Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:01, реферат
На протяжении многих веков, через призму художественных эпох, искусство пыталось понять человека, его внутренний мир. Природа наделила людей богатейшей палитрой чувств и эмоций. Они в гораздо большей степени, чем взвешенная, продуманная речь, характеризуют истинное отношение людей к явлениям и объектам реального мира, духовной сферы и, прежде всего, – к другим людям. Важнейшие их проявления– мимика и жест. Именно эти феномены в структуре личности “выдают” истинное о человеке. Мимика и жест, являющиеся неречевой формой общения, а значит и невербальным общением, являются своеобразными и важнейшими элементами “языка чувств”, проявлениями природы человека.
1. Введение ………………………………………………………………...............................
3
2. Виды коммуникативного общения……………………………………………………….
5
2.1. Вербальное общение………………………………………………………………
5
2.2. Невербальное общение……………………………………………………………
6
3. Мимика……………………………………………………………………………………..
7
3.1. Эмоциональная зона лица………………………………………………………...
7
3.1.1. Теоретический материал…………………………………………………...
7
3.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения……………………………………………………………...
7
3.2. Интеллектуальная зона лица………………………………………………….......
10
3.2.1. Теоретический материал…………………………………………………..
10
3.2.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения ……………………………………………………………..
11
4. Жесты…………………………………………………………………................................
13
4.1. Телодвижения и позы……………………………………………………………...
13
4.1.1. Теоретический материал…………………………………………………..
13
4.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения ……………………………………………………………..
13
4.2. Жесты рук…………………………………………………………………………..
15
5. Заключение………………………………………………………………………………...
17
Список литературы…………………………………………………………………………..
18
Проектно-исследовательская работа
“Язык мимики и жестов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»”
План учебного проекта
1. Введение ……………………………………………………… |
3 |
2. Виды коммуникативного общения………………………………………………………. |
5 |
2.1. Вербальное общение……………………………… |
5 |
2.2. Невербальное общение………………………… |
6 |
3. Мимика……………………………………………………………… |
7 |
3.1. Эмоциональная зона лица………………………………………………………... |
7 |
3.1.1. Теоретический материал…………………………………………………... |
7 |
3.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» с психологической
точки зрения……………………………………………………………. |
7 |
3.2. Интеллектуальная
зона лица………………………………………………….. |
10 |
3.2.1. Теоретический материал…………………… |
10 |
3.2.2. Анализ текста
романа М. Ю. Лермонтова « |
11 |
4. Жесты………………………………………………………………… |
13 |
4.1. Телодвижения и позы……………………………………………………………... |
13 |
4.1.1. Теоретический материал………………………………………………….. |
13 |
4.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения …………………………………………………………….. |
13 |
4.2. Жесты рук……………………………………………………………………… |
15 |
5. Заключение…………………………………………………… |
17 |
Список литературы………………………………… |
18 |
1. Введение
Те чувства, которые утаивает душа, тело выражает открыто, а наблюдая за телодвижениями и выражением лица, мы можем проследить за душевными переживаниями.
На протяжении многих веков, через призму художественных эпох, искусство пыталось понять человека, его внутренний мир. Природа наделила людей богатейшей палитрой чувств и эмоций. Они в гораздо большей степени, чем взвешенная, продуманная речь, характеризуют истинное отношение людей к явлениям и объектам реального мира, духовной сферы и, прежде всего, – к другим людям. Важнейшие их проявления– мимика и жест. Именно эти феномены в структуре личности “выдают” истинное о человеке. Мимика и жест, являющиеся неречевой формой общения, а значит и невербальным общением, являются своеобразными и важнейшими элементами “языка чувств”, проявлениями природы человека.
Именно поэтому предметом
В ходе исследования предполагалось следующее:
Данная работа интересна не только
для литературоведения и
Произнося слово «общение», большинство из нас имеют в виду разговоры, речь. Мало кто уделяет внимание тому, что общение заключается не только в словах. В целом, общение между людьми происходит при помощи двух средств: вербальных и невербальных. Рассмотрим каждое из них.
Вербальное общение осуществляется за счет речи (письменной или устной). При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем мысли, чувства, эмоции. Человек, его язык и его сознание неразрывны. Чаще всего с помощью слов и фраз собеседники выражают то, что хотят сказать друг другу. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Вначале,
конечно, было не слово, а мысль, побуждение
или образ. Но, для того, чтобы сделать
их понятными, нужно было облечь их в слова.
Для человека понятие или явление в полном
смысле начинает существовать тогда, когда
оно названо. Наиболее универсальное средство
человеческого общения – язык. Язык –
это основная система, при помощи которой
мы кодируем информацию и основной инструмент
коммуникации. Это «могучая, прекрасная
и великая» система кодирования, но и она
оставляет возможности не только для разрушения,
но и для создания барьеров.
При помощи слов мы делаем понятным смысл
явлений и событий, выражаем свои мысли,
эмоции, свое мировоззрение. Человек, его
язык и его сознание неразрывны. При этом
большинство людей относится к языку как
к воздуху – пользуется им, не замечая
его. Язык часто опережает мысли или вообще
не подчиняется
Однако, как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения.
Иначе говоря, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет
невербальных средств – параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция. Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).
По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет.
Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» — на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».
Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: «Хорошо... я дам поручение» — то пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.
Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: «Чем могу быть вам полезен?»
Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла, язык поз и жестов ясно указывает, что вы — нежелательное отвлечение от его работы. С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам: «Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?»
Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение.
Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему.. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него. Два эти элемента и станут предметом нашего дальнейшего обсуждения.
Начнем с определения мимики. Мимика- это выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека. Как известно, в речевой коммуникации человек получает информацию не только от звукового, но и от зрительного впечатления. Информацию несут и жест, и мимика, и поза, и манера ходить, то есть информация воспринимается не только через слух, но и зрительно, а также осязательно, обонятельно – через любые органы чувств.
В ряду всех впечатлений зрительные более многочисленны, нежели слуховые и обонятельные. Существует огромное множество душевных состояний, которые возможно выразить посредством мимики, например: печаль, злость, радость, отвращение, презрение, удивление, изумление, остолбенение, страх, ужас, сомнение, гнев, боль, любовь. И это далеко не весь спектр чувств и настроений выражаемых мимикой лица. Однако научиться контролировать мимику легче, чем жесты, поэтому она менее достоверна, но уж никак не менее выразительна…
Что же это за «эмоциональная» зона лица и что она в себя включает? Дело в том, что физиогномисты условно делят лицо человека на три части. Одна из них называется эмоциональной и включает в себя щёки, скулы, нос и рот. Гнев, радость, печаль, обида, презрение- всё это выражает изгиб губ. Даже если их владелец отлично владеет собой и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, а так же в цвете лица, на скулах.
Информация о работе Язык мимики и жестов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»