Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:54, реферат
Цель работы – выделение и описание темы войны в творчестве Н.А. Некрасова.
Задачи исследования:
рассмотреть тему войны в литературе;
установить природу темы войны, в творчестве Н.А.Некрасова;
рассмотреть тему войны в произведениях Н.А. Некрасова.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ А.Н. НЕКРАСОВА 5
1.1 ДЕТСТВО И РАННИЕ ГОДЫ НЕКРАСОВА Н.А. 5
1.2 НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
ГЛАВА 2. ВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА 10
2.1 О ВОЙНЕ И ВОССТАНИИ 10
2.2 НАРОД КАК ОСНОВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 27
Точит русскую казну,
Красит кровью Черно морюшко,
Корабли валит ко дну.
Перевод свинцу да олову,
Да удалым молодцам.
Весь народ повесил голову,
Стон стоит по деревням.
В стихотворении «Осень» (1877) Некрасов дал оценку русско-турецкой войне 1877 г. Эта война воспринималась поэтом как всеобщее горе: дневное солнце кажется темным, «как в ночи», из проносящихся на заре вагонов слышны человеческие стоны, люди не в силах оставаться дома, озабоченные мыслями о своих родных и близких, отправленных на войну. Симпатизируя простым людям, Некрасов готов был разделить с ними чашу страданий, стремился в действующую армию. В письме к И. С. Тургеневу 30 июня 1855 г., будучи больным, поэт писал: «Хочется ехать в Севастополь. Ты над этим не смейся. Это желание во мне сильно и серьезно, - боюсь, не поздно ли уже будет?» [3 с.222].
В стихотворении «Тишина» он восхищался подвигами рядовых матросов и солдат - подлинных защитников Севастополя, который в глазах поэта оставался «твердыней избранной славы»:
Народ-герой! в борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца,
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!..
Три царства перед ней стояло,
Перед одной... таких громов
Еще и небо не метало
С нерукотворных облаков!
В ней воздух кровью напоили,
Изрешетили каждый дом
И, вместо камня, намостили
Ее свинцом и чугуном.
Там по чугунному помосту
И море под стеной течет.
Носили там людей к погосту,
Как мертвых пчел, теряя счет... [3, с.44]
В стихотворении «Тишина» Некрасов воссоздал вдохновенный образ разрушенной твердыни Севастополя. Величественные события требовали ярких, гиперболически сильных сравнений, метафор. В рецензии на книгу Ив. Ваненко «Осада Севастополя, или Таковы русские», помещенной в «Современнике», Некрасов писал о том, что во всей Европе не найдется писателя, с могущего «произвесть что-либо равняющееся величию совершающихся перед нами событий». Такой книгой, по мысли издателя «Современника», могла быть только «Илиада» [3, с.264]. Из всего написанного о героической обороне Севастополя Некрасов выделял произведения Л. Н. Толстого [3, с.305]. Поэт сильно чувствовал трагическую атмосферу Крымской войны.
Как известно, Н. Г. Чернышевский в связи с Крымской войной писал в одном из первоначальных вариантов романа «Пролог» о том, что он желает поражения царскому правительству. Это была позиция последовательного революционера-демократа, высшее проявление истинного патриотизма. Чтобы понять отношение Некрасова к войне в период Севастопольской обороны, следует помнить, что охваченная пожаром войны Россия для поэта являла образ исстрадавшегося, истекающего кровью народа. Некрасов мысленно и воочию видел «деревни и села, в которых плачут матери-старухи, жены, качающие люльку, ожидая кормильцев и защитников - отцов, братьев, сыновей... несжатые крестьянские полоски, исхудавшую скотину, неурожаи, голод».
Благородная вера Некрасова в нравственные силы народа-богатыря, определившая революционно-демократический характер его патриотизма, сказалась на личных его поэтических откликах и личных признаниях. Это видно из стихотворения «14 июня 1854 года». Об этом же он писал И. С. Тургеневу 6 октября 1854 г. [3, с.206], то же самое мы находим и в сохранившемся стихотворном наброске:
О, не склоняй победной головы
В унынии, разумный сын отчизны.
Не говори: погибли мы, увы! –
Бесплодна грусть, напрасны укоризны. [3, с.419]
И в дальнейшем, в ноябре 1877 г., когда под натиском русских войск пали турецкие крепости Каре и Плевна, Некрасов писал:
Так запой, о поэт! чтобы всем матерям
На Руси на святой, по глухим деревням,
Было слышно, что враг сокрушен, полонен,
А твой сын - невредим - и победа за ним,
«Не велит унывать, посылает поклон». [3, с.533]
Ненависть поэта не только к внутренним врагам народа - эксплуататорам и угнетателям, но и к внешним - захватчикам - выливалась у него в еще большую ненависть к бюрократическому самодержавию, виновному в гибели десятков тысяч воинов-тружеников, Некрасов страстно желал гибели крепостническому строю, называл Николая I «палачом», «мстительным трусом и мучителем».
До 1874 г. в России существовала рекрутчина. Армия, созданная на основе этой системы, была армией феодально-крепостнического типа. Рекрутчина давила на податные сословия, лишая семьи их кормильцев. Тяжелое бремя рекрутчины отразилось в поэзии Некрасова, как всегда точно воспроизводящей реальные события.
В стихотворениях «Тишина», «Балет» рассказывалось о плаче жен и матерей во время рекрутских наборов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» (гл. IV, «Доброе время — добрые песни») о рекрутском наборе говорилось как о самом страшном несчастье: «И ужас народа при слове набор подобен был ужасу казни». Тема рекрутчины нашла у Некрасова дальнейшее развитие и детализацию. В этой же поэме рассказывалось, как помещик Поливанов «сбыл» в рекруты племянника Якова Верного — Гришу, надеясь сделать наложницей его невесту; несправедливо «забрили лоб» сыну Ненилы Власьевны.
В поэме «Дедушка» описано, как помещик остановил венчание и приказал сдать в солдаты деревенского парня-жениха, а его невесту взял к себе в девичью. Некрасов говорит и о том, что помещики пытались отправить в армию больных или увечных («Эй, Иван»). Крестьянским общинам и посадским людям в XIX в. разрешалось представлять в армию наемных рекрутов, однако когда они этих рекрутов нанимали, необходимость больших расходов подрывала их экономическое благосостояние («Знахарка»). Несмотря на то что стихи эти («Знахарка». — А. К.), как считал сам Некрасов в письме к Н. А. Добролюбову от 1 января 1861 г., «просто плохи, а пущены для последней строки» [3, с.650], в них хорошо схвачена и передана одной деталью единственная возможность освободиться от рекрутчины, которая в свою очередь вела к подрыву и полному разорению крестьянского хозяйства.
Вспоминая нравы, господствовавшие в армии Александра I и Николая I, герой «Дедушки» говорит: «Ну, я как в наше-то время! Что ни начальник, то зверь». Это чисто народная оценка «начальства», и любопытно отметить, что Некрасов вложил ее в уста бывшего офицера-декабриста. Изменилось ли отношение Некрасова и его героев к «начальству» в более позднее время? После отмены крепостного права в русской армии произошли некоторые изменения: в 1864 г. были учреждены юнкерские училища, увеличено число военно-учебных заведений, введены новые правила в Николаевской академии генерального штаба. Все это привело к некоторому росту образованности офицеров. Однако перемены были несущественными. Принцип комплектования офицерского корпуса остался прежним - классовым, он приводил к обособлению офицеров в особую касту, ядро которой составляли наиболее реакционные представители дворянства. Офицер для Некрасова — это «любезник и танцор, гремящий саблей», «красивый дикарь» (из поэмы «Мать»), шулер («Газетная»). Известно, что до 1863 г. в русской армии применялись шпицрутены. Существовали и другие истязания, казалось бы, менее жестокие, на первый взгляд, но также кончавшиеся иногда смертью наказуемого. О телесных наказаниях Некрасов писал много: о них поведал возвратившийся из Сибири ссыльный (Дедушка); виртуозным мастером «драть» оказывается офицер Шалашнинов - один из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
О жестоких наказаниях в армии мы узнаем из стихотворения Арина, мать солдатская. О том, что наказание палками перенести не легче, чем попасть под вражеские пули, пелось в «Солдатской» песне («Кому на Руси жить хорошо»): «Пули немецкие, пули турецкие, пули французские, палочки русские».
В обществе, основанном на страхе, не может быть чести. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Последыш» разоблачалось само понятие дворянской, офицерской чести как этической категории. Сыновья «последыша» - гвардейские офицеры - в нравственном отношении оказались ниже крестьян, обманув их, не дав обещанных заливных лугов.
Все ли офицеры были такими бесчестными? Конечно, в своих произведениях Некрасов обобщал и типизировал. Мы знаем, что среди лучшей части русской интеллигенции, в том числе военной, были независимо мыслящие люди, глубоко преданные своему народу, честные и принципиальные. Таковым был, например, адмирал П.С. Нахимов, герой Севастополя, о котором Некрасов говорил, что он дорог народу [2, с.323], таков великий русский хирург Н.И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии. В своей рецензии на статью «Десять дней в Севастополе», которая появилась в журнале «Московитянин», Некрасов много места уделил Н. И. Пирогову, привел слова одного из офицеров: «....когда он (Пирогов.- Л.К.) делает операцию, надо стать на колени». Поэт убежден, что эта деятельность «составит одну из прекраснейших страниц в истории настоящих событий». Некрасов отметил подлинную народность великого хирурга.
Поэт понимал, какую роль играло консервативно настроенное офицерство в сохранении самодержавия и крепостничества. Наряду с помещиками, чиновниками и представителями нарождающейся буржуазии оно представляло главную опасность для народа. По мнению поэта, офицеры современной армии не унаследовали у декабристов ни чести, ни представлений о гражданском долге. Некрасов знал, что среди гвардейских офицеров имелись люди, не брезговавшие даже исполнением жандармских функций. В 60 – 90-е годы среди либерального офицерства появилось много «любителей фразы». О встречах с подобными краснобаями-офицерами на гарнизонной гауптвахте поэт рассказывал в одном из стихотворений. Терпеть их пустые разговоры было труднее, нежели переносить сырость, голод и различные невзгоды заключения. Иные офицеры были опасны «не только врагам» («Современники», ч. II): среди них было много доносчиков и шпионов.
Рассматривая народ как
основную движущую силу истории, Некрасов
с большим сочувствием
Часто гибнут теперь; подождем –
Часовой ли замерзнет, бедняга,
Или Ванька...
(«О погоде», ч. II)
Образ вызывающего сочувствие забытого или замерзнувшего часового в русской литературе имел старую традицию. О брошенном на произвол судьбы без всякого награждения солдате писали Державин и Гоголь. У Некрасова этот образ получает дальнейшее развитие:
Ну-тка, с редута-то с первого номеру,
Ну-тка, с Георгием - по миру, по миру!
Помощник лекаря «забраковал» раны солдата, и тот не получил положенного «пенциона»:
Полного выдать не велено.
Сердце насквозь не прострелено!
Много места изображению психологии солдатской массы уделил Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Солдаты — это «люди малые»:
У нищих, у солдатиков,
Не спрашивали странники,
Как им - легко ли, трудно ли
Живется на Руси?
Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,
Какое счастье тут?..
Встреченный крестьянами - героями поэмы старый солдат Овсянников счастлив тем, что уцелел в двадцати сражениях и в мирное время, будучи «ни сыт, ни голоден», нещадно битый палками, также не поддался смерти. Участник героической обороны Севастополя, он рассказал странникам о подвигах, совершенных рядовыми солдатами и матросами во время Крымской войны:
Только горами не двигали,
А на редуты как прыгали!
Зайцами, белками, дикими кошками.
Там и простился я с ножками,
С адского грохоту, свисту оглох,
С русского голоду чуть не подох!
(«Солдатская»)
Некрасов с присущим ему поэтическим чутьем показывает, что только простые люди могут понять страдания обиженного властями воина и помогают ему, кто чем может: «груздочками», караваем хлеба, ковшом воды:
...уж двинулся
К служивому народ.
Все дали: по копеечке,
По грошу, на тарелочках
Рублишко набрался...
Цельность характеров и душевное благородство рядовых солдат, дающиеся поэтом выразительными штрихами, еще сильнее обнажают черствость и эгоизм их офицеров. В поэме «Русские женщины» имеется примечательная в этом смысле сцена, когда княгиня Волконская на пути в Сибирь, к мужу, в одном из сел встретилась с конвоем, сопровождающим обоз с серебром. На вопрос княгини о здоровье декабристов офицер, взглянув «нахально», зло и сурово ответил:
...я их не знаю - и знать не хочу,
Я мало ли каторжных видел!..
Напротив, «какой-то» солдат нашел доброе слово и рассказал о ссыльных, что знал («Здоровы! - сказал он; - я видел их всех, живут в руднике Благодатском!..»).
Некрасов писал, что образ простого солдата должен занять в русской литературе подобающее место, и осуждал А. Бестужева-Марлинского за то, что в его произведениях солдаты и офицеры являлись «в несвойственной им мантии средневековых воинов». И как он обрадовался, прочитав повесть Л. Н. Толстого «Рубка леса»! В «Заметках о журналах за сентябрь 1855 года» Некрасов сравнивал это произведение с «Записками охотника» И. С. Тургенева, создавшего галерею народных характеров, о которых до этого не знали в русской литературе. Л. Н. Толстой, по словам Некрасова, «представляет... несколько типов русских солдат, типов, которые могут служить ключом к уразумению духа, понятий, привычек к вообще составных элементов военного сословия. Еще несколько таких очерков, и военный быт перестанет быть темною загадкою» [3, с.332].
В этих же «Заметках» Некрасов сообщал читателям о публикации рассказа «Восемь месяцев в плену у французов», подчеркивая при этом, что автор его — «лицо новое: это армейский солдат, уроженец Владимирской губернии, города Шуи, Таторский. Под Альмой ему двумя пулями пробило руку, он попал в плен, был в Константинополе, был в Тулоне, потом возвращен уже без руки в Одессу... Рассказ его представляет несомненные признаки наблюдательности и юмора - словом, таланта... Даровита русская земля!» [3, с.332].