Язык мимики и жестов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 10:01, реферат

Описание работы

На протяжении многих веков, через призму художественных эпох, искусство пыталось понять человека, его внутренний мир. Природа наделила людей богатейшей палитрой чувств и эмоций. Они в гораздо большей степени, чем взвешенная, продуманная речь, характеризуют истинное отношение людей к явлениям и объектам реального мира, духовной сферы и, прежде всего, – к другим людям. Важнейшие их проявления– мимика и жест. Именно эти феномены в структуре личности “выдают” истинное о человеке. Мимика и жест, являющиеся неречевой формой общения, а значит и невербальным общением, являются своеобразными и важнейшими элементами “языка чувств”, проявлениями природы человека.

Содержание работы

1. Введение ………………………………………………………………...............................
3
2. Виды коммуникативного общения……………………………………………………….
5
2.1. Вербальное общение………………………………………………………………
5
2.2. Невербальное общение……………………………………………………………
6
3. Мимика……………………………………………………………………………………..
7
3.1. Эмоциональная зона лица………………………………………………………...
7
3.1.1. Теоретический материал…………………………………………………...
7
3.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения……………………………………………………………...
7
3.2. Интеллектуальная зона лица………………………………………………….......
10
3.2.1. Теоретический материал…………………………………………………..
10
3.2.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения ……………………………………………………………..
11
4. Жесты…………………………………………………………………................................
13
4.1. Телодвижения и позы……………………………………………………………...
13
4.1.1. Теоретический материал…………………………………………………..
13
4.1.2. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения ……………………………………………………………..
13
4.2. Жесты рук…………………………………………………………………………..
15
5. Заключение………………………………………………………………………………...
17
Список литературы…………………………………………………………………………..
18

Файлы: 1 файл

реферат (1) проект.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

«Как любой язык, язык тела состоит  из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а  слово может иметь несколько  различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты выступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего»- утверждает Алан Пиз. Что же, попробуем последовать его совету…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1.  Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с психологической точки зрения

«Герой нашего времени» не просто психологический, а в первую очередь социально-психологический  роман – и по характеру психологизма в раскрытии главного героя, и по широте и многообразию отображенной в нем социальной действительности, представленной рельефно выписанными образами персонажей, каждый из которых является, в свою очередь, определенным социально-психологическим типом. Однако психологизм романа не только социален, но и в тоже время глубоко философичен.   Отношение человека с человеком, личности с обществом и природой, с миром, человеческие устремления, возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти, по сути, философские проблемы ставятся в «Герое нашего времени». А это делает его романом не только социально-психологическим, но и философским.

Проблема личности –  центральная в романе. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение.

 В романе органически сочетаются  социально-психологическая проблематика и нравственно-философская,  острая сюжетность и  беспощадный самоанализ героя, очерковость отдельных описаний и новеллистическая стремительность поворотов в развитии событий, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Тем самым, роман при своей необычайной сжатости, отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики, органичным единством основной художественной идеи, которая развивается в главном герое – Печорине. Именно герой является основой произведения. Раскрытие героя  - цель всей системы повестей, она  определяет и  построение сюжета.

Хронология жизни героя нарушена, но четко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую дает Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в “Журнале Печорина”. Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе “Герой нашего времени” — рассказать “историю души человеческой”, увидев в ней признаки эпохи. В предисловии к “Журналу Печорина” автор подчеркнул, что в образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в исповедальных  записях героя со всей беспощадностью самоанализа, будучи одновременно и автором, и героем «журнала», Печорин бесстрашно говорит о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания.

Роман строится как цепь повестей. Сюжет замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости (повесть «Бэла»), в крепости же и заканчивается (повесть «Фаталист»). Подобная композиция свойственна романтической поэме: внимание читателя сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходному пункту своих нравственных исканий. Символически – из крепости в крепость.

 

Телодвижения, позы героев

Истолкование с психологической  точки зрения

«Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а в другой держа погасшую трубку»

В произведении эта поза Печорина встречается нам несколько раз. Через такой жест выражается чувство  превосходства над другими, уверенность  в себе, что вполне естественно  для личности Печорина. Однако мы видим, что кроме этого, Печорин был в крайней степени задумчивости- иначе с чего бы он лежал с потухшей трубкой?

«Ее легкая, но благородная походка  имела в себе что-то девственное, ускользающее от  определения, но понятное взору»

Такой мы впервые видим Мери и далее можем убедиться, что она говорит о благородстве, изяществе девушки.

 

«Печорин слушал ее молча, опустив  голову на руки»

Нетрудно догадаться, что, сидя рядом  с Бэлой, Печорин испытывал глубокое сострадание, он был в отчаянии и, скорее всего, пребывал в тяжелых раздумьях.

«-Да, признаюсь, - сказал он, теребя усы,- мне стало досадно»

Такой жест Максима Максимыча обозначает волнение, затруднение при подборе  слов. Этот жест наиболее характерен для  этого человека, мы встречаем его  многократно.

«- Вы нынче умрете! - сказал я ему.

     Он быстро ко мне  обернулся, но отвечал медленно  и спокойно»

Ясно, что Вулича задели слова Печорина, однако он тут же взял себя в руки и продолжил казаться спокойным  и хладнокровным человеком.

«Грушницкий бросил бешеный взгляд, топнул ногой и отошел прочь»

У Грушницкого не нашлось слов, но зато он восполнил этот недостаток мимикой и жестами. Похоже, что  «топнул ногой» он от ярости и бессилия.

«Я сделал несколько шагов… она  выпрямилась в креслах, глаза  ее засверкали…»

Такая поза Мери говорит нам о  ее решительности, намерениях разобраться  в чем-то или что-то серьезно обговорить.




 

 “Герой нашего времени”  — первый в русской литературе  роман, в центре которого представлена  не биография человека, а именно  личность человека — его душевная и умственная жизнь как процесс.

 

 

 

По этой таблице видно, насколько  необыкновенно точен Лермонтов  в деталях, на первый взгляд маловажных.

Мы на примерах показали, как много  скрытой от поверхностного взгляда  информации содержат в себе различные жесты, как важно внимательно присматриваться к ним, чтобы разобраться в характерах героев романа.

 

    1.  Жесты рук

 

Мы посчитали нужным отдельно выделить именно жесты рук, так как в них содержится основная и наиболее точная информация о чувствах и эмоциях героев. Пронаблюдаем это в таблице:

 

Жесты рук героев

Истолкование жестов с психологической точки зрения

«…он  хотел  кинуться  на  шею

Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул  ему

руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно  схватил  его  руку

обеими руками: он еще не мог  говорить».

В психологии пожатие руки Максима  Максимыча называется «перчаткой». Так он пытается показать, что ему  можно доверять и что он честен. Обычно такой жест используется по отношению к хорошо знакомым людям, каким для себя Максим Максимыч считал Печорина.

«- Выздоровела? - спросил я у  штабс-капитана,  схватив  его  за  руку  и

невольно обрадовавшись».

Не стоит углубляться в книги  по психологии, чтобы объяснить смысл  данного жеста- автор искренне переживает за Бэлу и не безразличен к ее судьбе.

«Грушницкий ударил кулаком по столу  и стал ходить взад и вперед по комнате».

Этот жест выражает не только эмоции (раздражение, возмущение), но и черту характера Грушницкого- неспособность контролировать себя.

«Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает…»

Данный жест считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Кроме того, цитата подтверждает, что Грушницкий был человеком, любящим позировать перед публикой, надевать перед людьми маски.

«Она стояла у фортепьяно, опершись одной рукой на спинку кресел: эта  рука чуть-чуть дрожала».

Пример, показывающий, как Мери пытается скрыть свое волнение, но ей это все же не до конца удается.

«-Помилуйте!- сказал я, всплеснув руками,- разве героев представляют?»

В этом жесте Печорина видно совпадение его чувств, мыслей и слов- он искренне удивлен.

«Она выдернула свою руку из моей, и щеки ее запылали»

Такой жест Веры показывает ее возмущение, смущение.

«Его походка была небрежна и  ленива, но я заметил, что он не размахивал руками…».

В данном случае автор сам верно  истолковывает такое поведение: «верный признак некоторой скрытности характера».


 

 

В данной таблице наглядно представлены примеры истолкования жестов рук: какие эмоции они выражают; совпадают ли смыслы жестов и произносимых слов.

Оказалось, что диалоги персонажей романа «Герой нашего времени» даже несколько  менее информативны, чем то, как герои невербально реагируют на происходящие события.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

Основываясь на романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы доказали, что и жест, и мимика являются важнейшими элементами в создании художественного образа героя в литературном произведении. Они делают образ каждого из героев ярче, глубже и понятнее для внимательного читателя.

 

Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" считают первым русским  психологическим романом. В связи  со стремлением автора раскрыть "историю  души человеческой" роман оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует "душу" не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, и его поступки, и его чувства, а так же его невербальная коммуникация. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, к состоянию человека, его жестам и позам, именно это делает роман «Герой нашего времени» столь психологичным.

«Герой нашего времени» - принципиально новый этап в исторической эволюции романа.  Он вмещает в  себя не только углубленное отображенную «биографию чувств», характерную для  «субъективного» романа, но и в не меньшей мере «жизнь и приключения» героя, столь характерные для «объективного» романа. Лермонтов усвоил и творчески переработал достижения «субъективного» французского романа с его психологизмом, но не отбросил и опыта «авантюрного» романа, уходящего своими истоками к западному «плутовскому» и русскому  авантюрно-бытовому, нравоописательному и даже историческому роману.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. А. Пиз  «Язык телодвижений»
  2. Фоменко И. «Психология мимики»
  3. Рудакова Е. В. «Вербальное и невербальное общение»
  4. Самохвал Н. В. «Жест и мимика героев фильмов Федерико Феллини»
  5. Мельник А. А. «Как читать человека: жесты, позы, мимика»
  6. Савенкова Т. «Герой нашего времени - роман-эпиграмма, составленный из беспредельных афоризмов»
  7. Шевцова А. И. "Роль мимики и жестов в романе И.С. Тургенева  "Отцы и дети"
  8. http://www.zhestov.net



Информация о работе Язык мимики и жестов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»