассказ, письмо……..….9

5. Этика общения и этикетные формулы общения............................................12

Список литературы……………………………………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 30.93 Кб (Скачать файл)

 

 Стратегия  речевого общения охватывает  всю сферу построения процесса  коммуникации, когда ставится целью  достижение, некоторых долговременных  результатов. Стратегия речевого  общения включает в себя ориентировку  в ситуации общения, планирование  речевого взаимодействия в зависимости  от конкретных условий общения  и личности коммуникатов, а также  реализацию планов, т.е., линии беседы.

 

 Эффективность  речевой коммуникации – достижение  адекватного смыслового восприятия  и интерпретации передаваемого  сообщения.

 

 Условия,  способствующие, эффективному объему  информацией – это потребность  в общении, настроенность на  мир собеседника, умение слушателя  проникнуть в замысел, знание  норм речевого этикета. Очень  важно знать позитивный коммуникативный  климат, помогающий установить контакт  и взаимоотношение в процессе  общения. В процессе речевого  взаимодействия недостаточно знать  только язык. Собеседники должны  придерживаться определенных правил  ведения разговора. К принципам  речевой коммуникации относится:

 

 Принцип  последовательности – смысловое  соответствие ответной реакции,  т.е., ожидание реплики соответствующего  типа;

 

 Принцип  предпочитаемой структуры – особенность  речевых фрагментов с подтверждающими  или отклоняющими ответными репликами;

 

 Принцип  вежливости состоит из ряда  максили: максилия такта, максилия  великодушие и одобрения, максилия  согласия. Важными критериями в  составе коммуникативного кодекса  признаются критерий истинности  и критерий искренности.

 

 Принцип  равной безопасности предполагает  непричинение психологического  или иного ущерба партнеру  в информационном обмене. Этот  принцип запрещает оскорбительные  высказы, унижение чувства собственного  достоинства партнера. Необходимым  условием эффективности речевой  коммуникации является умение  слушать. «Умение слушать –  редкая способность и высоко  ценится. Гораздо чаще стремится  перебить – пишет Д. Гранин  в романе «Картина»!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Жанры речевого общения: беседы, разговор, спор, рассказ, письмо

 

 

 К  жанрам речевого общения относим  беседу, разговор, спор, письмо и  др.

 

 Письмо  – процесс создания текста  с последующей графической его  фиксацией. Для младшего школьника  письмо – тяжелый труд, т. к.  включает в себя различные  психические функции, а также  мышечную энергию еще мало  тренированной руки. В письме  выделяется техника и содержание. Написание может быть полным  и сокращенным, а по степени  готовности – черновик и беловик.  Создание ребенком теста –  это отдельное речевое действие. Чтобы сформировать новое умственное  действие, его нужно предварительно  дать как действие внешнее.  Л.С. Выготский трактует речевое  действие как процесс постановки  решения своеобразной задачи, как  процесс мыслительного акта. Схема  порождения речевого письменного  высказывания выглядит так:

 

 Мотив  – речевая интенция;

 

 Внутреннее  программирование;

 

 Реализация  речевого действия.

 

 Работа  над текстом начинается с обдумывания  предварительного «стратегического»  плана высказывания. В процессе  письма он непрерывно уточняется  и изменяется. Обдумывал будущий  текст, пишущий может опираться  на черновые записи. А при окончательной  обработке написанного автор  сравнивает компоненты текста  с возможными лучшими вариантами. Лексическая подготовка включает  в себя работу над значением  и употреблением в речи как  новых, так и частично знакомых  слов, объединенных в тематические  группы. Составлен текст, автор  опирается на тот запас языковых  средств, который накоплен им  в процессе речевой практики. Другой компонент долговременной  по памяти – запас представлений  образованных в разные моменты  жизни.

 

 Беседа  – устная форма педагогического  общения. Беседа предполагает  смену говорящих. Выделяют основные  функции беседы в условиях  обучения: начало, мотивация учебно-коммуникативной  деятельности школьников; контроль  учителя и координирования действий  учащихся; обмен информацией; взаимное  общение, поддержание деловых  и дружеских контактов. В ходе  беседы дети подвергаются воздействию  4 факторов: авторитет учителя; содержание беседы; коммуникативная подготовленность учителя; информация по теме обсуждения.

 

 По  целям можно выделить следующие  виды бесед:

 

 Информативные  беседы, цель которых разъяснить  учебный материал без воздействия  на чувства;

 

 Воздействующие  беседы, цель которых не только  разъяснить новое понятие, но  и воздействовать на чувства  детей, разбудить их воображение;

 

 Убеждающие  беседы, цель которых добиться  каких-либо действий, влияние не  только на сознание, чувства, но  и на волю с помощью обсуждения;

 

 Событийные  беседы, связанные с какими-либо  событиями.

 

 По  характеру отношений выделяются  неофициальные и официальные  беседы.

 

 Дружеская  беседа ничем не регламентирована, разговор на любые темы, по  времени сколько угодно, каждый  из собеседников хорошо знает  другого. Эта беседа спонтанна,  темы бытового характера, есть  юношеский жаргон, мало пауз колебаний.  Деловая беседа – содержание, время и место встречи строго  регламентирована, необходимости без  личностных моментов. Эта беседа  подготовлена, очередность заранее  определена и соблюдается. 

 

 Рассказ  – монологически последовательное  изложение преимущественно фактического  материала.

 

 Спор  – вид диалога, при котором  собеседники изначально имеют  различные или противоположные  суждения по одному предмету.

 

 Цель  спора – или приближение к  истине в оценке данного предмета, или достижение единства взглядов  путем доказательства или убеждения.  Платон называет спор «умственным  пиром» и это вполне оправданно. При должном взаимоуважении, полемистов, готовности принимать противоположные  аргументы, умении слушать и  понимать спор действительно  превращается в исключительное  по своему значению средство  повышения интеллектуальных потенциалов  личности, ее речевого и духовного  совершенствования. Во время спора  важно следовать единству предмета, который должен быть выяснен  в самом начале, как и круг  его понимания собеседниками.  В споре важно видеть софистические  доводы собеседника и никогда не прибегать к ним самому. Выигрывает спор тот, кто держит в сознании весь его силлогистический ход, кто никогда не окажется в состоянии чрезмерной аффектированности, кто видит и вовремя разоблачает софистические уловки противника.

 

 При  разговоре сообщение подается  отдельными поруними, собеседники  делают речь ясной, недвусмысленной.  Разговор имеет начало, некоторое  продолжение и завершение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Этика общения и этикетные  формулы общения

 

 

 Речевой  этикет – разработанные правила  речевого поведения, система речевых  формул общения. Степень владения  речевым этикетом определяет  степень профессиональной пригодности  человека. Знание правил и их  соблюдение позволяет человеку  чувствовать себя уверено и  непринужденно, не испытывать  неловкости из-за неправильных  действий. Соблюдение этикета людьми  имеет воспитательное значение  и невольно способствует повышению  культуры общества. Речевой этикет  строится с учетом особенностей  партнеров, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта  и адресата общения, их места  и профессии, возраста, пола. Речевой  этикет имеет, национальную специфику,  т.е., каждый народ создал свою  систему правил речевого общения.  Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную. Если  адресат незнаком, то общение  начинается со знакомства. Официальные  и неофициальные встречи знакомых  начинаются с приветствия. Речевой  этикет приветствий предусматривает  характер поведения, т.е., очередность  приветствия. Первыми приветствуют  мужчины – женщин, младший по  должности – старшего и т.д.  В повседневной деловой обстановке  используются формулы речевого  этикета. Например, при подведении  итогов работы, при организации  мероприятий, встреч возникает  необходимость кого-то поблагодарить  или сделать заключение. Вот речевые  клеше, которые используются в  данной ситуации.

 

 –  Позвольте выразить благодарность…. За отлично организованную выставку.

 

 –  Я благодарен вам за то, что…

 

 –  Моя благодарность не имеет  границ!

 

 Замечание,  предупреждение:

 

 –  Все обязаны …

 

 –  Я советую вам…

 

 При  отказе используется выражение:

 

 –  Я не могу помочь …

 

 –  В настоящее время это невозможно.

 

 Немаловажным  компонентом речевого этикета  является комплимент:

 

 –  Вы хорошо выглядите!

 

 Этический  аспект культуры речи предписывает  знание и применение правил  языкового поведения в конкретных  ситуациях. Под этическим нормами  общения понимается речевой этикет. На использование речевого этикета  большое влияние оказывают экстралингвистические  факторы: возраст, их социальный  статус, характер отношений между  ними, время и места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 Культура  устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм.: уч. пос-е/ Г.Н. Иванова  – Ульянова. – М.: ФЛИНТА: Наука  - 1998.- 150 с.

 

 Казарцева  О.М. Культура речевого общения:  Теория и практика обучения: уч. пос-е - 2-е изд.-М.: Флинта: Наука-1999 г. - 496 с.

 

 Риторика. Хрестоматия практикум. Муранов  А.А. М.: Росс. педагог. Агенство, –  1997 г. - 158 с.

 

 Русский  язык и культура речи: Учебник/по  ред. проф. В.И. Максимова. –  М.: Гардарики, 2002 г. - 490 с.

 

 Л.А.  Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.  Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Постов  Н/Д. Из-во «ФЕНИКС» 2001–160 с.

 


Информация о работе Важнейшие признаки разговорной речи