Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:57, реферат
Произведения Валентина Распутина состоят из живых мыслей. Мы должны уметь их извлекать хотя бы потому, что для нас это важнее, нежели для самого писателя: он свое дело сделал
Но прежде чем перейти к творчеству поэта, хотелось бы рассказать о нем самом: как и где он рос, учился, работал. Это важно сделать и потому еще, что в очерках, рассказах, повестях Распутина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове, которое, обретя силу искусства, перестало принадлежать только ему одному и стало общим нашим достоянием.
Введение стр.3
Глава I - Жизненный и творческий путь В.Г Распутина стр.4
1.Биография. стр.4
2.Вход в творческую жизнь. стр.4-5
3.Основные этапы творчества В.Г Распутина . стр.5-6
Глава II Прощание с Матёрой стр.7
1.Сюжет, смысл, герои. стр.7-8
2. Основная проблема. стр.9-10
3. Моё мнение о поэме. стр.11
Дополнительно стр.12
1.Статья Юрия Селезнёва стр.12-17
о творчестве В.Г Распутина.
Заключение . стр.18
Источники информации . стр.19
Приложение.
1. Портрет В.Г Распутина
Автор очень глубоко осмыслил
проблему, вставшую перед обществом
в эпоху НТР, — проблему утраты
национальной культуры. Из всей повести
понятно, что эта тема волновала
Распутина и была актуальна и
у него на родине: недаром он располагает
Матеру на берегу Ангары.
Матера — символ жизни. Да, ее затопило,
но память о ней осталась, она будет жить
вечно.
Основная проблема.
Каждый из нас знает, что
он смертен, и проблему небытия мы
в большинстве случаев решаем
оптимистически: я умру, но будут
жить мои потомки. Сейчас же наряду
с таким традиционным пониманием
жизни и смерти формируется повое
миропонимание: мысль о возможности
космической катастрофы. О гибели
всей человеческой цивилизации в
связи с ядерной и
Казалось бы, речь идет
о «немногом»: как организованно
и быстро провести затопление
острова, необходимое в связи
со строительством ГЭС на
Крестьянин осознавал
себя звеном в вечной
В ряду символов и тот зверек, что бежал рядом с Дарьей, - Хозяин острова. Он делает ночные обходы своих владений, слушает голоса изб и вещей, видит сквозь стены то, что творится внутри, и даже предвидит будущее: какая изба за какой будет гореть, кто их станет поджигать. Он видит намного-намного вперед, и - в точности. Трудная досталась ему доля: зная, ничего не уметь изменить и предотвратить. Его на острове не видел никто и никогда, а он знал всех. И то, что он открылся Дарье, и то, что она увидела его, - не от их ли общего предназначения и особого видения мира? Он ее спасал, но у нее же он, быть может, искал и крепости? Обладание сверхъестественными качествами уже не помогает Хозяину - он знал, "что скоро одним разом все изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился... Еще и потому он смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать. Он последний".
Моё мнение о поэме.
Просмотрев фильм, изучив поэму «Прощание с Матёрой» так же изучив творчество В.Г.Распутина я поняла что основной темой в произведениях В.Распутина была –природа,любовь к родине.Это и показано в повести «Прощание с Мотёрой» где действия происходят на не большом острове где находится деревушка «Матёрая».Жители её (в основном это пожилые люди у которых весь род вырос в этой деревне и им очень дорога эта земля )узнают о том,что их деревню собираются затопить для того чтобы построить электростанцию. И тут происходит яркое развитие человеческих отношений ,то как становится молодым всё равно они считают что в городе не плохо а люди в возрасте переживают, но не у всех переживания ярко выражены, кто-то начинает уже потихоньку съезжать с деревни. У кого то ещё остаются надежды на спасение «Матёрой»,но всё равно понимают что всё произойдёт. Потом всё притихло всем становится весело в отчаяние деревенские танцуют, поют частушки развлекаются но смотрится всё это как будто они сходят с сума. Дети радостно бежали из своей деревни на теплоход крича- Матёрая прощай!!!Жителям деревни сказали чтоб они начали готовить остров к затоплению сами затем жители начали сжигать свои дома и уплывать с острова. Некоторые преданные жители Матёрой остались на острове ждать затопления. Так и затопили Матёрую не проверив даже того что остались ли люди на острове, тем кто затоплял деревню было всё равно на жителей деревни, на их род который здесь жил и который похронен на этой земле, на то как им было тяжело прощаться с Матёрой и сжигать свои дома.
Статья Юрия Селезнёва
о творчестве В.Г Распутина.
Литература во все времена отражала и определяла общее духовно-нравственное состояние народа, общества, эпохи. Настоящая литература, конечно. Валентин же Распутин безусловно — один из тех крупнейших писателей, чьё творчество сегодня отражает и определяет современное состояние нашей отечественной литературы...
Широкую известность Валентину Распутину принесла его повесть "Деньги для Марии" (1967), хотя и до того он уже выпустил сборник рассказов, и рассказов крепких. Появившаяся через год-другой повесть "Последний срок" утвердила имя писателя в ряду наиболее значимых, пришедших со своим словом. Последовавшие затем "Живи и помни" (1974) и особенно "Прощание с Матёрой" (1976) — не оставили, кажется, уже ни у кого сомнений в том, что перед нами подлинно большое, я бы сказал — могучее явление современной отечественной и мировой литературы.
— Вот именно,— нет-нет да и услышишь сегодня из уст порою даже и искренних почитателей его таланта, — в эти-то десять лет и вместился и сказался весь Распутин, во всяком случае, в главном, а потом — вот уж почти восемь лет, по существу, ничего нового, равноценного созданному прежде... Так что явное притормаживание творческого движения писателя, как говорится, налицо. А ведь Распутин — один из ведущих наших писателей, один из тех, по которому мы вправе судить и об общем состоянии дел в литературе...
— Так-то оно так, по видимости, да только и не совсем так, а скорее даже и вовсе не так...
В своё время между "Последним сроком" и последовавшей затем повестью "Живи и помни" тоже наблюдалось затишье, растянувшееся тогда без малого на шесть лет — срок не малый. И тогда, помнится, высказывались авторитетные мнения: всё, что мог, дескать, сказал... Правда и в тот период временного затишья Распутин написал несколько рассказов. Тогда же вышло его повествование "Вверх или вниз по течению. Очерк одной поездки", но именно этот-то очерк, кажется, ещё более усугубил впечатление пробуксовки (в том числе, должен признаться, — и у автора этих заметок о творчестве Валентина Распутина) и даже чуть ли не творческого кризиса, если уж не вовсе "падения таланта". Но уже повесть "Живи и помни", устыдив скептиков, поставила всё на свои места, а повествование "Вверх или вниз по течению" просто забылось, как забывается нечто обыденное под напором
свежих, незаурядных впечатлений.
Справедливости ради скажу,
что и сегодня остаюсь при
мысли, что по концентрированности
художественной мысли "Вверх или
вниз по течению" не может все-таки
соперничать с четырьмя названными
повестями. Но что ж из того? Повествование
это интересно и само по себе,
вне сравнений с другими
Наконец, в повествовании "Вверх и вниз по течению" впервые у Распутина, во всяком случае, с такою собранностью и определённостью появляется центральный, как мне представляется, образ болевого нервного узла всего его творчества — образ смещённого центра (обозначим его пока так, за невозможностью или неумением найти более точное определение). Приехав после пятилетнего отсутствия в родные края, герой (назовём его так, чтобы не совсем уж не отличать его от автора повествования) при виде резко переменившихся памятных с детства просторов, не то что не узнаёт свою малую родину, но и прямо ощущает её уже как бы другой и даже чужой землёй, которая лишь "в редкие сокровенные минуты" напоминала ему "ту, на которой он рос... Лишившись чего-то главного, основного, какого-то центра собиравшего их воедино", родные места словно "разбрелись кто куда..."
Конечно, в этом повествовании образ смещённого центра - прежде всего вполне реальный, житейский, я бы скал даже — бытовой, но он уже и здесь через психологию героя прямо связан и с общественной стороной проблемы человеческой памяти, в том числе и памяти исторической, памяти родной земли, проявляющей себя в патриотическом чувстве родного, слиянности личности и Родины. В этом образе уже вызревало предчувствие какой-то грандиозной обобщающей нравственной мысли общественно-исторической значимости.
Нет, перечитывая теперь это повествование, ясно сознаёшь, что отнести его к разряду неудачных, свидетельствовавших о затухании, пусть бы и временном, творческой энергии писателя — не представляется возможным.
Но ещё большую значимость
обретает повествование и, в частности,
его центральный образ в
Действительно: попробуем взглянуть на произведения этого "после-матёрого" периода как на первую завязь будущих плодов, то есть в перспективе возможного развития их художественной мысли. Такой взгляд, понятно, совершенно не отрицает и ценности этих произведений самих по себе, но — подлинно значимые рассказы в истории русской литературы, кроме обнажённого живого, нравственного нерва, всегда пробуждающего мысли и совесть читателя, обладали ещё и таким свойством, как способность к расширению, развитию, развертыванию: так в незавершённых "Египетских ночах" Пушкина таилось как в зерне предчувствие грандиозных романов-трагедий Достоевского, а в незавершённом даже отрывке— "Гости съезжались на дачу" — Льву Толстому открылось вдруг зерно его "Анны Карениной". По степени сосредоточенности художественной мысли рассказы Пушкина, Гоголя, Достоевского, многие рассказы Чехова — это своего рода романы, сжатые до ёмкости новеллы.
"Действительно, — размышлял
Достоевский о сокровенной
"Из подростков созидаются
поколения" — эта мысль —
вывод, венчающая роман
В период, предшествующий работе
над "Подростком", Достоевский
размышлял: "Чем же так особенно
защищена молодежь, в сравнении с
другими возрастами, что вы, господа...
требуете от неё такой стойкости
и такой зрелости убеждений, какой
не было даже у отцов их... Наши юные
люди... развитые в семействах своих,
в которых всего чаще встречается
теперь недовольство, нетерпение, грубость,
невежество (несмотря на интеллигентность
классов) и где, почти повсеместно,
настоящее образование
Способен ли современный писатель столь же остро, нелицеприятно поставить сегодня вопрос о состоянии нравственного мира подростка наших дней? Проанализировать - глубоко художественно и пропорционально будущему, как это умели наши классики, - все нынешние "pro" и "contra" воспитания первых сознательных шагов в жизни будущих граждан страны, созидателей чести и славы Отечества завтрашнего дня? Можно ли видеть в рассказе Распутина возможность и необходимость развёртывания его художественной мысли в будущее серьёзное обобщение в форме романа или повести о современном подростке? Мне кажется - вполне. Хотя это, конечно, и не значит, что - наверное.
Информация о работе В.Г Распутин, повесть «Прощание с Матёрой