Военное творчество Некрасова Н.А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Цель работы – выделение и описание темы войны в творчестве Н.А. Некрасова.
Задачи исследования:
 рассмотреть тему войны в литературе;
 установить природу темы войны, в творчестве Н.А.Некрасова;
 рассмотреть тему войны в произведениях Н.А. Некрасова.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ А.Н. НЕКРАСОВА 5
1.1 ДЕТСТВО И РАННИЕ ГОДЫ НЕКРАСОВА Н.А. 5
1.2 НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
ГЛАВА 2. ВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА 10
2.1 О ВОЙНЕ И ВОССТАНИИ 10
2.2 НАРОД КАК ОСНОВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 27

Файлы: 1 файл

ВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА Н.А..docx

— 115.36 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем Некрасов продолжал  публиковать в «Современнике», в литературной записи одесского литератора Н.П. Сокальского, рассказы рядовых солдат и матросов. Так появились очерки и воспоминания очевидцев - «Госпиталь в Константинополе», «Жизнь на севастопольской батарее» (рассказ матроса), «Синопское сражение...». Немало суровой правды было в этих непритязательных рассказах. «И потому-то, - справедливо заканчивает исследователь, - военные очерки и рассказы «Современника», по выражению Панаева (в письме к Толстому), с жадностью читала вся Россия».

Русский солдат, под серой  шинелью которого поэт видел простого крестьянина, терпел немалое зло от различного рода хапуг - представителей поднимающейся буржуазии. Некрасов одним из первых в русской литературе поднял тему капиталистического хищничества, его предательской роли по отношению к судьбам России. В поэме «Недавние времена» рассказано о завсегдатаях клуба, которые жадно внимали новостям о ходе Крымской войны и интересовались не героическими подвигами ее участников на поле боя, а делами тех, «кто нагрел свои гнусные руки, у солдат убавляя паек». В поэме «Современники» рассказано о заводчике, который построил броненосец, камнем пошедший на дно, изготовил гранаты, поранившие своих же солдат; упомянуто о французских промышленниках, поставивших своей армии в 1871 г. во время франко-прусской войны «глиняные пули». Это последнее обстоятельство русскими читателями могло бить воспринято как намек. Ведь и в России во время Крымской войны «предприимчивые» дельцы ухитрялись посылать в действующую армию гнилые продукты, прелые шинели, вместо кремней для ружей - деревянные чурки.

Многие строки поэзии Некрасова  рисуют армию как орудие государственной  системы, служащее для подавления и  «усмирения» народа. До Некрасова писатели почти не обращали внимания на эту карательную функцию армии в интересах самодержавно-крепостнического государства. В раннем стихотворении «Бунт» содержится описание расправы над вабунтовавшимяся крестьянами. В отрывке из «Современников» имеется намек на расстрел восставших крестьян в селе Бездна:

Путь, отечеству полезный,

Ты геройски довершил,

Ты не дрогнул перед  бездной,

Ты... [3, с.401]

Исследователи показали, что  Некрасов описал здесь пир, устроенный по случаю успешного подавления восстания  в селе Бездна. Ненавистью к помещикам  пронизаны речи Якима Нагого и  Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо», активным бунтарем становится Савелий - богатырь святорусский, разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за убийство изверга - пана Глуховского. В пятой главе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов описал дорогу, по которой едут крестьяне, акцизные чиновники и пересыльные поляки. Иногда по этой дороге проходит воинская команда для подавления крестьян, взбунтовавшихся «в избытке благодарности». Выступления крестьян жестоко подавлялись войсками, однако внутренняя логика развития образов солдат у Некрасова убеждает в том, что скоро этому наступит предел: со временем солдаты поймут, кто их враг, и станут на сторону народа. В главе «Пир на весь мир» проводится мысль о перерастании крестьянского недовольства в революцию. Однако, делая ставку на крестьянскую революцию, Некрасов не обольщался в отношении ее сроков. Через многие его стихотворения проходит тема «тишины», «спящей страны»:

Но спит народ под тяжким игом,

Боится пуль, не внемлет  книгам.

О Русь, когда ж проснешься ты...

(«Несчастные»)

В стихотворении «Саша» поэт говорил о «столетиях», необходимых для того, чтобы из «раба» сделать «человека»; в «Железной дороге» выражалась уверенность в том, что русский народ проложит себе «широкую, ясную» дорогу, но до этой поры не доживет ни сам поэт, ни мальчик Ваня.

Только в конце жизни  у Некрасова в песне Гриши  Добросклонова звучит мысль о  том, что революция назревает. До этого сознание необходимости революции  и убежденность в отсутствии необходимой  революционности в народе были главным  противоречием мировоззрения и  творчества поэта.

Кто же должен возглавить революцию? В XVIII в. А. Н. Радищев, говоря о крестьянском восстании, полагал, что военными отрядами восставших должны руководить образованные, передовые дворяне-офицеры. Но вот  произошло восстание 14 декабря 1825 г. Оно закончилось поражением героической  кучки офицеров-дворян, не сумевших привлечь на свою сторону народ. Некрасов создает образы «народных заступников», вышедших не из среды дворян, а из народа, - таков разночинец Гриша Добросклонов. Подобно декабристам, он может попасть в Сибирь, но это его не страшит, он верит в революцию, которая поднимет весь народ: «Рать поднимается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая».

Значение поэзии Н. А. Некрасова  трудно переоценить. Его стихи читали пролетарии, крестьяне и солдаты. О патриотическом воздействии поэзии великого демократа на военных хорошо рассказал Г.В. Плеханов: «Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили «Железную дорогу», раздался сигнал, звавший нас на фронтовое ученье. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьями, находясь под сильнейшим впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы начали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: «Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!» Эти слова, произнесенные украдкой в нескольких шагах от военного начальства, глубоко врезались в мою память...».

23 августа 1860 г. Добролюбов  писал Некрасову о том, что  тот обладает качествами, которые  сделали Гарибальди вождем национальной  революции в Италии. Он рекомендовал  поэту «быть Гарибальди в своем месте». Имя Гарибальди в это время было очень популярным. Народный герой Италии, борец против феодально-абсолютистского строя и иноземного порабощения высадился в Южной Италии и 7 сентября 1860 г. с победой вступил в Неаполь. Успеху борьбы Гарибальди содействовали восстания крестьян. Некрасов выполнил завещание горячего пропагандиста идей революционной борьбы — Добролюбова. Его стихи поднимали на революционную борьбу широкие массы не только крестьян и городской бедноты, но и солдат, раскрывая им глаза на действительную сущность войны, показывая, кто является их врагом, а кто другом.

 

заключение

Поэзия Некрасова явилась  целой эпохой в развитии русской  литературы. Его произведения оказали  огромное воздействие на становление  всей демократической поэзии второй половины 19 века, послужили основой для формирования целой поэтической школы, «некрасовской школы».

Творческое наследие Некрасова  составляет драгоценную страницу истории  русской литературы. Его произведения дороги и близки современному читателю, традиции некрасовской поэзии продолжают жить в лучших поэтических созданиях  советских поэтов и сегодня.

Изображение бесправия и  угнетения народа, страстное желание  революционного освобождения его от ига крепостничества и капиталистического хищничества составляют главный  пафос творчества Некрасова. Историю  и современное состояние общества великий поэт революционной демократии воспринимал как борьбу. «Самый принцип борьбы и социального антагонизма определяет собой в поэзии Некрасова все его оценки...».

Вполне естествен поэтому  тот большой интерес, который  проявлял поэт к вопросам войны и  восстания. Некрасов был современником  двух войн: Крымской (1853 – 1856) и русско-турецкой (1877 – 1878), явился очевидцем в 60-х годах роста революционных выступлений в России. Проблемы, связанные с этими важнейшими явлениями общественной жизни, отражались в таких произведениях, как «Орина, мать солдатская», «14 июня 1854 года» («Великих зрелищ, мировых судеб»), «Внимая ужасам войны», «Саша», «Несчастные», «Тишина», «О поводе», «Газетная», «Балет», «Знахарка», «Коробейники», «Суд», «Дедушка», «Русские женщины», «Современники»; поэт неоднократно обращался к этим вопросам и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Известно, что в творчестве Некрасова нашли свое отражение  события войны 1812 г., но особенно много  поэт размышлял о тех войнах, свидетелем которых ему пришлось быть. В марте 1854 г. издатели «Современника» обратились с ходатайством в Министерство народного просвещения о том, чтобы им разрешили «присоединить к существующим в «Современнике» отделам отдел известий военных и политических».

Мастерски применяя фольклорные  приемы, Некрасов создает произведения, удивительно близкие народному  духу.

 

список используемой литературы

    1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Некрасов Н.А. www.km.ru, 2002.
    2. Иванов, Г.В. Николай Алексеевич Некрасов [Текст] / Г.В.Иванов, Л.С.Калюжная // Сто великих писателей. – М., 2007. – С.287 - 292.
    3. Кузьмин А.И., «Героическая тема в русской литературе» Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
    4. Минералов, Юрий Иванович. История русской литературы XIX века (40 – 60-е годы) [Текст]: Учеб. пособ. для вузов /Юрий Иванович Минералов - М.: Высш. шк., 2003. -301 с.
    5. Некрасов Н.А. Стихотворения Ставропольское издательство, 1975.
    6. Произведения школьной программы в кратком изложении Некрасов Н.А. с 206-207 М., Родин и компания, изд-во Аст,1998.
    7. Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихи для детей с 3-12 М., «Детская литература»,1972.
    8. Чуковский К.И. Некрасов Н.А. в кн. Некрасова Н.А. Стихотворения  с 3-30.
    9. Якушин, Николай Иванович. Некрасов в школе [Текст]: Книга для учителей / Николай Иванович Якушин. - М.: ДРОФА, 2004. - 315 с.: ил. - (Писатель в школе).
    10. http://www.nnekrasov.ru/photo/ - фотогалерея.

 

Приложение

 

1870г. Некрасов Н.А.

 

Портрет Н. А. Некрасова, Крамской, 1877 г.

 

Н.А. Некрасов,1877 г. На обороте карандашом рукою И. И. Ясинского: «Некрасов на смертном одре».


Информация о работе Военное творчество Некрасова Н.А.