Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:57, реферат
Произведения Валентина Распутина состоят из живых мыслей. Мы должны уметь их извлекать хотя бы потому, что для нас это важнее, нежели для самого писателя: он свое дело сделал
Но прежде чем перейти к творчеству поэта, хотелось бы рассказать о нем самом: как и где он рос, учился, работал. Это важно сделать и потому еще, что в очерках, рассказах, повестях Распутина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове, которое, обретя силу искусства, перестало принадлежать только ему одному и стало общим нашим достоянием.
Введение стр.3
Глава I - Жизненный и творческий путь В.Г Распутина стр.4
1.Биография. стр.4
2.Вход в творческую жизнь. стр.4-5
3.Основные этапы творчества В.Г Распутина . стр.5-6
Глава II Прощание с Матёрой стр.7
1.Сюжет, смысл, герои. стр.7-8
2. Основная проблема. стр.9-10
3. Моё мнение о поэме. стр.11
Дополнительно стр.12
1.Статья Юрия Селезнёва стр.12-17
о творчестве В.Г Распутина.
Заключение . стр.18
Источники информации . стр.19
Приложение.
1. Портрет В.Г Распутина
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГБОУ СПО СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»
Факультет: «стилистики и искусства визажа»
РЕФЕРАТ по литературе
На тему: В.Г Распутин, повесть «Прощание с Матёрой»
Выполнил студент группы 113
отделения СВ:
Костина Анастасия Юрьевна.
Проверил преподаватель:
Прахова Юлия Владимировна.
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
Глава I - Жизненный и творческий путь В.Г Распутина стр.4
1.Биография.
2.Вход в творческую
жизнь.
3.Основные этапы творчества В.Г Распутина . стр.5-6
Глава II Прощание с Матёрой
1.Сюжет, смысл, герои.
2. Основная проблема.
3. Моё мнение о поэме.
Дополнительно
1.Статья Юрия Селезнёва
о творчестве В.Г Распутина.
Заключение .
Источники информации .
Приложение.
1. Портрет В.Г Распутина
Введение.
Произведения Валентина Распутина состоят из живых мыслей. Мы должны уметь их извлекать хотя бы потому, что для нас это важнее, нежели для самого писателя: он свое дело сделал
Но прежде чем перейти к творчеству поэта, хотелось бы рассказать о нем самом: как и где он рос, учился, работал. Это важно сделать и потому еще, что в очерках, рассказах, повестях Распутина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове, которое, обретя силу искусства, перестало принадлежать только ему одному и стало общим нашим достоянием.
"Я уверен, что писателем человека
делает его детство,
Выбрав эту тему я прежде всего хотела понять смысл поэмы и то, что хотел передать этим В.Г, Распутин. Произведение «Прощание с Матёрой» в первую очередь имеет философский смысл, отношение людей к месту где вырос их род как к святому месту и безразличное отношение молодых к этой маленькой деревни. И возникает один главный вопрос – почему же у людей которые живут в одной деревни столь разные мнения о её затопление? И второй интересный момент это отношение тех людей которые собираются затоплять деревушку к людям которым дороги эти места, даже когда подошёл срок затопления они не проверили того, остались ли люди в деревне……..
Глава I
Биография, вход в творческую жизнь и основные
этапы творчества В.Г Распутина.
Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих же местах, в приютившейся неподалёку (по сибирским меркам), всего в полусотне километров от Усть-Уды, деревне с красивым, напевным именем Аталанка.
Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в "Прощании с Матёрой", и в "Последнем сроке", и в повести "Живи и помни", где отдаленно, но явно угадывается созвучие: Атановка. Природа, ставшая близкой в детстве, оживет и заговорит неповторимым своим языком в книгах. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, "начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его".
А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири - тайги, Ангары ("Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства Родины"); без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутненного народного языка. В большом автобиографическом очерке одной поездки "Вниз и вверх по течению", опубликованном в 1972 году (по сути, самостоятельной повести), Распутин опишет свое детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами - тому, что считает определяющим при формировании души ребенка и его характера.
Сознательное детство его, тот самый "дошкольный и школьный период", который дает человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной. "Для нашего поколения был очень труден хлеб детства", - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее, что найдет затем отражение в его творчестве: "Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе".
Здесь же, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Чтение для него не было просто удовольствием, не требующим умственных усилий, или развлечением, - оно было и осталось работой над собою, и работой немалой. Читать для него - не значит просто пробегать глазами страницы, улавливая сюжетную линию, и уметь читать - не значит из букв уметь составлять слова. По его убеждению, "читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, чувствовать прилив крови от уважения. Культура чтения тоже существует, но не все ею владеют".
Для него самого любимыми остались по сей день Толстой, Достоевский, Бунин, Лесков, Тютчев, Фет... И вообще - хорошая, умная книга: у Распутина богатая библиотека, которую он собирает многие годы.
Годы учебы в университете проявили, оттенили его большую любовь к родной деревне, к тайге, к Ангаре, тем местам, и вообще к природе, где прошло раннее детство. Казалось бы, так ли уж много они значат, эти четыре сотни километров от Иркутска до Аталанки?
Первый рассказ, написанный Валентином
Распутиным, назывался "Я забыл
спросить у Лешки...". Он был опубликован
в 1961 году в альманахе "Ангара"
и затем несколько раз
"Я забыл спросить у Лешки..."
тоже начинался как очерк
И в рассказе, пусть еще и в
зачаточном состоянии, присутствует то,
что станет затем неотъемлемым во
всех произведениях Распутина: приро
По трем первым книгам явно виден переход Валентина Распутина от журналистики к художественной литературе. На смену восторгу всепокоряющим могуществом человека в "Костровых новых городов" приходит более глубокий психологизм "Края возле самого неба", который усиленно развивается затем в "Человеке с этого света", особенно в рассказах "Мама куда-то ушла", "Василий и Василиса". Глубже становится тема единства человека и природы ("От солнца до солнца").
"Василий и Василиса", рассказ,
от которого потянулась
Природа у него — не цепь картин, не материал для метафор, — писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть её. Он - не описывает природу, а говорит её голосом, передаёт её нутряно, тому множество примеров. Драгоценное качество, особенно для нас, всё более теряющих живительную связь с природой
С рассказа "Василий и Василиса" начинается новый период в творчестве Валентина Распутина, который к этому времени уже перешел на профессиональную литературную работу. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком - со своим стилем, своим взглядом на мир, своей эстетической концепцией, которую в дальнейшем будет активна .
Глава II
Прощание с Матёрой.
Сюжет, смысл, герои.
Перед человечеством в конце XX столетия остро встала проблема выбора: либо голый подход к чему-либо, признающий лишь материальное благополучие, либо установка на духовные ценности, на опыт предшествующих поколении, на любовь ко всему живому на земле. Валентин Распутин относится к тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и жесткостью. И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своих взаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее.
Повесть Распутина «Прощание с
Матерой» можно назвать повестью-
Действие повести происходит в деревне
Матера, которая вот-вот должна погибнуть:
на реке возводят плотину для постройки
электростанции, поэтому “вода по реке
и речкам поднимется и разольется, затопит...”,
конечно, Матеру. Судьба деревни решена.
Молодежь без раздумий уезжает в город.
У нового поколения нет тяги к земле, к
Родине, она все стремится “перейти на
новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь
— это постоянное движение, изменение,
что нельзя оставаться неподвижно на одном
месте столетия, что прогресс необходим.
Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны
терять связи со своими корнями, разрушать
и забывать вековые традиции, перечеркивать
тысячи лет истории, на ошибках которой
им бы следовало учиться, а не совершать
свои, иногда непоправимые.
Всех героев повести условно можно разделить
на “отцов” и “детей”. “Отцы” — это
люди, для которых разрыв с землей смертелен,
они выросли на ней и любовь к ней впитали
с молоком матери. Это и Богодул, и дед
Егор, и Настасья , и Сима, и Катерина. “Дети”
— это та молодежь, которая так легко оставила
на произвол судьбы деревню, деревню с
историей в триста лет. Это и Андрей, и
Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем,
взгляды “отцов” резко отличаются от
взглядов “детей”, поэтому конфликт между
ними вечен и неизбежен. И если в романе
Тургенева “Отцы и дети” правда была
на стороне “детей”, на стороне нового
поколения, которое стремилось искоренить
морально разлагающееся дворянство, то
в повести “Прощание с Матерой” ситуация
совершенно противоположная: молодежь
губит то единственное, что делает возможным
сохранение жизни на земле (обычаи, традиции,
национальные корни).
Главный идейный персонаж повести
— старуха Дарья. Это тот человек,
который до конца жизни, до последней
ее минуты остался предан своей родине.
Дарья формулирует главную мысль произведения,
которую сам автор хочет донести до читателя:
“Правда в памяти. У кого нет памяти, у
того нет жизни”. Эта женщина является
некой хранительницей вечности. Дарья
— истинный национальный характер. Писателю
самому близки мысли этой милой старушки.
Распутин наделяет ее лишь положительными
чертами, простой и незатейливой речью.
Надо сказать, что все старожилы Матеры
описаны автором с теплотой. Как искусно
изображает Распутин сцены расставания
людей с деревней. Прочтем еще раз, как
снова и снова откладывают свой отъезд
Егор и Настасья, как не хотят уезжать
они из родной стороны, как отчаянно борется
Богодул за сохранение кладбища, ведь
оно свято для жителей Матеры: “...А старухи
до последней ночи ползали по кладбищу,
втыкали обратно кресты, устанавливали
тумбочки”.
Все это лишний раз доказывает то, что
отрывать народ от земли, от его корней
нельзя, что такие действия можно приравнять
к жестокому убийству.
Информация о работе В.Г Распутин, повесть «Прощание с Матёрой